Рынок труда и заработная плата




Тема: «Конкурентные рынки факторов производства»


План

1 Особенности ценообразования на рынке ресурсов

2 Рынок труда и заработная плата

3 Рынок капитала

4 Рынок ценных бумаг

5 Рынок природных ресурсов

 


Особенности ценообразования на рынке ресурсов

Для производства товара фирма приобретает необходимые производственные ресурсы: рабочую силу, оборудование, сырьё и материалы и т.д. Цены на ресурсы составляют издержки фирмы, а это значит, и прибыль. Рынки, на которых продаются и покупаются ресурсы, называются рынками ресурсов, или рынками факторов производства. На рынках ресурсов действуют те же законы что и на потребительском рынке, однако имеют свою специфику.

Специфичность рынка ресурсов.

ü Некоторые ресурсы, продаются и покупаются предпринимателями (уголь, нефть, станки и т.д.) и домашними хозяйствами (земля, труд, денежный капитал);

ü распределение ресурсов происходит между потребителями в соответствии с ценами и финансовыми возможностями;

ü минимизация затрат и максимизация объема выпуска происходит при оптимальном сочетании ресурсов и их цен;

ü ценообразование на ресурсы – фактор распределения доходов, благосостояния и материального состояния граждан, государственного регулирования экономики;

ü спрос на ресурсы зависит от спроса на товары из этих ресурсов.

 

Рынок труда и заработная плата

Рынок труда – это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса и предложения трудовых ресурсов.

Сущность рынка труда проявляется в его основных функциях:

1. Согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;

2. обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии с общественным разделением труда;

3. поддержание равновесия между спросом и предложением;

4. стимулирование занятости;

5. регулирование доходов работников;

6. формирование оптимальной профессиональной структуры кадров.

Особенности рынка труда:

ü Спрос производный от спроса на благо;

ü Специфичность рабочей силы как товара (связь с личностью работника);

ü Невозможность полностью реализовать принцип «примата потребителя» (имеет место предложение слабозащищенных работников: молодежи, женщин, инвалидов);

ü Низкая миграция работников (жилье, прописка и т.д.)

Субъекты рынка труда:

1. Работники и работодатели (контрагенты трудовых отношений);

2. посредники между работодателями и наемными работниками;

3. представители власти;

4. представители интересов работников и работодателей. Инфраструктура рынка труда:

· Служба занятости;

· Бюро службы занятости;

· Центры по переподготовки;

· Институты общественных работ, фонды занятости.

К основным компонентам рынка труда относят:

ü Конкуренция – представлена в форме соперничества субъектов рынка.

ü Спрос – представлен в форме потребности рабочей силы и зависит от уровня и структуры экономики, величины спроса на товары и услуги, производственного и личного потребления и т.д.

ü Предложение – представлено в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов и зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособного населения, продолжительности рабочего дня, квалификации работников, уровня жизни и т.д.

ü Заработная плата – цена, выплачиваемая за использование труда.

Заработная плата в любом обществе выполняет следующие функции:

· Воспроизводственная – обменивая свою заработную плату на экономические блага, потребляя их, работники воспроизводят свою способность к труду.

· Стимулирующая - с помощью заработной платы усиливается материальная заинтересованность работников в результатах их трудовой деятельности.

· Компенсирующая – зарплата выступает в качестве материальной основы возмещения за труд, который совершается в условиях повышенных физиологических нагрузок, вредных для здоровья, ночное время и т.д.

Существует две основные формы заработной платы: повременная и сдельная.

При повременной форме зарплата определяется на основе отработанного времени по установленным ставкам (дневные, часовые, месячные, недельные), которые учитывают квалификацию работника, качество и условия труда.

При сдельной форме оплаты труда зарплата рассчитывается на основе количества изготовленной продукции. Её применение возможно в тех случаях, когда результаты труда поддаются натуральному счету и установлена сдельная расценка за единицу продукции.

Следует различать номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная – это заработная плата в денежном выражении, т.е. заработная плата которую получает работник за свой труд.

Реальная – это то количество товаров и услуг, которое может приобрести работник за свою номинальную заработную плату после уплаты налогов и других отчислений. Реальная заработная плата – это покупательная способность номинальной зарплаты.

Номинальная и реальная зарплата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, при росте номинальной заработной платы может наблюдаться падение реальной, если темпы роста цен на товары и услуги превышают темпы роста номинальной зарплаты.

Оптимальное функционирование рынка труда предполагает равновесие между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение спроса и предложения характеризуют коньюктуру рынка труда. Если:

ü Спрос = предложению, равновесная коньюктура;

ü Спрос > предложения, трудодефицитная коньюктура;

ü Спрос< предложения, трудоизбыточная коньюктура.

 

Рынок капитала

Рынок капитала – часть рынка ссудных капиталов, где формируются спрос и предложение на средне – и долгосрочный ссудный капитал.

Рынок капитала, является составной частью рынка факторов производства, подразделяется на два функциональных типа: рынок денежных средств (денежный капитал) и рынок капитальных активов (здания, сооружения, техника и машины производственного назначения, оборудование и т.д.)

Следовательно, спрос можно разделить на два вида:

1) Спрос на уже созданные капитальные блага (здания, оборудование, машины и т.д.) в этом случае собственник может предлагать их в аренду, которая бывает простой, т.е. без права выкупа или с правом последующего выкупа (лизинг).

2) Спрос на денежный капитал - это не спрос на деньги так таковые, а спрос на деньги за которые фирма предполагает приобрести необходимые ей средства производства, т.е. инвестировать в капитальные блага.

Предложение денежного капитала обусловлено тем, что в процессе кругооборота капитала образуются свободные денежные средства, которые не могут быть сразу использованы для получения прибыли. Отсюда следует, что свободные деньги можно предоставить в виде ссуды нуждающейся фирме. Так возникает ссудный капитал.

Ссудный капитал – это денежные средства, предоставленные в ссуду на условиях срочности, платности и возвратности. Он образуется из двух основных источников: временно свободных денежных средств и частных сбережений, которые аккумулируются кредитно- финансовыми учреждениями.

Цена, которая уплачивается собственнику капитала, за пользование его денежными средствами называется, ссудным процентом и обычно выражается через ставку этого процента. Ставка процента (R,%) есть отношение годового дохода, полученного на ссудный капитал, ко всему ссудному капиталу:

 

Ставка процента = Годовой доход, получаемый на ссуду * 100

Величина ссуды

 

От величины ставки процента зависят спрос и предложение на денежном рынке. При прочих равных условиях спрос на ссудный капитал будет тем больше, чем ниже ставка процента.

Различают номинальную и реальную ставку ссудного процента.

Номинальная ставка – это процентная ставка, выраженная в денежных единицах по текущему курсу.

Реальная ставка – это скорректированная с учетом инфляции номинальная ставка. Она равна номинальной ставке процента за вычетом уровня инфляции, поэтому она может быть как положительной, так и отрицательной. Именно реальная ставка является основой для принятия всех экономических решений, связанных с движением денежного капитала.

Источник уплаты ссудного процента является прибыль, получаемая от использования ссудного капитала. Поэтому ставка ссудного процента определяет, какую часть прибыли заемщик должен отдать собственнику денег.

Исходя из процентной ставки, предприниматели составляют ожидаемый доход и издержки, связанные с инвестированием.

Инвестирование – долгосрочные вложения капитала в сферы экономики как внутри страны, так и за рубежом с целью получения прибыли.

Виды инвестиций:

· Государственные;

· Иностранные;

· Частные – средства частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан;

· Производственные – на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий;

· Интеллектуальные – на создание духовного продукта;

· Контролирующие – обеспечивают владение более 50% акций другой компании;

· Неконтролирующие – обеспечивают владение менее чем 50% акций другой компании.

Формы инвестиционной деятельности:

ü Финансовые инвестиции – ценные бумаги;

ü Капитальные вложения – денежные средства на воспроизведение основных фондов;

ü Валовые капиталовложения – общая сумма стоимости всех основных фондов, созданных в текущем году;

ü Чистые капиталовложения – суммарный прирост основного капитала страны в течении года (чистые инвестиции без амортизации);

ü Вложение на создание запасов материально- товарных ценностей.


Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг – часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется купля – продажа ценных бумаг.

Как и на любом рынке, на рынке ценных бумаг основными параметрами являются спрос, предложение и цена.

Спрос на рынке ценных бумаг создается фирмами и государством, которым не хватает собственных денежных средств, для финансирования своих инвестиций и они выступают на рынке ценных бумаг чистыми заемщиками.

Чистыми кредиторами выступает население, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов на текущее потребление и инвестиции в недвижимость.

Тот, кто выпускает ценные бумаги, называется, эмитентом.

Тот, кто владеет ценными бумагами, называется инвестором.

Цели рынка ценных бумаг:

· Обеспечить движение акционерного капитала из малоэффективных отраслей в более эффективные и сформировать рациональную структуру производства;

· Мобилизовать временно свободные денежные средства предприятий и населения для организации производства;

· Способствовать мотивации труда на предприятии.

Рынок ценных бумаг связан с товарным рынком, рынком природных ресурсов (посредством акций, облигаций, закладных листов), рынком недвижимости (через акции, приватизационные чеки), денежным рынком (с помощью облигаций, векселей, опционов, депозитных сертификатов).

Данные цели достигаются с помощью:

1. Главные участники рынка – государство, муниципальные организации, крупные компании;

2. Индивидуальные инвесторы – частные лица, венчурные предприятия, занимающиеся прикладными научными исследования и разработками, внедрением технических новшеств;

3. Институциональные инвесторы – коммерческие и инвестиционные банки, страховые общества, компании, владеющие ценными бумагами;

4. Профессионалы - брокеры (посредники на рынке между продавцами и покупателями), дилеры (члены фондовой биржи, действующие от своего имени и за собственные деньги, осуществляющие самостоятельно куплю-продажу ценных бумаг).

Существует первичный и вторичный рынок ценных бумаг:

На первичном рынке ценные бумаги эмитируются, т.е. впервые выпускаются в обращение, и размениваются среди инвесторов.

В дальнейшем ценные бумаги много раз меняют своих владельцев, но уже не касаются фирм, их выпускающих. Это происходит на вторичном рынке ценных бумаг.

Кроме того, существует внебиржевой (неорганизованный) рынок ценных бумаг на котором их котировка осуществляется вне фондовых бирж, а самой компанией (самокотировка).

На развитом рынке ценных бумаг обращаются одновременно множество различных видов ценных бумаг, но можно выделить три основных: акции, облигации и производные от ценных бумаг.

Ценная денежная бумага – денежный документ, дающий их обладателю имущественные права и право на получение определенных денежных сумм, доходов.

Классификация ценных бумаг:

ü По срокам существования – краткосрочные (от 1 дня до 1 года – чеки), среднесрочные, долгосрочные, бессрочные (акции);

ü По степени передвижения на рынке – предъявительские (передача другому лицу), именные (вносится имя владельца);

ü По месту финансирования – обращающие, необращающиеся и с ограниченным кругом обращения;

Акция – ценная бумага, свидетельствующая об участии ее владельца в капитале акционерной компании и дающая право на получение определенной доли дохода – дивиденда.

Цена, по которой продается и покупается акция, называется курсом акции.

Облигация – ценная бумага, свидетельствующая о том, что ее держатель предоставил займ эмитенту на определенный срок и получает доход в виде фиксированной процентной ставки. По сроку займа облигации делятся на:

· Краткосрочные – срок погашения до 1 -3 года;

· Среднесрочные – от 3 до 7 лет;

· Долгосрочные – свыше 7 лет;

· Бессрочные – выплачивается процент от суммы покупки облигации.

Существуют и другие виды ценных бумаг: депозитные сертификаты, опционы, фьючерсы, векселя, чеки и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: