Методология научного поиска




Реферат

 

на тему НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ

 

Студент(ка) Т.Д. Бадалли (И.О. Фамилия)     ___________________ (личная подпись)
Научный руководитель Е.А. Сидякина (И.О. Фамилия) ___________________ (личная подпись)

 

 

Тольятти 2018


Содержание

Введение………………………………………………………………...……………3

1. Методология научного поиска……………………………..…………...……4

2. Развитие научного знания. Научные революции……………...……………7

Заключение………………………………………………………………………….12

Список используемой литературы……………………………………………..….13

 

Введение

Научная теория – логически взаимосвязанная система понятий и утверждений о свойствах, отношениях и законах некоторого множества идеализированных объектов.

Роль теории в научном познании безгранично велика. Теория как форма научного знания направлена на обнаружение закономерностей того или иного фрагмента действительности. В процессе построения научной теории задействованы сеть базовых понятий, совокупность методов, методологические нормы и принципы, данные экспериментов, обобщения фактов и заключения теоретиков и экспертов. Построение научной теории — это процесс, координируемый научными целями и задачами.

Каждая теория относится к определенной предметной области действительности и отражает тот или иной ее уровень. Теория должна представлять ту или иную область действительности, объяснять имеющиеся факты на основе найденной закономерности, а также расширять сферу познанного. Развитая теория содержит в себе сведения о причинных, генетических, структурных и функциональных взаимодействиях реальности. По форме теория предстает как система непротиворечивых, логически взаимосвязанных утверждений. Развитая теория представляет собой не просто совокупность связанных между собой положений, но содержит в себе механизм концептуального движения, внутреннего развертывания содержания, включает в себя программу построения знания. В этой связи говорят о целостности теории.

Методологи обращают внимание на три особенности построения развитой научной теории. Первая указывает на то, что «развитые теории большей степени общности в современных условиях создаются коллективом исследователей с достаточно отчетливо выраженным разделением труда между ними», т.е. речь идет о коллективном субъекте научного творчества. Это обусловлено усложнением объекта исследования и увеличением объема необходимой информации.

«Вторая особенность современной теоретико-познавательной ситуации состоит в том, что фундаментальные теории все чаще создаются без достаточно развитого слоя первичных теоретических схем и законов», «промежуточные звенья, необходимые для построения теории, создаются по ходу теоретического синтеза».

В качестве третьей особенности выступает применение метода математической гипотезы: построение теории начинают с попыток угадать ее математический аппарат (B.C. Степин). При обнаружении неконструктивных элементов внутри теоретических схем проводилась своеобразная селекция идеализированных объектов. Обращение к мысленному эксперименту позволяло объяснить или опровергнуть предполагаемые зависимости и необходимые условия.

К особенностям становления развитой научной теории, состоящим в необходимости коллективного субъекта научного творчества, в отсутствии развитого слоя промежуточных звеньев первичных теоретических схем и законов, а также в применении метода математической гипотезы следует добавить еще одну особенность, указывающую на роль языка в процессе построения развитой научной теории.

 

 

Методология научного поиска

В процессе научного творчества ключевым моментом, центром и результатом деятельности выступает открытие. Попытка структурировать этот путь связана с выделением точек соприкосновения научного исследования, которые могут служить опорой в планировании и организации индивидуального опыта творческой работы.

Выбор тех или иных познавательных действий определяется объектом исследования и познавательными возможностями исследователя. Обусловленность научного поиска – одно из главных ограничений, в рамках которого совершается выбор тех или иных действий в процессе деятельности.

В своих познавательных увлечениях человечество создает мир устойчивых смыслов. Вместе с оформлением системы понятий, системы знаний развивается и постоянно расширяется смысловое пространство человеческой деятельности. Вне смыслового пространства, вне системы понятий невозможны ни простые формы человеческой деятельности, ни тем более творческие. Исследовательская деятельность опирается на необходимый уровень знаний, составляющий фундамент проблемной ситуации в науке. Процесс научного творчества характеризует общая мировоззренческая картина развития знания, целостная картина эволюции науки как системы, порождающей конкретные методы и теории, соответствие индивидуального уровня постижения проблем общему мировоззренческому и познавательному контексту. Согласно данным обстоятельствам отношение к совокупной системе знаний составляют иную основательную характеристику процесса научного творчества. Обусловленность творческого поиска и подход к совокупной системе знания - специфика научного творчества в отличие от творчества в художественной области, где выделенные факторы не всегда очевидны и обязательны. Эффективная работа в области науки неосуществима без анализа проблемной ситуации, который основывается на обусловленность явлений и концепцию знаний. Доступное знание определяет первоначальную позицию исследователя, масштаб решаемых проблем, постановку задач и анализ средств их решения. По этой причине общие критерии развития форм знания, таких как проблема и гипотеза, выступают в качестве методологических принципов научного творчества [3].

Познавательный творческий процесс разворачивается в рамках исторически образовавшейся концепции знания, в потоке ее осмысления и развития. Целостная картина эволюции системы знания определяет потенциальные возможности определенных исследовательских ситуаций. В этом смысле можно говорить о макроуровне индивидуального творчества. Его центром выступает теоретическая установка, главными характеристиками - объективность и общезначимость знания, нормы деятельности, свойственные любому научному творчеству независимо от дисциплинарной принадлежности.

В философии и методологии науки признана двухступенчатая модель эволюции научного знания. Первая ступень связывается с обнаружением аномального явления, поиском и формированием качественно новой теории. Вторая ступень связывается с изучением явления уже в рамках сформированной теории, которая выполняет роль парадигмы, общей теоретической, программной установки. Наличие сформированной теории - ядро макроуровня исследовательского процесса. Такое состояние в смысловом поле научного сообщества характеризует «период нормальной науки». Отсутствие сформированной теории характеризует неустойчивый «допарадигмальный период науки» [1]. В первом случае теория выступает как средство познавательного процесса, определяя его стратегию и методы, во втором – теория сама является целью научной творческой деятельности.

Система универсальных понятий (философских категорий) и существующая парадигма образуют мировоззренческо-методологический каркас конкретного процесса научного исследования. Целостная картина системы знаний, определяет потенциальные возможности конкретного исследования, образуя цепочку: мировоззренческий контекст – основания науки (методологические принципы, нормы объяснения и обоснования) - теории - факты. Отсюда следует, что выбор фактов зависит от принципов, а выбор принципов определяется требованием гармонизации личностного знания и социокультурного мировоззренческого контекста.

На макроуровне можно говорить о социологической структурной модели научного поиска, которая всегда отделена от индивидуальных особенностей субъекта и характеризуется внеличностными параметрами движения знания: его истинностью, объективностью, общезначимостью (принятием знания научным сообществом), критериями роста и научности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: