Субъекты административного права.
Необходимо уяснить, что граждане РК в управленческих отношениях могут
выступать в двух основных качествах: как субъекты подчинения или как
активные участники этих отношений.
Для совершения этих действий граждане РК должны обладать
административной правоспособностью (она возникает с момента рождения и
прекращается со смертью) и действительностью (в полном объеме наступает в
18 лет).
Президент РК является субъектом административного права РК, как глава
государства.
Должность Президента РК носит ярко выраженный политический характер.
Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует
эту политику, является главным звеном политического руководства
государственной деятельностью.
Правительство РК является высшим исполнительно-распорядительным
органом, возглавляет систему исполнительных органов, осуществляет
руководство их деятельностью. Если Президент в общем генеральном плане
определяет внутреннюю и внешнюю политику, то Правительство осуществляет
непосредственное руководство, управление в различных сферах государственной
жизни в масштабах всей республики. Оно организует управление
государственной собственностью, решает все вопросы государственного
управления, за исключением отнесенных Конституцией к компетенции Парламента
и Президента РК (раздел IV Конституции РК, Указ Президента РК, имеющий силу
конституционного закона “О правительстве РК” 1995 г.).
Также субъектами административного права являются предприятия, учреждения и организации.
Понятие и основные черты юридического лица. Виды и формы юридических лиц.
На рынке, как и в жизни вообще, люди вступают между собой в различного рода отношения. Они вступают в эти отношения непосредственно, т. е. как обособленные физические лица, и опосредованно, через различного рода группы, объединения физических лиц. В последнем случае такая группа или объединение действуют как единое целое, имеющее какие-то общие интересы, задачи, цели. В свою очередь эти группы опять же могут объединяться в новые группы и т. д.
Объединения людей могут носить формализованный и неформализованный характер. В первом случае такие объединения получают статус юридического лица или иной разрешенный по закону статус, например, статус филиала, представительства юридического лица. Во втором случае они существуют без какого-либо юридического оформления.
Существует несколько классификаций юридических лиц.
Прежде всего, все юридические лица могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие организации. В основу такой классификации положена цель создания и функционирования юридического.ища.
Коммерческие организации основной целью имеют извлечение прибыли и могут распределять полученную прибыль среди своих участников (учредителей).
Некоммерческие организации не имеют такой основной цели и не могут распределять прибыль среди своих учредителей (участников).
Отсутствие цели извлечения прибыли не препятствует некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, если такая возможность предусмотрена учредительными документами и не препятствует уставным целям и задачам.
Вторым критерием для классификации является организациионно-правовая форма, под которой понимается установленное законом структурное построение юридического лица, определяющее порядок его учреждения, права и обязанности учредителей (участников), порядок управления и функционирования.
Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций является исчерпывающим. Коммерческие организации могут быть созданы в виде: хозяйственных товариществ (полного товарищества и товарищества на вере); хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества); производственных кооперативов; унитарных предприятий (государственных и муниципальных).
Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются следующие: общественная организация; религиозная организация; учреждение; фонд; потребительский кооператив; ассоциация (союз). Гражданское законодательство допускает также создание некоммерческого партнерства, государственной корпорации, государственной компании, автономной некоммерческой организации, товарищества собственников жилья, торгово-промышленной палаты и др.
Особенности отдельных организационно-правовых форм юридических лиц установлены специальными законами.