Радость и качество жизни




Новый взгляд на счастье

 

Дж. Милль, "чтобы добиться подлинного улучшения судьбы человечества, необходимо изменить сами основы, определяющие ход человеческих мыслей ".

То,как мы к себе относимся, доставляет ли нам жизнь радость, в конечном итоге зависит от того, как наше сознание фильтрует и интерпретирует наш повседневный опыт. Ощущение счастья зависит от внутренней гармонии, а не от способности контролировать силы Вселенной.

Экзистенциальными проблемами традиционно занималась религия, поэтому неудивительно, что сегодня все большее число разочаровавшихся людей пытается найти ответы с её помощью. Но религия – это лишь временное решение проблемы отсутствия смысла жизни, о но не даёт окончательных ответов. Возможно, однажды возникнет новое жизнеспособное учение, а пока те, кто ищет упокоения в существующих церквях, часто вынуждены платить за внутреннюю гармонию молчаливым согласием игнорировать огромную массу всего, что известно о том, как устроен мир.

Чтобы преодолеть тревоги и неприятности, подстерегающие его в жизни, человек должен стать настолько независимым от социального окружения, чтобы не мыслить исключительно в терминах социальных вознаграждений и наказаний. Для достижения подобной автономии индивид должен научиться находить вознаграждения внутри себя, развить способность испытывать радость независимо от внешних обстоятельств. Эта задача одновременно и легче, и труднее, чем кажется: легче, потому что человек располагает всем необходимым для её решения, а труднее, потому что она требует упорства и дисциплины – качеств, которые нечасто встретишь в наши дни!(ну не скажи)))наши офигенные тренера волга спорта с железной силой воли и жизнерадостные с приятной энергетикой,которыми восхищаюсь и равняюсь на них!). Но прежде всего важно помнить, что обрести контроль над сознанием можно только при условии кардинального изменения представлений о том, что важно, а что – нет.

 

Анатомия сознания

«Люди боятся не самих вещей или событий, но того, как они воспринимают их»,- писал Эпиктет.

Сознание даёт нам возможность оценивать то, что сообщают органы чувств, и реагировать адекватно. Благодаря ему мы можем синтезировать новую, не существующую прежде информацию, мы обретаем способность мечтать, говорить неправду, сочинять прекрасные стихи и научные теории.

За тысячелетия эволюции нервная система человека стала настолько сложной, что приобрела способность влиять на собственное состояние. Это делает её до некоторой степени функционально независимой от генетических

Программ и окружающей среды. Умение не сдаваться, несмотря на препятствия и неудачи, вызывает обоснованное восхищение, поскольку, по всей видимости, эта черта чрезвычайно важна не только для того, чтобы добиться успеха в жизни, но и для того,чтобы получать от неё радость.

Человека,умеющего контролировать своё сознание, отличает способность произвольно фокусировать внимание, не отвлекаться и поддерживать концентрацию ровно столько, сколько требуется для достижения цели, не больше. Личность,способная на это, как правило, умеет и наслаждаться повседневной жизнью.

Всякий раз, когда входящая информация нарушает упорядоченность нашего сознания, подвергая опасности существующую структуру целей и приоритетов, мы оказываемся в состоянии внутреннего беспорядка, или психической энтропии. Продолжительное пребывание в таком состоянии может настолько ослабить личность, что человек лишится способности управлять своим вниманием и достигать целей.

Оптимальное переживание-это, когда поступающая в наше сознание информация находится в согласии с внутренней структурой целей, психическая энергия течёт без всяких препятствий. Оно достигается в ситуациях, когда индивид может свободно направлять внимание на достижение своих целей, потому что ему не нужно бороться с внутренним беспорядком и защищаться от каких-либо угроз. Также это состояние называют состоянием потока («это как плыть по течению», «меня нёс поток»).

После переживания потока личностная организация становится сложнее, чем была прежде. Именно в возрастании сложности и заключается личностный рост. Сложность есть результат двух масштабных психологических процессов дифференциации и интеграции. Первый предполагает движение в сторону уникальности, отделенности от других, второй стремится к противоположному-к единению с другими людьми, к надличностному единству идей и концепций. Сложной мы называем ту личность, которой удаётся успешно сочетать в себе оба этих процесса.

 

Радость и качество жизни

Удовольствие-это чувство, возникающее всякий раз, когда в наше сознание поступает информация об удовлетворении потребности, обусловленной биологической программой или социальными стереотипами.

Хотя удовольствие и является одним из важных составляющих качества жизни, само по себе оно не приносит счастья. Питание, сон, отдых, секс возвращают нас в состояние гомеостатического равновесия, восстанавливают порядок в сознании после того, как были удовлетворены вызывающие психическую энтропию потребности организма. Но эти процессы не способствуют психологическому росту и усложнению личности. Удовольствие помогает поддерживать порядок, но само по себе оно не может создавать его, т.е. перевести сознание на новый уровень. Мы говорим о радостном событии в том случае, если человек не только удовлетворил свои потребности и желания, но и сумел выйти за пределы привычных схем и действия, достиг чего-то необычного, чего прежде, возможно нельзя было даже вообразить.

 

Восемь основных компонентов переживания радости:

 

1)задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной;

 

2)он должен иметь возможность сосредоточиться;

 

3 и 4)концентрация становится возможной потому, что задача позволяет чётко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь;

 

5)в процессе деятельности увлечённость человека настолько высока, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах.

 

6)занятия, приносящие радость, позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями;

 

7)осознание своего Я в момент совершения действия как будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода оно становится сильнее, чем раньше;

 

8)изменяется восприятие течения времени: часы превращаются в минуты, а минуты могут растягиваться в часы.

 

Аутотелическое переживание (образ. от греч. слов: auto «само по себе», а telos «цель»). Другими словами, это деятельность, которая совершается не ради будущего вознаграждения, а ради неё самой. Иногда мы начинаем получать удовольствие от занятий, которые поначалу были навязаны нам против нашей воли.

Аутотелическое переживание, или состояние потока, поднимает личность на качественно иной уровень. Отчуждение уступает место вовлечённости, скуку сменяет радость, беспомощность превращается в ощущение собственной силы. Психическая энергия больше не расходуется впустую на внешние цели, а способствует укреплению нашего Я. Когда возникает чувство внутреннего удовлетворения, человек начинает ценить настоящее и перестаёт быть заложником светлого будущего.

Состояние потока, как и все на свете, не является чем-то «хорошим» в абсолютном смысле. Оно хорошо лишь постольку, поскольку может сделать нашу жизнь более насыщенной, радостной и полной смысла. Оно хорошо, потому что укрепляет и расширяет наше Я. А последствия каждого конкретного эпизода состояния потока нужно обсуждать и оценивать отдельно и в терминах более широких социальных критериев (как и в науке, религии или политике).

Наша задача-научиться получать радость от повседневности, не мешая другим заниматься тем же.

 

Условия потока

 

Семейная ситуация, стимулирующая развитие способности достигать состояния потока, отличается 5 характеристиками:

 

1)Ясность в отношениях. Подростки точно знают, чего ожидают от них родители, обратная связь в семье имеет недвусмысленный характер.

 

2)Интерес родителей к тому, что думает и чувствует их ребёнок в настоящий момент, а не озабоченность тем, в какой колледж он поступит и удаётся ли ему получить хорошо оплачиваемую работу.

 

3)Предоставляемая детям возможность выбора: они чувствуют, что могут поступать по своему усмотрению, в том числе и нарушать родительские правила, если они готовы иметь дело с последствиями.

 

4)Чувство общности, доверие между членами семьи, позволяющая подростку отбросить психологическую защиту и погрузиться в интересующие его занятия.

 

5)Наконец, родители должны обеспечивать детям достойные задачи, сложность которых постоянно возрастает, создавая тем самым возможности для самосовершенствования.

Тело и поток

«У человека нет ничего, кроме собственного тела, данного ему на непродолжительное время взаймы,- писал Джеймс Кэбелл,-однако человеческое тело способно приносить много радости».

Действительно, нет более доступного лекарства от уныния, скуки и депрессии. В наше время большинство людей осознают важность поддержания хорошей физической формы. Но тот практически безграничный потенциал радости, который предлагает нам наше тело, удаётся использовать лишь немногим. Мало кто может двигаться с ловкостью акробата, смотреть на вещи свежим взглядом художника, чувствовать радость спортсмена, побившего собственный рекорд, распознавать вкусовое разнообразие блюда, как истинный гурман, или заниматься любовью с мастерством, поднимающим секс до уровня искусства. Между тем все это достижимо, нужно лишь научиться управлять своим телом и органами чувств.

Чтобы научиться испытывать радость от того, что умеет наше тело, не обязательно становиться профессионалом, можно стать увлечённым дилетантом-в лучшем смысле этого слова- во всех этих областях.

 

Поток мысли

Некоторые люди предпочитают посвятить себя одному занятию и достичь в почти профессиональных высот. Они склонны смотреть свысока на тех, кто не дотягивает до их уровня (профессора… У них комплекс Бога и у многих доцентов!Им кажется они нашли истину и теперь можно всех называть шварью (обычных смертных, а не таких богов как они!) от таких держитесь подальше,берегите свою психику и энергию лучше!Потом будет очень сложно восстановить (к примеру я,а именно у меня после эконома,общения с великими божествами, теперь психика неполноценная, я стала социапаткой, никому не доверяю,у меня болит сердце,когда я вспоминаю как со мной обошлись в этом вузе люди, которых я считала великими, на которых я равнялась … Я краснею… И не могу себя контролировать,если вдруг увижу кого-то из эконома,я забью этого человека до смерти!Поэтому я уезжаю из этой страны безбожников … Которые превращают студентов в психопатов … Меня спасает музыка,рисование,философия,спорт,мировая история,психология… Учусь себя контролировать… А сердце так болит порой,что хочется себя убить чем-нибудь, чтобы все это кончилось!)

Любительство и дилетантство-эти два понятия используются для обозначения увлеченности какой-либо физической или умственной активностью. В наши дни эти термины приобрели несколько уничижительное звучание!Любителя, или делетанта, как бы не стоит воспринимать всерьёз, он не дотягивает до профессионального уровня. Однако изначально оба этих слова, имеющих латинское происхождение, обозначали человека, получающего радость от того, что он делает. Акцент делается на чувствах, а не на достижениях, на субъективном вознаграждении, а не на уровне развития навыков.

Если дилетант устремляется в познание, не научившись скептицизму и не освоив навыки критического мышления (предупреждаю!Таких не любят!Я сама такая!Любят бесхарактерных тряпок, которые верят всему что скажут преподов,профессора,доценты!Поймите,наконец студенты!Они люди и могут ошибиться, а не божества!Они не Библия!Они обыкновенные люди со своими взглядами и вы должны опираться на факты, а не на теории (как говорил один Вааковский профессор-профи!Факты ребят!Никакой воды!Он кстати весь мир путешествовал,воевал и в международных конференциях участвовал!Вот так вот), составляющие основу научного метода, он рискует стать более нечистоплотным и оказаться ещё дальше от истины, чем самый коррумпированный чиновник от науки.

Человек, пренебрегающий использованием своих мыслительных способностей, никогда не достигнет подлинной свободы. На его мышление будет влиять мнение-соседей,информация газет и с экрана телевизора,он будет жить во власти «экспертов»!!! В идеале, окончание насаждаемого извне образования должно стать началом обучения, мотивированного изнутри. Цель учеба отныне заключается не в оценке, дипломе или хорошей работе (а общество и политиканы вбивают это в нас ещё с яслей!). Человек учится, чтобы понять, что происходит вокруг, и найти в этом личностный смысл (наука,история,философия и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: