Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний
1. Опишите строение позвоночного столба в целом, отделы, изгибы. Покажите на наглядном материале строение типичного позвонка, 1 и 2 шейных позвонков. Укажите отличия особенности позвонков различных отделов.
2. Назовите и покажите кости скелета верхней конечности, их соединения. Подробно опишите строение плечевой кости и лопатки.
3. Назовите и покажите кости скелета нижней конечности, их соединения. Подробно опишите строение бедренной кости. Покажите и объясните строение таза, его отделы, укажите половые отличия.
4. Охарактеризуйте скелет головы и его отделы. Дайте подробные пояснения на наглядном материале по строению костей мозгового черепа, верхней и нижней челюсти. Назовите и покажите воздухоносные кости.
5. Назовите и покажите на муляже мышцы груди и живота (топография и функции). Укажите слабые места передней брюшной стенки.
6. Дайте общую характеристику понятия кровь (определение, ее состав, физико-химические свойства, физиологическое значение). Перечислите состав плазмы крови. Назовите белки плазмы крови, их значение.
7. Дайте общую характеристику лейкоцитов (количество, строение, группы, лейкоцитарная формула, важнейшие свойства и функции).
8. Дайте общую характеристику эритроцитов (количество, строение, свойства, функции). Гемоглобин: количество, его состав, функции, основные соединения в норме и при патологии. Гемолиз – определение, виды.
9. Дайте характеристику групп крови по системе АВО. Объясните понятия агглютиногены, агглютинины, агглютинация. Назовите правила переливания крови.
10. Опишите строение и функции спинного мозга (на поперечном разрезе). Назовите и покажите оболочки мозга. Дайте характеристику спинномозговых нервов (образование, количество, название, ветви, сплетения).
11. Покажите на наглядном материале расположение продолговатого и заднего отделов головного мозга. Отметьте особенности их строения и функции.
12. Покажите на наглядном материале расположение больших полушарий головного мозга. Укажите особенности строения, локализацию функциональных зон в коре головного мозга: сенсорные зоны, моторные зоны, зоны речи. Покажите основные борозды, доли, извилины коры головного мозга.
13. Покажите на муляже ствола головного мозга места выхода черепно-мозговых нервов, укажите области их иннервации.
14. Покажите на муляже и объясните строение и функции уха.
15. Покажите на наглядном материале строение и функции глаза. Опишите оболочки и внутреннее ядро глазного яблока.
16. Дайте общую характеристику гипофиза – положение, масса, доли. Назоваите гормоны гипофиза, их физиологические эффекты. Гипо- и гиперфункция.
17. Дайте общую характеристику щитовидной железы – положение, масса, строение. Назовите гормоны щитовидной железы, их физиологические эффекты. Гипо- и гиперфункция.
18. Опишите топографию и внешнее строение сердца, покажите на скелете его проекцию на поверхность грудной клетки. Дайте характеристику строения стенки сердца, его камер и клапанов.
19. Опишите основные физиологические свойства сердечной мышцы. Схематично изобразите проводящую систему сердца (строение, значение). Дайте характеристику фаз сердечного цикла.
20. На наглядном материале покажите аорту, ее составные части. Укажите ветви луковицы и дуги аорты, области их кровоснабжения.
21. На наглядном материале покажите нисходящую часть аорты (грудной и брюшной отделы), ее ветви, области кровоснабжения.
22. Кровоснабжение верхней конечности – артерии, глубокие и поверхностные вены. Практическое значение сосудов верхней конечности.
23. Покажите на наглядном материале и опишите строение полости носа с придаточными пазухами. Укажите значение дыхания через нос.
24. Покажите на наглядном материале и опишите топографию и строение гортани (строение стенки, хрящи гортани, функции).
25. Покажите на наглядном материале и опишите топографию, строение, функции легких. Опишите строение плевры, ее листки.
26. Опишите этапы дыхания (газообмен в легких; транспорт кислорода и углекислого газа кровью; регуляцию дыхания).
27. Покажите на наглядном материале и опишите строение полости рта, языка, зубов. Большие слюнные железы. Пищеварение в полости рта. Состав, свойства и значение слюны.
28. Опишите топографию, строение и функции желудка. Пищеварение в желудке. Состав, свойства и значение желудочного сока. Фазы желудочной секреции.
29. Покажите на наглядном материале и опишите топографию, строение и функции печени, желчевыводящих путей.
30. Покажите на наглядном материале и опишите топографию, строение и функции поджелудочной железы. Опишите состав поджелудочного сока – основные ферменты и их функции.
31. Опишите и покажите на наглядном материале строение тонкой кишки (положение, длина, отделы, строение стенки, особенности строения слизистой оболочки тонкой кишки). Объясните процесс пищеварение в тонкой кишке, указав основные ферменты и их функции.
32. Опишите и покажите на наглядном материале строение толстой кишки (топография, длина, отделы, строение стенки, основные отличия от тонкой кишки). Объясните процесс пищеварения в толстой кишке. Укажите значение микрофлоры толстого кишечника.
33. Охарактеризуйте обмен белков в организме – значение, состав, суточная потребность в белках, этапы обмена белков. Азотистый баланс. Регуляция обмена белков.
34. Этапы (фазы) образования мочи и механизмы мочеобразования. Регуляция деятельности почек.
35. Дайте обзорное представление о мочевой системе человека. На муляже покажите и опишите топографию, строение и функции почек.