Типовая учебная программа по учебному предмету «Физика»
Для 7-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Глава 1. Общие положения
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Целью изучения курса физики 7–9 классов является формирование у обучающихся основ научного мировоззрения, целостного восприятия естественнонаучной картины мира, способности наблюдать, анализировать и фиксировать явления природы для решения жизненно важных практических задач.
3. В соответствии с целью основными задачами изучения учебного предмета являются:
1) освоение обучающимися знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, методах научного познания природы;
2) развитие у обучающихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры, навыков выполнения физического эксперимента и исследования;
3) воспитание ответственного отношения к учебной и исследовательской деятельности;
4) использование полученных навыков для рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Глава 2. Организация содержания учебного
Предмета «Физика»
4. Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Физика» составляет:
1) в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
2) в 8 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
3) в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
5. Содержание учебного предмета включает 8 разделов:
1) Физические величины и измерение;
2) Механика;
3) Тепловая физика;
4) Электричество и магнетизм;
5) Геометрическая оптика;
6) Элементы квантовой физики;
7) Основы астрономии;
8) Современная физическая картина мира.
6. Раздел «Физические величины и измерение» включает следующие подразделы:
1) Физика – наука о природе;
2) Физические величины;
3) Физические измерения.
7. Раздел «Механика» включает следующие подразделы:
1) Основы кинематики;
2) Основы динамики;
3) Законы сохранения;
4) Статика;
5) Колебания и волны.
8. Раздел «Тепловая физика» включает следующие подразделы:
1) Основы молекулярно-кинетической теории;
2) Основы термодинамики.
9. Раздел «Электричество и магнетизм» состоит из следующих подразделов:
1) Основы электростатики;
2) Электрический ток;
3) Магнитное поле;
4) Электромагнитные колебания и волны.
10. Раздел «Геометрическая оптика» включает следующий подраздел:
1) Законы геометрической оптики.
11. Раздел «Элементы квантовой физики» состоит из следующих подразделов:
1) Строение атома и атомного ядра;
2) Радиоактивность;
3) Элементарные частицы.
12. Раздел «Основы астрономии» включает следующие подразделы:
1) Земля и Космос;
2) Элементы астрофизики.
13. Раздел «Современная физическая картина мира» состоит из подраздела «Мировоззренческое значение физики».
14. Базовое содержание учебного предмета «Физика» 7 класса:
1) «Физика – наука о природе». Физика – наука о природе; научные методы изучения природы.
2) «Физические величины и измерения». Международная система единиц; скалярные и векторные физические величины; точность измерений и вычислений; запись больших и малых чисел.
Лабораторная работа:
лабораторная работа № 1: определение размеров малых тел;
лабораторная работа № 2: измерение физических величин.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач; определение цены деления шкалы приборов.
3) «Механическое движение». Механическое движение и его характеристики; система отсчета; относительность механического движения; прямолинейное равномерное и неравномерное движение; расчет скорости и средней скорости; графическое представление различных видов механического движения.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач; исследование графика зависимости координаты от времени.
4) «Плотность». Масса и измерение массы тел; измерение объема тел правильной и неправильной формы; плотность вещества и единицы измерения плотности; расчет плотности.
Лабораторная работа № 3: определение плотности жидкостей и твердых тел.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач;
определение массы разных тел с использованием электронных и рычажных весов; определение объема жидкости в мензурках.
5) «Взаимодействие тел». Явление инерции; сила; явление тяготения и сила тяжести; вес; деформация; сила упругости, закон Гука; сила трения; учет трения в технике; сложение сил, действующих на тело вдоль одной прямой.
Лабораторная работа № 4: изучение упругих деформаций.
Лабораторная работа № 5: исследование силы трения скольжения.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач;
измерения с помощью динамометра; исследование силы тяжести; исследование растяжения разных тел.
6) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов; давление твердых тел; давление в жидкостях и газах, закон Паскаля; сообщающиеся сосуды; гидравлическая машина; атмосферное давление, измерение атмосферного давления; манометры, насосы; выталкивающая сила.
Лабораторная работа № 6: изучение закона Архимеда;
Лабораторная работа № 7: определение условия плавания.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач;
исследование расположения поверхностей одинаковых и разных жидкостей в сообщающихся сосудах любой формы; исследование наличия атмосферного давления.
7) «Работа и мощность». Механическая работа; мощность.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач; определение значение работы по графику; сравнение работ силы тяжести и силы трения; оценка мощности различных видов транспорта.
8) «Энергия». Кинетическая энергия; потенциальная энергия; превращение и сохранение энергии.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач; определение высоты отскока шарика для настольного тенниса.
9) «Простые механизмы». Простые механизмы; центр масс тел; условие равновесия рычага; коэффициент полезного действия.
Лабораторная работа № 8: нахождение центра масc плоской фигуры.
Лабораторная работа № 9: определение условия равновесия рычага.
Лабораторная работа № 10: определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач; исследование зависимости приложенной силы от расстояния до оси вращения.
10) «Космос и Земля». Наука о небесных телах; Солнечная система; основы календаря (сутки, месяц, год).
15. Базовое содержание учебного предмета «Физика» 8 класса:
1) «Тепловые явления». Тепловое движение, броуновское движение, диффузия; температура, способы ее измерения, температурные шкалы; внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии; теплопроводность, конвекция, излучение; теплопередача в природе и технике; роль тепловых явлений в жизни живых организмов; количество теплоты, удельная теплоемкость вещества; энергия топлива, удельная теплота сгорания топлива; закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.
Лабораторная работа № 1: сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Практическая работа: расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении; расчет количества теплоты при агрегатных переходах; нахождение удельной теплоемкости вещества; исследование зависимости количества тепла от массы тела; исследование зависимости количества теплоты от температуры нагрева; оценка эффективности сгорания разного топлива.
2) «Агрегатные состояния вещества». Плавление и кристаллизация твердых тел, температура плавления, удельная теплота плавления; парообразование и конденсация; ненасыщенные и насыщенные пары; кипение, удельная теплота парообразования; зависимость температуры кипения от внешнего давления.
Лабораторная работа № 2: определение удельной теплоты плавления льда.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач; получение графика фазового перехода вещества; исследование температуры плавления льда; изучение зависимости скорости испарения от разных факторов.
3) «Основы термодинамики». Первый закон термодинамики, работа газа и пара; необратимость тепловых процессов, второй закон термодинамики; тепловые двигатели; коэффициент полезного действия теплового двигателя; экологические проблемы использования тепловых машин.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач; изучение превращения внутренней энергии в механическую энергию; изучение закона сохранения энергии при установлении теплового равновесия.
4) «Основы электростатики». Электрический заряд, электризация тел; проводники и диэлектрики; закон сохранения электрического заряда; взаимодействие неподвижных зарядов; закон Кулона, элементарный электрический заряд; электрическое поле, напряженность электрического поля; потенциал и разность потенциалов электрического поля, конденсатор.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач; исследование взаимодействия двух одинаковых воздушных шаров, подвешенных на нитях рядом на некотором расстоянии друг от друга; изготовление электроскопа.
5) «Постоянный электрический ток». Электрический ток, источники электрического тока; электрическая цепь и ее составные части, сила тока, напряжение; закон Ома для участка цепи; электрическое сопротивление проводника; удельное сопротивление проводника, реостат; последовательное и параллельное соединение проводников; работа и мощность электрического тока; тепловое действие электрического тока, закон Джоуля-Ленца; зависимость электрического сопротивления металлов от температуры, сверхпроводимость; электронагревательные приборы, лампа накаливания, короткое замыкание, плавкие предохранители; химическое действие электрического тока (закон Фарадея).
Лабораторная работа № 3: сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на различных ее участках.
Лабораторная работа № 4: исследование зависимости силы тока от напряжения на участке цепи.
Лабораторная работа № 5: изучение последовательного соединения проводников.
Лабораторная работа № 6: изучение параллельного соединения проводников.
Лабораторная работа № 7: измерение работы и мощности электрического тока.
Практические работы: решение качественных и вычислительных задач; измерение силы тока в цепи; измерение напряжение на участках цепи; зависимость сопротивления проводника от рода материала; измерение работы и мощности лампы накаливания; исследование мощности тока при последовательном соединении ламп; исследование мощности тока при параллельном соединении ламп.
6) «Электромагнитные явления». Постоянные магниты, магнитное поле; магнитное поле прямого тока; магнитное поле катушки с током; электромагниты и их применение; действие магнитного поля на проводник с током, электродвигатель, электроизмерительные приборы; электромагнитная индукция, генератор.
Лабораторная работа № 8: изучение свойств постоянного магнита и получение изображений магнитных полей.
Лабораторная работа № 9: сборка электромагнита и изучение его действия.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач; изготовление водяного компаса; исследование прохождение магнитных полей через различные материалы; исследование магнитных свойства различных монет; намагничивание при помощи трения; влияние температуры на свойства магнита.
7) «Световые явления». Закон прямолинейного распространения света; отражение света, законы отражения, плоские зеркала; сферические зеркала, построение изображения в сферическом зеркале; преломление света, закон преломления света, полное внутреннее отражение; линзы, оптическая сила линзы, формула тонкой линзы; построение изображений в линзах; глаз как оптическая система, дефекты зрения и способы их исправления; оптические приборы.
Лабораторная работа № 10: определение показателя преломления стекла.
Лабораторная работа № 11: определение фокусного расстояния тонкой линзы.
Практические работы: решение качественных и вычислительных задач; изготовление простого перископа; изготовление калейдоскопа; исследование изображения в плоском зеркале; ход стандартных лучей, падающих и отраженных от вогнутого сферического зеркала; ход основных лучей в собирающей и рассеивающей линзах; сравнение оптических систем глаза и фотоаппарата.
16. Базовое содержание учебного предмета 9 класса:
1) «Основы кинематики». Механическое движение; векторы и действия над ними, проекция вектора на координатные оси; прямолинейное равнопеременное движение, ускорение; скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении; свободное падение тел, ускорение свободного падения; криволинейное движение, равномерное движение материальной точки по окружности; линейная и угловая скорости; центростремительное ускорение.
Лабораторная работа № 1: определение ускорения тела при равноускоренном движении.
Лабораторная работа № 2: изучение движения тела, брошенного горизонтально.
Практические работы: решение качественных и вычислительных задач; способы описания движения тел; относительность движения.
2) «Основы астрономии». Звездное небо; небесная сфера, системы небесных координат; видимое движение светил на различных географических широтах, местное, поясное и всемирное время; законы движения планет Солнечной системы; определение расстояний в астрономии методом параллакса.
3) «Основы динамики». Первый закон Ньютона, инерциальные системы отсчета; силы в механике; второй закон Ньютона, масса; третий закон Ньютона; закон Всемирного тяготения; вес тела, невесомость; движение тела под действием силы тяжести; движение искусственных спутников Земли.
Практические работы: решение качественных и вычислительных задач; практические способы измерения сил; расчёт параметров движения тела в поле тяготения Земли; измерение ускорения свободного падения тела.
4) «Законы сохранения». Импульс тела и импульс силы; закон сохранения импульса; реактивное движение; механическая работа и энергия; закон сохранения и превращения энергии.
Практические работы: решение качественных и вычислительных задач; сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела; изучение закона сохранения импульса при соударении тел.
5) «Колебания и волны». Колебательное движение; превращение энергии при колебаниях; уравнение колебательного движения; колебания математического и пружинного маятников; свободные и вынужденные колебания, резонанс; свободные электромагнитные колебания; волновое движение; звук, характеристики звука, акустический резонанс, эхо; электромагнитные волны; шкала электромагнитных волн.
Лабораторная работа № 3: определение ускорения свободного падения с использованием математического маятника.
Лабораторная работа № 4: определение скорости распространения поверхностных волн.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач; расчет периода колебаний маятников различного типа; изучение свободных и вынужденных колебаний; исследование характеристики волн; работа сотового телефона; передача аналогового сигнала; азбука Морзе.
6) «Строение атома, атомные явления». Тепловое излучение; гипотеза Планка о световых квантах; явление фотоэффекта; рентгеновское излучение; радиоактивность; природа радиоактивных излучений; опыт Резерфорда, строение атома.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач.
7) «Атомное ядро». Ядерное взаимодействие, ядерные силы; дефект масс, энергия связи атомных ядер; ядерные реакции, закон радиоактивного распада; деление тяжелых ядер, цепная ядерная реакция; ядерный реактор; термоядерные реакции; радиоизотопы, защита от радиации; элементарные частицы.
Практическая работа: решение качественных и вычислительных задач; расчет периода полураспада радиоактивных элементов.
8) «Современная физическая картина мира». Мировоззренческое значение физики и астрономии; экологическая культура.
Глава 3. Система целей обучения.
17. Цели обучения в программе содержат кодировку. Первое число кода обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел программы, четвертое число показывает нумерацию учебной цели в данном подразделе. Например, в кодировке 7.2.1.4 «7» – класс, «2.1» – раздел и подраздел, «4» – нумерация учебной цели.
18.Обучающиеся должны:
Подраздел | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
1.1 Физика – наука о природе | 7.1.1.1- приводить примеры физических явлений | |||
7.1.1.2- различать научные методы изучения природы | ||||
1.2 Физические величины | 7.1.2.1- соотносить физические величины с их единицами измерения по Международной системе единиц | |||
7.1.2.2- различать скалярные и векторные физические величины и приводить примеры | ||||
7.1.2.3- применять кратные и дольные приставки при записи больших и малых чисел, записывать числа в стандартном виде | ||||
1.3 Физические измерения | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
7.1.3.1- измерять длину, объем тела, температуру и время, записывать результаты измерений с учетом погрешности | 8.1.3.1- собирать, анализировать экспериментально полученные данные и записывать их с учетом погрешностей | 9.1.3.1- объяснять полученные результаты и делать выводы | ||
7.1.3.2- определять размер малых тел методом рядов | 8.1.3.2- определять факторы, влияющие на проведение эксперимента | 9.1.3.2- анализировать факторы, влияющие на результат эксперимента, и предлагать методы улучшения эксперимента | ||
7.1.3.3- знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики | 8.1.3.3- знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики | 9.1.3.3- знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики | ||
2.1 Основы кинематики | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
7.2.1.1- объяснять смысл понятий: материальная точка, система отсчета, относительность механического движения; траектория, путь, перемещение | 9.2.1.1- объяснять физический смысл понятий: материальная точка, система отсчета, относительность механического движения; применять теоремы сложения скоростей и перемещений | |||
7.2.1.2- приводить примеры относительности механического движения | 9.2.1.2- производить сложение, вычитание векторов, умножение вектора на скаляр | |||
9.2.1.3- находить проекцию вектора на координатную ось, раскладывать вектор на составляющие | ||||
7.2.1.3- различать прямолинейное равномерное и неравномерное движение | 9.2.1.4- находить перемещение, скорость и ускорение из графиков зависимости этих величин от времени | |||
7.2.1.4- вычислять скорость и среднюю скорость движения тел | 9.2.1.5- применять формулы скорости и ускорения при равнопеременном прямолинейном движении в решении задач | |||
9.2.1.6- применять уравнения координаты и перемещения при равнопеременном прямолинейном движении в решении задач | ||||
9.2.1.7- экспериментально определять ускорение тела при равноускоренном движении | ||||
7.2.1.5- строить график зависимости s от t, применяя обозначение единиц измерения на координатных осях графиков и в таблицах | 9.2.1.8- строить и объяснять графики зависимости перемещения и скорости от времени при равноускоренном движении | |||
7.2.1.6- определять по графику зависимости перемещения от времени, когда тело: (1) находится в состоянии покоя, (2) движется с постоянной скоростью | 9.2.1.9- использовать кинематические уравнения равнопеременного движения для описания свободного падения | |||
7.2.1.7- находить скорость тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении | 9.2.1.10- описывать движение тела, брошенного горизонтально, используя кинематические уравнения равнопеременного и равномерного движения | |||
9.2.1.11- определять скорость движения тела, брошенного горизонтально | ||||
9.2.1.12- строить траекторию движения тела, брошенного горизонтально | ||||
9.2.1.13- описывать равномерное движение тела по окружности, используя понятия линейных и угловых величин | ||||
9.2.1.14- применять формулу взаимосвязи линейной и угловой скорости при решении задач | ||||
9.2.1.15- применять формулы центростремительного ускорения при решении задач | ||||
2.2 Основы динамики | 7.2.2.1- объяснять явление инерции и приводить примеры | 9.2.2.1- объяснять смысл понятий: инерция, инертность, инерциальная система отсчета | ||
7.2.2.2- приводить примеры действия сил из повседневной жизни | 9.2.2.2- формулировать первый закон Ньютона и применять при решении задач | |||
7.2.2.3- различать и приводить примеры пластичных и упругих деформаций | 9.2.2.3- объяснять природу силы тяжести, силы упругости, силы трения | |||
7.2.2.4- определять коэффициент жесткости по графику зависимости силы упругости от удлинения | 9.2.2.-4 формулировать второй закон Ньютона и применять при решении задач | |||
7.2.2.5- рассчитывать силу упругости по формуле закона Гука | 9.2.2.5 - формулировать третий закон Ньютона и применять при решении задач | |||
7.2.2.6- описывать трение при скольжении, качении, покое | 9.2.2.6- формулировать закон Всемирного тяготения и применять его при решении задач | |||
7.2.2.7- приводить примеры полез-ного и вредного проявления силы трения | 9.2.2.7- сравнивать особенности орбит космических аппаратов | |||
7.2.2.8- изображать силы графически в заданном масштабе | 9.2.2.8- рассчитывать параметры движения тела в поле тяготения; | |||
7.2.2.9- графически находить равнодействующую сил, действующих на тело и направленных вдоль одной прямой | 9.2.2.9- применять формулу первой космической скорости при решении задач | |||
7.2.2.10- различать вес и силу тяжести | 9.2.2.10- определять вес тела, движущегося с ускорением | |||
7.2.2.11- измерять массу тела с использованием электронных, пружинных и рычажных весов | 9.2.2.11- объяснять состояние невесомости | |||
7.2.2.12- использовать измерительный цилиндр (мензурка) для измерения объема жидкости или твердого тела различной формы | ||||
7.2.2.13- объяснять физический смысл плотности | ||||
7.2.2.14- экспериментально определять плотности жидкостей и твердых тел | ||||
7.2.2.15- применять формулу плотности при решении задач | ||||
2.3 Законы сохранения | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
7.2.3.1- объяснять физический смысл механической работы | 9.2.3.1- различать понятия «импульс тела» и «импульс силы» | |||
7.2.3.2- различать два вида механической энергии | 9.2.3.2- формулировать закон сохранения импульса и применять при его решении задач | |||
7.2.3.3- применять формулу кинетической энергии при решении задач | 9.2.3.3- приводить примеры реактивного движения в природе и технике | |||
7.2.3.4- применять формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей и упруго деформированного тела, при решении задач | 9.2.3.4- оценивать региональное и международное значение космодрома Байконур | |||
7.2.3.5- приводить примеры переходов энергии из одного вида в другой | 9.2.3.5- определять механическую работу аналитически и графически | |||
7.2.3.6- применять закон сохранения механической энергии при решении задач | 9.2.3.6- объяснять взаимосвязь работы и энергии | |||
7.2.3.7- объяснять физический смысл мощности | 9.2.3.7- применять закон сохранения энергии при решении задач | |||
7.2.3.8- применять формулы механической работы и мощности при решении задач | ||||
2.4 Статика | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
7.2.4.1- приводить примеры использования простых механизмов и формулировать «Золотое правило механики» | ||||
7.2.4.2- объяснять физический смысл понятия «момент силы» | ||||
7.2.4.3- экспериментально определять положение центра масс плоской фигуры | ||||
7.2.4.4- формулировать и применять правило момента сил для тела, находящегося в равновесии, при решении задач | ||||
7.2.4.5- экспериментально определять условия равновесия рычага | ||||
7.2.4.6- экспериментально определять коэффициент полезного действия наклонной плоскости | ||||
2.5 Колебания и волны | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
9.2.5.1- приводить примеры свободных и вынужденных колебаний | ||||
9.2.5.2- экспериментально находить амплитуду, период, частоту | ||||
9.2.5.3- рассчитывать период, циклическую частоту, фазу по формуле | ||||
9.2.5.4- описывать сохранение энергии в колебательных процессах | ||||
9.2.5.5- записывать уравнения координат, скорости и ускорения по графикам гармонических колебаний | ||||
9.2.5.6- объяснять причины возникновения колебаний в различных колебательных системах | ||||
9.2.5.7- исследовать зависимость периода колебаний маятника от различных параметров | ||||
9.2.5.8- находить ускорение свободного падения из формулы периода математического маятника | ||||
9.2.5.9- строить и анализировать графики зависимости квадрата периода от длины маятника | ||||
9.2.5.10- описывать по графику зависимость амплитуды вынужденных колебаний от частоты вынуждающей силы | ||||
9.2.5.11- описывать явление резонанса | ||||
9.2.5.12- применять формулы скорости, частоты и длины волны при решении задач | ||||
9.2.5.13- сравнивать поперечные и продольные волны | ||||
9.2.5.14- экспериментально определять скорость распространения поверхностных волн | ||||
9.2.5.15- называть условия возникновения и распространения звука | ||||
9.2.5.16- сопоставлять характеристики звука с частотой и амплитудой звуковой волны | ||||
9.2.5.17- называть условие возникновения резонанса и приводить примеры его применения | ||||
9.2.5.18- описывать природу появления эха и способы его использования | ||||
9.2.5.19- приводить примеры использования ультразвука и инфразвука в природе и технике | ||||
3.1 Основы молекулярно-кинетической теории | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
7.3.1.1- описывать строение твердых тел, жидкостей и газов на основе молекулярного строения вещества | 8.3.1.1- описывать эксперименты и приводить примеры, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетической теории | |||
7.3.1.2- объяснять физический смысл давления и описывать способы изменения давления | 8.3.1.2- представлять температуру в разных температурных шкалах (Кельвин, Цельсий) | |||
7.3.1.3- применять формулу давления твердого тела при решении задач | 8.3.1.3- описывать измерение температуры на основе теплового расширения | |||
7.3.1.4- объяснять давление газа на основе молекулярного строения | 8.3.1.4- описывать переход из твердого состояния в жидкое и обратно на основе молекулярно-кинетической теории | |||
7.3.1.5- выводить формулу гидростатического давления в жидкостях и применять ее при решении задач | 8.3.1.5- описывать переход вещества из жидкого состояния в газообразное и обратно на основе молекулярно-кинетической теории | |||
7.3.1.6- приводить примеры использования сообщающихся сосудов | ||||
7.3.1.7- описывать принцип действия гидравлических машин | ||||
7.3.1.8- рассчитывать выигрыш в силе при использовании гидравлических машин | ||||
7.3.1.9- объяснять природу атмосферного давления и способы его измерения | ||||
7.3.1.10- описывать принцип действия манометра и насоса | ||||
7.3.1.11- определять выталкивающую силу и исследовать ее зависимость от объема тела, погруженного в жидкость | ||||
7.3.1.12- объяснять природу выталкивающей силы в жидкостях и газах | ||||
7.3.1.13- применять закон Архимеда при решении задач | ||||
7.3.1.14- исследовать условия плавания тел | ||||
3.2 Основы термодинамики | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
8.3.2.1- описывать способы изменения внутренней энергии | ||||
8.3.2.2- сравнивать различные виды теплопередачи | ||||
8.3.2.3- приводить примеры применения теплопередачи в быту и технике | ||||
8.3.2.4- приводить примеры приспособления живых организмов к различной температуре | ||||
8.3.2.5- определять количество теплоты, полученное или отданное в процессе теплопередачи | ||||
8.3.2.6- объяснить физический смысл удельной теплоемкости | ||||
8.3.2.7- применять формулу количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива, в решении задач | ||||
8.3.2.8- исследовать закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах | ||||
8.3.2.9- применять уравнение теплового баланса при решении задач | ||||
8.3.2.10- применять формулу количества теплоты, поглощаемого.выделяемого при плавлении, кристаллизации, в решении задач | ||||
8.3.2.11- анализировать график зависимости температуры от времени при плавлении и кристаллизации | ||||
8.3.2.12- экспериментально определять удельную теплоту плавления льда | ||||
8.3.2.13- анализировать график зависимости температуры от времени при парообразовании и конденсации | ||||
8.3.2.14- описывать состояние насыщения на примере водяного пара | ||||
8.3.2.15- определять количество теплоты при парообразовании | ||||
8.3.2.16- объяснять зависимость температуры кипения от внешнего давления | ||||
8.3.2.17- объяснять первый закон термодинамики | ||||
8.3.2.18- объяснять второй закон термодинамики | ||||
8.3.2.19- определять коэффициент полезного действия теплового двигателя | ||||
8.3.2.20- описывать принцип работы двигателя внутреннего сгорания, холодильника и паровой турбины | ||||
8.3.2.21- предлагать пути совершенствования тепловых двигателей | ||||
8.3.2.22- описывать преобразование энергии в тепловых машинах | ||||
8.3.2.23- оценивать влияние тепловых машин на экологическое состояние окружающей среды | ||||
4.1 Основы электростатики | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
8.4.1.1- характеризовать электрический заряд | ||||
8.4.1.2- объяснять процесс электризации тела трением и индукцией | ||||
8.4.1.3- приводить примеры положительного и отрицательного влияния электризации | ||||
8.4.1.4- объяснять закон сохранения электрического заряда | ||||
8.4.1.5- применять закон Кулона при решении задач | ||||
8.4.1.6- объяснять физический смысл понятия «электрическое поле» и определять его силовую характеристику | ||||
8.4.1.7- рассчитывать силу, действующую на заряд в однородном электростатическом поле | ||||
8.4.1.8- изображать графически электрическое поле посредством силовых линий | ||||
8.4.1.9- объяснять физический смысл потенциала | ||||
8.4.1.10- описывать устройство и назначение конденсатора | ||||
4.2 Электрический ток | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
8.4.2.1- объяснять возникновение и условия существования электрического тока | ||||
8.4.2.2- применять условные обозначения элементов электрической цепи при графическом изображении электрических схем | ||||
8.4.2.3- объяснять физический смысл напряжения (разность потенциала), его единицы измерения | ||||
8.4.2.4- измерять силу тока и напряжение в электрической цепи | ||||
8.4.2.5- строить и объяснять вольт-амперную характеристику металлического проводника при постоянной температуре | ||||
8.4.2.6- применять закон Ома для участка цепи при решении задач | ||||
8.4.2.7- объяснять физический смысл сопротивления, его единицы измерения | ||||
8.4.2.8- применять формулу удельного сопротивления проводника при решении задач | ||||
8.4.2.9- экспериментально получить закономерности последовательного соединения проводников | ||||
8.4.2.10- экспериментально получить закономерности параллельного соединения проводников | ||||
8.4.2.11- рассчитывать электрические цепи, используя закон Ома для участка цепи в последовательном и параллельном соединении проводников | ||||
8.4.2.12- применять формулы мощности и работы тока в решении задач | ||||
8.4.2.13-
применять закон Джоуля-Ленца
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |