по результатам опроса студентов




ОТЧЕТ

В мае 2008 года администрация ВГПУ провела опрос студентов 1-4 курсов всех 10-ти факультетов с целью изучения деятельности подразделений и вуза в целом. В анкетировании приняли участие 1228 студентов. Анкета включала в себя 19 вопросов, отражающих разные стороны деятельности университета. Сводные результаты опроса представлены в приложении.

 

Первые два вопроса были направлены на выявление отношения абитуриентов и студентов к вузу в целом. При ответе на вопрос о причинах выбора ВГПУ для получения высшего образования около половины респондентов (45,44%) выбрали ответ «здесь дают хорошее образование». Этот ответ занимает первую позицию среди студентов всех курсов (см. рисунок 1), однако на 2-м курсе показатель чуть ниже, что говорит о кризисе профессиональной идентичности на данном этапе обучения, что впрочем, является закономерностью процесса обучения.

Рисунок 1

 

Максимальное значение этот ответ имеет на факультете прикладной математики (65,88%), высокие значения на факультетах: физико-математическом (61,9%), историческом (56,68%), естественно-географическом (52,17%), социальной работы, педагогики и психологии (44,04%); низкие на факультетах: юридическом (18,87%) и музыкально-педагогическом (16,42%). Частота этого ответа в разрезе специальностей примерно отражает данные факультетов, однако, на специальности «Этномузыкология» ни один из 10 опрошенных студентов не выбрал данный ответ. Низкий показатель и на специальности «Журналистика» (16,42%).

Второй по популярности ответ на вопрос о причинных выбора ВГПУ для получения образования – «хочу посвятить себя работе по выбранной специальности» (24,76%). От 1-го к 3-му курсу частота этого ответа незначительно падает, а вот на 4-м курсе существенно уменьшается (см. рисунок 2, с. 2). Возможно, это связано с полученным опытом педагогической деятельности в процессе практик, где студенты познают всю сложность и противоречия педагогической профессии. Надо отметить, что этот ответ очень популярен на специальностях «Этномузыкология» (90%) и «Журналистика» (49,06%), что свидетельствует об осознанном выборе профессии студентами этих специальностей. В то же время эти студенты не надеются получить в нашем вузе хорошее образование. Очевидно, выбор ВГПУ связан с невозможностью по тем или иным причинам поступить в столичные вузы по избранной специальности и планами на самообразование.

 

Рисунок 2

 

Третий по популярности ответ – «слышал о нем много хорошего» (7,57%). Частота данного ответа значительно выше на специальностях «Педагогика и психология» и «Физическая культура» (18,52% и 18,84% соответственно), что связано с более интенсивной профориентационной работой преподавателей этих специальностей.

Остальные варианты ответов представлены на уровне стандартной ошибки, то есть ниже 5%.

Престижность обучения в ВГПУ, по мнению студентов, высока. Однозначно положительный ответ дали 45,44% респондентов; 39,90% ответили, что в ВГПУ учиться скорее престижно, чем нет. Наиболее высоко оценивают престижность вуза на специальностях: «История» -78% ответ «да», «Педагогика и психология» - 70,37% ответ «да», «Прикладная математика и информатика» - 69,41% ответ «да».

Непрестижным обучение в ВГПУ считают 1,47% студентов. Разброс ответа по факультетам примерно одинаков, но он значительно чаще встречается на музыкально-педагогическом факультете (7,46%).

Итак, проблемными факультетами по итогам опроса студентов можно считать юридический и музыкально-педагогический.

 

Общая оценка удовлетворенности организацией учебного процесса в вузе достаточно высока: 39,25% респондентов полностью удовлетворены, 50,98% - удовлетворены частично. Не удовлетворяет организация учебного процесса 9,28% студентов. От 1-го курса к 4-му полная удовлетворенность данным фактором снижается (от 57,61% до 25,93%), растет частичная удовлетворенность (от 38,04% до 59,67%), а также неудовлетворенность (от 4,08% до 13,99%). Самая высокая удовлетворенность организацией учебного процесса на специальностях «Прикладная математика» и «Педагогика и психология» (по 51,85% полностью удовлетворены); самая низкая на специальности «Этномузыкалогия» (40% не удовлетворены); низкая на специальностях «Музыкальное образование» и «Журналистика» (26,32% и 22,64% соответственно не удовлетворены).

Организация внеучебной работы полностью или частично удовлетворяет большинство студентов. Неудовлетворенны этой сферой деятельности вуза 17,02%. Наиболее высокая удовлетворенность внеучебной работой на факультетах: историческом (59,45% полностью удовлетворены), прикладной математики (58,82%) и социальной работы, педагогики и психологии (54,13%). Самая низкая удовлетворенность внеучебной деятельностью выявлена на факультетах: естественно-георафическом (35,51% не удовлетворены, что выше среднего результата по вузу более чем в два раза), музыкально-педагогическом (26,87% не удовлетворены) и факультете иностранных языков (25,89% не удовлетворены). Удовлетворенность существенно падает от 1-го к 4-му курсу.

Половина опрошенных студентов выразила полную или частичную удовлетворенность условиями проживания в общежитиях, не удовлетворены 11,32% респондентов. Любопытно, что 37,13% не смогли оценить этот фактор. Возможно, затруднение в оценке связано с отсутствием критериев, так как студенты не имеют опыта проживания в других общежитиях и им не с чем сравнивать свое общежитие. От 1-го к 4-му курсу критичность в оценке условий проживания в общежитиях растет (на 1-м курсе не удовлетворены 6,79%, а на 4-м уже 13,99%). Наименее удовлетворены студенты естественно-географического факультета (16,67%).

Организация питания в вузе полностью или частично удовлетворяет более 60% студентов. Не удовлетворены питанием 36,64% общей выборки. На факультетах физической культуры, иностранных языков и музыкально-педагогическом факультете неудовлетворенность организацией питания очень высока (76,81%; 70,54% и 64,18%); в зданиях, где расположены эти факультеты, нет столовых, очевидно, этим и объясняется такой результат.

 

Студентам было предложено оценить разные аспекты организации учебного процесса (4 вопрос). Все аспекты оценены позитивно. Максимальную оценку получила квалификация преподавателей (59,2% полностью удовлетворены). Далее представлены аспекты по убыванию их рейтинга:

- организация лекционных занятий;

- организация проведения зачетов и экзаменов;

- организация практик;

- организация лабораторно-практических занятий и семинаров;

- организация руководства курсовыми работами и ВКР;

- организация индивидуальной работы со студентами.

Критичность оценок растет от курса к курсу, особенно высока неудовлетворенность студентов 4 курса организацией индивидуальной работы со студентами (37,04%).

Выше, чем в среднем по вузу неудовлетворенность лекциями отмечена на специальностях: «Этномузыкология», «Журналистика» и «География»; семинарскими занятиями – «Русский язык и литература», «Этномузыкология», «Музыкальное образование», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».

Организация практик высоко оценена на факультетах: прикладной математики, социальной работы, педагогики и психологии, истории, физико-математическом. Не устраивает организация практик чаще студентов филологического, музыкально-педагогического и юридического факультетов.

В отношении зачетов и экзаменов претензии значительно чаще высказывают студенты, обучающиеся по специальностям «Этномузыкология», «География» и «Биоэкология»; выше, чем в среднем по вузу неудовлетворенность организацией контроля знаний на специальности «Юриспруденция».

Слабым местом вуза является организация индивидуальной работы со студентами. Особенно много студентов, которых не устраивает данный фактор, на естественно-географическом и юридическом факультетах.

Руководство курсовыми работами и ВКР не устраивает чаще студентов, обучающихся на специальностях «Юриспруденция», «География», «Русский язык и литература», «Музыкальное образование», «Социальная работа».

Рейтинг преподавателей факультетов по уровню квалификации:

1. факультет прикладной математики;

2. физико-математический факультет;

3. исторический факультет;

4. факультет социальной работы, педагогики и психологии;

5. факультет физической культуры;

6. факультет иностранных языков;

7. естественно-географический факультет;

8. филологический факультет;

9. музыкально-педагогический факультет;

10. юридический факультет.

На ФМФ и филфаке большой разрыв в рейтинге преподавателей, работающих на разных специальностях: высокий на математике, физике, русском языке; низкий на информатике и журналистике.

Среди инновационных технологий обучения в вузе используются компьютерные технологии, рейтинговая система оценки знаний и активные формы обучения. Рейтинговая система оценки успеваемости наиболее активно применяется на юридическом, историческом, естественно-географическом факультетах, факультете социальной работы, педагогики и психологии, факультете физической культуры и филологическом факультете; реже на факультете иностранных языков и физико-математическом факультете. По использованию активных форм обучения лидируют исторический факультет, факультет социальной работы, педагогики и психологии, юридический факультет; существенно отстает по итогам опроса естественно-географический факультет. Компьютерные технологии на всех факультетах используются очень интенсивно.

 

Вопрос № 7 выявлял потребность студентов в дополнительных образовательных услугах, получаемых внутри вуза. Более половины студентов ответили, что хотели бы получить второе высшее образование или пройти переподготовку по другой специальности. Особенно активны в этом отношении студенты исторического факультета, факультета физической культуры и факультета социальной работы, педагогики и психологии. Подавляющее большинство студентов всех факультетов хотели бы пройти обучение на дополнительных курсах.

Потребность в дополнительной специальности отмечена по пяти направлениям:

- педагогика и психология – 19,54%, есть желающие на всех факультетах;

- менеджмент организации – 14,90%, есть желающие на всех факультетах, кроме прикладной математики;

- связь с общественностью – 13,19%, желающие на ИНО, ФСРПиП, музпеде, филфаке, юрфаке и истфаке;

- компьютерная безопасность – 8,79%, - прикладная математика, ФМФ, ФСРПиП;

- переводчик в сфере коммуникации – 7,17%, - ИНО, филфак, истфак.

Специальность «экологический туризм» имеет спрос среди студентов ЕГФ.

Среди курсов повышения квалификации 73,37% студентов отметили потребность в курсах информатики, эта потребность выражена на всех факультетах. 25,16% студентов отметили потребность в курсах иностранного языка, эта потребность выше на гуманитарных факультетах.

 

Студенты ВГПУ в основном ощущают себя полноправными участниками образовательного процесса: чаще всего их мнение учитывается в организации разных мероприятий, чуть реже учитывается мнение студентов по организации учебного процесса. Неудовлетворенны отношением к своему мнению студенты юридического факультета, факультета иностранных языков, естественно-географического факультета, музыкально-педагогического.

Подавляющее число студентов удовлетворены полностью или частично своей студенческой жизнью. Самая высокая удовлетворенность отмечена на факультетах: прикладной математики, историческом и соцпеде; самая низкая – на музпеде.

Студенты ВГПУ активно участвуют в разных формах внеучебной деятельности, в основном уровень организации внеучебной деятельности их устраивает. Неудовлетворенность у небольшой части студентов (от 13 до 22%) вызывают организация праздников, субботников и дискотек. Около четверти студентов не участвуют в тех или иных формах внеучебной деятельности, причем, активность падает от младших курсов к старшим.

 

Вопрос № 13 выявлял мнения студентов о необходимости и наличии в ВГПУ различных направлений воспитания. С точки зрения респондентов, все перечисленные направления: гражданско-патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое, физическое, экономическое, правовое - нужны. Сомнения возникли лишь по поводу религиозного воспитания, в данном вопросе противников почти столько же, сколько и сторонников. На младших курсах сторонников различных направлений воспитания больше, чем на старших, особенно это касается физического воспитания. Студенты исторического факультета чаще остальных отмечают наличие на своем факультете всех направлений воспитания.

 

Мнения студентов относительно соответствия условий обучения здоровому образу жизни оказались различными даже в том случае, если они обучаются в одном здании. Данные по первому зданию представлены на рисунке 3.

Рисунок 3

Удовлетворенность условиями в здании № 1

 

Возможно, эти различия связаны с тем, что ФСРПиП обучается во вторую смену.

В третьем здании также имеются существенные различия (рис. 4, с. 6). Из факультетов, расположенных в отдельных зданиях, высокую неудовлетворенность продемонстрировали студенты факультета иностранных языков (49,1%), музыкально-педагогического факультета (41,79%) и юридического факультета (32,08%).Факультет физической культуры по своим условиям, с точки зрения студентов этого факультета, в основном соответствует их представлениям о здоровом образе жизни.

Итак, самые неудовлетворительные условия с точки зрения критериев здорового образа жизни отметили студенты факультета иностранных языков.

 

Рисунок 4

Удовлетворенность условиями в здании № 3

 

Характеристика отношений внутри коллектива вуза

Подавляющее большинство студентов оценивают отношения внутри своих студенческих коллективов как доброжелательные (59,85%) или нормальные (36,56%). Особых различий между курсами нет. Самые доброжелательные отношения отмечены в группах студентов, обучающихся на специальностях: прикладная математика, педагогика и психология, культурология.

Отношения между студентами и преподавателями как в учебной, так и во внеучебной деятельности также оценены в основном позитивно. Совсем незначительная часть оценивает эти отношения как негативные (3,58% - в учебной деятельности и 1,55% - во внеучебной). Несколько больше негативных оценок отношений в учебном процессе на музпеде (10,45%) и юрфаке (7,55%).

Отношения с администраций также в основном позитивные, 10% респондентов не смогли их оценить, 7% считают их негативными. Максимальное количество негативных оценок отношений с администрацией оказалось на юридическом факультете (16,04%).

Отношения студентов и студенческих организаций вполне благополучны. Часть студентов не смогла их оценить, очевидно, не имея опыта такого взаимодействия (14,01%). Обращает на себя внимание факт большого числа негативных оценок указанной системы отношений на ЕГФ (27,54% при средней оценке 7,33%).

Отношения студентов с лаборантами кафедр оценены половиной как доброжелательные, треть оценила их как нормальные. Часть студентов затруднилась выразить какую-либо оценку. Проблемы во взаимоотношениях с лаборантами возникают у 11,32% студентов юридического факультета и у 7,46% студентов музыкально-педагогического факультета. На остальных факультетах такого рода проблемы – крайне редкое явление.

В целом психологический климат в ВГПУ оценивается как благоприятный для учебы и развития личности. Только 5% респондентов оценили его как не вполне благоприятный. Самые высокие оценки психологического климата получили факультеты: прикладной математики, истории, социальной работы, педагогики и психологии; самые низкие музыкально-педагогический факультет.

Уровень культуры преподавателей студенты оценивают в основном как высокий (65,8%) и средний (29,64%). Негативные оценки крайне редки.

Рейтинг факультетов по уровню культуры преподавателей оказался следующим:

1. факультет прикладной математики;

2. исторический факультет;

3. факультет социальной работы, педагогики и психологии;

4. физико-математический факультет;

5. филологический факультет;

6. естественно-географический факультет;

7. факультет иностранных языков;

8. факультет физической культуры;

9. музыкально-педагогический факультет;

10. юридический факультет.

 

Оценка студентами условий для разных видов деятельности

Из условий наиболее оптимальными являются, по мнению студентов, условия для проведения учебных занятий, для внеучебной деятельности, для занятий научным творчеством. Гораздо хуже оценены условия для занятий физкультурой и спотом, а также для занятий художественным творчеством. От младших к старшим курсам критичность в оценке условий увеличивается.

Условия для проведения занятий очень низко оценены студентами юридического факультета: 30,19% считают, что они отсутствуют, 49% отмечают наличие лишь частичных условий. Низкая оценка условий для занятий также на факультете иностранных языков и на факультете социальной работы, педагогики и психологии.

В отношении занятий спортом очень низкие оценки условий даны на факультетах: иностранных языков и музыкально-педагогическом.

Внеучебная деятельность затруднена из-за отсутствия условий, прежде всего, на ИНО, не удовлетворены условиями для занятий художественным творчеством снова студенты ИНО, имеются проблемы на юридическом факультет и ЕГФ. Самая высокая неудовлетворенность возможностями для научного творчества также на ИНО.

Таким образом, по результатам опроса самым проблемным факультетом в отношении условий образовательного процесса является факультет иностранных языков.

 

Оценка материальной базы вуза

Обеспеченностью учебной и научной литературой, а также возможностями работы в читальных залах студенты ВГПУ в основном удовлетворены. Недостаточность литературы отмечают студенты ИНО (27,68%) и музпеда (32,84%). На музпеде отмечается и нехватка мест в читальном зале (31,34%).

Количество компьютеров, используемых в учебном процессе, в основном удовлетворяет студентов всех факультетов. Некоторая неудовлетворенность выражена на юридическом факультете (17,92%), факультете иностранных языков (16,96%) и на факультете социальной работы, педагогики и психологии (15,60%).

Треть студентов ИНО не удовлетворена наличием учебного и научного оборудования, что в два раза превышает средний показатель по вузу. Выше среднего также показатель на юридическом факультете.

Наличием специальных аудиторий не удовлетворены многие факультеты, но особенно остра эта проблема на факультете иностранных языков (55,36% студентов не удовлетворены) и юридическом факультете (45,26%). Высока неудовлетворенность эти фактором также на музыкально-педагогическом факультете (38,81%), ФСРПиП (31,19%) и филологическом факультете (27,39%).

Наличием спортивного оборудования не удовлетворены чаще студенты ИНО, музпеда, юрфака, филфака и ФСРПиП.

Итак, проблемы материальной базы острее всего ощущаются факультетом иностранных языков, юридическим факультетом и музыкально-педагогическим факультетом. Непритязательными факультетами в отношении материальной базы оказались исторический факультет, факультет физической культуры, физико-математический факультет и факультет прикладной математики.

 

В целом опрос показал достаточно высокий уровень удовлетворенности студентов разными сторонами образовательной деятельности университета. Проблемы сконцентрированы на факультетах: музыкально-педагогическом, юридическом, факультете иностранных языков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: