Особенности применения игровых технологий согласно требованиям возрастной психологии.




Г. Екатеринбург

Год

Оглавление

Использование игровых и интерактивных технологий во внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности. 2

Цель. 2

Психолого-педагогические компоненты.. 2

Интерактивное обучение. 5

Ожидаемые результаты.. 7

 


Использование игровых и интерактивных технологий во внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности.

Цель духовно-нравственного воспитания: формирование человека, способного к принятию ответственных решений и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Направления духовно-нравственного воспитания:

- военно-патриотическое;

- художественно-эстетическое;

- туристско-краеведческое;

- спортивно-оздоровительное и др.

Психолого-педагогические компоненты процесса духовно-нравственного воспитания детей (И.В. Харламов):

1) потребностно-мотивационный;

2) когнитивно-интеллектуальный;

3) эмоционально-чувственный;

4) поведенческий;

5) волевой.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Особенности применения игровых технологий согласно требованиям возрастной психологии.

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний — общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов но определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

Деловые игры.

Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) — это:

- педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых — обучение отдельных личностей и их групп принятию решения;

- особое отношение к окружающему миру;

- субъективная деятельность участников;

- социально заданный вид деятельности;

- особое содержание усвоения;

- социально-педагогическая «форма организации жизни».

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нём разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, обозначаются функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Организационно-деятельностные игры (ОДИ). Одна из основных характеристик ОДИ — активная, деятельностнаявключённость в работу всех участников (коллективная мыследеятельность).

Основной акцент в ней делается на рефлексии. Причём учащийся делает собственную деятельность объектом своего активного воздействия: он изменяет, совершенствует или заново выстраивает её. Акцент на рефлексии в ОДИ определяет соответствующий эффект данной формы игры, который, как правило, рассматривается в трёх аспектах:

1) познавательном;

2) развития мыслительных способностей;

3) общепсихологического развития учащихся.

Работа разбивается на три части: подготовительную, игровое исполнение, аналитическую разборку.

Подготовительная часть предполагает создание (конструирование, проектирование) того, что будет затем разыграно в виде одной из общих схем, и отработку плана действий (операции и процедуры) самого игрового исполнения. В соответствии с этими схемами и планами происходит самоопределение учащихся. Учащиеся (они же участники игровой имитации) проходят инструктаж и тренировки по исходным схемам перед игровым исполнением, и те, кто принимает предложенные условия, могут «включиться» в игровые процессы. Принятие игровой роли, места, позиции требует от участников игры готовности меняться, быть раскованными и ироничными к самим себе.

Школа-театр. Ни один праздник, ни одно традиционное мероприятие не обходятся без театрализации. Театр — это устойчивая и социально принятая форма игры.

Детское драматическое творчество должно занять видное место в жизни школы, но с тем содержанием и теми формами, которые близки детской душе.

Драматизация (все виды воспроизведения в лицах) является лучшей школой эстетического воспитания. Она даёт ребенку огромное количество разнообразных практических навыков и умений, знакомит его со свойствами и употреблением предметов окружающего мира.

Драматизация развивает эмоциональную сферу, тем самым обогащая личность; развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывая способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Внеклассные ролевые игры. Ролевая игра — это процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности.

Роль может стать мощным стимулом к самовоспитанию. Многие игроки, которым их роли нравятся, продолжают придерживаться их и в повседневной жизни (например, дивные эльфы очищают от мусора ближайшие леса и парки).

Глобальная цель ролевой игры заключается в том, чтобы устранить несоответствие между отдельно взятой личностью и окружающим её миром.

Возможны два варианта снятия этого противоречия: надо изменить личность, чтобы она стала соответствовать миру, либо преобразовать мир, чтобы в нём стало хорошо данной личности.

Интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Интерактивные технологии по В.В. Гузееву — это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Интерактивный режим: в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двусторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой — от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий. Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующих субъектнообъектных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь её автономным активным элементом. По сравнению страдиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт ведущего, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. В некоторых интерактивных технологиях ведущему не обязательно быть специалистом по данному предмету (более того, собственное мнение может даже помешать нейтральности обмена информацией). К недостаткам фасилитаторской роли относятся большие затраты труда учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов, высокие энергозатраты ведущего. Источниками помех при интерактивном режиме могут быть: язык (в вербальном или невербальном оформлении); различия в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации; различия в организационном статусе между ведущим (руководителем) и учащимся (подчиненным). Суть технологии дискуссии (круглого стола, собрания) заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др., темами дискуссий — проблемы морали и политики, искусства и техники, науки и спорта, медицины и семейных отношений и др. При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставится сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с её темой. Если тема обширна, содержит большой объём информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическаяинтерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения. Во время дискуссии учащиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Ошибки в дискуссии: монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать; безоговорочная вера участников в своего руководителя (в этом случае истина ставится в зависимость от авторитета); издержки стимулирования(руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого); увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы; нередко некоторые участники дискуссии (2–4 человека) «забивают» других, не давая сказать им ни слова.

Рекомендации руководителю занятия:

• постоянное движение к цели, без отклонения и отступления с одновременным использованием элемента внезапности, экспромта;

• соблюдение психологического равновесия между чрезмерно активными, разговорчивыми и пассивными, молчаливыми участниками дискуссии.

Общие принципы дискуссии:

• равноправные субъект-субъектные отношения;

• позиция «Я — хороший, ты — хороший» (Э. Берн);

• позиция «Поймите меня правильно»;

• истина превыше всего;

• краткость — сестра таланта;

• уважение и дружелюбие при высказываниях.

Практика дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов. Сообщение при дебатировании воздействует на получателя на различных уровнях структуры его сознания. Именно здесь затрагиваются различия, существующие между индивидом и обществом, «обналичиваются» проблемы социализации. Образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собственно игра «Дебаты» и применение её на уроках и во внеурочной деятельности детей. Игра «Классические дебаты». Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме. Подготовка к игре начинается с определения её темы (тезиса). При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна: провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы; быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов; иметь четкую формулировку; стимулировать исследовательскую работу; иметь положительную формулировку для утверждающей стороны. Работа с информацией по теме: активизация знаний учащихся (мозговой штурм); поиск информации с использованием различных источников; систематизация полученного материала; составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д. Формирование общих и специальных умений и навыков: формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек; построение стратегии отрицающей стороны; умение правильно формулировать вопросы; овладение знаниями риторики и логики и применение их на практике; овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации. Задача команд в дебатах — склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая контраргументы на высказывание противников.

Формально тренинг — это групповое занятие психологической тематики под руководством ведущего, направленное на отработку личностных навыков, лучшее понимание себя и других. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы, закладывает этические и эстетические основы практического поведения. Самое важное — человек не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя. В ходе тренинга происходит смена внутренних установок участников, пополняются их психологические знания и появляется определённый опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. В ходе тренинга эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные компетентности. Тренинг — это один из специфических способов получения личностного опыта. В тренинге истину — особенно истину о себе самом — нужно добыть. Для этого должны, во-первых, происходить какие-то события, а во-вторых, участником этих событий должна стать сама личность. Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию учащегося (интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую), на то или иное воздействие на личность. Тренинг предполагает получение и реализацию участником позитивных установок; опору на положительные качества собеседника и признание его достоинств. В самом общем плане все разновидности тренингов направлены на стимулирование того положительного, что заложено в каждом человеке, на выработку жизненных умений и навыков позитивного отношения к себе и своим (и партнёра) возможностям, и достижение на этой основе облегчения процессов общения, ученья и труда. Поэтому по целевым аспектам тренинги подразделяются на диагностические, обучающие, воспитывающие, развивающие, корректирующие, терапевтические, саморегуляции и т.д

 

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:

- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения;

- приобретение социальных знаний;

- формирование позитивных отношений к базовым ценностям общества;

- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

- получение опыта самостоятельного социального действия;

- формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности;

- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

- воспитание у детей толерантности, навыков ЗОЖ;

- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

- достижение необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей.

 

Литература.

1)Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности / Сост. М.М. Кашапов. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2001.

2)Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В. и др. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей. Общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч1/[Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В. и др.]; под редакцией Люка А.Я. – М.: Просвещение, 2011. – 127с.

3) Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1994.

4) Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1988.

5) Капитонов А.Н. Организационно-деятельностная игра в школе.// Школьные технологии. 2000. № 2.

6) Пашков, С.В. Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования. https://www.zachetik.ru/ref-113681-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-sisteme.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: