Итоговый контроль знаний




Методические рекомендации для студентов №40

Тема: «Физиология выделительной системы»

Значение темы: в результате обмена веществ в клетках тканей образуются конечные продукты распада и окисления. К их числу принадлежат НО и СО. Кроме того, к конечным продуктам распада белков относится и сильно ядовитый аммиак. Накопление аммиака привело бы его к тяжелому отравлению. Образующиеся в тканях конечные продукты обмена веществ непрерывно выводятся из организма. Удаляются из него и избыточные количества воды, а также минеральных солей. До 75% выводимых из организма продуктов обмена веществ удаляется через почки. С мочой выделяются вода, соли и продукты распада белков (мочевина, мочевая кислота и другие).

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен

знать: механизм образование мочи

уметь: показывать на муляжах органы выделительной системы

Цели занятия:

Общая цель:

Студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение квалификации.

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 3.2. Участвовать при оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний в форме тестирования (приложение 40)

Краткое содержание темы:

Механизм образования мочи

1. Фильтрация.

2. Канальцевая реабсорбция

3. Канальцевая секреция

Суточный диурез. Водный баланс

Суточный диурез (суточный объем конечной мочи) состав­ляет около 1,5л.

Регуляция мочеобразования

(нейрогуморальная)

Нервная Гуморальная (основная)
1. Безусловнорефлекторный путь.Под влиянием различ­ных воздействий на организм изменяется просвет почечных сосудов, почечный кровоток и, следовательно, мочеобразование. Иннервируются почки в основном симпатическими нервами. 2. Условнорефлекторный путь.Кора изменяет работу почек непосредственно через вегетативные нервы или через нейроны гипоталамуса. Высший подкорковый центр регу­ляции мочеобразования — гипота­ламус (в нем вырабатывается анти­диуретический гормон (АДГ). 1. АДГ усиливает реабсорбцию во­ды из первичной мочи; диурез сни­жается. 2. Альдостерон (из группы минералокортикоидов) увеличивает реабсорбцию ионов Na+ и секрецию ионов К+, уменьшая диурез. 3. Соматотропный и тиреотропный гормоны повышают диурез.
Следует отметить, что почки обладают высокой способностью к саморегуляции. Выключение высших корковых и подкорковых центров регуляции не приводит к прекращению мочеобразования.

Роль органов мочевыделения в поддержании гомеостаза

1. Регулируют осмотическое давление

2. Обеспечивают постоянную реакцию крови (рН)

3. Почки способны синтезировать органические кислоты и основания, ионы К+ и Н+(элементы буферной системы).

4.Вокруг приносящей артериолы клубочка располагается околоклубочковый (юкстагломерулярный) комплекс, состоящий из миоэпителиальных клеток. В нем секретируются два биоло­гически активных вещества: ренин и эритрогенин. Ренин поддерживает постоянство артериального давления: при снижении кровяного давления и содержания натрия в крови приносящей артериолы увеличивается выделение ренина и артериальное давление повышается, и наоборот. Эритрогенин активизирует фермент плазмы, который поступает в костный мозг и стиму­лирует образование эритроцитов.

Клинический анализ мочи и химический состав мочи:

95% воды, 5% твердый остаток (го них 2% — мочевина, мочевая кислота — 0,05%, креатинин — 0,075 %, неорганические соли и другие продукты метаболизма).

Самостоятельная работа по тем: зарисовать в альбом схемы и таблицы

Итоговый контроль знаний

Каждый студент устно отвечает на заданный ему вопрос по пройденному материалу. Преподаватель корректирует данный ответ, при необходимости; ставит обоснованную оценку.

1. Что такое фильтрация?

2. Что такое канальцевая реабсорбция

3. Что такое канальцевая секреция?

4. Что такое суточный диурез и водный баланс?

5. Нервная и гуморальная регуляция мочеобразования.

6. Какую роль играю органы мочевыделения в поддержании гомеостаза?

7. Расскажите о клиническом анализе мочи.

8. Каков химический анализ мочи?

Подведение итогов.

Домашнее задание: Подготовка к следующему практическому занятию по теме: «Физиология выделительной системы ».

Повторение темы пройденного занятия.

Рекомендованная литература по теме занятия:

-обязательная: лекция, учебник по анатомии

1. Воробьева Е.А., Губарь А.В ., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник.- 5-е изд. стереотип.- М.Альянс, 2009. – 432 с.

2. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Анатомия человека (с элементами физиологии): Учебник.- М. Медицина, 2003 г-432с.

3. Георгиева С.А., Белкина Н.В., Прокофьева Л.И. Физиология: Учебник. – 3-е изд. перераб. и дополн,- М.: Альянс, 2009- 400 с,

-дополнительная: атлас по анатомии

-электронные ресурсы: интернет

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: