Сертификация продукции
Основные термины и определения
Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия установленным требованиям.
В сертификации участвуют три стороны:
1. изготовитель;
2. заказчик или продавец;
3. независимое лицо или орган по сертификации.
Орган по сертификации – это орган, проводящий сертификацию соответствия (местный, территориальный или центральный).
Соответствие – это соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или услуге.
Центральный орган по сертификации – это орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.
Испытательная лаборатория (центр)– лаборатория (центр), которая проводит испытания определённой продукции.
Протокол испытаний – документ, содержащий результат испытаний.
Эксперт – это лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.
Система сертификации – это система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации.
Сертификат соответствия – это документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Разновидности сертификата:
1. сертификат соответствия по показаниям безопасности;
2. гигиенический;
3. ветеринарный;
4. фитосанитарный (карантинный).
Формы сертификации: обязательная и добровольная.
Обязательная сертификация – это подтверждение соответствия товара обязательным требованиям.
Обязательные требования включают в себя показатели безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости.
|
Обязательной сертификации подлежит продукция, входящая в перечень для обязательной сертификации(продукты питания, детские товары, товары народного потребления, контактирующие с пищевыми продуктами и водой; товары бытовой химии, парфюмерия, косметика и бытовые приборы и т.д.).
Добровольная сертификация проводится на товары и услуги, не подлежащие обязательной сертификации. Это оценка стоимости автомобилей, производство удобрений, обслуживание в санаториях и профилакториях.
Основные цели и принципы сертификации
Цели сертификации:
1. создание условий для деятельности предприятий, организаций, предпринимателей на едином товарном рынке России, участие в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве, в международной торговле;
2. содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
3. содействие экспорту;
4. повышение конкурентоспособности продукции;
5. защита потребителя от недобросовестности изготовителя;
6. контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья человека;
7. подтверждение показателей качества продукции.
Задачи сертификации:
1. создание систем сертификации однородной продукции;
2. определение номенклатуры обязательных показателей;
3. поэтапное введение обязательной сертификации;
4. аккредитация (утверждение) действующих испытательных лабораторий и создание новых;
5. подготовка и аккредитация экспертов;
6. разработка требований к стандартам, применяемым при сертификации;
7. модернизация методов испытаний;
8. установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;
|
9. международное и региональное сотрудничество в области сертификации.
Принципы сертификации:
1. Соответствие с международными нормами и правилами;
2. компетентность и независимость органов по сертификации;
3. добровольность заявителя при выборе органа по сертификации;
4. открытость системы ГОСТ Р для участия в ней предприятий.
Схемы сертификации
Это последовательность действий третьей стороны при проведении сертификации.
Схема 1. Проводятся типовые испытания средних образцов, обираемых заявителем и поставляемых в испытательную лабораторию. При подтверждении соответствия лаборатория выдаёт протокол испытаний, являющийся основанием для выдачи сертификата.
Достоинства: простота, невысокие затраты на испытания.
Недостаток: невысокая степень надёжности, т.к. отбор образцов выборочный. Трудно предотвратить реализацию недоброкачественной продукции.
Схема 2. Позволяет выявить соответствие качества продукции, реализуемой в розничной торговой сети.
Достоинства: возможность оценки качества серийно выпускаемой продукции.
Недостатки те же, что и у схемы 1.
Схема 3. Проводятся периодические испытания образцов, взятых у изготовителя. Это позволяет предотвратить попадание некачественной продукции в торговую сеть.
Схема 4. Проводятся периодические испытания образцов, взятых из торговой сети и у изготовителя. Увеличивается количество испытываемых образцов, но одновременно увеличиваются затраты на испытания, и в результате возрастает цена на продукцию. Необходимы дополнительные усилия по сбыту продукции.
|
Схема 5. Наряду с испытаниями образцов, взятых у изготовителя и в торговой сети, проводится аттестация производства. Производится контроль стабильности условий производства.
Схема 6. В дополнение к схеме 5 проводится сертификация системы качества изготовителя.
Аттестация – это официальное подтверждение уполномоченным государственным органом наличия необходимых и достаточных условий производства данной продукции.
Схема 7. Периодически испытывают не образец, а выборку из товарной партии. Выборка должна отражать качество всей партии изделий.
Схема 8. Испытанию подвергается каждое изделие. Это повышает надёжность испытаний, но резко увеличивает их стоимость. Применяется для дорогостоящих изделий. Оформляется сертификат на каждое изделие.
Схема обязательной сертификации определяется ГОСТ Р с учётом особенностей производства, испытаний, поставки и использования данной однородной продукции.
Схема добровольной сертификации устанавливается органом по добровольной сертификации с учётом предложений заявителя.
Порядок проведения сертификации
1. Подача заявки.
2. Рассмотрение заявки (в течение месяца).
3. Отбор образцов и их испытания.
4. Аттестация производства данной продукции.
5. Анализ полученных заключений и принятие решения на сертификацию.
6. Выдача сертификата соответствия.
Заявитель может получить от органа по сертификации необходимое количество копий сертификатов, если партия продукции будет разделена на более мелкие партии. Срок действия сертификата устанавливается в пределах срока годности продукта.
Если срок годности (хранения, реализации) не установлен, то срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации. Это обычно 1 год (парфюмерия, косметика, бытовая химия) или 3-5 лет (бытовая техника, мебель и т.д.).
Сертификаты, срок действия которых закончился, подлежат переоформлению.
Подлинник сертификата соответствия не подлежит восстановлению (при утере).
Вместе с сертификатами заявителю выдаётся лицензия об использовании знака соответствия для маркировки продукции. Знаки соответствия:
ЛТ– лёгкая промышленность, текстиль.
ЛД– лёгкая промышленность, детская.
БП– бытовая посуда.
ПП– пищевые продукты и т.д.