НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК (см. долг)




АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

· Авторская песня стала популярной в шестидесятые годы ХХ века. На песнях Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юлия Кима, Сергея и Татьяны Никитиных выросли наши родители, однако и в XXI веке творчество бардов не утратило своей актуальности, потому что все, о чем поется в авторской песне, - это вечные темы: жизнь, смерть, любовь, дружба, верность. Мне кажется, главный секрет бардовской песни в том, что она тревожит душу, заставляет плакать и смеяться, грустить и мечтать, но никогда не оставляет равнодушной.

· Ежегодно в нашей стране проводится Грушинский фестиваль, который собирает тысячи любителей авторской песни:

Изгиб гитары желтый ты обнимешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь,

Качнется купол неба, большой и звездно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

АЛЬПИНИЗМ

· С глубокой древности горы внушали человеку благоговение и восторг. Горные вершины считались обителью богов, а глубокие ущелья – местом обитания духов и демонов. Попытки восхождения на вершины стали предприниматься не более двухсот лет назад, когда люди стали больше интересоваться окружающим миром и горы стали вызывать уже не страх, а любопытство.

Стремление человека покорять горные вершины так же неудержимо, как и прежде. Наверное, не только потому, что оно приносит покорителям славу и почет… Мне кажется, что альпинисты вновь и вновь поднимаются в горы прежде всего потому, что хотят испытать себя, свою выносливость, и потому, что горы – это их жизнь и любовь: «Лучше гор могут быть только горы…»

АРМИЯ (см. дедовщина)

· От солдата требуется прежде всего выносливость и терпение; храбрость – дело второе (Наполеон)

· "Защита Родины есть защита и своего достоинства" (Н.К. Рерих).

АРХИТЕКТУРА

· В повести «Золотая роза» Константин Паустовский дает свою разгадку архитектурной тайны сооружений Ленинграда. Величественность зданий объясняется их соразмерностью, гармонией в пропорциях и небольшим числом украшений. Главное – чувство меры, которое и определяет хороший вкус.

· Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, что в последнее время большое беспокойство вызывает потеря городами своих отличительных, характерных черт – архитектурная безликость. Архитекторы не должны ломать образ города, в новых застройках необходимо сохранять историческую преемственность.

· Архитектура – музыка в пространстве, как бы застывшая музыка. (Фридрих Шеллинг, нем. философ)

БАБУШКА (см. пример)

· Вспомним повесть М. Горького «Детство». Бабушка АлешиПешкова была самым главным человеком в его жизни. Она всегда была с теми, кто в ней нуждался, жалела бедных, кормила ослепшего мастера. Ее доброта, любовь и оптимизм многому научили мальчика.

БАЙКАЛ

· «Славному морю» посвящен очерк Валентина Распутина «Байкал, Байкал…». Озеро не случайно называют святым: оно не подавляет человека своим величием, а, наоборот, возвышает. Здесь люди испытывают чувство полного единения с природой. Когда-то эвенк на берегу Байкала, перед тем как срубить березку, долго каялся и просил прощения у дерева. Теперь люди стали другими: не боятся равнодушной рукой погубить красоту. Байкал – это венец природы, который создан не для производственных нужд человека, а для того, чтобы люди могли любоваться его красотой и дышать его заповедным воздухом.

БЕДНОСТЬ (см. социальное неравенство)

· Проблема бедности в современном обществе приобрела особую остроту: наша страна по качеству жизни находится на сто пятнадцатом месте (из 130)! Безусловно, главной задачей для России сейчас является ликвидация бедности. Однако, на мой взгляд, причина кризиса заключается в духовной нищете. Русских называют «нацией Обломовых», совками, азиатами. А мы не бездельники и не дикари! Да, многие предпочитают предаваться мечтам о замужестве с олигархом, крупном выигрыше в лотерею, завидуют богатству участников многочисленных телешоу. Только я точно знаю, что это не выход. Нужно ликвидировать бедность в нашей стране и возродить былую славу России!

БЕЗДУХОВНОСТЬ ( см. духовность)

· О бездуховности современного ему поколения, ярко стартовавшего, но бездарно растратившего свою жизнь, пишет Сергей Минаев в книге «Духlеss». Автор пишет о тех, кто в тридцать лет имеет немалый счет в банке, хорошую работу, обедает в дорогих ресторанах, но не верит в искренние чувства. Для них существуют только «три Д» - деньги, дилеры, девушки, но при этом они рассуждают о национальной идее и о новой жизни. А я считаю, что в жизни каждого человека должны быть другие «три Д» - дело, дом, духовность.

· Приоритеты современного общества – власть, деньги, сила. Об этом мы слышим с экранов телевизоров, читаем на страницах газет и журналов. Оценку нравственного уровня общества дает Виктор Астафьев в рассказе «Людочка». Его героиня выросла в деревне среди нищеты, пьянства, но и в городе те же жестокость и безнравственность, поэтому, став жертвой насилия, Людочка покончила жизнь самоубийством. «Почему народ стал таким? Как жить дальше?» - вот главные вопросы, которые ставит перед нами писатель.

· Мне запомнилось опубликованное в газете «АиФ» интервью с Даниилом Граниным, который с горечью говорит о современных реалиях. Писатель убежден, что бездуховность нашего общества можно объяснить культом денег: сегодня все меряется не нравственными качествами человека, а толщиной его кошелька. Нет ничего плохого в желании путешествовать, жить в благоустроенной квартире, иметь машину и дачу, нужно только не переходить эту грань удовлетворения потребностей и не делать из материальных благ культа.

· Пошлость, неразвитый вкус, грубость приводят безнравственны. Об этом пишет писатель и публицист Владимир Амлинский в статье «Когда душа глуха». Он не может понять, почему в кинотеатре подростки смеялись над трагической сценой, когда Рыбак пытался повеситься в туалете. Откуда эта душевная черствость? По мнению автора, она появляется в детстве и начинается с грубости взрослых, с безвкусицы, которую считают красотой, с телевизора, который в разжеванном виде дает то, человек сам должен получать из книг. Только приобщение к прекрасному может изменить ситуацию.

БЕСПРИЗОРНИКИ

· Мне запомнилось опубликованное в газете «АиФ» интервью с писателем Анатолием Приставкиным. Бывший беспризорник, он с горечью говорит о том, что сегодня на улицы выброшено около пяти миллионов детей. Такое было лишь после гражданской войны, но тогда подобное бедственное положение детей можно было объяснить войной, разрухой. Но даже в войну люди не растеряли остатков человечности. Писатель вспоминает, как на вокзале расступилась толпа голодных беженцев – женщин, стариков, детей, чтобы пропустить детдомовцев. Он убежден, что, если бы нам удалось сохранить гуманизм тех времен до наших дней, не было бы нынешней катастрофической ситуации.

БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ

· Человек не должен равнодушно относиться к тому, что происходит вокруг него. В качестве примера приведу рассказ Виктора Астафьева «Современные украшения». Автор с горечью вспоминает, как с самолетов тоннами выбрасывали специальную фольгу, чтобы образовавшиеся радиопомехи заглушали «вражеские голоса». На ветер выбрасывались миллионы рублей, а на школы, больницы, дома престарелых денег не хватало. Можно ли мириться с подобной бесхозяйственностью?

БИБЛИОТЕКА (см. книга)

§ Совсем недавно наша страна считалась одной из самых читающих в мире, а сейчас начитанность среди школьников скорее исключение, чем правило. Воспитывать читательскую культуру необходимо с детства. Я не раз видел в нашей городской библиотеке группы детсадовцев, которых приводят на ознакомительные экскурсии. Мне кажется это правильным: привычка читать, сформированная в детстве, обязательно перерастет в любовь к книге.

· Известный американский писатель Рэй Брэдбери называл себя «выпускником библиотек». Он полюбил книги в детстве, когда еще не умел читать, а в школьные годы проводил в библиотеке все свободные вечера. Любовь к чтению осталась у него на всю жизнь, а книги стали важнейшей темой его творчества.

БЛАГОДАРНОСТЬ (см. учитель)

· Человек должен уметь быть благодарным. Известный московский конструктор Сафонов, главный герой рассказа Юрия Бондарева «Простите нас!», возвращаясь из санатория, заезжает в родной город и встречается со своей учительницей. Она помнит всех бывших учеников, следит за их успехами, только вот у них своя жизнь, они не вспоминают о той, чей труд помог достичь им успеха. Сафонову становится стыдно, и на ближайшей станции он выходит из вагона, чтобы отправить телеграмму: «Простите нас».

· Неблагодарность ( см. подлость): Все знают, что неблагодарность – страшный грех. У Виктора Астафьева есть лирическая миниатюра 1) «Гоголевский тип» о майоре, провалившемся в открытый люк. Когда его с трудом вытащили, он отругал спасителей за то, что медленно работали, и за то, что не достали его картуз. <Действительно, гоголевский тип…>. 2) … «Тот самый Комаров» о медсестре Машеньке, которая во время войны спасла жизнь солдату Комарову. Прощаясь, он поцеловал ей руку и заверил, что никогда ее не забудет. Через четыре года судьба столкнула их в вагоне московского метро: Машенька, перенесшая тяжелую операцию, потерявшая ребенка, обрадовалась этой встрече, только солидный гражданин не просто не захотел узнать ее, но и, толкнув, обругал провинциалку. 3) …, особенно по отношению к матери – самому дорогому тебе человеку. Мне запомнился рассказ Евгения Носова «Домой за матерью». Шахтер Васюкеев едет в родную деревню, собираясь увезти мать в город. В поезде он разговорился со старушкой, которая, продав свой дом, поочередно жила у своих детей, помогала им по хозяйству, нянчила внуков, а когда состарилась, то стала обузой и, поняв это, поехала к себе на родину умирать. Меня потрясло, что она не жалуется на детей и на свою судьбу, принимая все как должное. <Когда-нибудь ее дети тоже состарятся. Вспомнят ли они, как поступили с матерью? >

БЛАГОРОДСТВО

· Благородство – это высокое моральное качество честного, великодушного человека. Мне запомнилось опубликованное в газете «АиФ» интервью с писателем Анатолием Приставкиным. Бывший беспризорник, он вспоминает, как тяжело приходилось их воспитательницам - женщинам из дворянских семей: детдомовцы презирали их, обворовывали, били им по рукам крышкой от пианино, когда те пытались нам играть романсы. Благородство, которое было присуще русскому дворянству, не могло не затронуть их детские души.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

· У И.С. Тургенева есть стихотворение в прозе «Два богача»: богач Ротшильд жертвует огромные средства детям и старикам, однако большее уважение вызывает у автора бедная крестьянская семья, решившая взять на воспитание сироту.

· Событием культурной жизни нашей страны стал выход в свет книги, которая объединила самых разных писателей – от Войновича до Лимонова, однако заслуживает внимания не столько появление этого сборника, сколько тот факт, что все деньги от продажи будут перечислены российским хосписам. На мой взгляд, данная акция благотворительности - это проявление милосердия, попытка привлечь внимание общества к существующим проблемам.

БОГ (см. вера)

· Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не на пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви. (Ф. Достоевский)

· Твой Бог в тебе,

И не ищи другого

Ни в небесах, ни на земле:

Проверь

Весь внешний мир:

Везде закон, причинность, Но нет любви:

Ее источник – Ты! (М. Волошин, поэт)

БУДУЩЕЕ

· О будущем думают все: ученые, общественные деятели, писатели и каждый из нас. Более ста лет назад революционер-демократ Чернышевский предсказывал, что будущее человечества прекрасно, и призывал любить его, приближая его своим трудом. В наши дни мы часто слышим об экологической катастрофе, которая приведет к всеобщей гибели, и испытываем страх перед будущим.

· Будущее цивилизации - в сохранении духовности. Вспомним, к примеру, фантастическую повесть Рэя Брэдбери «451◦ по Фаренгейту». В обществе будущего техника достигла небывалого уровня развития, однако это не принесло людям ни счастья, ни радости: они разобщены, отгородились друг от друга и от жизни наушниками-ракушками, тремя телевизорными стенами своей гостиной. Они равнодушно смотрят, как пожарники сжигают дома тех, кто осмелился хранить у себя книги, им нет дела до своих детей, воспитанием которых занимается государство, их развлечение – многочисленные телешоу.

ВАНДАЛИЗМ

· Те, кто разрушает созданное другими людьми, - варвары, вандалы, не ценящие чужой труд. В качестве примера я хочу привести рассказ Виктора Астафьева «Жует скотина». Автор вспоминает о коровах, которые жевали цветы в его палисаднике, о соседской кошке, которая съела соловья, поселившегося в черемухе, и с грустью думает о тех, кто губит прекрасное, уничтожает то, что сделано другими людьми. Как кошке все равно, кого она съела, потому что она не понимает песен, так, наверное, все равно было матросам, которые уничтожали в Зимнем дворце прекрасные малахитовые вазы, сделанные уральскими мастерами.

· На меня большое впечатление произвел рассказ Виктора Астафьева 1) «Цветной металл». С могильной плиты стюардессы, погибшей от пули бандита, с монумента павшим воинам срубили звезду, медные буквы и сдали скупщикам цветного металла. Это не просто пакость, это зло, которые мы, порядочные люди, допускаем! 2) «Худословие». На могильной плите, под которой покоились жена декабриста Мария Волконская и ее дочь, было написано непристойное слово. Как далеки мы не от того времени, а от тех людей!

ВДОХНОВЕНИЕ

· В рассказе «Скрипучие половицы» Константина Паустовского великий композитор Чайковский вспоминает, как на вопрос, в чем тайна его музыкального гения, он ответил, что никакой тайны нет, а есть только работа. Но почему же тогда ему легко работается не в Италии, а в лесном доме со скрипучими половицами, в окна которого заглядывают сосны? Может быть, потому, что вдохновение ему дарит родная природа?

· Как достигается состояние душевного подъема, называемое вдохновением? В качестве примера хочу привести «Повесть о лесах» Константина Паустовского. Писатель Леонтьев, гуляя по набережной Невы, испытывает необъяснимую грусть и какое-то волнение, как будто впереди его ждет счастье. Он знал это состояние, когда хаос мыслей и впечатлений вдруг сменяется ясным пониманием, что нужно писать, и каждая потерянная минута кажется катастрофой. Это и есть вдохновение!

· Великий композитор П.И. Чайковский писал, что вдохновение – это такой гость, который не всегда является на первый зов, поэтому работать нужно всегда. Настоящий артист не может сидеть сложа руки, и тогда вдохновение обязательно придет. Он был убежден, что вдохновение рождается только от труда.

· Вдохновение – состояние душевного подъема, полноты мыслей, сознание творческой силы, которое может испытать каждый человек.

Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч… (К.Паустовский)

· Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии (А.Пушкин)

· Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. (Эдисон)

ВЕЖЛИВОСТЬ (см. этикет)

· Неуважение к другим проявляется по-разному, например, небрежностью в одежде, неопрятностью, плохими привычками. Воспитанного человека, на мой взгляд, отличают простота и естественность в общении с людьми. Владимир Солоухин в рассказе «Золотое зерно» восторженно говорит об известном теноре Козловском, восхищается не только его талантом, но и душевными качествами. Семидесятилетний певец при любых обстоятельствах был подтянут, изысканно одет, со всеми вежлив, и в этом было его уважение к окружающим.

ВЕРА (см. Бог)

· Человек не может жить без веры. Раскольников, герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», греховен не только совершенными поступками, но и своими помыслами. Пройдя по пути саморазрушения, он с помощью Сони обретает веру, находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь.

· Вспомним, к примеру, повесть Бориса Васильева «Красные Жемчуга». Старой женщине, одиноко коротающей свой век, приснились ее погибшие на войне муж и сыновья. Она вспоминает, как в своей комсомольской юности отреклась от родителей, как бросила в костер икону – бабушкино благословение, и понимает, какой тяжкий грех на ней. Молитва помогла ей очистить душу, сняла груз вины.

· Примером верности своим религиозным убеждениям может быть история Зои Лещевой из книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Всех близких родственников десятилетней девочки посадили в лагеря за веру в Бога, а ее отправили в детдом. С нее пытались снять крест, но девочка только укрепилась в своей вере. Не сломили ее и десять лет лагерей, ни дополнительные сроки. В нечеловеческих условиях Зоя сумела сохранить свою веру и свое человеческое достоинство.

· Человек должен быть или верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек. (А.П. Чехов)

ВЕСНА

· Весна – это обновление природы. Есть такая древняя легенда. Когда-то Мать Сыра Земля лежала во мраке и не было вокруг ни света, ни тепла, взглянул бог солнца и весны Ярило на землю, и засияло солнце. Пробудилась от спячки земля, а Ярило пообещал украсить матушку-Землю травой и цветами. По поверью древних славян, каждую весну пробуждается Ярило от долгого сна. Все оживает: и поля, и луга, и леса. Там же, где ступает нога божества, Земля укрывается цветочным ковром.

· Весна – это не только время года, когда природа пробуждается от зимней спячки, но и время новых планов и надежд. Мне запомнилось описание весны в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Левин выходит во двор, вдыхает запахи ожившей земли, смотрит на надувшиеся почки и чувствует необыкновенный подъем сил, готовность к изменениям.

ВЛАСТЬ (см. чиновники)

· Власть, на мой взгляд, проверяет человека на прочность. Вспомним, к примеру, повесть Виктории Токаревой «Первая попытка». Всю жизнь Мара стремилась к власти над другими людьми. Она идет к цели, как «ракета дальнего действия», не замечая, что причиняет боль тем, кто рядом с нею.

· Известный ученый, академик Д.С. Лихачев говорил, что порядочные люди нетерпимы не к власти, а к несправедливости, исходящей от власти. Мне запомнилось опубликованное в газете «АиФ» интервью с Даниилом Граниным, который с горечью отмечает, насколько актуальна эта проблема в современном обществе: люди, наделенные властью, не уважают пенсионеров и инвалидов, часами простаивающих в коридорах собесов, пренебрежительно относятся к культуре, бездействуют, когда разрушают памятники.

· Общество так устроено, что все мы от кого-то зависим, а значит, всегда найдутся люди, которые могут проявить над нами свою власть. Только человек, наделенный властью, не должен забывать о том, кто он есть, поэтому нужно относиться к другим по-человечески: не унижать, не подавлять, не быть грубым и жестоким.

ВНУШЕНИЕ

· Как известно, сила внушения очень велика. Так, к примеру, помещик Нилов, герой рассказа А.П. Чехова «Волк», наслушавшись охотничьих историй о неминуемой гибели заболевших бешенством, после укуса волка неимоверно страдает и близок к самоубийству. Доктор сумел убедить его в том, что ничего страшного не произошло, и Нилов ему поверил и стал прежним весельчаком и здоровяком.

ВОДА ( см. память)

· Почти три четверти поверхности Земли покрыты водой. Многие века люди восхищались дарами подводного мира жемчугом и губками, но вплоть до ХХ века этот мир оставался почти неизученным. Вода – огромное богатство, подаренное человечеству, без нее невозможна жизнь на Земле, и поэтому каждый в ответе за экологическое состояние воды.

ВОЙНА

· Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал, что любая война есть убийство и самый худший грех. Осуждение войны – главная тема рассказа В. Гаршина «Четыре дня». Герой участвует в бою, не отдавая себе ясного отчета в происходящем. Будучи тяжело раненным, он остается на опустевшем поле битвы один рядом с убитым им турком. Вспоминая эпизоды, герой не может понять, за что он убил турка, и приходит к выводу, что война не нужна никому.

· Война меняет человека. Вспомним, к примеру, рассказ Григория Бакланова «Нездешний». Павел, журналист, вернувшийся в отпуск из горячих точек в Москву, встречается со старыми друзьями и родственниками. Он смотрит на все другими глазами, чувствует себя постаревшим на много лет, а возвращается после отпуска в Чечню, по словам коллеги-оператора, «будто контуженый». Мне кажется, что никогда уже Павел не станет прежним, так и останется «нездешним».

· Война изменяет привычные условия жизни, и это не может не сказаться на внутреннем мире человека. Если бы не война, Андрей Гуськов, герой повести Валентина Распутина «Живи и помни», прожил бы достойную жизнь: он был трудолюбивым, непьющим, женился на сироте и не бросил ее, когда узнал, что у них не будет детей. Он воевал три года, солдаты ценили его за силу и считали надежным товарищем. После госпиталя Андрея должны были сразу отправить на фронт, но Андрей не может не побывать дома. Так он становится дезертиром: не потому, что был трусом, а потому, что так сложились обстоятельства, и потому, что нет у него нравственного стержня, который делает человека хозяином своих поступков.Война для Гуськова не всенародное горе, а источник личной беды.

· Война – тяжелое испытание для всего народа. Самое страшное на войне заключается в том, что человек привыкает к смерти и к тому, что человеческая жизнь обесценивается. Мне запомнился эпизод из повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Лейтенант Керженцев смотрит на убитого бойца, к губе которого прилип окурок. Эта картина была страшнее разрушенных городов и оторванных ног. Смерть всегда трагедия. Как можно смириться с тем, что минуту назад, желания, была жизнь – и вдруг ничего! В этом, на мой взгляд, состоит трагедия войны!

· Война проверяет людей на прочность, все время заставляя делать нравственный выбор. (см. нравственный выбор)

· Война, несмотря на жестокость, учит людей доброте. Андрей, герой повести А. Приставкина «Солдат и мальчик», до войны был равнодушен к тетке, но, попав в родной город, Андрей мечтает о встрече с родственницей, заменившей ему когда-то мать.

· В своей книге «Летят мои кони…» Борис Васильев написал, что война – это «обугленный листок биографии», потому что она лишила его поколение юности: будучи совсем молодыми, они вынуждены были взять на себя ответственность за чужие жизни.

Война и дети: Дети войны – детдомовцы из повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…». В них перемешано и хорошее, и плохое. Они слишком рано узнали изнанку жизни, столкнулись с жестокостью. Дети войны – это рано повзрослевший Петрушка, похожий на рассудительного старика, из рассказа А. Платонова «Возвращение» и дети-сироты, пережившие голод, бомбежки, смерть воспитателей и своих товарищей, из повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Это и моя бабушка, которая рассказывала мне, как немецкие самолеты сбрасывали бомбы на женщин и детей, а ее мама, моя прабабушка, закрывала детей своим телом. Война – это суровое испытание для всего народа, но особенно тяжело пришлось детям, потому что война лишила их детства.

Война и женщина (см. женщина): 1)Старшина Васков из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», отчитывая девчонок-зенитчиц, говорит, что на войне нет женщин и все «в среднем роде ходить должны». Однако он жалеет Женю, впервые убившую немца, понимая, что женщина по природе своей мать и потому не может убивать.

2) Война – это суровое испытание для всего народа, и очень важно для человека не ожесточиться. Особенно тяжело приходится женщинам, потому что они тоньше и ранимее мужчин. Вспомним, к примеру, эссе Юрия Бондарева «Женственность». Радистка Верочка, нежная и хрупкая, в которую были влюблены все бойцы, смертельно ранила пленного немца. С тех пор общая влюбленность в нее сменилась чувством брезгливой жалости: выстрелом в немца Верочка убила в себе женственность.

3) Я считаю, что женщина должна оставаться женщиной при любых обстоятельствах.Вспомним, к примеру, героиню повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Женю Комелькову – умную, красивую, веселую и очень женственную. Несмотря на многочисленные выговоры, она носит шелковое белье. Даже фашисты, смертельно ранив Женю, долго не могли оторвать глаз от ее гордого и прекрасного лица.

Война и искусство: 1) Красота (=искусство ) вечна. Особую роль она играет в трудное для людей время. В качестве примера приведу рассказ Виктора Астафьева «Как лечили богиню». В освобожденной от фашистов польской усадьбе рядовой ремонтирует скульптуру богини, пострадавшую при обстреле. Над ним смеялись, а он только качал головой, то ли осуждая, то ли сочувствуя. Потом к нему присоединился хромой поляк, и они вели долгие разговоры об искусстве. Во время артобстрела они были убиты, советский солдат и польский гражданин, пытавшиеся исцелить красоту.

Война и литература: 1)Война тяжелое время для всего народа. Изменяются привычные условия жизни, но общечеловеческие ценности все равно сохраняются. Вспомним, к примеру, героев повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Лейтенант Керженцев, до войны увлекавшийся искусством, литературой, с сожалением отмечает, что, вместо того чтобы любоваться красотой пейзажа, думает, где бы разместить пулемет. Однако, когда у него появляется возможность, он сидит в библиотеке до самого закрытия. Карнаухов зачитывается Джеком Лондоном. Я считаю, что это не бегство от войны, а естественная потребность человека в том, что облагораживает его душу.

2)Не расстается с книгой героиня повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Соня Гурвич. В ожидании боя она читает стихи Блока. Эту книгу подарил ей однокурсник, ушедший добровольцем на фронт. Наверное, она дорога ей как память, но мне кажется, что в стихах великого поэта Соня находит силы справиться с трудностями.

· Говорят, что «при громе оружия музы молчат ». Но всегда во время тяжелых испытаний и бедствий народных лучшие поэты и прозаики были рядом с народом и своим творчеством поддерживали боевой дух армии. Все помнят Дениса Давыдова, который возглавил партизанское движение во время Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года. Во время Великой Отечественной войны, следуя славным традициям певцов-воинов, участвовали в военных действиях Константин Симонов, Сергей Орлов, Алексей Фатьянов и многие другие.

· Война и любовь: Мне кажется, что люди всегда открыты для любви, даже если сами не думают об этом. Вспомним, к примеру, хромую девушку-еврейку Мирру из романа Б. Васильева «В списках не значился». Ей с детства внушали, что она калека и ни на что не может рассчитывать. А она, несмотря на то что идет война и все защитники Брестской крепости обречены, полюбила и счастлива, даже строит планы на будущее, которого у нее, как оказалось, нет.

Война и память: 1) Война – это всегда трагедия, потому что она разрушает жизни, разбивает надежды, разлучает людей. Героиня рассказа И.А. Бунина «Холодная осень» потеряла во время первой мировой войны человека, с которым была обручена и которого горячо любила. Вспоминая много лет спустя последнюю встречу с ним, она понимает, что в ее жизни был только тот холодный осенний вечер. Что бы ни было в жизни человека, это твои воспоминания, которые всегда остаются с тобой.

2) Воспоминания, связанные с тяжелыми событиями, остаются с людьми навсегда. В качестве примера приведем рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления». Гриша, приехавший к бабушке на каникулы, услышал, как по ночам баба Дуня кричит, снова и снова переживая во сне то, что случилось во время войны. Внук понимает, что должен помочь бабушке, и, когда та стала плакать, переживая потерю хлебных карточек, он не стал ее будить, а тихо принялся убеждать в том, что карточки нашлись. Бабушка уснула, а внук заплакал от жалости к ней.

Война и природа: 1) В сложных условиях человек особенно остро осознает важность общения с природой. Так, например, Сашка, герой одноименной повести В. Кондратьева, потрясен смертью своего попутчика, который, свернув с дороги за подснежником, подорвался на мине. Жора не был похож ни на одного из знакомых Сашки: вокруг война, разруха, а он восхищался красивым цветком! Я убежден, что природа не только помогает справиться с лишениями военной жизни, но и помогает человеку сохранить свою душу, не очерстветь, когда вокруг смерть и разруха.

2) Природа влияет на душу человека, облагораживает ее, помогает справиться с трудностями. В повести «Золотая роза» Константина Паустовского есть эпизод, когда водитель грузовика, пережидая артобстрел, делится своими сокровенными мыслями: лежа под пулями, он вспоминает родные леса и мечтает, если вернется живым, стать лесником. Для него большего счастья, чем вновь пройтись по дороге к озеру, вдохнуть сосновый воздух и, забыв обо всех невзгодах, слушать, как стучит сердце в груди.

Жизнь после войны: Ольга Зотова, героиня повести А.Н. Толстого, пережила смерть своих родителей, заключение в тюрьме, расстрел, после которого чудом осталась жива, голод и холод, военную разруху. После гибели любимого человека Зотова не хотела жить, она изменилась: была худа и черна, курила махорку и пила спирт. Ей было всего 22 года, когда закончилась война и нужно было начинать новую жизнь. Ольга смелый и честный человек, но в атмосфере пошлости, сплетен и ненависти соседей по коммунальной квартире жить не смогла.

· Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы (Вольтер)

· Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой (А.С. Пушкин).

· Война есть противное человеческому естеству состояние. (Л.Н. Толстой)

· Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире. (Л.Н. Толстой)

ВОЛЯ К ЖИЗНИ (см. мужество)

· Примером незаурядной воли и мужества является жизнь Алексея Мересьева, главного героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Оказавшись в тылу врага, в глухом лесу, с перебитыми ногами, раненый летчик полз одиннадцать дней, пока его не подобрали деревенские жители. После ампутации ног Мересьев не впал в отчаяние: огромная сила воли и любовь к жизни помогли ему вернуться в строй.

ВООБРАЖЕНИЕ

· Все, чего на протяжении веков человечество добилось в науке, технике и культуре, было достигнуто благодаря воображению. Мы знаем о заслугах Циолковского и Юрия Гагарина, но их предшественником был мечтатель, который, привязав самодельные крылья, прыгнул с колокольни.Известно, что космические корабли «Союз» и «Аполлон» очень похожи на летающий корабль, который нарисовал Жюль Верн. Известно также, что на своем наброске летательного аппарата Леонардо да Винчи написал пророческие слова: «Человек вырастит себе крылья». Именно поэтому известный ученый Вернадский писал, что все наши знания получены благодаря мечтам фантазеров и ученых поэтов.

· Герой повести Константина Паустовского «Далекие годы» вспоминает о своем учителе географии, который приносил на уроки бутылки с водой их разных рек и морей. Впоследствии гимназисты узнали, что в бутылках была самая обычная водопроводная вода: учитель полагал, что таким путем он дает толчок детскому воображению, которое играет огромную роль в процессе познания.

· Сын путевого сторожа Вася, герой рассказ А. Платонова «Корова», любил ходить в школу, потому что, слушая учительницу и читая книги, он представлял весь мир, о котором ему еще только предстояло узнать. Его мучило, если он видел какой-либо предмет и не понимал, что у него внутри и как он действует.

· Воображение важнее знания (А.Эйнштейн)

· История научной фантастики – это история идей, которые изменяли мир, но которые сначала были осмеяны и отвергнуты. (Рэй Брэдбери,амер.писатель-фантаст)

ВОРОНА

Вороны – необыкновенно умные птицы. В этом убеждаешься, читая рассказ Юрия Бондарева «Клара». Художник вспоминает, как когда-то на отдыхе в санатории к нему на балкон прилетела говорящая ворона. Человек и птица подружились. Когда отпуск закончился, художник уехал, а Клара летела за автобусом и тоскливо кричала.

ВОСПИТАНИЕ (см. пример, семья)

· «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца», - писал А.С.Грибоедов. Дети во всем подражают своим родителям, и то, какими они вырастут, во многом зависит от воспитания.

· Мыслители ХVIII века считали правильное воспитаниеосновным фактором, определяющим нравственный облик человека.Вспомним, к чему приводит слепая материнская любовь грубой и невежественной помещицы Простаковой из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: когда мать после крушения своих планов обращается за сочувствием к сыну, Митрофан грубо отталкивает ее. «Вот злонравия достойные плоды!» - таков результат ее воспитания.

· Любовь к знаниям и уважение к истории воспитываются в семье. Так, например, в своей книге «Летят мои кони…» Борис Васильев вспоминает, как отец, заметив его интерес к путешествиям, принес ему огромную карту мира и набор цветных карандашей, научил прокладывать маршруты знаменитых путешественников, рисовать схемы сражений известных полководцев. Мальчик не стал историком, но обрел самое главное – уважение к прошлому своей страны.

· Воспитание – великое дело: им решается участь человека (В.Г. Белинский)

ВРЕМЯ

· Ритм современной жизни таков, что нам постоянно недостает времени. Мы тратим его на пустые разговоры, и нас не пугает устойчивый оборот «убить время». Мы торопимся и пробегаем мимо чего-то важного. А между тем старинная мудрость гласит: «Глубокие воды тихо плывут – мудрые люди тихо идут». Может быть, не нужно торопиться? Люди часто живут или прошлым, или будущим и забывают, что есть «миг между прошлым или будущим, именно он называется жизнь». Каждое мгновение жизни неповторимо, и нужно его ценить!

· Проблема нехватки времени очень актуальна в современном мире. Как часто мы тратим его впустую, а потом сожалеем о потраченном времени. Об осмысленном отношении к времени пишет Даниил Гранин в повести «Эта странная жизнь», посвященной жизни известного ученого-биолога Любищева, который создал свою Систему организации времени: на протяжении 56 лет записывал, сколько времени потратил на основную работу, сколько – на дополнительную. Эта система учета позволила ученому с высокой точностью планировать свое время, контролировать его с учетом работоспособности. К примеру, с утра он читал научную литературу, через два часа – исторические тексты, когда уставал – беллетристику, в поездках практиковал чтение малоформатных книг или изучал иностранные языки.

ВЫБОР



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: