Методические рекомендации для студентов №40
Тема: «Физиология выделительной системы»
Значение темы: в результате обмена веществ в клетках тканей образуются конечные продукты распада и окисления. К их числу принадлежат НО и СО. Кроме того, к конечным продуктам распада белков относится и сильно ядовитый аммиак. Накопление аммиака привело бы его к тяжелому отравлению. Образующиеся в тканях конечные продукты обмена веществ непрерывно выводятся из организма. Удаляются из него и избыточные количества воды, а также минеральных солей. До 75% выводимых из организма продуктов обмена веществ удаляется через почки. С мочой выделяются вода, соли и продукты распада белков (мочевина, мочевая кислота и другие).
На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен
знать: механизм образование мочи
уметь: показывать на муляжах органы выделительной системы
Цели занятия:
Общая цель:
Студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение квалификации.
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
ПК 3.2. Участвовать при оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний в форме тестирования (приложение 40)
Краткое содержание темы:
Механизм образования мочи
1. Фильтрация.
2. Канальцевая реабсорбция
3. Канальцевая секреция
Суточный диурез. Водный баланс
Суточный диурез (суточный объем конечной мочи) составляет около 1,5л.
Регуляция мочеобразования
(нейрогуморальная)
Нервная | Гуморальная (основная) |
1. Безусловнорефлекторный путь.Под влиянием различных воздействий на организм изменяется просвет почечных сосудов, почечный кровоток и, следовательно, мочеобразование. Иннервируются почки в основном симпатическими нервами. 2. Условнорефлекторный путь.Кора изменяет работу почек непосредственно через вегетативные нервы или через нейроны гипоталамуса. | Высший подкорковый центр регуляции мочеобразования — гипоталамус (в нем вырабатывается антидиуретический гормон (АДГ). 1. АДГ усиливает реабсорбцию воды из первичной мочи; диурез снижается. 2. Альдостерон (из группы минералокортикоидов) увеличивает реабсорбцию ионов Na+ и секрецию ионов К+, уменьшая диурез. 3. Соматотропный и тиреотропный гормоны повышают диурез. |
Следует отметить, что почки обладают высокой способностью к саморегуляции. Выключение высших корковых и подкорковых центров регуляции не приводит к прекращению мочеобразования. |
Роль органов мочевыделения в поддержании гомеостаза
1. Регулируют осмотическое давление
2. Обеспечивают постоянную реакцию крови (рН)
3. Почки способны синтезировать органические кислоты и основания, ионы К+ и Н+(элементы буферной системы).
4.Вокруг приносящей артериолы клубочка располагается околоклубочковый (юкстагломерулярный) комплекс, состоящий из миоэпителиальных клеток. В нем секретируются два биологически активных вещества: ренин и эритрогенин. Ренин поддерживает постоянство артериального давления: при снижении кровяного давления и содержания натрия в крови приносящей артериолы увеличивается выделение ренина и артериальное давление повышается, и наоборот. Эритрогенин активизирует фермент плазмы, который поступает в костный мозг и стимулирует образование эритроцитов.
Клинический анализ мочи и химический состав мочи:
95% воды, 5% твердый остаток (го них 2% — мочевина, мочевая кислота — 0,05%, креатинин — 0,075 %, неорганические соли и другие продукты метаболизма).
Самостоятельная работа по тем: зарисовать в альбом схемы и таблицы
Итоговый контроль знаний
Каждый студент устно отвечает на заданный ему вопрос по пройденному материалу. Преподаватель корректирует данный ответ, при необходимости; ставит обоснованную оценку.
1. Что такое фильтрация?
2. Что такое канальцевая реабсорбция
3. Что такое канальцевая секреция?
4. Что такое суточный диурез и водный баланс?
5. Нервная и гуморальная регуляция мочеобразования.
6. Какую роль играю органы мочевыделения в поддержании гомеостаза?
7. Расскажите о клиническом анализе мочи.
8. Каков химический анализ мочи?
Подведение итогов.
Домашнее задание: Подготовка к следующему практическому занятию по теме: «Физиология выделительной системы ».
Повторение темы пройденного занятия.
Рекомендованная литература по теме занятия:
-обязательная: лекция, учебник по анатомии
1. Воробьева Е.А., Губарь А.В ., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник.- 5-е изд. стереотип.- М.Альянс, 2009. – 432 с.
2. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Анатомия человека (с элементами физиологии): Учебник.- М. Медицина, 2003 г-432с.
3. Георгиева С.А., Белкина Н.В., Прокофьева Л.И. Физиология: Учебник. – 3-е изд. перераб. и дополн,- М.: Альянс, 2009- 400 с,
-дополнительная: атлас по анатомии
-электронные ресурсы: интернет