УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для студентов заочной формы обучения
(с полным сроком обучении и с ускоренным сроком обучения)
по дисциплине «Теория управления »
наименование дисциплины (модуля)
для направления подготовки (специальности) 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
код и наименование направления подготовки (специальности)
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 7 зачетных единиц.
Форма текущего контроля в семестре – реферат
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) – нет.
Форма промежуточного контроля в семестре – зачет в 3 семестре, экзамен в 4 семестре.
Краткое содержание курса
1 семестр
Раздел 1. Теоретические и методологические основы теории управления.
Раздел 2. Эволюция управленческой мысли.
Раздел 3. Законы и принципы социального управления.
Раздел 4. Содержание и функции процесса управления.
Раздел 5. Внутренняя и внешняя среда в управлении.
Раздел 6. Управление нововведениями.
2 семестр
Раздел 7. Методология и организация процесса разработки управленческих решений.
Раздел 8.Основы кадровой политики на предприятии.
Раздел 9. Исследование систем управления и их проектирование.
Раздел 10. Государственная служба и эффективность социального управления.
Форма текущего контроля
Контрольная работы выполняется в виде реферата.
Темы рефератов в 3 семестре в соответствии с № варианта из таблицы
1. Природа управления и тенденции его развития. Методология менеджмента
2. Понятие об организационных структурах.
3. Роль коммуникаций и передачи информации в управлении.
4. Первые документальные источники о зарождении управленческой мысли
5. Великие управленцы – образец для подражания
6. Биография и достижения Ф. Тейлора
7. Биография и достижения Э.Мэйо
8. Биография и достижения А.Файоля
9. Биография и достижения Г. Форда
10. Теория бюрократии М. Вебера
11. Понятие бюрократии, ее преимущества и недостатки, роль бюрократии в развитии государства, общества и отдельной организации.
12. Роль исторического наследия школ менеджмента
13. Отечественное наследие теории управления XX в.
14. Теоретические основы менеджмента и его современное состояние.
15. Зависимость управления организацией от ее миссии.
16. Н. Макмавелли как провозвестник теории управления
17. Роберт Оуэн в теории управления
18. Менеджер как лидер, авторитет и начальник.
19. Контроль, учет и статистика в управлении.
20. Современные теории в менеджменте.
21. Теория управления в России.
22. Функции менеджмента.
23. История развития менеджмента.
24. Повышение конкурентоспособности методами менеджмента.
25. Планирование и оперативный контроль.
26. Внутрифирменная система ценностей
27. Ситуационный менеджмент
28. Организационная культура представительных собраний
Темы рефератов в 4 семестре в соответствии с № варианта из таблицы
1. Социофакторы и этика менеджмента.
2. Модели управления: содержание, классификация, возможности использования.
3. Проблемы выбора управленческих решений.
4. Планирование и программирование в менеджменте.
5. Мотивация и стимулирование в управлении.
6. Мотивация и компенсация в управлении
7. Маркетинг и менеджмент в условиях конкуренции.
8. Менеджмент в инновационных предприятиях.
9. Эффективность управления.
10. Различные подходы в управлении персоналом.
11.. Стиль управления.
12. Построение стратегии в рыночных условиях.
13. Организационная культура.
14. Методы управления.
15. Оценка эффективности управления.
16. Методы принятия управленческих решений.
17. Формы реализации управленческих решений.
18. Классификация управленческих решений.
19. Проблемная ситуация и требования к управленческим решениям.
20. Этапы процесса принятия управленческих решений.
21. Сущность, нормативные документы и уровни кадровой политики
22. Кадровая политика: понятие, виды.
23. Сущность, принципы и функции государственной службы
24. Государственная служба: понятие, виды.
25. Должности государственной гражданской службы
26. Основные права и обязанности государственного гражданского служащего, запреты и ограничения, связанные со службой
27. Аттестация и квалификационный экзамен государственного гражданского служащего
28. Информационные технологии в управлении.
Выбор темы
Тема реферата определяется по первой букве фамилии студента, согласно данным нижеприведенной таблицы.
Первая буква фамилии студента | № варианта | Первая буква фамилии студента | № варианта |
А | П | ||
Б | Р | ||
В | С | ||
Г | Т | ||
Д | У | ||
Е | Ф | ||
Ж | Х | ||
З | Ц | ||
И | Ч | ||
К | Ш | ||
Л | Щ | ||
М | Э | ||
Н | Ю | ||
О | Я |
Форма промежуточного контроля
Формой промежуточного контроля является: 1 семестр - зачет (устный ответ), 2 семестр - экзамен (по билетам). Экзамен проходит в письменной форме. Каждый билет содержит по 2 вопроса.
Вопросы к зачету (3 семестр)
- Сущность и содержание теории управления: эволюция управленческой мысли.
- Теоретические основы менеджмента и его современное состояние.
- Новая управленческая парадигма.
- Цели и функции теории управления.
- Функциональное и ролевое разделение управленческого труда.
- Внутренняя и внешняя среда в управлении.
- Организационные формы и структуры управления.
- Административная теория А. Файоля.
- Анализ как функция управления.
- Бюрократическая теория М. Вебера.
- Вклад советских ученых в развитие теории управления.
- Делегирование полномочий как составная часть функции организации.
- Законы Паркинсона и Питера.
- Законы управления и их значение в управлении.
15. Значение социального управления как вида деятельности.
- Исследования Г.Ганта и Гилбреттов.
- Методология теории управления: общенаучные и специально-научные методы.
- Качества и требования к современному руководителю.
- Классификации функций управления.
- Коммуникации в процессе управления: сущность, значение, виды.
- Лидерство, власть и руководство: сущностные характеристики, общее и отличия.
- Методы анализа внешней и внутренней среды в управлении.
- Методы анализа социально- экономических объектов управления.
- Методы управления.
- Методы целепологания.
- Мониторинг и бенчмаркинг в управлении.
- Мотивация как функция управления.
- Назовите теории менеджмента и дайте краткую характеристику.
- Оптимальное и правильное управленческое решение
- Организация как функция управления: сущность, задачи, этапы
- Основные положения теории научного менеджмента (Ф.Тейлор).
- Особенности функций государственного и муниципального управления.
- Первые документальные источники об управленческой мысли.
34. Требования к организационному управлению.
- Планирование как функция управления: значение, понятие и виды планирования
- Понятие и состав функции контроля, виды контроля
- Поточная организация труда Г. Форда.
- Преимущества и недостатки современной бюрократической системы управления.
- Принципы построения формальной организации Л.Урвика.
- Принципы управления.
- Прогнозирование как функция управления.
- Развитие управленческой науки в России с 1920 по1990 г..
43. Раскройте сущность гибкости и оперативности управления
44. Раскройте сущность устойчивости и эффективности управления
- Роль культуры и стиля управления менеджера в управлении
- Система целесообразностей Г. Эмерсона (12 принципов).
47. Процессный, ситуационный и количественный подходы к управлению
48. Содержание и формы управленческой деятельности.
- Сравнение старой и новой системы взглядов на управление организацией в мире и в России.
- Становление теории управления в России (до революции 1917 г.).
- Стили управления.
- Стратегическое планирование: значение и этапы
- Характеристика количественной школы управления. Основные представители
54. Системный подход в управлении
- Сущность и содержание теории управления: объект, предмет, цели и основные категории науки
56. Сходства и различия менеджмента и управления.
- Теория «7-S».
- Теория Дугласа М-Грегора и У. Оучи.
- Теория А.Маслоу.
- Теория стилей руководства Р. Лайкерта.
- Теория человеческих отношений (М. Фоллет, Ч. Бернард).
- Управление нововведениями
- Условия и факторы результативной работы менеджера
64. Фасетная классификация организационного управления.
- Теория А. Маслоу.
- Характеристика общих функций управления.
- Характеристика специальных (конкретных) функций управления.
- Характеристика эмпирической школы управления. Основные представители.
- Целепологание как функция управления. Общие требования и принципы к процессу целепологания. Классификация целей. Целевая ориентация управленческих решений
70. Что такое система, система управления, ее составляющие.
71. Что такое субъект и объект управления.
- Школа поведенческих наук (Д.М-Грегор, Ф.Герцберг, У. Оучи).
- Школа социальных систем. Основные представители.
74. Этапы и методы прогнозирования
75. Координация как функция управления
Вопросы к экзамену (4 семестр)
- Сущность и значение самоменеджмента.
77. Этика государственного управления, требования к гос. аппарату и его работникам.
78. Характеристика индивидуальных групповых методов принятия управленческих решений.
79. Требования к управленческим решениям.
80. Понятие, сущность и критерии эффективности социального управления.
81. Основы кадровой политики на предприятии: сущность, цели, принципы.
82. Становление и развитие российской государственной службы.
83. Правовое регулирование госслужбы в РФ.
84. Стратегическая кадровая политика. Государственное регулирование вопросов кадровой политики.
85. Кадровые технологии: подбор, отбор, подготовка персонала и др.
86. Методы и виды исследования систем управления. Информационные ресурсы и процессы в исследовании систем управления.
87. Мониторинг в системе государственного и муниципального управления: сущность, значение и методика проведения.
88. Исследование систем управления как функции руководителя
89. Методы и виды исследования систем управления
90. Цели и задачи кадровой службы.
91. Оптимальное и правильное управленческое решение
92. Методология и организация процесса разработки управленческого решения.
93. Активизация человеческого ресурса.
94. Государственная служба в РФ. Виды гос. службы.
95. Использование информационных технологий в государственном и муниципальном управлении.
96. Использование информационных технологий в управлении.
97. Исследование систем управления и их проектирование.
98. Методы активизации человеческого ресурса.
99. Модели и методы принятия решений.
100. Этапы процесса принятия решений.
Оформление письменной работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации