II. Подготовленные УНИДРУА проекты послужили основой ряда международных конвенций, принятых в рамках иных международных организаций. 18 глава




В качестве охраняемого наименования товара может быть также использовано обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта, и в том случае, когда такое обозначение не содержит собственно наименования этого объекта. При условии что оно стало известным в результате использования в отношении товара, особые свойства которого отвечают общим требованиям, предъявляемым к товарам, защищенным охраняемым наименованием.

По сути, речь идет об охране так называемого "географического указания" - изобразительного обозначения, позволяющего указать происхождение товаров без словесного названия места их происхождения. Примерами таких косвенных географических указаний в мировой практике являются изображения Эйфелевой башни для Парижа или Тауэрского моста для Лондона <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 238.

 

Установленные ГК РФ условия охраны наименования места происхождения товара отвечают соответствующим обязательствам Российской Федерации как участницы Парижской конвенции и Соглашения ТРИПС.

IV. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений - старейшая авторская Конвенция. Она была заключена 9 сентября 1886 года и вступила в силу с 5 декабря 1887 года. За период действия Конвенции ее редакция неоднократно пересматривалась (последний раз в Париже в 1971 году) в целях расширения предоставляемых ею прав и гарантий. Советский Союз не участвовал в Бернской конвенции, поскольку действовавшее тогда в СССР законодательство не отвечало ее требованиям. Принятие Закона об авторском праве и смежных правах 1993 года устранило эти препятствия, и Россия присоединилась к Конвенции с 13 марта 1995 года. Россия активно расширяет международное сотрудничество в сфере охраны и использования художественных произведений, исполнительского творчества и других объектов авторских и смежных прав. Развитию широкого культурного обмена с зарубежными странами, несомненно, способствует участие в основных многосторонних авторско-правовых конвенциях.

Общая цель Конвенции и образованного на ее основе Союза стран - участниц Конвенции определена в ст. 1 Конвенции: "охрана прав авторов на их литературные и художественные произведения".

Содержащиеся в Конвенции унифицированные нормы предусматривают широкий круг охраняемых литературных и художественных произведений, под которыми понимаются "все произведения в области литературы, науки и искусства" независимо от формы их выражения. Так, в перечень произведений, защита которых гарантируется Конвенцией, наряду с традиционными объектами включены также "переделки литературного или художественного произведения", в том числе переводы, адаптации, музыкальные аранжировки, которые охраняются наравне с оригинальными произведениями без ущерба правам автора оригинального произведения. Важно подчеркнуть, что этот перечень имеет открытый характер. Следовательно, страны Союза вправе расширить его в своем национальном законодательстве. По российскому законодательству (п. 1 ст. 1225 ГК РФ) к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана в России, отнесены не только произведения литературы и искусства, но и произведения науки. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства признаются авторскими правами. Более подробный перечень объектов авторских прав дан в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, который также не является исчерпывающим.

В Конвенции четко определены "критерии охраны", то есть условия, при которых произведениям должна быть предоставлена охрана в соответствии с обязательствами, принятыми на себя странами Союза.

Гарантированные Конвенцией права предоставляются:

- авторам, которые являются гражданами одной из стран Союза (критерий гражданства), - в отношении их произведений, как выпущенных, так и не выпущенных в свет. В этих целях к гражданству страны Союза приравнивается обычное место жительства в одной из этих стран;

- авторам, которые не являются гражданами одной из стран Союза, - в отношении произведений, выпущенных в свет впервые в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз и в стране Союза, - (критерий места выпуска произведения в свет).

Следовательно, конвенционная охрана не распространяется только на невыпущенные в свет произведения тех авторов, которые не обладают гражданством одной из стран Союза.

Основополагающие принципы, определяющие, по сути, объем авторских прав, закреплены в ст. 5 Конвенции. К основным принципам Конвенции относятся:

- принцип закрепления национального режима;

- принцип автоматической авторской охраны произведений;

- принцип независимости охраны произведения в каждой стране - участнице Конвенции.

Принцип национального режима. В отношении произведений, охраняемых в силу Конвенции, авторы произведений пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам. Таким образом, основное содержание авторских прав и система их судебной защиты определяются национальным законодательством.

Роллан Дюма, анализируя положения Конвенции, обращает особое внимание на содержащееся в п. 4 ст. 5 определение понятия страны происхождения "в связи с тем, что нормы конвенционного права в данном случае неприменимы" <1>. Страной происхождения для литературных произведений считается:

--------------------------------

<1> Дюма Р. Литературная и художественная собственность. М., 1993. С. 330.

 

- для произведений, впервые выпущенных в свет в одной из стран Союза, - эта страна; однако, если произведение одновременно выпущено в свет в нескольких странах Союза, предоставляющих разные сроки охраны, - та страна, которая предусматривает самый короткий срок охраны;

- для произведений, выпущенных в свет одновременно в какой-либо стране, не входящей в Союз, и в одной из стран Союза, - эта последняя страна;

- для произведений, не выпущенных в свет, или для произведений, выпущенных в свет впервые в стране, не входящей в Союз, без одновременного выпуска в свет в какой-либо стране Союза, - та страна, гражданином которой является автор.

Унифицированные нормы о действии исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации установлены ст. 1256 ГК РФ. Они отвечают принципам, установленным международными договорами России.

Авторское право распространяется на все произведения, находящиеся на территории России, как опубликованные, так и неопубликованные. Произведение также считается опубликованным в России, если разрыв между датой его первого опубликования за рубежом и датой последующего опубликования в России составляет не более 30 дней. Это общий территориальный принцип охраны авторских прав, действующий независимо от гражданства, то есть в отношении российских и иностранных авторов.

Из этого общего правила предусмотрено два изъятия. Во-первых, для российских граждан. Если произведения российского гражданина в какой-либо объективной форме находятся за границей, то за автором произведения, как и его правопреемниками, признаются авторские права в соответствии с российским законодательством. В отступление от территориального принципа здесь действует принцип гражданства автора. И второе изъятие. Исключительное право признается в России за иностранцами - авторами (их правопреемниками) произведений, опубликованных за границей, на основе международных договоров. Иностранным гражданам и юридическим лицам тех государств, которые участвуют в этих договорах, в России предоставляется возможность пользоваться теми же авторскими правами, какими пользуются российские граждане и юридические лица. В этом находит свое выражение закрепленный в Конвенции принцип охраны авторских прав иностранцев на основе национального режима той страны, где используется произведение.

Принцип автоматической авторской охраны произведений. Для возникновения авторских прав и их защиты не требуется соблюдение каких-либо формальностей, регистрации и т.п. В Конвенции закреплен общий принцип авторской охраны произведений - независимость от формы их выражения. В то же время странам Союза предоставлено право установить в своем законодательстве требование закрепления литературных и художественных произведений для их охраны в той или иной материальной форме. Комментируя эти положения Конвенции, К. Мазуйе справедливо отмечает, что такая фиксация произведения "не является формальностью в смысле п. 2 ст. 5 Конвенции, то есть регистрацией названия, такая фиксация является лишь доказательством существования произведения" <1>.

--------------------------------

<1> Мазуйе К. Международные конвенции об авторском праве. М., 1982. С. 38.

 

Согласно российскому законодательству авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Основное требование, которое при этом должно быть соблюдено, касается формы воплощения произведения. Последнее должно быть объективировано в доступном для восприятия виде, что обусловлено нематериальной сущностью результата творческого труда. Форма выражения может быть любой: письменной, устной (в виде публичного произведения, публичного исполнения, иной подобной форме), может быть звуко- или видеозаписью, иным фиксированным изображением (рисунок, чертеж), в объемно-пространственной форме (скульптура) и т.п.

Охраняемые произведения пользуются охраной во всех странах Союза. Создателю произведения принадлежат исключительное право и личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения (защита произведений от искажений), право на обнародование произведения.

Из сферы охраны авторским правом Конвенция исключает сообщения о новостях дня, различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации. Кроме того, страны Союза вправе исключить из охраны политические речи и речи, произнесенные в ходе судебных процессов. Так, например, согласно подп. 4 п. 6 ст. 1259 ГК РФ не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер: сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п. Как отмечает Мазуйе, "основная идея этого положения заключается в том, что Конвенция не охраняет простые новости или сообщения о различных фактах, так как этот материал не обладает необходимыми качествами для того, чтобы считаться произведением" <1>.

--------------------------------

<1> Мазуйе К. Указ. соч. С. 43.

 

Принцип независимости охраны. Правовой режим охраны авторских прав в странах Союза не зависит от условий охраны произведения в стране происхождения и не влияет на их охрану в зарубежной стране - участнице Конвенции. И, следовательно, объем охраны одних и тех же произведений может быть различен в разных странах. В определенной степени эти различия минимизируются унифицированными правами авторов, закрепленными в Конвенции.

Наряду с предоставлением национального режима охраны произведений в каждой стране Союза авторам предоставляется также возможность пользоваться правами, закрепленными в самой Конвенции, которая содержит значительную группу унифицированных норм материального права. Комментируя эти положения Конвенции, А.Л. Маковский отмечает, что "к таким правам, особо предоставляемым в силу Конвенции, относится прежде всего широкий набор исключительных прав, одни из которых сформулированы как право самого автора совершать определенные действия в отношении своих произведений... другие как право совершать такие действия самому и разрешать их другим... третьи - их большинство - как право разрешать другим лицам в отношении своих произведений определенные действия" <1>.

--------------------------------

<1> Маковский А.Л. Указ. соч. С. 311.

 

В России нормы, определяющие содержание исключительного права на авторские произведения и условия их введения в гражданский оборот, определены в общих нормах гл. 69 ГК РФ (ст. 1229) и в специальных нормах, посвященных авторским правам (ст. 1270 ГК РФ). Так, в соответствии с российским законодательством исключительное право включает право автора (иного правообладателя) использовать произведение и распоряжаться этим правом. Автор может использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. В частности, в исключительное право входит:

- право на воспроизведение и распространение произведения;

- право на перевод произведения и другую переработку, прокат оригинала или экземпляра произведения (за исключением программ ЭВМ, если программа не является основным объектом проката);

- импорт оригинала или экземпляров произведения;

- публичное исполнение произведения, сообщение в эфир и по кабелю, доведение произведения до всеобщего сведения;

- практическая реализация архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.

Всеми этими правами наравне с российскими гражданами обладают авторы-иностранцы (их правопреемники), произведения которых охраняются в России. При этом автор произведения (иной первоначальный правообладатель) определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторскими правами. Например, в США весь объем прав на служебную программу для ЭВМ, включая личные неимущественные права, принадлежит работодателю (Свод законов США, раздел "Авторское право", ст. 201-б). Следовательно, если такая программа разработана и впервые выпущена в США, то в качестве ее автора на территории Российской Федерации также будет признано соответствующее юридическое лицо, а не конкретный разработчик.

Следует подчеркнуть, что по российскому закону обладателем авторских прав может быть признан только гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Признание даже в ограниченных случаях авторства юридических лиц, как это имело место ранее по ст. 484 ГК РСФСР, исключается.

Специальные нормы закрепляют широкий круг исключительных прав авторов, в том числе: разрешать другим лицам переводы своих произведений, переделки, аранжировки и иные изменения своих произведений, а также разрешать другим лицам воспроизведение своих произведений любым образом и в любой форме в течение всего срока действия авторских прав.

Автор произведения, иной правообладатель может сам использовать произведение любым не противоречащим закону способом и может распоряжаться своим исключительным правом на произведение.

Распоряжение исключительным правом на произведение включает право его обладателя: уступить другому лицу это исключительное право либо разрешить другому лицу использование охраняемого произведения (выдать лицензию). Основанием распоряжения исключительным правом служит гражданско-правовой договор, заключаемый правообладателем с заинтересованными пользователями (издательствами, театрами, организациями теле- и радиовещания и др.); авторский договор об отчуждении исключительного права либо авторский лицензионный договор. Отношения между автором и заказчиком, предметом которых является создание нового произведения, регулируются договором авторского заказа.

Авторский договор об отчуждении заключается в целях передачи автором (иным правообладателем) другой стороне исключительного права на произведение в полном объеме и, соответственно, на весь срок действия права. В силу такого договора происходит замена правообладателя. Существенным условием возмездного договора признается сумма вознаграждения или порядок его выплаты. В ранее действовавшем Законе об авторском праве и смежных правах не был предусмотрен договор отчуждения автором своих имущественных прав на охраняемое произведение другому лицу. Закон предусматривал только лицензионные договоры и авторский договор заказа, ограничивая тем самым исключительное право автора распорядиться своим произведением.

По авторскому лицензионному договору исключительное право не передается. Правообладатель-лицензиар предоставляет другой стороне - лицензиату право использования произведения. Договором устанавливается срок и пределы (объем, способы, территория) использования произведения. Если срок не указан в договоре, он считается заключенным на пять лет. В случае прекращения исключительного права договор прекращается.

Следует обратить внимание на предусмотренную ГК РФ новую норму, защищающую интересы лицензиата, ранее неизвестную российскому законодательству: переход исключительного права к новому правообладателю не служит основанием для прекращения или изменения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем (п. 7 ст. 1235).

Кодекс предусматривает два вида лицензионных договоров на использование готовых произведений: о предоставлении исключительной лицензии и о предоставлении неисключительной (простой) лицензии. По первому договору автор (его правопреемник) предоставляет лицензиату право использовать произведение на установленных в договоре условиях. Он уже не может выдать лицензию на использование этого же произведения другим лицам в течение срока действия договора. По второму договору автор сохраняет право не только самому использовать произведение, но и предоставлять разрешение на его использование другим лицам.

Кроме того, предусмотрены особые условия издательского лицензионного договора. Установлена обязанность лицензиата опубликовать произведение не позднее срока, обусловленного договором. Если срок не установлен договором, то в случае спора принимается во внимание обычный срок, принятый для такого рода изданий в издательской деятельности. При нарушении срока опубликования лицензиар вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке без возмещения убытков, причиненных таким отказом издателю. Он также вправе требовать выплаты ему вознаграждения, предусмотренного договором, в полном объеме.

В число обязательств, которые принимают на себя государства - участники Бернской конвенции (п. 1 ст. 14.ter), входит так называемое право долевого участия автора в прибыли от перепродажи произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов - "право следования". При жизни автора это право неотчуждаемо, но оно переходит по наследству.

В Российском законодательстве право следования входит в группу предоставляемых автору "иных прав": право на отзыв своего согласия на обнародование произведения, а также право доступа и право следования в отношении произведений изобразительного искусства. Так, автор картины, гравюры, скульптуры (другого произведения изобразительного искусства) в случае отчуждения оригинала произведения, во-первых, вправе требовать от собственника оригинала не препятствовать ему, если оригинал произведения необходим автору в целях его копирования (право доступа). Во-вторых, в случаях публичной перепродажи оригинала произведения (включая оригиналы авторских рукописей (автографы), литературных и музыкальных произведений) имеет право на получение от продавца процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Это право действует при условии участия в перепродаже галереи изобразительного искусства, художественного салона, магазина или иной подобной организации. Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2008 года N 285 установлен размер процентных отчислений в зависимости от суммы перепродажи оригинала.

Право доступа неотчуждаемо и не переходит по наследству. Право следования, которое также неотчуждаемо, может быть завещано или может перейти к наследникам по закону в течение срока действия авторского права.

К конвенционным нормам следует отнести обязанность страны-участницы предоставлять автору независимо от его имущественных прав (и даже после уступки этих прав) личные неимущественные права: право авторства, право на защиту произведения от каких-либо изменений (извращений, искажений), а также любого другого посягательства, способного нанести ущерб чести или репутации автора. Согласно п. 2 ст. 6 bis Конвенции "права, признанные за автором, сохраняют силу после его смерти, по крайней мере до прекращения имущественных прав...". По вопросу о средствах защиты авторских прав Конвенция отсылает к законодательству страны, в которой истребуется охрана. В России право авторства, право на имя автора и на неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Признавая исключительное имущественное право автора на его произведение, Конвенция допускает отдельные случаи свободного использования произведений, ограничивающие исключительное право автора в интересах общества (см. п. 2 ст. 9, ст. ст. 10 и 10 bis Конвенции) при соблюдении трех основных условий. Во-первых, ограничения могут иметь место только в "определенных, особых случаях", во-вторых, использование произведения не должно наносить "ущерба нормальной эксплуатации произведения" и, в-третьих, оно не должно ущемлять необоснованным образом "законные интересы автора". Так, в частности, цитирование обнародованных произведений допускается "при условии соблюдения добрых обычаев и в объеме, оправданном поставленной целью, включая цитирование статей из газет и журналов в форме обзоров печати" (п. 1).

В России соответствующие нормы, достаточно детально регулирующие условия свободного (без разрешения правообладателя и без выплаты вознаграждения) использования охраняемого произведения установлены в общих положениях четвертой части ГК РФ (п. 5 ст. 1229), а в отношении авторских произведений - в гл. 70 ГК РФ (ст. ст. 1273 - 1280). Так, в ст. 1274 ГК РФ, посвященной условиям свободного использования произведения в информационных, научных, учебных и культурных целях, содержится общее правило, согласно которому использование в указанных случаях произведения без согласия автора или иного правообладателя допускается при условии обязательного указания имени автора и источника заимствования.

Сегодня во всем мире идет широкая дискуссия относительно свободного использования авторских произведений в Интернете, что получает отражение как в национальном законодательстве ряда стран, так и в международных актах. Однако, как справедливо отмечает Е.А. Павлова, "при этом тенденция этих изменений совершенно очевидна: они в целом направлены на усиление защиты интересов правообладателей, но при этом сопровождаются более четкой регламентацией в законе случаев свободного использования результатов интеллектуальной деятельности, расширением перечня таких случаев за счет его уточнения и детализации" <1>.

--------------------------------

<1> Павлова Е.А. Актуальные проблемы совершенствования части четвертой ГК РФ // Вестник гражданского права. 2011. N 5. Т. 11. С. 154.

 

При всех условиях допускаемое национальным законодательством свободное использование авторских произведений не должно нарушать допустимые ограничения исключительного права на такие произведения, установленные ст. ст. 9 и 10 Бернской конвенции.

Минимальные сроки охраны авторских прав, которые обязаны установить страны - участницы Конвенции, составляют все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Соответственно, любая страна может установить и более длительный срок. Во многих европейских странах, как и в России, установлен уже 70-летний срок охраны произведения после смерти автора. Однако иностранному автору не может предоставляться срок охраны более продолжительный, чем установлен в стране происхождения произведения, если только в законе страны, где испрашивается охрана, не предусмотрено иное.

Существенным является принцип действия Конвенции с обратной силой. Он выражается в том, что "Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны" (ст. 18), хотя и были выпущены в свет до этого момента. Зарубежный автор, произведение которого уже не охраняется в его стране (истек срок охраны), не может получить охрану и в любой другой стране, вступившей в Конвенцию после истечения этого срока.

Однако при присоединении России к Бернской конвенции Правительством РФ было заявлено <1>, что действие Конвенции не распространяется на произведения, которые на 13 марта 1995 года (дата вступления в силу на территории России) уже являлись в России общественным достоянием. Это заявление вызвало неоднозначное толкование, поскольку в соответствии с действующим законодательством режим общественного достояния применялся по двум основаниям: во-первых, в связи с истечением срока охраны и, во-вторых, когда произведение вообще не охранялось в СССР, а затем и в России до вступления в Конвенцию. Основные дискуссии касались именно этой второй категории произведений, причем прежде всего иностранных авторов, которые при буквальном прочтении заявления Правительства не попадали под охрану Конвенции, учитывая, что значительное большинство произведений зарубежных авторов ранее свободно использовалось в России. Не требовалось ни разрешение автора на их опубликование, ни выплата авторского вознаграждения за использование.

--------------------------------

<1>Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" // СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 346.

 

Ситуация существенно изменилась, когда в 2004 году в редакцию ст. ст. 5 и 28 Закона об авторском праве и смежных правах были внесены изменения, согласно которым режим общественного достояния распространялся только на произведения, в отношении которых истек срок действия охраны, установленный в стране происхождения произведения или, соответственно, в России.

Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) - специальное соглашение в смысле ст. 20 Бернской конвенции. Договор расширяет круг охраняемых объектов, включая компьютерные программы и базы данных. "Компьютерные программы охраняются как литературные произведения в смысле ст. 2 Бернской конвенции" независимо от способа и формы их выражения (ст. 4). Под базой данных понимается компиляция данных или другой информации в любой форме, которые по подбору и содержанию представляют результат интеллектуального творчества. Охрана не распространяется на сами данные (ст. 5).

В соответствии со ст. 6 вводится исключительное право автора на продажу (иную передачу права собственности) оригинала и экземпляров своего произведения. При этом определение условий исчерпания прав после первой продажи или иной передачи права собственности на оригинал или экземпляр произведения с разрешения автора отнесено к национальному законодательству.

В России действует национальный принцип исчерпания прав. Распространение оригинала или экземпляра произведения в России (независимо от его распространения за рубежом) допускается с согласия правообладателя. Такое согласие не требуется, если распространяемое произведение было уже правомерно введено в России в гражданский оборот (ст. 1272 ГК РФ).

В Договоре расширено содержание исключительного права на произведение: в него включено правомочие на сообщение произведения для всеобщего сведения, что продиктовано необходимостью защиты авторских прав с учетом особых возможностей распространения произведения в Интернете. Согласно ст. 8 Договора авторы произведений пользуются исключительным правом "разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствам беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору".

Приведенные положения Договора были имплементированы в российское законодательство до присоединения к Договору.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: