ВХОЖДЕНИЕ В САМОЦВЕТНЫЙ ХРАМ 8 глава




Название горный хрусталь ввел в употребление древнегреческий ученый Теофраст. Происходит оно от греческого кристаллос - лед, спрессованный временем и громадным давлением ледников. Этим же термином пользуется Гомер в Илиаде и Одиссее. Плиний Старший в своей Естественной истории писал: Хрусталь образуется действием сильного холода. Плутарх, Фукидид, Аристотель определенно указывают: хрустальная вода, совершенно утратившая тепло, окаменевшая.

Прошли два тысячелетия. Лишь в XVII веке знаменитый английский физик Роберт Бойль окончательно и четко определил горный хрусталь как минерал. Сделано это было сравнением характеристик плотности воды, льда и горного хрусталя. Но, как дань поэтичности древних исследователей, великий Ломоносов называл горный хрусталь ледовитым камнем.

Горный хрусталь - это кристаллический, прозрачный, бесцветный кварц, окись кремния, твердость - 7. Кристаллы представляют собой шестигранные призмы, увенчанные трех- или шестигранной пирамидой. Красота и совершенство кристаллов горного хрусталя столь великолепны, что дали повод Осипу Мандельштаму в Разговоре о Данте воскликнуть: Поэзия, завидуй кристаллографии, кусай ногти в гневе и бессилии! Ведь признано же, что математические комбинации, необходимые для кристаллообразования, невыводимы из пространства трех измерений. Тебе же отказывают в элементарном уважении, которым пользуется любой кусок горного хрусталя. Сростки нескольких кристаллов в щетку геологи называют друзой. Друзы и отдельные кристаллы находят в Альпах, Карпатах, Крымских и Кавказских горах, Гималаях, Тибете, Андах, Саянах, на Урале, Тянь-Шане. Как видим, основания считать горный хрусталь переохлажденной водой у древних были - он встречается, как правило, в горных районах, среди снежников, ледников, в царстве высоты и холода. Кстати, о холоде. В аристократических кругах Рима был распространен обычай охлаждать руки шарами, сделанными из горного хрусталя. Для охлаждения напитков и вин в сосуды также клали шары или кристаллы. У Нерона были два кубка редкой красоты, сделанные из безупречно чистых кристаллов. Теплоемкость кварца значительно выше, чем у стекла, поэтому охлаждающее действие изделий из хрусталя очевидно.

Кроме сибаритской привычки охлаждать шарами руки, римские жрецы прибегали к мистике, к ритуальному и медицинскому использованию прозрачных кристаллов. Легионы оракулов, предсказателей, авгуров предвещали судьбу по полету птиц, внутренностям жертвенных животных и, конечно, по таинственному сиянию каменных талисманов. В Древней Греции, в храме богини плодородия Деметры в Патрасе находился популярный во всей стране оракул. Специализация оракула была довольно редкой - он предсказывал: умрет больной или выживет. В храме Деметры оракул имел свое место. Оно было обставлено с подобающей случаю торжественностью.

Перед роскошным, обсаженным оливами храмом Деметры находился неглубокий колодец-бассейн. От храма он был отделен стеной из каррарского мрамора. Белоснежные ступени широкой анфиладой спускались от святилища к поверхности воды, над которой было сооружено подобие беседки. К верху беседки на тонких ажурных цепях подвижно прикреплялось зеркало, изготовленное из горного хрусталя. Рядом с бассейном находилась площадка для вознесения молитв богам и воскурений. После соответствующей церемонии, обильного воскурения фимиама, истовых молитв и заклинаний, жрец медленно опускал хрустальное зеркало к воде, чтобы она не заливала поверхность, а лишь касалась ободка. Затем, долго и напряженно вглядываясь в глубину зеркала, где время от времени вспыхивали блики от догорающего фимиама, жрец объявлял волю богов. Умрет больной или выздоровеет - вот сила правды, заключенная в святом зеркале и святой воде храма Деметры.

Хитроумный и ироничный Лукиан, известный античный просветитель и атеист, явно намекал на бассейн храма Деметры, когда описывал выдуманное путешествие во дворец Луны-Короля: И еще интересное видел я во дворце. Там, над довольно мелким колодцем подвешено большое хрустальное зеркало. И любой, кто спускается к нему по ступеням храма, слышит каждое слово, сказанное на Земле. И, поглядевши в зеркало, видит он каждый город, каждую нацию, каждого человека на Земле. И видит так ясно, как если бы смотрел с небольшой высоты. В то время, когда я был у зеркала, видел я родную страну, жителей ее, старых и малых. Не знаю лишь, видели ли они меня. Не уверен. Впрочем, любому, кто сомневается в сих утверждениях, следует самому отправиться туда и убедиться в истинности моих слов. Поскольку современные наблюдения за Луной, и побывавшие там космонавты не обнаружили ни дворца, ни, естественно, чудодейственного колодца с водой, вопрос о дворце Луны-Короля можно считать закрытым.

Гадание по кристаллическим шарам и по цельным кристаллам горного хрусталя (в этом случае их называли магическими) было чрезвычайно распространено в средние века. Предсказатель, а обычно это была экзальтированная, психически неуравновешенная личность, устанавливал магический шар или кристалл на полированную поверхность стола. Вокруг расставляли свечи. Отблески камина, золотого шитья, оружия, свечей отражались в горном хрустале. И вот, когда реквизит был подобран, публика наэлектризована, предсказатель усаживался перед магическим талисманом и сосредотачивался. После некоторого пребывания в трансе, он начинал вещать...

Современные врачи объясняют это явление. При длительной напряженной фиксации зрения на каком-либо предмете, контрастно освещенном по сравнению с фоном, глазной нерв настолько устает, что в конце концов не воспринимает объективной зрительной информации, а мозг сосредотачивается на внутренних эмоциях. Таким образом, впечатление, полученное изнутри, выдается за полученное извне. Эффекта предсказательного транса можно добиться не обязательно с шарами горного хрусталя. Для этого годится любая хорошо полированная блестящая поверхность. Главное, чтобы достаточно сильно устал или временно парализовался глазной нерв. Такие гадания были очень популярны в средние века. Солсберский священник Джон писал, что, когда он воспитывался в монастыре, настоятель часто проводил с детьми такое занятие. Детям полировали ногти, затем смазывали маслом или блестящей мазью и заставляли подолгу, напряженно и сосредоточенно глядеть на них до тех пор, пока в блеске не появлялись фигуры или символы. Это называлось предсказание при помощи отражения. Конечно же, мальчики быстро придумывали какие-нибудь видения и, получив благословение прелата, убегали к сверстникам играть, посмеиваясь над педагогическими усилиями настоятеля.

Горный хрусталь, вероятно, один из рекордсменов минерального царства по упоминаниям в церковной и светской литературе, в лапидариях и лечебниках, руководствах по магии и гадательных книгах. Великий Парацельс (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм), врач, естествоиспытатель, даже написал отдельную главу Что следует предпринять с кристаллом, дабы в нем были видны все предметы и явления в книге Магические и алхимические писания.

Легендарный доктор Фауст, послуживший великому Гете прообразом героя бессмертной трагедии, неутомимый искатель философского камня, автор книги Адская необходимость, оставил интересный рецепт по изготовлению магических шаров. Вот он: Заказывая магический шар, следует проследить за тем, чтобы ювелир выполнял работу только по вторникам, в часы Марса - в первый, восьмой, пятнадцатый и двадцать второй час суток. Ювелир не может подарить этот шар заказчику. Работа должна быть щедро оплачена. Изготовленный шар следует зарядить магической силой, для чего, сообразуясь с полом заказчика, зарыть его в свежую могилу (если заказчик - женщина, то в женскую). Затем шар должен насыщаться магической силой три недели. Теперь следует призвать духов зла, и они покажут владельцу шара все, чем может заинтересоваться смертный.

Писал о магических свойствах горного хрусталя и великий маг Калиостро. Знаменитому францисканскому монаху, философу и естествоиспытателю Роджеру Бэкону ироническое отношение к чудесам, в частности к магическому кристаллу, стоило преподавательской кафедры в Оксфорде, о чем он впоследствии, осужденный церковью за вольнодумство, написал в тюрьме. Упоминал горный хрусталь и Вальтер Скотт. Хрустальные шары, венчавшие корону и скипетр шотландских королей, он называл камнями власти.

Какие только суеверия ни связывали народы самых разных стран с блистающими кристаллами прозрачного кварца! Австралийские аборигены и племена Новой Гвинеи использовали хрусталь для вызывания дождя. В Уганде прозрачный кварц, зашитый в кожаный пояс, считался сильнейшим амулетом. У племен апачей (полуостров Юкатан) жрецы применяли этот камень как средство для диагностики заболевания, а также для поисков утерянных или украденных вещей. В центральной Африке окатыши кварца были непременным атрибутом колдунов при проведении ритуальных обрядов. Древние египтяне вплоть до XII династии поклонялись кристаллам хрусталя, обточенным в виде цилиндров вдоль оптической оси. Греки широко использовали кварц не только в предсказаниях, но и для зажигания жертвенного огня. Обычай этот продержался до XV века. В Европе еще в XVIII веке были уверены, что кристалл следует держать в питье кормящих матерей и кормилиц - он якобы обеспечивал хорошее и обильное питание для ребенка. Хрусталь избавлял от страшных снов; вставленный в перстень, он предохранял от опасности замерзнуть.

И, наконец, обычай аборигенов Нового Южного Уэльса, связанный с горным хрусталем. По традиции, юношам, проходящим обряд инициации, жрецы выбивали два передних зуба, которые становились охранным талисманом на всю оставшуюся жизнь воина. Но, не дай, Бог, если кто-либо дотронется или просто покажет эти выбитые зубы горному хрусталю: их охранных свойств - как не бывало.

Много всевозможных поверий связано с горным хрусталем: наивных, забавных, смешных, глупых, жутковатых. Все эти предрассудки обязаны своим возникновением огромной популярности и широкому распространению горного хрусталя.

Но не только для украшений или обрядов использовали кварц. Без этого камня невозможно себе представить древние технологии. Обработка кости, дерева, самого кварца, шкур, кожи - все это делали при помощи мелкоистолченного горного хрусталя. Шлифование как процесс стало возможным благодаря кварцу. Так что, помимо своего эстетического, прикладного и ритуального назначения, у горного хрусталя была еще одна должность - это самый известный абразив (шлифовальный порошок) древности. Века, знания и новая технология усовершенствовали и изменили профессии кварца. Сейчас он

- прекрасное, незаменимое пьезо-оптическое сырье. Изготовление высококачественных оптических и электронных изделий немыслимо без кварца.

Идеальные емкости для хранения сверхчистой азотной кислоты - сосуды из горного хрусталя. Выбор материала для изготовления этих емкостей обусловлен высокой термо- и кислотоустойчивостью кварца.

Эти свойства дали повод поэту Сергею Смирнову написать шутливые, но точные стихи:

В не ту среду попал кристалл,

Но растворяться в ней не стал: Кристаллу не пристало Терять черты кристалла.

Искрящиеся хрустальные вазы, кубки, посуда - все это из расплавов кварца. А ювелирные изделия... Словом, и сейчас потребность в кварце настолько велика, что во многих странах мира построены заводы по изготовлению искусственного хрусталя. И это несмотря на то, что разработка естественных месторождений ведется весьма интенсивно. Найти друзы или отдельные кристаллы можно едва ли не повсеместно: на заливаемых морем кварцитовых террасах, в береговых откосах Сахалина и Командорских островов и во влажных распадках Приморья, в горных тундрах Таймыра и таинственных копях Урала, на Нагольном кряже в Донбассе и крутых скалах Крымских гор.

Во многих музеях мира хранятся прекрасные образцы и неповторимые изделия из горного хрусталя: в Оружейной палате - самовар Петра I, в Эрмитаже - восхитительные вазы, ароматницы, чаши, в музеях Украины можно увидеть ювелирные и бытовые поделки из блестящего камня. В Каирском музее демонстрируются цилиндрические печати древних египтян, в Вене -коллекция посуды, в Вашингтоне - громадный (быть может, самый большой из известных) шар, в Нью-Йорке - печать в виде Атласа, держащего на руках земной шар, в Мексике - идеально отполированный череп. О нем следует сказать подробней.

Изумительно точная копия женского черепа из монокристалла весом около 5 кг изготовлена древними умельцами племени майя. Нижняя челюсть черепа сделана подвижной. Качество шлифовки и полировки - совершенное, по высшему классу чистоты. Археологи, геологи, историки попытались воссоздать обстановку, в которой мог быть использован этот жуткий амулет. Подвешенный на нити череп начинал вращаться от незначительного усилия и даже просто от движения воздуха, вызванного горением свечей. Глаза магической головы сверкали, отражая пламя. Вот как описал этот опыт реставратор Дорланд: Можно себе представить, какой эффект создавал висящий в полутьме над алтарем череп со сверкающими глазницами, двигающейся челюстью и изрекающий повеления богов. Тем более, когда в нем можно увидеть любые предметы реальной действительности - лица людей, горы, зверей - и плоды собственного воображения в переливчатой игре туманных пятен...

Однако не магические свойства головы-прорицательницы привлекли внимание ученых. Исследования, проведенные с хрустальным черепом, показали

- создатели этого уникального шедевра, древние майя, не пользовались металлическими орудиями обработки. Более того, мастера не прибегали к постепенной околке кристалла, не отщепляли от заготовки кусок за куском. Они создавали замечательное произведение только шлифовкой. Поверхность изделия отшлифована, а затем отполирована специальными пастами из песка, кварцевой крошки и, вероятно, животных жиров.

Сколько же времени потребовалось на изготовление этого шедевра? Десятки, а может быть, и сотни лет. Точный расчет художников, долготерпение мастеров, скрупулезность технологии, абсолютно верный подбор материала... Блистательный памятник истории великих майя по праву вызывает у нас величайший восторг.

Замечательный, благородный материал не только позволил сохранить для человечества творения художников, гранильщиков, ювелиров. Горный хрусталь высветил и новые пути в науке, производстве, творческих поисках.

А суеверия, поверия, наговоры и даже традиции постепенно отмирают... Впрочем, одна традиция сознательно и символично сохранена

человечеством. Раз в четыре года в маленьком греческом городке Олимпия у алтаря Аполлона, что близ рощи священных олив, жрица зажигает линзой из горного хрусталя священный огонь Олимпиады. Огонь мира...

АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ КАМЕНЬ

Как дивно играет опал драгоценный! -

В нем солнечный блеск и отливы Луны:

В нем чудится жизни поток переменный

И тихая прелесть ночной тишины...

В. Драверт

- Почему его называют арлекином?

- Наверное, потому, что он такой же пересмешник, как арлекин. Он может шутить и передразнивать другие камни. Опал-арлекин в колье белый, но отливает нежно-фиолетовым цветом аметиста, вспыхивает ярко-синим сапфиром, мерцает изумрудом, желтым топазом, переливается красным цветом рубина. Это веселый камень, он неистощим на выдумки. Им можно любоваться часами...

- Этот опал в колье что-то означает?

- Да. Опал - символ надежды. Опалом в колье графиня хотела выразить свою надежду на дальнейшее благоденствие трехсотлетней династии Романовых в России...

Это строки из повести Юрия Кларова Черный треугольник. Речь идет об известном и очень дорогом ювелирном украшении - колье графини Гендриковой. Оно, как и множество других драгоценностей, предназначалось для финансирования контрреволюционного воинства, так называемых полков Иисуса. Пока по стране катилась волна реквизиций и экспроприаций, дворяне, купцы, вчерашние банкиры, чиновники, служители церкви отдавали свои драгоценности для создания силы, способной противостоять ужасам большевизма.

Время было путаное и туманное. Жизнь немногого стоила. И фамильные драгоценности древнейших родов тряслись в седельных сумках, сундуках полковых касс, саквояжах ординарцев и денщиков, часто терялись. Бесследно исчезло и колье графини Гендриковой, а с ним и великолепный опал - минерал странной судьбы, противоречивых суеверий, любимец магов и алхимиков, пугало негоциантов, ненадежный капитал ювелиров.

Не только графский опал обладал таким противоречивым характером. Речь идет о свойстве этого камня как минерального вида. Ни один из собратьев опала в огромной семье Геологии не может похвастать такой запутанной биографией, странными свойствами, прихотливым и капризным нравом.

Необычность опала обусловлена тем, что камень чрезвычайно насыщен водой: ее может быть от нескольких процентов до одной трети массы камня. Опал хрупок и не очень тверд (примерно 5,5-6,5). Прозрачный или полупрозрачный благородный опал обладает свойством, называемым опалесценцией, т. е. радужной игрой света. В зависимости от цвета и вида опалесценций различаются белый, черный, огненный, царский, джиразоль, лехос-опал и другие. Встречается и неблагородный (обыкновенный) опал. Поскольку в минерале есть вода, поведение камня часто непредсказуемо. Иногда он как бы высыхает и теряет блеск, в нем появляются микротрещины. Иногда, опущенный в жидкость с красителем или просто в грязную воду, меняет свой цвет до неузнаваемости.

Чтобы сберечь опал, нужно время от времени окунать его в чистую воду. Камень не выносит нагрева, поэтому требует от ювелиров особой точности и осторожности. Словом, капризный камень. Но в Венгрии научились его лечить: в специальных вакуумных камерах опалы насыщают водой, и к большинству из них возвращается прежнее сияние.

Слово опал происходит от санскритского uрala, что означает драгоценный камень. Римляне называли его опалус, а в лапидариях и сборниках алхимических и фармакологических рецептов его именуют опалом, офталмом, гидрофаном.

Месторождения благородных опалов известны в Чехии, Словакии, Венгрии, Мексике, Гондурасе, Бразилии, США. Есть опалы в России - в Забайкалье и в Украине - Карпатах, но до 95% всей мировой добычи минерала приходится на Австралию.

Полтора десятилетия назад любители цветного камня были взбудоражены сообщением - на Командорских островах найдено большое количество опалов. Данные об этом помещены в статье геологов К. Сеславинского и А. Шмидта об экспедиции на Командоры. Мы высадились на мысе Лебяжьем острова Медного. Погода стояла пасмурная, с моросящим дождем - наиболее обычная для Командор. Опалы на пляже стали попадаться сразу же, их было много. Охотничий азарт охватил всех участников экспедиции. Нам помогал дождик. Сухие обломки опалов выглядят невзрачно, а среди мокрой гальки они заметны издали, благодаря опалесценции. Приглядевшись, мы поняли, что опалы попадают на этот пляж из нависающих над берегом базальтовых скал... Морские волны не только обрабатывают самоцветы, но и разрушают более слабые гальки туфов, песчаников и других пород, тем самым обогащая полосу пляжа агатами, яшмами и опалами. К сожалению, в этом сообщении допущена небольшая неточность или, скорее, умолчание. Дело в том, что агат и яшма на порядок тверже опала. Непрерывное истирание этого материала морским прибоем должно привести к неминуемому и скорому уничтожению кусков опала. Кроме того, опал хрупок. Если бы исследователи имели возможность тут же отполировать подобранные образцы, они убедились бы, что их находки трещиноваты, загрязнены, плохо принимают полировку... Поэтому, несмотря на романтичные, почти сказочные названия месторождения - остров Медный, мыс Лебяжий, бухта Буян, опаловое месторождение Командор, это - просто легенда.

Опал очень дорогой камень, но так было далеко не всегда. Цены на него зависели от моды, а мода от суеверий. У опала странная судьба. Если бы мы говорили о человеке, следовало бы сказать: он знал падения и взлеты. На пышном балу Природы, среди сверкающего пиршества красок минералов, опал, конечно, не самый бедный. Но он постоянно меняет маски и потому - то в центре всеобщего восторга, то в тени, и его опасливо обходят.

Основа такого непостоянства - суеверия. А причина суеверий -невероятная цветовая насыщенность камня. Ведь богатейшая палитра опала может не только восхищать, но и пугать. А если учесть способность камня терять блеск, менять цвет при нагревании или загрязнении - можно представить себе мистический ужас, охватывавший наших предков.

В средневековой Европе ростки просвещения еще слабы, зато в большой моде мистика, алхимия, астрология. Общественное мнение тех времен частенько отождествляло или взаимосвязывало явления природы, свойства органического и неорганического мира с душевным состоянием человека.

В пьесе Уильяма Шекспира Двенадцатая ночь шут, обвиняя в непостоянстве герцога Орсино, говорит:...да сошьет тебе портной камзол из переливчатой тафты, потому что душа твоя, ни дать, ни взять - опал.

Но поистине роковым временем для опала явилось начало XX века. И виновником стал популярный в тот период роман Вальтера Скотта Анна Геерштейн. Авторитет писателя был таков, что тысячи и тысячи его восторженных почитателей восприняли содержание романа как некий апокалиптический символ.

Это яркий пример того, как литературные произведения становятся основой мистических убеждений.

Очаровательная героиня романа, леди Гермион украшает прическу ослепительным опалом. Сэр Вальтер Скотт несколько затемнил декорацию -неизвестно, откуда взялась эта прекрасная леди Гермион, зачем и к кому пришла она в этот мир. А сияние камня намеренно подчеркивается и, конечно, усиливает общий мистический флер романа. Жизнь камня тесно связана с жизнью леди Гермион - камень вспыхивает, когда молодая женщина весела; кроваво-красно сверкает, если она сердится; мягко зеленеет, когда леди гуляет в парке. Но однажды на опал попадают несколько капель святой воды, он тускнеет, гаснет, умолкает. Упавшую в обморок леди относят в спальню. Утром на постели, на кучке пепла находят мрачно сияющий опал. Рассеялись чары, разрушено колдовство. Опал швыряют в море - он никому больше не сможет принести несчастья. И настолько могущественна была сила художественного слова, что вымысел писателя превратился в стойкое суеверие.

Но пестрая судьба опала знавала лучшие дни. Обратимся к великому естествоиспытателю и моралисту Плинию Старшему: Огонь опала подобен огню карбункула, только мягче и нежнее, при этом он отсвечивает пурпуром, как аметист, и зеленью моря, как смарагд: все вместе сливается в немыслимое, сверкающее великолепие. Невообразимая прелесть и красота камня снискали ему у многих название пайдерос - любовь отрока. Некоторые из его сияющих тонов спорят с палитрой художников, другие - с пламенем горящей серы или с огнем, в который подлито масло.

Далее Плиний рассказывает о перстне с опалом, принадлежавшем римскому сенатору Ноннию. После пышных, но страшных дней правления императора Луция Корнелия Суллы Счастливого в Италии и Риме наступило относительное благоденствие. Однако живо еще страшное начинание Суллы, которое помогло ему прийти к власти. Явление это называлось проскрипция. На улицах Рима вывешивались списки политических врагов диктатора. Людей этих объявляли вне закона, имущество их конфисковывали, детей и внуков лишали гражданских прав. Их земли Сулла раздавал солдатам своих 23 непобедимых легионов. После смерти Суллы проскрипции вновь появились на улицах Вечного города. Их составляли триумвиры Лепид, Октавиан и Антоний. Зачастую в проскрипционных списках фигурировали не только политические враги очередных правителей, но и просто богатые люди: ведь надо было подкармливать многочисленные легионы. Так попало в списки имя сенатора Нонния - человека умеренных взглядов. Вина Нонния состояла в том, что он был богат и, в частности, обладал перстнем с опалом стоимостью около 2 миллионов сестерций (примерно 80 тысяч долларов). Алчный Марк Антоний вознамерился завладеть этим перстнем. Жадность триумвира решила судьбу сенатора. Но... Оскорбленный Нонний предпочел отправиться в изгнание, нежели отдать свой перстень с прекрасным, величиной с лесной орех, опалом. Плиний, сам знаток и любитель камней, с изумлением пишет: Необычна жестокость и страсть к роскоши у Антония, проскрибировавшего из-за перстня, но не менее необычно упорство Нонния, увлеченного причиной своей проскрипции!

А ведь изгнание - это голод, скитания, бесприютность, вечные невзгоды и опасности. Но так сильна вера в могущественные свойства камня, что во имя нее человек подвергает себя тяжелейшим испытаниям. Ведь древние римляне убеждены, что опал - это целитель ран и увечий, это возможность стать невидимым, это надежда! Главное - надежда!

Вспомним Поликрата Самосского. Ведь и он, желая умилостивить богов и обмануть судьбу, приносит им в жертву самое дорогое - резной изумруд. Какова должна быть вера этих людей в магические свойства своих талисманов! Какая надежда в сердцах обладателей редких прекрасных самоцветов!

Опал был вставлен в корону императора Священной Римской империи Константина, который всерьез уверял, будто камень этот светится в темноте, охраняет царскую власть, честь и саму жизнь. Называли камень орфанус, что означает сирота, дабы подчеркнуть исключительность, уникальность царской реликвии. Камень этот якобы помогал при болезни глаз, облегчал страдания, оберегал от мук, противоборствовал насилию. Это был эликсир силы и веры.

Однако суеверный император Константин сослужил опалу плохую службу. В своих многочисленных рассказах о чудодейственных свойствах орфануса он упоминал о том, что обладание камнем позволит владельцу делаться невидимым. И, естественно, камень тут же стал талисманом-покровителем воров и конокрадов. Для опала наступил период дурной славы, вельможи опасались украшать себя огненными блестками, дамы за бесценок отдавали свои заколки, диадемы, броши. Со временем в скандинавских Эддах появилась сага о том, что камень этот сделан мифическим богом кузнецов Волендром (аналог древнеримского Вулкана и древнегреческого Гефеста) из глаз детей. Ведь обычная для обработанного камня форма - это крутой кабошон (полусфера или почти полусфера). Такая форма позволяет лучше открыть его сияние, игру света и цвета. И, при известной фантазии, такой опал может вызвать ассоциации с глазом. Так, с легкой руки алхимиков, опал приобретает зловещее название Око зла. Он становится мрачным символом колдунов и ведьм, непременным атрибутом для сглаза, изготовлений вредящих снадобий и философского камня.

К XV веку поиски рецептуры философского камня становятся повальным увлечением как оккультистов и магов, так и влиятельнейших владык своего времени. Но опалы, испорченные при попытке создать философский камень, - ничто по сравнению с теми жуткими компонентами, которые входили в адское варево оккультистов. Маг и алхимик, а точнее, изувер и безумец Жиль де Лаваль искал элементы для составления философского камня в крови неродившихся детей, вырезаемых им из утробы матери. Так он погубил более полутораста младенцев и столько же беременных женщин. Стена страха выросла перед опалом. Камень утратил свою популярность. Суеверный ужас окружал само слово опал.

В конце XV - начале XVI веков - вновь причудливый виток в судьбе опала. Редкая, необычная красота камня все же пробудила интерес к его добыче. На венгерских опаловых копях работали более трехсот человек. Чрезвычайно высоко поднялась цена на изделия из минерала. Девушки-блондинки в Средней Европе носили бусы только из опала. Появилось новое суеверие - волосы владельца сохранят свой прекрасный цвет лишь в том случае, если он будет постоянно носить украшения из этого камня.

Известный математик, философ и просветитель средневековья Джулио Кардан без устали пропагандирует удивительный камень, приписывая ему не менее чудесные свойства, чем цветовая палитра минерала. Однако окончательное восхождение опала к вершине славы и первым строкам ювелирных прейскурантов происходит в 1877 году, после открытия крупных месторождений Австралии.

История открытия австралийских месторождений тоже необычна. Охотник, преследуя кенгуру, смертельно ранил животное, которое пытаясь вскочить на ноги, сорвало пласты дерна. Взгляду изумленного охотника открылась совершенно необычная, потрясающей красоты самоцветная жила, сверкавшая всеми цветами радуги. Легко можно себе представить, какие новые суеверия были порождены необычайной находкой.

Обнаруженное месторождение принадлежало английской королеве. Коммерческие интересы британской короны требовали, чтобы опал добывался и продавался. И королева Виктория рекламирует свой товар. На приемах и балах, в парламенте и на ипподроме, в церкви и театре она появляется в украшениях с опалами. Камень реабилитирован. И ему вновь приписывают массу нужных и ценных свойств.

В наше время опал занимает подобающее ему место в почетном ряду самоцветов. Опалы можно увидеть во многих минералогических музеях мира. Лучшая коллекция находится в Вене. Здесь хранятся два совершенно уникальных образца - один величиной с куриное яйцо, второй - чуть побольше (масса около 7000 каратов).

К сожалению, достоянием прошлого стали чешские опалы. Их добывали на месторождении Червеница, исчерпавшем себя. Камень Горящая Троя весом 600 г был приобретен за 30 тысяч золотых дукатов для жены Наполеона. Прекрасное ожерелье из чешских опалов, сделанное в XVI веке, хранится в Национальном музее Будапешта.

Впечатляющие образцы можно увидеть в сокровищнице Медичи во Флоренции. Прекрасные опалы принадлежат британской короне. Большая часть опалов, хранящихся в частных собраниях Англии и в Королевской сокровищнице, - австралийского происхождения.

XX век. Время невиданного доселе подъема науки и техники. Уже получен искусственный рубин, ведутся работы по выращиванию жемчуга. Конечно, и опал не обойден вниманием ученых. Попытки синтезировать драгоценный камень становятся все более упорными. Работы исследователей подстегивала необычность, даже парадоксальность опала. С одной стороны -задача сложна, как и всякая попытка синтезировать природное соединение, с другой - кажущаяся простота химического состава. Ведь опал - это гидрогель двуокиси кремния, попросту подсохший канцелярский (силикатный) клей. Однако на протяжении долгих лет не было обнадеживающих результатов. Лишь в 1964 году австралийские минералоги А. Гаскин и П. Дарре получили патент на изготовление благородного опала. И уже в 1973 году швейцарская фирма Пьера Жильсона предложила покупателям большой ассортимент самых разнообразных опалов, стоимостью от 15 до 150 долларов за карат (природные опалы дороже раз в десять). Естественно, технология изготовления строго засекречена.

Недавно завершились успехом и усилия российских ученых. В Новосибирске и Санкт-Петербурге осуществлен успешный синтез искусственных опалов, практически неотличимых от своих блистательных естественных собратьев. Можно надеяться, что скоро радужный минерал украсит своей игрой витрины ювелирных магазинов.

Таков этот камень. Неповторимость цвета, легкость в обработке, капризность - он, кажется, самой Природой предназначен творить и разрушать суеверия, вдохновлять своими красками и игрой фантазию поэтов, писателей, геологов...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: