Введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования?




· какие рекомендации к планированию разработало Минобразование РФ?

· как эти рекомендации находят применение в опыте практической работы ДОУ (варианты технологических планирования образовательной деятельности в режиме дня возрастной группы ДОУ)?

«Когда тратим время на планирование, его становится больше». Это выражение принадлежит индийскому ученому Рустаму. Вряд ли кто-либо из вас с ним не согласится. Действительно, планирование спасает наше время.

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль.

Планирование воспитательной работы — это педагогическое моделирование деятельности воспитателя. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания дошкольников.

План позволяет:

- четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;

- целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы;

- спрогнозировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и каждой личности.

Планирование — процесс творческий, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.

Планированию воспитательной работы предшествует:

1. ознакомление с государственными документами, определяющими задачи в воспитании на современном этапе;

2. определение цели и задачи на основе возраста детей, уровня развития детского коллектива, условий воспитания, личностного потенциала воспитателя;

3. ознакомление с программой воспитания, перспективным планом, изучения опыта лучших воспитателей, обсуждение и согласование перспективных дел с другими педагогами;

4. анализ работы за прошедший год, изучение отдельных детей и детского коллектива в целом;

5. привлечение родителей к планированию;

6. изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных дат для воспитания детей.

Для успешной деятельности план должен обладать определенными характеристиками.

· Единство (цели каждой подструктуры ДОУ прочно спаяны вместе).

· Непрерывность (опора как на краткосрочное, так и на долгосрочное предвидение).

· Гибкость (возможность адаптироваться в случае изменения условий).

· Точность (достаточная детализация).

· Прогностичность (возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты).

План работы воспитателя может быть перспективным (на месяц, квартал), календарным (на неделю, каждый день), перспективно-календарным.

В перспективном плане могут быть отражены:

1. Цели и задачи.

2. Список детей по подгруппам.

3. Циклограмма (структура режимных моментов).

4. Виды детской деятельности:

а) общение;

б) физкультурно-оздоровительная работа;

в) игровая деятельность;

г) организационные занятия;

д) познавательная практическая деятельность;

е) художественная деятельность;

ж) элементарная трудовая деятельность.

5. Индивидуальная работа с детьми.

6. Работа с семьей.

7. Перспективы.

Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день.

На наш взгляд, более современным является перспективно-календарное планирование: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание — на каждый день.

Перспективное планирование предусматривает:

1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.).

2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.

3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.

4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми — непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.

5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день.

Используются различные формы написания планов. Форма планов может быть: текстовая, планшет (карманчиковая), текстовая с использованием картотеки, схематично-блочная, в виде циклограммы, план-схема и др. Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Хотя, возможно, она будет различной. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана.

Планирование любого вида, Как правило, осуществляется в несколько этапов:

1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (состояния работы всего детского сада, уровня сформированности у детей знаний и умений, особенностей развития детей в группе и т. д.).

2. Формулирование целей и задач предполагаемой деятельности.

3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана у всех заинтересованных подструктур).

4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.

5. Обсуждение и коррекция проекта.

6. Принятие, утверждение плана.

7. Реализация, контроль его выполнения.

Введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) предполагает внесение корректив в планирование воспитательно-образовательной работы с детьми. В календарных и перспективных планах каждого ДОУ должны реализовываться принцип интеграции образовательных областей и комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, современные подходы к организации совместной деятельности педагога с детьми и связанный с этим перенос «центра тяжести» с занятий на другие формы организации образовательной деятельности.

Основными положениями ФГТ для программ дошкольного образования установлены стандартные образовательные области («Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Художественное творчество», «Музыка»), реализация задач которых должна проходить в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). При организации любого вида детской деятельности могут решаться задачи из разных образовательных областей. Например, при проведении детского экспериментирования (познавательно-исследовательская деятельность) на практике реализуются задачи не только образовательной области «Познание», но и «Коммуникация», «Безопасность» и др. Таким образом реализуется принцип интеграции образовательных областей, который заявлен в ФГТ как один из основополагающих.

Министерство образования и науки разработало рекомендации к планированию работы воспитателя с детьми дошкольного возраста и представило обобщенный вариант плана. Форма плана в ниже приведенной таблице.

Таблица

Учебный блок (сетка занятий) Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Детская деятельность Формы работы
  Двигательная Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования утренний прием; организация питания; уход за животными и растениями; дежурство указывается предметно-развивающая среда, позволяющая детям самостоятельно осуществлять выбор и организовывать собственную деятельность по интересам.
  Игровая Сюжетные игры Игры с правилами    
  Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов    
  Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами    
  Трудовая Совместные действия Дежурство Поручение Задание Реализация проекта    
  Познавательно-исследовательская Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами    
  Музыкально-художественная Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально-дидактические игры    
  Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание    

 

Однако это не окончательный вариант. Есть авторы методических разработок, которые призывают строить образовательный процесс по так называемому «событийному» принципу. Как это понять?

Образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов. Каждый проект — это тема, которой объединены все виды деятельности детей. Продолжительность проекта — от одного дня до целого года, в зависимости от условий реализации и характера темы.

Форма такого плана представлена в ниже приведенной таблице.

Планирование воспитательной работы

Группа ___________________________________________________________

Тема проекта ______________________________________________________

Цель проекта ______________________________________________________

Название итогового мероприятия (события, праздника и др.) ______________

Форма итогового мероприятия (праздник, конкурс, выставка, коллаж, акция и др.) _______________________________________________________________

Дата проведения итогового мероприятия _______________________________

Ф.И.О. воспитателя, ответственного за итоговое мероприятие

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

День недели / дата Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями / социальными партнерами (театрами, спортивными и художественными школами, общеобразовательными учреждениями)
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
Групповая Индивидуальная
             

 

Варианты технологических карт планирования образовательной деятельности в режиме дня возрастных групп представлены в опыте работы воспитателей (см. Приложение 2).

 

Варианты технологических карт планирования образовательной деятельности в режиме дня возрастных групп представлены в опыте работы воспитателей (см. Приложение 2).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: