УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е. А. Захаров
«____»____________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Материаловедение»
Направление
151900.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»
Профиль подготовки «Технология машиностроения»
Механико-металлургический факультет
заочная форма обучения
(полная программа обучения)
Курс 2 3
Семестр 4 5
Число зачетных единиц 2 3
Всего часов по учебному плану 180
Всего часов аудиторных занятий 14 14
Лекции, час 6 6
Лабораторные занятия, час 8 8
СРС, всего часов по учебному плану 58 58
Форма итогового контроля по зачет экзамен
дисциплине
Волгоград 2015 г.
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО направления 151900.62 «Конструкторско - технологическое обеспечение машиностроительных производств» и учебного плана бакалавриата по данному направлению, утвержденного приказом ВолгГТУ.
Составитель рабочей программы
доцент кафедры «МВ»_____________________С. П. Писарев
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Материаловедение и композиционные материалы»
Протокол № _4_ от «__24___»__ февраля ____ 2015 г.
Зав. кафедрой МВ
д-р техн. наук, доцент______________________Л. М. Гуревич
Одобрено комиссией по безотрывным и сокращенным
образовательным программам
Протокол № __1___ от «__28___» февраля 2015_ г.
Зам. председателя комиссии по безотрывным и сокращенным
образовательным программам,
декан ММФ
канд. истор. наук, доцент _____________________________И. А. Небыков
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель преподавания дисциплины
Цель изучения дисциплины «Материаловедение» - дать будущему бакалавру необходимые знания в области материаловедения и методов упрочнения материалов. В результате изучения данной дисциплины студент должен иметь четкое представление о формировании строения и свойств различных конструкционных материалов и способах упрочнения деталей из них, уметь выбирать по заданным свойствам необходимый материал, способы их упрочнения с целью обеспечения наиболее оптимальных режимов работы как отдельных деталей, так и изделий в целом.
Дисциплина «Материаловедение» является специальной дисциплиной профессионального цикла (базовая часть).
I.2. Задачи изучения дисциплины
Основными задачами изучения дисциплины являются:
1) получение знаний по физической сущности явлений, происходящих в материале при его получении, обработке и в условиях эксплуатации;
2) ознакомление с основными свойствами материалов, применяемых в машиностроении;
3) умение правильно выбирать материал с учетом надежной работы детали в планируемые сроки эксплуатации при возможном снижении материалоемкости изделий;
4) получение знаний для выбора оптимального вида обработки, обеспечивающего высокую надежность и служебные свойства деталей машин;
5) подготовка обучающихся к производственно-технической деятельности, связанной с эксплуатацией приборов и оборудования.
I.3. Взаимосвязь учебных дисциплин
Дисциплина «Материаловедение» основана на усвоении таких предметов как «Физика», «Химия», входящих в Блок 2 «Математический и естественнонаучный цикл» (базовая часть) учебного плана. В свою очередь «Материаловедение» дает знания, необходимые для изучения в вузе таких дисциплин, как «САПР технологических процессов», «Режущий инструмент», «Сопротивление материалов», «Резание материалов».
Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Согласно ФГОС по направлению, применительно к дисциплине «Материаловедение», выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурные компетенции –
ОК-1 – способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, культурой мышления (ОК-1);
ОК-6 – способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
ОК-9 – способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
ОК-10 – способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
профессиональные компетенции –
ПК-23 – способностью выбирать материалы и оборудования и другие средства технологического оснащения и автоматизации для реализации производственных и технологических процессов (ПК-23);
ПК-24 – способностью участвовать в организации эффективного контроля качества материалов, технологических процессов, готовой машиностроительной продукции (ПК-24).
Отдельные элементы перечисленных выше компетенций формируются у студентов при изучении данной дисциплины.
Дополнительно к установленным стандартом компетенциям определена следующая профильно-специализированная компетенция (вузовское дополнение):
ПСК-1 – способностью использовать знания в перспективных направлениях развития работ в области совершенствования материалов, технологических процессов и технологического оборудования для их изготовления (ПСК-1);
ПСК-2 – знать физическую сущность явлений протекающих в процессе изготовления и последующей эксплуатации изделий из металлических, полимерных и композиционных материалов (ПСК-2).
Перечисленные выше компетенции предполагают следующие знания и умения.
В связи с этим студент должен знать:
- классификацию, маркировку и области применения углеродистых, легированных сталей и сплавов, цветных металлов и сплавов, неметаллических материалов;
- базовые положения при выборе материалов для деталей машин и механизмов;
- теорию термической и химико-термической упрочняющей обработки;
- методики проведения испытаний материалов;
- физическую сущность явлений, происходящих в материалах при воздействии на них различных факторов в условиях производства и эксплуатации;
- основные области применения различных современных материалов.
Студент должен уметь:
- использовать оборудование лаборатории материалов для качественного (по микроструктуре) и количественного определения их свойств (по твердости);
- пользоваться справочными данными по характеристикам материалов и способам их обработки;
- назначать тип и марку материалов для изготовления конкретных деталей и элементов конструкций;
- выбирать режим термической и химико-термической обработки стальных изделий с целью изменения их механических характеристик;
-выбирать способы упрочнения поверхностей деталей.
Отдельные элементы вырабатываемых в процессе изучения дисциплины компетенций приводятся в разделе 2.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИ