Театра им. В.Ф. Комиссаржевской




(реж. Александр Баргман)

Выполнил: студентка II курса М.И. Радишевская

Проверил: кандидат искусствоведения

доцент Л. В. Тильга

 

Санкт-Петербург

Спектакль «Графоман» имеет очень интересную структуру. Кажется, что первое действие ведет к ожидаемому и совсем не положительному финалу. Действие происходит в 70-е годы. Оно начинается с монолога главного героя, Петра Кондратьевича Мокина (Сергей Бызгу). Он говорит, что плохо слышит, при этом, во время его монолога и далее очень часто на протяжении спектакля музыкант играет на рояле очень грустную мелодию. Музыка приглушает голос актера, который то обращается к зрителю с вопросом или со скрытой просьбой понять его, то говорит о себе в третьем лице. Он с грустью рассказывает о настоящем и вспоминает о светлом прошлом, о прекрасных девушках, которых он встречал. Актеры на заднем плане оживают и замирают, передвигаясь по сцене с помощью скамеек на колесиках, установленных на полозья. Кажется, что это его воспоминания проносятся мимо него.

Герой несчастен, он занимает никому не нужную и нелепую должность инженера по технике безопасности в конструкторском бюро; его дочь(Варя Светлова) влюблена в женатого художника (Родион Приходько), а жена (Анна Вартанян), уважаемый врач, и вовсе почти его не замечает. Сцены разговора Петра Кондратьевича с женой выглядят всегда одинаково: он кричит ей о том, что нужно уберечь их дочь от ошибки, а она смотрит на часы, и в этот момент звучит мелодия из программы новостей. Таким образом все его глубокие переживания и желание достучаться до жены приравниваются к бытовым проблемам, таким как успеть послушать новости. Дочь и вовсе не хочет разговаривать с отцом о своей жизни. Совсем отчаявшись, он идет в дом того самого художника и его жены. Все трое понимают цели его визита, но упрямо говорят о другом. Художник показывает Мокину свои картины, все одинаковые, и наш герой добродушно говорит, что в них «что-то» есть. Но тут, в виде картины на заднем плане появляется его дочь, и то ли разгневанный, то ли убитый горем, Мокин кричит и просит оставить его дочь в покое: «У вас все есть, зачем вам моя дочь? Потешить свое самолюбие?». Но и на этот раз ему никто не отвечает. Кажется, что Петр Кондратьевич Мокин ни для кого не существует.

Мрачное и бесцельное течение его жизни вдруг прерывает воспоминание о том, как двадцать лет назад, на отдыхе в санатории он встретил прекрасную девушку. Мокин рассказывает историю их любви. И та девушка, появившись на сцене, оживает в его воспоминаниях. Сцена затемнена, влюбленных освещает только матовый свет спущенного сверху на тросе шара, который влюбленные медленно раскачивают, повторяя слова «милый» и «люблю». Этот, на первый взгляд, просто круглый фонарь, похож на нашу планету, которая в данный момент существует только для двоих.

И вновь Петр Кондратьевич возвращается к жизни. Попытавшись сделать хоть что-то полезное на своей работе, он выставляет себя на посмешище. На новогоднем капустнике его сослуживцы развлекают гостей пародиями на Мокина и злобными шутками в его адрес. Раздается дьявольский смех Галины. «Все умирали со смеху, и я умирал»,- говорит Петр Кондратьевич. Он читает стихотворение, в котором сам извиняется перед всеми, и в то же время всех прощает.

С каждой новой сценой все сильнее проявляется безысходность положения нашего героя. Он ищет счастье, или хотя бы что-то хорошее в своей жизни, но у него ничего не выходит. Единственное, чем он живет - это его стихи. Все, что происходит с ним и вокруг него он излагает в прекрасных, с глубоким смыслом стихотворениях. И, конечно, он надеется, что его однажды напечатают и это изменит его жизнь. И однажды его стихотворение и правда печатают в журнале. В журнале «Молодой колхозник». Мокину кажется, что его творчество должно повлиять на литературу в целом и на каждого, кто прочитал его стихи. Он кричит «Город мой!» Но все опять проходят мимо.

Задник сцены сделан в виде бежево-серой стены, на которой в хаотичном порядке расположены ступеньки того же цвета, образующие маленькие лесенки, ведущие в никуда. И лишь одна лестница ведет к двери, похожей на дверь автобуса. И каждый раз, когда Мокин обращается к незнакомцам, они пробегают мимо него, поднимаются по лестнице и садятся в этот воображаемый автобус. А он каждый раз спохватывается слишком поздно и не успевает за ними. И каждый раз, когда это происходит, кажется, что он вновь упускает что-то важное в своей жизни.

И вдруг ему начинают приходить письма. Письма от женщины из Таганрога, которая прочла его стихотворения и восхищается ими. Она пишет ему то, что он всегда мечтал услышать. Эта незнакомка становится для него единственной родной душой среди всех, казалось бы, родных людей, и он цепляется за нее как утопающий за спасательный круг. Прекрасные моменты общения с незнакомкой прерываются разборками с женой и походом в ночной клуб «Березки», где пьяная певица исполняет известную в то время песню Аллы Пугачевой на сонет Шекспира.

 

Уж если ты разлюбишь - так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром - утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда -
Твоей любви лишиться навсегда.

Как мне кажется, эти строчки как нельзя лучше отражают внутреннее состояние героя.

В этом заведении Мокин наблюдает сцену, как грузная официантка Катя с любовью и трепетом обращается к своему пьяному мужу. И здесь перед нами раскрывается новая черта несчастного героя. Он жалеет всех женщин.

В итоге у нас складывается почти полное представление о герое и о его жизни. Он добрый, невероятно талантливый, тонко чувствующий и глубоко несчастный человек. Все остальные персонажи довольны своей жизнью. Они не кричат, не плачут, не отчаиваются, как Мокин. Но при этом он кажется единственным нормальным человеком в этой истории. Все остальные ведут себя как звери и вызывают только презрение.

Действие постепенно движется к концу: Галина ведет Петра Кондратьевича к врачу, который, по ее мнению, вылечит мужу нервы, но на деле Мокин попадает в обыкновенную психбольницу, где больные кажутся здоровее хваленого врача. Дочь Мокина выходит замуж за того самого художника и говорит отцу, что её муж невероятно талантлив, хотя этот талант немногие могут разглядеть. Проскальзывает аналогия с самим Мокиным. Кажется, что его дочь сейчас скажет то же самое и про отца, да он и сам этого ждет, но она говорит, что никогда не встречала таких людей. И самое ужасное, она говорит, что встреть она такого же человека, чей талант пока никем не признан, она бы не вышла замуж за художника. И вновь Мокин оказывается невидимкой.

Спектакль как будто идет без него. Актер то оказывается в центре действия, то выпадает из него, обращаясь к зрителям или замирая на авансцене, погруженный в воспоминания.

Конец оказывается вполне логичным. Наш герой потихоньку спивается. Он сидит на полу и перебирает пустые бутылки. Он мечтает узнать, как выглядит женщина, которая пишет ему письма. Мы понимаем, что он уже любит ее, и что только это его и спасает.

Из первого действия можно сделать определенные выводы и даже предугадать финал истории. Может показаться, что этот спектакль о непонятом и брошенном человеке, который отчаянно нуждается в поддержке, но никогда ее не получит, потому что его окружают черствые и ужасные люди, не видящие ничего дальше собственного носа. Остается предположить только одно: второе действие усугубит то, что было в первом, и история главного героя так и останется трагедией. Все в этом спектакле грустно и несправедливо, и, кажется, мир должен повернуться с ног на голову, чтобы все можно было исправить, но никто уже в это не верит. Ни зрители в зале, ни герои на сцене.

Действие заканчивается монологом главного героя о том, как умеют любить женщины, и как они страдают, если не могут помочь любимым. «Стыдно быть несчастливым»,-говорит он. И действительно, стыдно быть несчастливым, если о тебе заботятся, если тебя любят. Но почему об этом говорит Мокин? Разве кто-то о нем заботится? И кто его любит?

В итоге появляется все больше и больше вопросов и финал не кажется больше таким очевидным.

Второе действие, которое оказывается в два раза короче первого, расставляет все по своим местам. Но прежде меняет представление зрителей обо всем увиденном до этого.

Кажущаяся высокомерной Галина упрашивает незнакомую, с виду совсем простую женщину, побеседовать с ней. Они говорят о любви, и из рассказа Галины о первой любви мы понимаем, что она и была той самой девушкой, которую Мокин встретил двадцать лет назад.

Сам же Петр Кондратьевич наконец решается поехать в Таганрог, чтобы увидеть ту незнакомку, ту родную ему душу. И мы поначалу думаем, что эта безумная идея не приведет ни е чему хорошему. Это выглядит как последняя попытка несчастного преодолеть свой страх, начать наконец жить.

И вдруг оказывается, что все эти письма, которые так помогали Петру Кондратьевичу, все эти теплые слова писала его жена. Она предстает перед нами уже совсем другой женщиной. Любящей, жалеющей мужа, заботящейся о нем, как о ребенке. Но она боится ему в этом признаться. Она как будто стыдится своих нежных чувств.

Развязка, она же и кульминация. Петр Кондратьевич приезжает в Таганрог и подходит к двери квартиры незнакомки. К той самой двери, куда все убегали без него, и куда он ни разу не успел зайти. И он видит свою жену, замершую от страха и стыда, и бросается к ней, обнимает ее. Они вновь обретают счастье и любовь, как двадцать лет назад. И вновь они освещены только тусклым светом круглого фонаря, который они раскачивают, и произносят слова «милый» и «люблю», как в первый раз. Возвращается и их дочь, осознав свою ошибку. У них есть теперь возможность прожить все заново.

Все актеры в финальной сцене сидят спиной к зрителю, смеются и разливают шампанское. Главный герой обращался к зрителю, будто ища поддержки, но мы выступали в роли все тех же незнакомцев, которые молчат в ответ. А теперь эта поддержка больше не нужна ему, он нашел ее в своей семье.

Оказывается, что этот спектакль вовсе не о страданиях непризнанного таланта. Он о любви. О любви, которая спасает и лечит. И о том, что такую любовь могут дать только родные люди, пусть даже мы этого и не замечаем, и не верим в это.

Я сознательно не делала ссылок на то время, в котором происходит действие. Мне кажется, эта история вне времени, и главное в ней не детали, а сама суть, которую не должны замутить ненужные мелочи и лишние подробности. Может быть, поэтому и декорации на протяжении всего спектакля совсем не меняются, и костюмы, и свет не привлекает на себя много внимания.

И сам режиссер намекает на это небольшой сценой с дворником, который красит скамейки. Он закрашивает надписи. Все они сделаны в разное время и разными людьми, но это не имеет значения, потому что все они о любви.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: