Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата




Дисциплина «Социология образования» располагается в Б.3.В.ОД.11 – Вариативная часть в Профессиональном цикле. Приступая к изучению дисциплины «Социология образования» студенты осваивают такие дисциплины как: «Основы социологии», «История социологии».

Начиная освоение данной дисциплины, студенты должны знать ос-новные классические и современные социологические теории и школы, основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей, закономерности социально-экономических, политических и управленческих процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России, уметь производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях.

Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии образования и рассмотреть базовые понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом.

Дисциплина изучается на 4 курсе в 8семестре.

 

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единицы (ЗЕ), 108 академических часа.

 

Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)

Объём дисциплины Всего часов
для очной формы обучения для заочной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины    
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)    
Аудиторная работа (всего):    
в т. числе:    
Лекции    
Семинары, практические занятия    
Практикумы    
Лабораторные работы    
в т.ч. в активной и интерактивной формах    
Внеаудиторная работа (всего):    
В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем:    
Курсовое проектирование    
Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем )    
Творческая работа (эссе)    
Самостоятельная работа обучающихся (всего)    
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет / экзамен) Зачет  

 

 

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

Для очной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость (часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия Самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
1. Предмет социологии образования         Доклады, проверка конспектов
2. Становление института образования в России         Доклады, проверка конспектов
3. Функции института образования         Доклады, проверка конспектов
4. Образование как статусно-иерархический различитель         Доклады
5. Социально-образовательные общности   -     Доклады, проверка конспектов
6. Высшая школа и образовательная политика         Доклады
7. Региональная система образования         Доклады
8. Организация и проведение социологического исследования в сфере образования   -     Доклады, проверка конспектов
  Итого:          

Для заочной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость (часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия Самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
1. Предмет социологии образования         Доклады, проверка конспектов
2. Становление института образования в России         Доклады, проверка конспектов
3. Функции института образования   0,5 0,5   Доклады, проверка конспектов
4. Образование как статусно-иерархический различитель   0,5 0,5   Доклады
5. Социально-образовательные общности   -     Доклады, проверка конспектов
6. Высшая школа и образовательная политика   0,5 0,5   Доклады
7. Региональная система образования   0,5 0,5   Доклады
8. Организация и проведение социологического исследования в сфере образования   -     Доклады, проверка конспектов
  Зачет          
  Итого:          

 

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание
Содержание лекционного курса
  Предмет социологии образования Определение образования. Подходы к трактовке образования: педагогический, аксиологический, гностический, личностно-ориентированный, гендерный, деятельностный, социологический, информационный, социокультурный, виталистский, синергетический. Предмет социологии образования. Задачи социологии образования. Взаимосвязь социологии образования с другими науками.
  Становление института образования в России Этапы становления образования в России: наставничество, профессиональная подготовка, школа. История образования. Социологическое образование как институт. Факторы развития социологического образования. Статус социологии в российской высшей школе: дореволюционный, советский, современный периоды. Ограничения в развитии образования на современном этапе.
  Функции института образования Функции института образования: познавательно-образовательные, социализирующие, коммуникативные, селективные. Типология учреждений образования.
  Образование как статусно-иерархический различитель Социальное неравенство в образовании. Информационное неравенство. Диверсификация образования. Непрерывное образование. Ограничения и барьеры в доступе к образованию. Критерии статусных различий. Высшее образование и социальная иерархия. Имущественный, поселенческий, возрастной, гендерный, национальный цензы. Критерии иерархизации. Дискриминация в системе образования. Образование и социальная мобильность в современной России.
  Высшая школа и образовательная политика Бюрократическое давление в вузовском управлении. Внутривузовская демократия. Реформа современного высшего образования. Введение единого государственного экзамена, государственных именных финансовых обязательствах. Болонский процесс. Социальные последствия реформирования системы образования. Девальвация образования.
  Региональная система образования Образовательное и социальное пространство на территории региона. Регионализация образования. Аспекты регионализации образования: организационный, научно-организационный, учебно-методический, социокультурный, политический, социально-экономический. Образовательная политика на государственном и региональном уровнях.
Темы практических/семинарских занятий
  Предмет социологии образования 1. История становления социологии образования. Ранняя рефлексия социальной сущности и функций образования (вторая половина ХIХ - начало ХХ века). 2. Теоретические концепции в социологии образования: Дюркгейм о роли социологии образования. Морализм. Функционализм. Институционализм. Марксизм, теории конфликта и неомарксизм. Критическая педагогика. 3. Развитие социальных исследований образования в отдельных странах. 4. Развитие социологии образования в СССР и России. Работы Ф. Р. Филиппова, Л. Я. Рубиной, Г. Е. Зборовского, В. Я. Нечаева. 5. Научные трактовки понятия «образование». Подходы к трактовке образования: педагогический, аксиологический, гностический, личностно-ориентированный, гендерный, деятельностный, социологический, информационный, социокультурный, виталистский, синергетический. 6. Междисциплинарный подход к исследованию образования в социологии 7. Определение предмета социологии образования.
  Становление института образования в России 1. Этапы становления образования в России: наставничество, профессиональная подготовка, школа. История образования. 2. Развитие российского института образования в XIX-XXI вв. 3. Социологическое образование как институт. Факторы развития социологического образования. 4. Статус социологии в российской высшей школе: дореволюционный, советский, современный периоды. 5. Ограничения в развитии образования на современном этапе.
  Функции института образования 1. Социология о функциях института образования в обществе 2. Современные формы образовательных учреждений
  Образование как статусно-иерархический различитель 1. Социальное неравенство в образовании 2. Доступ к образованию и проблемы социальной эксклюзии (исключения) 3. Социально-поселенческая, этносоциальная и другие формы дискриминации в системе образования и пути преодоления этих явлений в обществе 4. Социальная политика в сфере образования 5. Социальный аспект национального образовательного проекта РФ до 2010 г. Современные программы развития системы образования. 6. Образование и социальная мобильность в современной России.
  Социально-образовательные общности 1. Работники образования и учащиеся как социальные группы. 2. Функциональные особенности дошкольного, допрофессионального, профессионального образования. 3. Социальный статус учителя. Социальные и профессиональные функции учителя и их эволюция. 4. Социально-экономические, демографические и культурные характеристики учительства в России, в региональной системе образования. Противоречия в природе труда учителей. Учителя в городской и в сельской школе. 5. Положение учащихся в социальной структуре общества. Социальные группы учащихся. Социальные роли учащихся в образовательных общностях. 6. Социальное стереотипирование в профессиональной деятельности работников образования. «Навешивание ярлыков».
  Высшее образование в России 1. Вуз как образовательная система: структура, назначение, специфика управления 2. Типы высших учебных заведений в современном российском обществе 3. Основные реформы современного высшего образования. Введение единого государственного экзамена, государственных именных финансовых обязательствах. Болонский процесс. 4. Социальные последствия реформирования системы образования.
  Региональная система образования 1. Образовательное и социальное пространство на территории региона. Регионализация образования. 2. Аспекты регионализации образования: организационный, научно-организационный, учебно-методический, социокультурный, политический, социально-экономический. 3. Региональная образовательная политика
  Организация и проведение социологического исследования в сфере образования 1. Информационная база социологии образования. 2. Специфика социологического исследования в сфере образования: разведывательное, описательное, аналитическое исследование. 3. Маркетинговые исследования: технология маркетинга образования. 4. Мониторинг и социальная диагностика в системе образования. Социологический мониторинг как инструмент управления качеством образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: