На основе иерархии потребностей можно построить мотивационную модель




Претворение в жизнь потреб­ностей своей личности Реализация своего потенциала, увеличение количества знаний
Уважение к себе и признание со стороны других. Компетентность в своей профессии. Право самостоятельно принимать решения.
Социальные контакты Быть признанным в родственной по духу группе. Контакты с людьми. Быть приятным.
Уверенность в завтрашнем дне Долгосрочное обеспечение денежным доходом с целью удовлетворения физиологических потребностей. Гарантия рабочего места на длительный срок.
Физиологические потребности Питание. Квартира. Одежда.

 

Для устойчивой мотивации огромное значение имеет сочетание различных видов вознаграждения людей за положительные результаты или процессы их деятельности. В менеджменте применяются по крайней мере 8 способов вознаграждения:

1. ДЕНЬГИ. Стимулирующая роль денег особенно эффективна, когда предприятия вознаграждают своих сотрудников в зависимости от выполнения работы и получения конкретных результатов, а не за отсиженное на рабочем месте время.

Г. Форд придавал деньгам доминирующее значение в стимулировании. Он значительно увеличил минимальную заработную плату до 5 долларов в день, сократив продолжительность рабочего дня с 10 до 8 часов. Его нововведения по стимулированию были встречены с большим воодушевлением и оказали помимо материального большой психологический эффект. В 1914 г. такой дневной заработок вдвое превышал общепринятый. Мало кто понимал, что Форд предложил такую заработную плату отнюдь не из большой щедрости. Его вовсе не заботил жизненный уровень рабочих. Г. Форд никогда не скрывал истинной причины введения дневной платы рабочим в 5 долларов: он хотел, чтобы размер заработка его рабочих позволял им со временем покупать производимые ими самими автомобили. А разве мечтой любого рабочего не являлась покупка собственного автомобиля?

2. ОДОБРЕНИЕ. Одобрение – еще более мощный способ вознаграждения, чем деньги, которые, конечно, всегда будут много значить. Почти все люди положительно реагируют, если чувствуют, что их ценят и уважают. По мнению Мэри Кэй Эш, владелицы преуспевающей фирмы «Мэри Кэй Косметикс», есть только две вещи, которые люди хотят больше, чем секса и денег, – это одобрение и похвала. Достаточно одобрить хорошее поведение, и оно вскоре повторится.

Существуют следующие правила менеджеров:

1. хвалите сразу;

2. хвалите работу человека;

3. говорите, что вы довольны и вам приятно оттого, что работник это сделал;

4. после этого не стоит стоять над душой работника, поэтому, выполнив свою миссию, уходите.

3. ДЕЙСТВИЕ. Служащие, которые приобретают акции и становятся совладельцами, ведут себя как владельцы. Но чтобы использовать этот способ вознаграждения, предприятие должно использовать групповое принятие управленческого решения вместо авторитарного и производить конку­рентоспособный товар. Г. Форд также использовал этот метод. На его предприятиях рабочие были акционерами. Исследования Университета штата Мичиган показали, что использование этого способа вознаграждения может в 1,5 раза повысить доход фирмы. К сожалению, в российской действительности существует жалкая пародия на эту систему из-за невыполнения вышеуказанных условий.

4. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ СВОБОДНЫМ ВРЕМЕНЕМ поможет удержать сотрудников от формирования привычки транжирить время попусту и позволит им больше времени тратить на себя и свою семью, если они будут справляться с работой раньше отведенного срока. Такой метод подходит для людей со свободным расписанием. В противном случае у руководства появляется соблазн повысить объём работы.

5. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РАБОТИКУ. Способ вознаграждения наиболее значим для эффективных сотрудников-профессионалов. Для них внутреннее вознаграждение имеет большой вес. Такой подход требует от менеджеров хорошего неформального контакта со своими подчиненными, а также знания того, что их волнует и интересует.

6. ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЕ И ЛИЧНЫЙ РОСТ. Этот способ вознаграждения требует серьезных финансовых затрат высшего руководства, но именно он позволяет в настоящее время таким компаниям, как «IBM», «Digital equipment corp.», «General Motors», сохранять лидирующее положение на рынке в США. Продвижение вверх даёт власть, а не только материальные блага. Люди её любят даже больше, чем деньги.

7. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ЛЮБИМОЙ РАБОТЫ. Этот способ особенно хорош, когда работники стремятся стать профессионалами, но ощущают над собой пресс контроля или чувствуют, что другую работу они выполняли бы гораздо профессиональнее, с большей отдачей и лучшими результатами. Здесь искусство менеджера состоит в способности выявить такого сотрудника, что может быть затруднено приятием его действий за очередное контрольное мероприятие. Очень часто такие люди могли бы работать эффективно без надзора сверху, но отсутствие некоторой смелости не позволяет им обратиться по этому поводу к руководству.

8. ПРИЗЫ. Этот способ вознаграждения зависит от воображения менеджера, наиболее эффективен при вручении приза в присутствии работников фирмы.

В настоящее время в России основой мотивации, без сомнения, является уровень заработной платы и удовлетворение социальных потребностей. Тем не менее, даже в нынешних условиях нельзя забывать и о более высоких уровнях мотивации – об открытом и гласном признании достижений конкретных работников, о предоставлении возможностей для их самовыражения. В зависимости от контингента работников в качестве мотивации может в той или иной форме использоваться так называемый партисипативный метод управления, заключающийся в привлечении работников к активному участию в управлении предприятием.

Важной особенностью работы по мотивации персонала на предприятиях является необходимость тесного взаимодействия с профсоюзами и юридической службой.

Учитывая важное значение качества для экономики в целом, в ряде стран выпуск продукции высокого качества стимулируется на государственном уровне путем присуждения премий по качеству.

Эмоции

А.Л. Гройсман отмечает, что эмоции - это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе (см. рисунки).

Таким образом, не будучи еще формой познания, эмоции осуществляют отражение и саморегуляцию, отражательную и саморегулирующую психическую функцию при воздействии на человека раздражителей, связанных с его потребностями. Эта связь предоставлена П.В. Симоновым в виде структурной формулы

Э - ф: П, (Ин - Ис)...

где Э - эмоция, ее степень, качество и вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта;

Ин - информация о средствах прогностически необходимых для удовлетворения потребности;

Ис - информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Чувства - более сложная, чем эмоции, форма отражения, свойственная только человеку, обобщающая его эмоциональное отражение и понятия. Чувства связываются не с физиологическими потребностями человека, а с более высокими нуждами и мотивами деятельности, осуществляя саморегулирующие функции не на организмиче-ском уровне, а на личностном и социально-психологическом. Творческое удовлетворение, радость труда, профессиональная гордость, чувство коллективизма - примеры исторической сформированно-сти социальной обусловленности чувств.

Своеобразие эмоций и чувств определяется личностными свойствами, направленностью личности, ее мотивами, стремлениями, намерениями, индивидуальными психическими свойствами, например характером и эмоционально-волевыми компонентами. Сте-нические чувства, например радость или гнев, - это чувства сильные, повышающие жизнедеятельность организма, его психический тонус. Астенические чувства (горе, испуг, грусть) приводят к снижению жизнедеятельности и энергии. Но жизненная диалектика чувств далеко непроста.

Эмоции и чувства человек не только переживает. Они имеют и внешнее, <телесное>, оформление в виде мимики (особенностей лицевой мускулатуры, положения бровей, углов рта), пантомимики (жестко-мимического контура личности), интонации и вегето-сосудистых проявлений (покраснения, потливости, изменения частоты сердечных сокращений, цикла дыхания, а также биохимических изменений в организме - сдвига формулы крови, катехола-минов и т.п.).

Страсть в отличие от настроения является сильным эмоциональным состоянием с сильно выраженным устойчивым и длительным стремлением к определенным действиям или объектам (страсть к творчеству, к любимому человеку).

В творческом труде часто проявляется воодушевление - эмоциональное состояние, которое характеризуется большой силой и целеустремленностью к деятельности. Воодушевление может быть кратковременным и длительным, индивидуальным и охватывающим группу людей. Тогда оно может сопровождаться групповой индукцией, передаваясь от человека к человеку. Вдохновение в творческой деятельности часто сопровождается мобилизацией всех лучших душевных сил человека.

Чувства отличаются по силе, скорости их возникновения, устойчивости и глубине. Глубина чувств определяется богатством и разнообразием представлений и мыслей, а также стремлений, возникающих в ответ на то или иное содержание эмоциональных переживаний. Глубокие чувства связаны с направленностью личности и ее мировоззренческими критериями. Неглубокие чувства не оставляют следа и бывают связаны со случайными объектами и явлениями, не затрагивают существенных сторон и мотивов личности. Они называются увлечениями.

Чувства выполняют сигнальную и регулирующую функцию, способствующую <канализированию>, перераспределению избытка эмоций, например при отчаянии регулирующая функция чувств состоит в их снижении.

Между эмоциями и чувствами существуют сложные взаимоотношения. Чувства проявляют себя через эмоции, а эмоции, социализируясь, могут преобразоваться в чувства.

Классификация чувств и виды эмоций.

По видам чувств различают морально-эстетические и интеллектуальные чувства. Моральные чувства возникают вследствие переживаний людьми своего отношения к выполнению нравственных принципов (добросовестность, честность, отзывчивость, дисциплинированность). Нарушение норм и правил нравственности, невыполнение своего морального долга, общественных обязанностей может вызвать у человека переживания, которые обозначаются как чувства стыда и совести.

Интеллектуальные чувства связаны с умственной деятельностью человека и проявляются, например, в пытливости, любознательности, уверенности или в сомнениях, любви к новому или его боязни. Интеллектуальные чувства связаны с формированием потребностей и интересов, познавательности. Они не только сопровождают умственные процессы, но и стимулируют творческую деятельность, гармонизируют человека.

Эстетические чувства - это чувства красоты или, напротив, безобразного, трагического и комического, величия и низости и т.п. Эстетические чувства вызываются прежде всего самой окружающей действительностью, природой, жизнью, людьми и их деятельностью.

Чувства воспитуемы. Воспитание их заключается в подавлении ненужных чувств и укреплении социально-ценностных и устойчивых, позитивных качеств личности. Эмоционально-волевая и пси-хорегулирующая тренировки могут способствовать развитию эмоциональной возбудимости и являются методом психопрофилактики ненужной эмоциональной взвинченности, растерянности и отрицательного действия стрессовых факторов - фрустрации (напряженности), страха и т.п., мешающих процессам творческого труда.

Эмоциональные реакции на опасность могут проявляться тревогой и страхом. Страх отличается от тревоги неизвестностью ожидаемого исхода. Страх и тревога могут быть адекватными опасности и неадекватными, связанными с личностными особенностями человека (тревожно-мнительного либо противоположного по характеру).

Паника является формой стенического (стенос - сила) страха, который может охватить группу людей. Испуг - это внезапно и резко выраженный страх, возникающий при неожиданном изменении ситуации, угрожающем благополучию или жизни человека, но неосознанном для ужаса - наиболее сильной степени страха (характерно подавление рассудка - безумный страх). Разумный страх проявляется в виде опасения и осторожности и может не мешать, а иногда способствовать осуществлению деятельности.

Смелость есть форма осознанного и волевого преодоления страха. Храбрость связана с положительными стеническими эмоциями и переживаниями. Отвага переживается человеком как социально одобряемый поступок. Мужество - сложная и наивысшая форма бесстрашия, связанная с мировоззренческими установками личности. Понятие <героизм> - социально по содержанию и сопровождается высоким уровнем положительных эмоций, имеющих большое общественное значение, например при совершении подвига.

Классификация видов эмоций подробно дана В.Ф. Матвеевым.

Положительные эмоции: удовольствие, радость, ликование, восторг, уверенность, гордость, доверие, симпатия, восхищение, любовь (половая), любовь (привязанность), уважение, умиление, благодарность (признательность), нежность, самодовольство, злорадство, блаженство, чувство удовлетворенной мести, спокойная совесть, чувство облегчения, чувство удовлетворенности собой, чувство безопасности, предвкушение.

Нейтральные эмоции: любопытство, удивление, изумление, безразличие, спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные эмоции: неудовольствие, горе (скорбь), тоска, печаль (грусть), отчаяние, огорчение, тревога, обида, боязнь, испуг, страх, жалость, сочувствие, сожаление, досада, гнев, чувство оскорбления, возмущение (негодование), ненависть, неприязнь, зависть, злоба, злость, уныние, скука,ревность, ужас, неуверенность (сомнение), недоверие, стыд, растерянность, ярость, презрение, отвращение, разочарование, омерзение, неудовлетворенность собой, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь.

При некоторых психических заболеваниях (шизофрения, депрессивная фаза маниакально-депрессивного психоза) может наблюдаться психическая депрессия - выраженное угнетенно-подавленное настроение, сопровождающееся мыслями о смерти,, самоуничижением и суицидальными стремлениями. Понижение настроения может сопровождаться замедлением мыслей (идеатор-ная заторможенность) и понижением волевой и поведенческой активности (двигательная заторможенность).

Субдепрессия - снижение настроения, не достигающее степени депрессии, наблюдается при ряде соматических и неврологических заболеваний. Повышенное настроение - эйфория может наблюдаться при маниакальной стадии маниакально-депрессивного психоза и, как правило, сопровождается идеаторным возбуждением (<идеи и мысли скачут>) и двигательным возбуждением: больные излишне суетливы, хватаясь за все, ничего не доводят до конца, вновь и вновь переключаясь на что-то другое, отвлекаясь, не могут продуктивно работать.

При шизофрении может возникать эмоциональная амбивалентность: одновременное сосуществование противоположных эмоций с парадоксальным изменением настроения, когда несчастье вызывает радость, а радостное событие - грусть. Возможно также сочетание апатии с эмоциональной тупостью, что проявляется безразличием и даже холодным безучастием к себе и близким (вплоть до болезненной бесчувственности).

При эпилепсии часто встречаются расстройства настроения с повышенной раздражительностью и агрессией, при неврозах и некоторых соматических заболеваниях, а также при акцентуациях характера наблюдаются эмоциональная лабильность - легкая смена настроения, от грустного к несколько повышенному, без значительных поводов.

Поведенческие реакции

Поведенческие реакции - это то, что относят, с одной стороны, к поведению, но с другой стороны, за что ответственность человека уменьшают или снижают.

Поведенческие реакции отличают от собственно поведения, которым называют намеренные (не импульсивные, не случайные) слова и действия человека и ответственность за которые полностью возлагается на него.

Анализ личности может быть произведён не ранее, чем человек наработает ныне-живущую личность.

Молодые люди, ещё не успевшие наработать ныне-живущую личность, во многом сильно управляются опытом прошлых воплощений.

Часто, молодому человеку кажется, что он ведёт себя именно так, как написано в Таблице, до тех пор, пока он не сталкивается с реальной жизненной ситуацией. В результате попыток решить эту ситуайию, выясняется, что мнение о себе было ошибочным…

Для того, чтобы быть полностью уверенным в Алгоритмах Собственного Поведения, необходимо отследить себя в большом количестве реальных жизненных ситуаций.

Данная таблица призвана помочь в осознании своего нынешнего уровня и помочь желающим развиваться, совершить качественный переход в Алгоритмах Поведения.

Таблица схематична, составлена для думающих людей, и не учитывает нюансы перехода между кастами и тонкости внутри них.

Воспринимайте ее как информацию к размышлению и анализу собственных поведенческих алгоритмов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: