Золотые рыбки Елены Прокопьевой




 

«Мы делали спектакль о нашем страшном времени, о тотальной закрытости людей и о том, как трудно пробиться друг к другу. Никто никого не слышит. Хотим любви, а давать ее не умеем…» - так известный петербургский хореограф Елена Прокопьева говорила о содержании пластического спектакля «Золотые рыбки профессора Баха». Плод недельных усилий, с одной стороны – режиссера и хореографа, лауреата множества престижных премий и дипломов, с другой - группы уфимских актёров и танцоров, объединенных Лабораторией Елены Прокопьевой, был показан 30 сентября в новом Пространстве Творчества «Чердак», что находится под крышей Гостиного двора.

Напомним, что Елена Прокопьева - режиссер танцевальных и драматических спектаклей, хореограф-постановщик, создатель и художественный руководитель танцтеатра «Крепостной балет» (г. Санкт - Петербург). Елена Анатольевна имеет колоссальный опыт работы в танцевально-драматическом жанре. Сотрудничала с признанными хореографами России и Европы. В 2008 году Пина Бауш пригласила Елену Прокопьеву на фестиваль современного танца в Вупперталь со спектаклем «Приступ нежности», с участием солистки Дианы Вишневой. В 2010-м осуществила постановку танцевально-драматического спектакля «Уроки танго и любви» - совместный проект своего танцтеатра «Крепостной балет» с народной артисткой СССР Алисой Бруновной Фрейндлих в главной роли, который успешно гастролировал по стране и ближнему зарубежью в течение шести лет. Имея около 30 лет опыта работы в жанре танцтеатр и будучи автором более чем 30-ти постановок, сегодня Елена Прокопьева часто работает как режиссёр драматических спектаклей, которые, безусловно, не обходятся без определённого пластического решения, и проводит авторские лаборатории для артистов смежных видов сценического искусства.

Принимающей стороной и организатором мероприятия от Уфы стала Ольга Даукаева - хореограф – постановщик, руководитель мастерской «МеЖдуТанцем», лауреат Всероссийских и Международных конкурсов современной хореографии, преподаватель Кафедры хореографического искусства УГИИ. Она рассказала о том, почему для масштабного мастер-класса была выбрана именно Елена Прокопьева:

- Эксперименты в области современного танца всегда вызывают сильную реакцию. Танец – удивительная сфера, здесь инструмент исследования – тело, само исследование может быть бесконечным. Спрогнозировать, к чему приведет недельная лаборатория, практически невозможно. В ситуации Елены Анатольевны в финале все подчинилось звучанию клавирных сочинений Баха в исполнении Гленна Гульда, уже за это отдельное спасибо! Тридцать шесть исполнителей, пять интенсивных постановочных дней, мастерство режиссера, и …полнометражный часовой (!) танцспектакль, сотканный из точных жестов, пронзительных метафор, отчаяния и обреченности, искренности и нелепости, смеха и красоты. Фантастика!

Долгое время внутри блуждало желание объединить всех знающих и чувствующих в Уфе современный танец в одном общем проекте. Не секрет, что постмодернисткий танец, танцтеатр – история все-таки для зрелых, взрослых исполнителей. Идея лаборатории и состояла в том, чтобы собрать танцоров и актеров, готовых на подобный непростой формат. И получилось! Светлана Аюпова («Alter ego»), Сергей Андриянов («Своими ногами»), Александр Родионов («Ренессанс»), представители «Танцкласса», мастерской «МеЖдуТанцем», студенты и выпускники УГИИ, Оксана Габсалямова, Александра Катасонова… и все на одной площадке, и все в одном художественном пространстве, и все в танце!

Почему именно Елена Анатольевна? Потому, что удача. Это - с одной стороны, с другой – очевидно, что на обычные мастер-классы такую команду не соберешь, что в Уфе есть определенный голод на серьезный, глубокий современный танец и есть желание сценического высказывания. И, наконец, нужен был такой постановщик, который действительно смог бы в короткие сроки с незнакомым материалом создать новое, неожиданное, но, вместе с тем, законченное и убедительное произведение. Этим человеком оказалась Елена Анатольевна. Она уникальна.

После итогового показа на «Чердаке», едва вместившего в себя аудиторию, желающую внимать новой хореографии, Елена Прокопьева уделила несколько минут, чтобы рассказать о своей лаборатории и о том, какое впечатление оставила у нее танцующая Уфа:

- На нашу лабораторию в Петербурге собираются со всей страны балетмейстеры, актеры, драматические режиссеры, артисты балета, - то есть, солидная публика. В течение десяти дней под живой оркестр мы делаем для них творческий проект, по итогам которого хореографы начинают мыслить по-другому. Потому что, в основном, даже профессионалы не знают того, что касается современного танца. Мы пытаемся походить на Европу, но у нас другой менталитет и другая техника. Часто, люди забывают, что контемпорари начался с «Русских сезонов» Дягилева. Конечно, технике нужно учиться, но создавать необходимо свое, потому что современная хореография – это, прежде всего, авторская хореография. Это Иржи Килиан, Пина Бауш, Анжелен Прельжокаж и все те, кто пошел своей дорогой.

Как правило, те, кто приезжает учиться в Петербург, говорят: «Поучимся и останемся», хотя, я предупреждаю их, что найти работу хореографа в Питере очень сложно. И единственный человек, сказавший, что хочет вернуться в родной город, чтобы изменить там ситуацию, была Аделина, ученица Академии Вагановой и уроженка города Уфы, которая пришла ко мне два года назад. Меня это подкупило, и, когда она спросила, не поеду ли я в Уфу, я ответила: «Почему бы и нет».

Я ожидала, что придут человек двадцать, и была очень удивлена прекрасной организацией мероприятия и тем количеством людей, которые на него собрались. Получились две полновесные группы, и, в итоге, эту неделю я вообще не спала из-за внутреннего напряжения. Сейчас, когда адаптация, наконец, произошла, пора уже домой уезжать.

Однажды я уже была в Уфе в качестве члена жюри одного из детских конкурсов. Тогда город не успела увидеть из-за того, что сидела «жюрила» два дня с утра до вечера. А теперь меня поразило, как тепло встретили, сколько подарили любви. Я понимаю, что было сложно, поскольку собрались и профессионалы, и любители, и те, кто делает первые шаги в современной хореографии. Мне повезло, что собралась чудесная компания. Конечно, в процессе репетиций ребята и плакали, и нервничали, но в последний момент собрались и выдали отличный результат. Я однозначно полюбила и город, и прежде всего, людей.

Выезжать с Лабораторией мне приходится, хотя, очень редко. В Саратове, например, у меня собралось сто человек, и, главное, они до сих пор остались. Если я чувствую, что это кому-то интересно, как правило, принимаю приглашение и приезжаю. В Уфе огромный потенциал, много танцующих, большое количество коллективов, - и детских, и взрослых. Но в процессе работы мы все немного «замыливаемся». Причем, это не связано с понятием «провинция». В этом плане и Петербург – провинциальный город. Я думаю, что вся энергия и все таланты сосредоточены не в столицах. Здесь все еще живое.

Конечно, за неделю выстроить хореографию на очень разных людей было крайне сложно. Самое главное было за этот короткий период – поменять людям мировоззрение, вытащить их из своих стереотипов, чтобы они стали заниматься самообразованием, развиваться, интересоваться всем, - от истории искусства до новейших веяний. Я помню, когда во время учебы со мной не разговаривал педагог, если я предварительно не посмотрела где-то премьеру. А сейчас для саморазвития, в век новейших технологий, есть все возможности. Я говорила хореографам о том, что на них лежит ответственность преподавать детям и взрослым, что они, в процессе танца, отражают свой внутренний мир. Соответственно, если внутри ничего нет, нечего дать другим.

Современный театр тем и хорош, что ничего не надо придумывать. Есть предлагаемые обстоятельства, в которые нужно поверить и органично в них существовать, ничем не прикрываясь и ни на кого не оглядываясь. У нас проблема, что увидев некий образец, говорят: «Надо делать так же». Я возражаю, что надо делать ровно наоборот, разворачиваясь на 180 градусов. Пусть поначалу это будет выглядеть смешно, коряво. А потом вы сами поймете, какое это счастье – быть одиноким, самодостаточным, абсолютно уверенным в себе нормальным человеком. Тогда никто не сможет диктовать и навязывать свою волю. Тогда мы будем как птицы: куда хотим, туда и летим. Все у людей в руках и в сердце. Жить в позитиве, наслаждаться каждым днем, - вот это нужно, чтобы танцевать на сцене. Надеюсь, что, хоть и не все, но, однозначно, 10-15 человек после наших занятий поменяют вектор своей жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: