Знакомство дошкольников с природой




Воспитанием правильного отношения дошкольников к природе, умением обращаться с живыми созданиями бережно, необходимо заниматься в дошкольный период только в тех случае, когда системная работа в ДОУ сочетается с влиянием на дошкольников в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Такой работой может стать установление контакта, взаимопонимания и выявление потребностей родителей по вопросам воспитания детей. Для установления такого контакта с родителями и взаимопонимания каждому педагогу необходимо оценить, какие возможности у него есть для того, чтоб оказывать помощь для родителей по воспитанию детей. Педагогу важно думать о том, какую поддержку от ДОУ хотелось бы получать родителям. Так педагоги могут выявить предварительную «картину» взаимодействия и сопоставляют ее со своими возможностями.

Нужно учитывать, что родителям могут быть известен далеко не весь потенциал педагогов по решению проблем в воспитании детей, поэтому необходимо рассказывать о них родителям. Поэтому педагогами может быть предложена родителям анкета, либо с ними можно провести беседу. Все это возможно сделать во время проведения родительского собрания, организации лекции или сообщения.

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родителям необходимо знать, как организуется жизнь и занятия дошкольников в течение всего дня. Все социальное и предметное окружение в доме, в семье может оказывать влияние на формирование ребенка. Это может определяться телепередачами для детей, составом домашних животных и комнатных растений. Навык в видении и понимании состоянии других живых существ – тонкое состояние души ребенка, которое зависит от интереса к растениям или животным, от степени развитости их нравственных чувств и наблюдательности. С этого начинается ответственность за все живое.

В процессе воспитания у детей интереса к загадочному миру растений, дошкольники знакомятся с различными разновидностями комнатных растений, могут узнавать их названия, видеть характерные особенности. Начинают осознавать их в качестве живых существ, понимать, что для жизни им нужны определенные условия, например, что любому растению нужны вода, питательная почва, тепло, свет, воздух. Дошкольники с помощью взрослых узнают, что только в таких условиях они могут быть живыми. Такие условия для них создаются человеком: он сажает растение в горшки с землей, систематически поливает, временами подкармливает удобрениями, устанавливает в светлое место, следит, чтобы не было охлаждения.

Домашние растения обладают определенным строением: корнем, стеблем, листьями, иногда цветами. Корень растения находится в земле; корни всасывают из нее питательные вещества и воду, дышат воздухом, удерживают растение от возможного падения. По стеблям питательные вещества, влага поступают к цветам и листьям. Дошкольники знакомятся с тем, что листья у растений чаще всего бывают зелеными и их много. Листьями растение может поглощать свет, дышать, очищать листья от пыли. Сначала такие знания он познает при помощи взрослого, а затем уже самостоятельно дошкольники смогут оказывать эффективную помощь растениям, ребенок начинает понимать, что все эти органы необходимы растениям, потому их запрещается повреждать, а ухаживать за ними надо осторожно. Человеком комнатные растения разводятся специально с целью эстетического удовольствия, для красоты в помещении. Каждое красиво по-своему: стеблями, листьями, цветами. Любое растение красиво, если оно в неплохом состоянии, растет, цветет. Красота домашних растений может быть достигнута формированием хороших условий для них. Домашние растения могут неважно себя чувствовать, и тогда они могут плохо выглядеть, если их потребности не удовлетворяются: листья имеют бледную окраску, при недостаточном освещении бывают вытянутые стебли; они могут сохнуть при недостаточном увлажнении; вянуть и гибнуть при обморожении; не расти (не давать новых побегов и листьев), не цвести при недостаточном количестве питательных веществ.

У комнатных растений имеются неодинаковые потребности, а их строение может быть приспособлено к различным условиям жизни. У влаголюбивых растений имеются тонкие листья, поэтому их нужно часто поливать. У засухоустойчивых растений листья мясистые, стебли утолщены, в них растения запасают влагу, поэтому их необходимо поливать редко. Светолюбивые растений ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него.

Дети развивают познавательный интерес – самостоятельно рассматривают разные растения, с охотой участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, могут задавать вопросы. У дошкольников происходит развитие эстетических чувств, умений оценивать и замечать привлекательные стороны комнатных растений: окраску листьев и красоту формы, вьющиеся стебли, красоту цветения растений. Дети с охотой участвуют в пересадке растений, могут замечать и эмоционально реагировать на появившиеся бутоны, ростки, цветы. Также происходит развитие восприятия комнатного растения, как живого существа: дети замечают неблагополучное состояние растений (бледную окраску, засыхающие листья, вытянутые стебли), обнаруживают недостаточные условия для жизни растений (малую освещенность, сухую землю). Дети всегда сочувствуют растениям: сообщают взрослым о неполадках, которые они заметили, выполняют поручения взрослых по уходу за растениями очень охотно, могут помогать при их пересаживании.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Детям необходимо знать как выглядят некоторые дикие животные и их передвижение, их повадки, где живут, что они едят и как, вред или пользу могут принести человеку; а также получить суждение о способах содержания и кормления домашних животных.

Отлично, если дошкольников приучают не тревожить животное, когда оно отдыхает. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется – тогда можно с ним поиграть. Наблюдать за спящим животным тоже интересно: необычные позы принимаемые кошкой, а собаки часто видят сны, и при этом они ворчат, повизгивают, перебирают лапами. Оттого, что ребенок часто играет и хорошо умеет обращаться с различными животными, он начинает включать их партнерами в свои игры, при этом ребенок не всегда может учитывать, что они являются живыми.

Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Детьми проявляется интерес к домашним животным, они охотно следят за животными, изучают их поведение, слушают рассказы, задают вопросы, сказки. Дошкольники понимают желания и потребности домашних животных. Дети обнаруживают готовность ухаживать за животными, демонстрируют навыки правильного обращения с ними (играть, гладить, ласково разговаривать). Дети отображают эти впечатления в изобразительной деятельности и игре.

Экологическое воспитание дошкольников имеет своей целью воспитание начал экологической культуры человека. Первым элементам экологической культуры дошкольник обучается на основании взаимодействия детей и руководящими ими взрослыми с миром природы, который нас окружает; животными, растениями, средой их обитания, предметами, которые изготовили люди из предметов природного происхождения. Правильное обращение дошкольника с животными, само по себе не решает всех вопросов воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство педагогом этими процессами.

Экологическое обучение детей необходимо рассматривать, как составную часть нравственного воспитания, так как основой отношений людей к миру природы, который его окружает, должны лежать человеколюбивые чувства, т.е. понимание ценности каждого проявления жизни, тяга сберечь и защитить природу и т.д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Созданием и поддержанием позитивного эмоционального состояния дошкольников (радости от выполнения работы, которая удостоена одобрения воспитателя, похорошевший цветок, поправившийся щенок…) стимулируется дальнейшее развитие чувств сопереживания и сострадания.

Активным гуманным отношением к природе поддерживаются и укрепляются эстетические ценности при формировании у детей понимания объектов природы, их неувядающей и непреходящей красоты, поэтому вырабатывание эстетических чувств всегда является самым необходимым условием экологического воспитания, которое включает в себя любовь к природной среде.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, которые обеспечивают это, становится организация в ДОУ уголков природы. У каждой возрастной группы должен быть свой собственный уголок природы.

Чтобы добиться более точного и эмоционального восприятия природоведческой информации, педагогу необходимо отбирать литературный материал о каждом времени года: стихи, рассказы о природе, загадки, поговорки, пословицы, особое внимание при этом необходимо обращать на народные приметы.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: