Психическое развитие ребёнка (_условия, источники, факторы).Возрастная переодизация (Э.Эриксон, Д.Эльконин)




Факторы:наслть,социализация,проблемы семьи Условия:материал усл,жилищные услов,традиции в семье(религия) Ист-ки: здоровье,генотип. Проблема психического развития детей,становление человеческой личности явл-ся одной из самых сложных проблем психологии и вместе с тем одной из центр-ных.Воспитание чел-ка немыслимо без знания закон-тей процесса психического разв-я,основных его факторов и движущих сил.Чел-к-существо биосоциальное. Поэтому во влиянии на его психическое разв-е выдел-ся 2основныхфактора:1)биологический(природный),2)социальный(условия жизни,организованное обществом об-е и восп-е).Взаимоотношение этих факторов рассматривается по-разному представителями крайних теорий-биологизаторской и социлогизаторской.Биологизаторы признают природные явления в чел-ке,жизненные процессы как решающие,определяющие его развитие.Они выдвигают тезис о том,что генетическая пр-ма руководит социал поведением людей. Социологизаторы,напротив,решающим фактором считают внешние влияния,роль биологического с их точки зрения,ничтожна.Оба эти подхода не видят взаимодействия и взаимовлияния этих факторов друг на друга.В психологии эта проблема решается диалектически,рассматривая действие этих факторов в единстве.К биологическому фактору относят наследственность и врожденность,т.е. с чем повяляется младенец на свет.Прежде всего по наследству передается человеч особ-ти строения нервной системы голов мозга,органов чувств,физические признаки(походка,строение речедвигат аппарата).Наследуют дети и инстинктивные потреб-ти(в пище,в тепле).Носителями наслед инф-ции являя-ся гены(от 40 до 80 тыс).Они способны претерпевать мутации,которыми можно объяснить некоторые аномалии в оразвитии орг-ма чел-ка:многопалость,дальтонизм,короткопалость и др.Но не все,с чем рождается ребенок,являя-ся наследственным.К биологич фактору отн-ся и врожденность.Отдельные врожд особ-ти объяс-ся условиями внутриутробной жизни младенца(влияние алкоголя,курения)Итак,биологический фактор имеет важное значение,он опр-ет рожд-е рреб-ка с присущими ему счеловеч особ-ми строения и деят-ти разл органов и систем,возм-ть его стать лич-тью. Чел-к как лич-ть формируется под определяющим воздействием социал среды.Определенное влияние на разв-е психики оказывает природная среда,физический мир:воздух,вода,солнце и т.д.Ее влияние косвенное(ч/з социал среду,труд д-ть).Основной толчок психич разв-ю реб-ка дает его жизнь в обществе людей.Вне общения с другими людьми нет разв-я психики.Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт человеч поведения,овладевает речью.Л.С.Выготский впервые занялся изучением соотношения биологич и социал в психич разв-ии реб-ка. В работах Выготского подробно рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка. Так, он сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психических функций. Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.Вопрос о соотношенииобучения и развития явл-ся одним из центральныхВыготский внес большой вклад в изучение этого вопроса.Он внес идею о двух уровнях разв-я:уровень актуал разв-я(как запас знаний и умений, которые уже сформировались у ребенка) и зона ближайшего разв-я(уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности). Педагоги, психологи, нейрофизиологи давно подметили существование " сенситивных периодов " в развитии ребенка. Сенситивные периоды развития - это время качественного скачка в развитии ребенка в одной или нескольких, связанных с друг другом, области. В детской психологии под сенситивными периодами детства имеются в виду глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. В зависимости от того, что именно меняется у ребенка, сенситивные периоды развития будут относится к разным областям развития и деятельности ребенка: начиная от сенсорных областей, заканчивая мышлением, творчеством, креативностью. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте (психологические новообразования). Эриксон. Центральным для созданной Э.теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Э. понимает следующее: 1. Личность развивается ступенчато; 2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции. Э. разделил жизнь человека на 8 отдельных стадий. Эпигенетическая концепция Э. базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль. 8 стадий психосоциального развития по Эрику Эрикосноу:1)Младенческий возраст(1-3)-основопологающая вера против основполгающей безнадежности)2)Раннее детство(3-5)-автономность против стыда и сомнений).3)Дошкольный возраст(Инициативность против чувства вины)4)Школьный возраст(Трудолюбие против неполноценности)5)Отрочество и юность(Индив-ть против ролевого смешения)6)Молодость(Близость против одиноческтва)7)Зрелость(Производ-ть против застоя)8)Старость(Отчаяние). Периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.1)Млад-во(о-1)-В.Д.эмоционал общение со взрослым2)Ранний возраст(1-3)В.Д.прдметная д-ть3)Дошкольный возраст(3-7)В.Д.ролевая игра4)Млад школ возраст(7-10-11)В.Д. учебная д-ть5)подростковый возраст(11-15)В.Д,интимно-личностное общение в учеб сфере и др.видах д-ти.6)Рання юность(15-17)В.Д.учебно-профес д-ть.7)Поздняя юность(18-25)В.Д.трудовая д-ть8)Зрелость(после 25)В.Д.профес рост. Осн. Фактором психического развития ребенка явл. наследственность. существуют и другие факторы, как например, социальный фактор, фактор здоровья.Условия псих. развития реб:1)материальные2)жилищные3)насколько семья религиозна и т. д. Источником психического развития ребенка являются факторы здоровья, генетический фактор Возраст – это серьезная характеристика личности реб. В основе возрастных периодов лежат опред. закономерности, знание которых необходимо педагогу для обучения и воспитания ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: