РОЛЬ ФОРМЫЛИЦА В ВОСПРИЯТИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА
Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности,
история психологии
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва 2009
Работа выполнена в лаборатории системных исследований психики
Института психологии Российской академии наук
Научный руководитель:
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Барабанщиков Владимир Александрович
Официальные оппоненты:
доктор психологических наук
Гостев Андрей Андреевич
кандидат психологических наук, профессор
Иванов Феликс Евгеньевич
Ведущая организация:
Государственный университет - Высшая школа экономики
Защита состоится «___» марта 2009 г. в ______часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.02 при Институте психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская 13
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института психологии РАН
Автореферат разослан «_____»__февраля____2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат психологических наук, доцент Т.Н. Савченко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность
Данная работа посвящена изучению роли формы лица в восприятии индивидуально-психологических характеристик человека. В последние годы интерес к проблеме восприятия психологических черт личности по выражению лица резко возрос. Выражение лица подразумевает не только экспрессивную составляющую, но и структурно-морфологическую, в которую входит, в том числе, форма лица. Если пятьдесят лет назад в PsycINFO всего было 11 ссылок на исследования по восприятию лица, то сегодня это количество увеличилось в десятки раз (Zebrowitz, 2006). Возникли новые подходы, среди которых выделяются: диспозиционный (Kenny & Fletcher, 1973; Argyle & McHenry, 1971; Perrett et al., 1998; Neave & Shields, 2008), конфигурационный (McArthur & Apatow, 1984; Tanaka & Farah, 1993; Berry & Finch-Wero, 1993; Zebrowitz & Collins, 1997), системный (Барабанщиков, 2002, 2006, 2007; Барабанщиков, Носуленко, 2004). Несмотря на большие объемы данных, полученных в различных направлениях, специальных исследований относительно влияния формы лица на восприятие индивидуально-психологических характеристик партнера по общению не проводилось. В этой связи представляют интерес следующие вопросы. Различается ли восприятие психологических свойств людей с изменением формы их лица? Какие черты личности при этом адекватно воспринимаются, а какие – нет? От каких условий зависит эффективность адекватного восприятия другого человека по выражению его лица? Решение этих и подобных вопросов ведет к раскрытию общепсихологических механизмов межличностного восприятия и позволяет уточнить возможности самого психологического познания. Вместе с тем, исследование представляет практический интерес для многих профессий в сферах: рекламы, искусства, пограничного и таможенного контроля, психологического консультирования, подбора персонала, и др.
Объектом исследования выступает оценка наблюдателем индивидуально-психологических особенностей человека по выражению его лица.
Предметом исследования – зависимость выполняемых оценок от типа формы лица коммуниканта.
Цель: изучить закономерности восприятия человеком индивидуально-психологических характеристик людей с различной формой лица.
Гипотезы исследования:
▪ Форма лица является одной из детерминант восприятия индивидуально-психологических особенностей человека.
▪ Соотношение основных механизмов межличностной перцепции при восприятии разных типов лица меняется в зависимости от формы лица и, возможно, пола натурщика.
Задачи исследования:
▪ Провести теоретический анализ проблемы восприятия личностных черт человека по выражению его лица.
▪ Разработать методики оценки восприятия индивидуально-психологических особенностей человека с различной формой лица;
▪ Экспериментально изучить особенности восприятия личностных черт человека в зависимости от типа лица натурщика и половых различий как натурщиков, так и наблюдателей.
Методологическая база и теоретическая основа исследования:
§ принцип системности в психологии (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков);
§ коммуникативный подход к анализу восприятия (В.А. Барабанщиков, В.Н. Носуленко, Е.С. Самойленко, Н.Г. Артемцева; Л.А. Хрисанфова);
§ положения, развиваемые в работах по социальной перцепции (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.А. Лабунская, В.Н.Панферов, Е.А. Петрова).
Методы исследования:
§ Варпинг[1] фотоизображения мужского и женского лица.
§ Метод параллельных оценок: шкалирование индивидуально-психологических особенностей натурщика, наблюдателя (испытуемого) и представления наблюдателя об особенностях личности натурщика по фотоизображению его лица.
§ Графическая и вербальная реконструкция тела человека по контуру его лица.
Этапы исследования:
На первом этапе (2005 – 2006 гг.) анализировалась история и современное состояние проблемы, уточнялись цели и задачи исследования, определялись методические подходы, подбирался адекватный понятийный аппарат.
На втором этапе (2006 – 2007 гг.) разрабатывалась и апробировалась методика исследования восприятия индивидуально-психологических особенностей человека с различной формой лица, проводилась основная серия экспериментальных исследования.
На третьем этапе (2007 – 2008 гг.) велись обработка полученных данных, анализ и осмысление результатов исследования, их включение в сложившуюся систему психологического знания.
Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на теоретические положения отечественной и зарубежной науки, репрезентативностью выборки (300 испытуемых, 1200 ситуаций восприятия выражения лица – 1 эксперимент; 217 испытуемых – 2-4 эксперименты), обширностью и тщательностью анализа полученных материалов, применением адекватных методов математической обработки данных.
Научная новизна исследования:
§ Разработана и апробирована методика исследования восприятия личностных особенностей человека по морфотипу[2] его лица, позволяющая получать новые данные, касающиеся общепсихологической природы межличностной перцепции. Применен оригинальный стимульный материал фотоизображений лиц натурщиков (морфотипы лица), сконструированный на основании ключевых антропологических точек лица с помощью компьютерной графики.
§ Выявлены тенденции изменения восприятия индивидуально-психологических особенностей натурщика по морфотипу его лица. В частности, психологические характеристики человека с круглой формой лица воспринимаются наиболее, с ромбовидной формой – наименее адекватно.
§ Раскрыто соотношение основных процессов межличностного восприятия (резонанса, проекции, интроекции и атрибуции) в зависимости от пола и формы лица личности натурщика и пола зрителя. Мужчины-зрители используют интроекцию чаще, чем женщины, и чаще вступают в резонанс личностных черт с мужчинами, чем с женщинами. Резонанс и атрибуция наиболее чувствительны к трансформациям лица и полу натурщика.
Теоретическая значимость исследования
С теоретической точки зрения данное исследование позволяет уточнить основные положения коммуникативного подхода к анализу восприятию (Барабанщиков, 2007; Барабанщиков, Носуленко, 2004) и расширить представления о формировании образа личности коммуниканта. На материале викарного общения конкретизирована система детерминант реального процесса межличностного восприятия.