О мичмане Александрове и его книгах 7 глава




— Людей в морскую пехоту поведет капитан Головин. Уже получен приказ о его переводе.

— Но ведь Леонид Павлович создал бронепоезд, — возразил я. — Разве это справедливо: посылать такого человека в пехоту...

— Приказы не обсуждают, а выполняют, — напомнил мне комиссар. — Видимо, Леонид Павлович нужнее сейчас в пехоте...

— Товарищ комиссар, — обратился я решительно. — Разрешите и мне идти вместе с Леонидом Павловичем. Ведь мы с ним в Одессе вместе воевали...

Комиссар, по-видимому, не ожидал такой просьбы и ответил не сразу:

— А ты, комсорг, нужен сейчас на бронепоезде... Капитан Саакян приказал дежурному построить личный состав. Подойдя к шеренгам, командир сообщил:

— Товарищи! Получен приказ: часть личного состава откомандировать в морскую пехоту. Нелегко расставаться с боевыми друзьями, но надо. Обстановка на фронте напряженная. Враг не считается с потерями, рвется к Севастополю. Уходящие товарищи сейчас же отправятся на передовую, чтобы влиться в ряды славных батальонов моряков, которые сдерживают натиск [100] фашистов на подступах к городу. Надеюсь, что они не уронят чести железняковцев...

Список членов экипажа, отправляющихся на передовую, оказался длинным. Из строя один за другим выходили бойцы железнодорожного взвода, пулеметчики, артиллеристы, минометчики. Всего тридцать минут давалось на сборы и прощание. Но какими тяжелыми были они и для тех, кто уходил с бронепоезда, и для остающихся...

Моряки собирались группами. Одни оживленно разговаривали, наказывали писать, давали советы, как держаться в бою, другие прощались скупо, без слов.

В стороне от всех стоят трое. Это земляки-очаковцы Терещенко, Малахов, Сергиенко. Вначале их было четверо. Один из них, Володя Новиков, погиб на бронепоезде. Что ждет остальных?

Подхожу к ним. Сергиенко явно растерян. Мне даже показалось, что на глазах у него слезы. Товарищи, как могут, успокаивают, обещают не терять связь, а он молчит, смотрит куда-то вдаль затуманенным взором.

— Не горюй, Миша, — говорю ему как можно бодрее. — Воевать-то будем на одной земле — на севастопольской.

— Да, конечно, — машинально отвечает он, а в голосе слышится обида: почему, дескать, его, а не кого-нибудь другого списали с бронепоезда.

Малахову и Терещенко, как видно, тяжело расставаться с другом.

Чтобы не смущать их, отхожу в сторону. Ко мне подходит капитан Головин.

— Ну, друг, прощай, — проговорил он и тут же поправился: — Нет, до свидания. Думаю, еще встретимся. Будь всегда таким же вожаком, как сейчас, береги наших ребят. Хорошие хлопцы подобрались у нас, настоящие моряки.

Мы обнялись и расцеловались.

Прощание было недолгим. Подъехал на своей полуторке Петя Гончаров. Отъезжающие быстро разместились в кузове, и машина тронулась. Моряки долго махали друг другу руками, бескозырками, пока грузовик не скрылся за поворотом. [101]

Только что были вместе, смеялись, шутили, ходили в бой. И вот нет с нами многих наших товарищей. Увидимся ли?

Небо прояснилось, когда экипаж закончил приготовления к выходу. К этому времени вернулась и наша полуторка. Из ее кабины вышел незнакомый командир. Представился Саакяну:

— Старший лейтенант Чайковский. Назначен к вам помощником.

Саакян обрадованно пожал ему руку:

— Хорошо, что застали нас. Рад такому помощнику. Слышал о ваших боевых делах на «Орджоникидзевце».

Капитан покосился на шофера. Тот стоял, понурившись.

— Что у вас, Гончаров?

За шофера ответил Чайковский. Оказывается, машина на обратном пути попала под артиллерийский обстрел. Осколком пробило радиатор.

Петра Павловича Гончарова у нас на бронепоезде уважали. И было за что. Когда требовалось, он мог трудиться сутками без сна и отдыха. Его старенькая полуторка с бортами, изрешеченными осколками, поспевала всюду. Если нужно было, подвозила боезапас прямо на позицию. Вместе с начальником боепитания Аркадием Каморником Гончаров грузил и разгружал снаряды, ящики с патронами, минами. Где бы ни был бронепоезд, Гончаров ухитрялся найти его и вовремя доставить матросам горячую пищу.

Сколько раз наш грузовичок с полным кузовом снарядов нырял по рытвинам среди столбов взметенной взрывами земли, Под любым огнем мчался он, не [102] сбавляя скорости. А мы места себе не находили, даже издали наблюдая за ним. Ведь достаточно было одного осколка, чтобы груз его взлетел на воздух. А Петр спокойно подкатывал к поезду и кричал:

— Братва, принимай гостинцы!

И всегда это случалось в такие минуты, когда мы испытывали острую нужду в боеприпасах. Он первым начинал носить на бронеплощадку тяжелые зеленые ящики.

Нередко полуторку основательно задевало при обстрелах. Петр часами не вылезал из-под машины, пока снова не ставил «на ноги». А сейчас приуныл: разбитый радиатор ему не починить.

К расстроенному шоферу подошел начальник боепитания.

— Не горюй, Петр. Приметил я в одном месте новенький радиатор. Пойдем, покажу.

Гончаров повеселел:

— Ну, и редкостный же вы человек, товарищ младший лейтенант! Просто золотой!

По сигналу боевой тревоги бронепоезд плавно отошел от перрона и, набирая скорость, помчался навстречу опасностям — туда, где его уже заждались морские пехотинцы.

Популярность бронепоезда растет с каждым днем. С переднего края нас буквально засыпают заявками:

— Железняковцы, просим огонька!

А фашисты все упорнее охотятся за нами. Над тоннелями, через которые курсирует бронепоезд, рыщут вражеские самолеты, бомбят выходы, железнодорожное полотно.

Дневные рейды стали опасными. Почти беспрерывно отбиваемся от атак с воздуха. И все же гитлеровцам ни разу не удалось помешать железняковцам выполнить боевую задачу. «Зеленый призрак» нападает на врага то тут, то там. Самолеты не всегда могут его обнаружить. Бронепоезд все время изменяет свой облик. Под руководством младшего лейтенанта Каморника матросы неутомимо расписывают бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливается с местностью. Неистощимый на выдумку младший лейтенант оказался недюжинным художником. [103] Много хлопот доставляли нам несколько выемок и Бельбекская долина. Издали с занятых противником высот они простреливались из орудий прямой наводкой. Но бронепоезд умело маневрировал между выемками и тоннелями.

Чтобы сбить с толку противника, все время меняем места стоянок. Подвижной тыл наш тоже в непрерывных разъездах. Наконец, нам надоело гонять его туда-сюда, и мы поставили его в Цыганский тоннель: и укрыт надежнее, и к боевым позициям ближе.

Глава XII.

Был каждый бойцом

После нескольких дней непрерывных боев бронепоезд направлялся на станцию для профилактического ремонта.

Приближаемся к Инкерманской выемке и словно впервые видим эти места. Еще недавно здесь были строения, всюду виднелись люди. Они приветливо махали нам руками, когда мы уходили к переднему краю. А теперь здесь пустынно. Повсюду развалины и нигде ни одной живой души. Жители ушли в подземелья: укрылись в пещерах и штольнях. Тяжело видеть все это.

Погода в этот день смилостивилась над нами. Перестал дуть северный ветер, потеплело. Лишь уныло накрапывает мелкий дождь.

После второго поворота раздается команда:

«Всем в казематы!»

Приближаемся к простреливаемой долине. На этот раз прошли ее незамеченными. И снова все высыпали на площадки. С воздуха тоже не угрожала опасность: погода была нелетная.

Вот и Севастополь. На перроне вокзала следы войны. Повсюду воронки от снарядов, стены здания изрешечены осколками. Лишь три высоких стройных тополя высятся над перроном, гордо тянутся к небу.

Бронепоезд остановился на первом пути под навесом. Командир разрешил экипажу сойти. Головенко со своими помощниками направился в депо и мастерские. [104] Я с ними: хочется повидать знакомых, поговорить.

В мастерских кипела напряженная работа. Вместе с рабочими трудились моряки, артиллеристы, минометчики. Одни орудовали молотками и зубилами, другие раздували горны, третьи ходили с ветошью, протирали детали. Невысокого роста, весь пропыленный и задымленный порохом моряк громко просил, обращаясь к группе рабочих:

— Браточки, немец подпирает, оружие вот как нужно! Просим срочно отремонтировать пулеметы.

А с другой стороны уже подбегает артиллерист с планшетом и биноклем, видно, прямо с передовой.

— Товарищи, ведь всего и дела-то — вынуть гильзу из ствола, помогите.

Увидев нас, от группы рабочих отделился мастер А. В. Пекелис.

— А, железняковцы прибыли!

Он подошел, пожал всем руки.

— Вот так все время, — пояснил он, кивнув в сторону фронтовиков. — И, хоть работа у нас строго спланирована, как тут откажешь бойцам: каждый спешит на передовую. Вот и делаем все безотказно. Хорошо, что и сами они помогают. Видите, как усердствуют...

А началось все с минометов. Уже через несколько дней после того как их производство было налажено, руководители железнодорожного узла обратились к председателю городского комитета обороны Б. А. Борисову с предложением создать на узле мастерскую по ремонту вооружения. Городской комитет обороны поддержал эту инициативу. С некоторых городских предприятий сюда были доставлены станки, инструменты и материалы. Вскоре в цехах появились и первые «заказчики». У железнодорожников снова началась горячая пора. Защитники Севастополя доставляли в мастерскую поврежденные орудия, минометы, автомашины, полевые кухни. И все это нужно было отремонтировать срочно, без промедления...

— У нас чудесные люди, — продолжал Пекелис. — Работают столько, сколько нужно, ни с чем не считаются. Каждый рабочий стал универсальным оружейником. [105]

Старый мастер умалчивал только о себе. А ведь этот замечательный человек и сам отдавал фронту все свои силы. Его рационализаторская и изобретательская мысль работала неустанно. Как-то к нему пришел полковник Суровенко и сказал:

— Производство минометов наладилось. Теперь необходимо освоить изготовление взрывателей для мин.

— Что ж, — ответил Абба Вениаминович. — Если надо — сделаем. За нами дело не станет.

И сделали! Пекелис вместе с полковником составил эскиз, затем сделал расчеты. Прошло несколько дней, и первая партия взрывателей была готова. Они хорошо выдержали испытания, а через неделю выпуск их был организован в массовом масштабе.

О замечательных делах железнодорожников знали во многих частях. К ним шли с самыми различными просьбами. Как-то их попросили в суточный срок приспособить пять мотоциклов для разведчиков. Рабочие сразу же приступили к делу. На колясках устроили турели и установили пулеметы. К рулям приделали вилки для автоматов, чтобы мотоциклисты могли на ходу вести огонь. Испытания показали, что мотоциклы могут успешно использоваться в бою.

По этому образцу позднее были переоборудованы десятки мотоциклов для разведчиков.

Однажды в депо прибыл представитель танковой части с просьбой восстановить танк Т-34, на котором были повреждены гусеницы и другие детали.

— Помогите, товарищи, — взмолился танкист. — Такая машина вышла из строя!

Полукустарная мастерская, конечно, не была приспособлена для ремонта танков, но представитель части был настойчив.

Прошло несколько часов, и тягач доставил танк к кузнечному цеху. Пекелис и слесарь Божко вместе с танкистами, окружив машину, устроили своеобразный консилиум.

Трудная задача досталась на долю кузнеца. Гусеницы танка литые, а литейного цеха в депо не было. Кузнецы Науменко и Попов, осмотрев каждое звено, сказали:

— Трудно, но раз надо — попробуем.

Вместе с танкистами подобрали металл, отковали [106] детали, автогенщик Кузьменко сварил звенья. Уже темнело, но люди не отходили от машины. К восьми часам вечера ремонт был закончен. Железнодорожники и танкисты по-братски обменялись рукопожатиями. Тридцатьчетверка своим ходом отправилась на передовую.

И вот, когда мы беседовали с мастером, в депо забежал танкист. Он обратился к Пекелису:

— Командир и бойцы просили передать вам благодарность. Танк уже два раза ходил в бой...

В это время нудно завыла сирена. Воздушная тревога!

— Всем в укрытие! — распорядился мастер.

Над городом разгорелся жестокий воздушный бой, в мастерскую доносился грохот разрывов. Но большинство рабочих, словно солдаты в строю, оставалось у станков и верстаков. А ведь железнодорожники уже потеряли на боевых постах многих замечательных товарищей — машинистов Степана Макеева, Евстафия Михайлова, Андрея Иванова, Георгия Зюганова, кузнеца Кузьму Науменко, семнадцатилетнего токаря комсомольца Сергея Опалькова, слесарей Гурия и Ярошевского. Совсем недавно погиб инструментальщик, лучший рационализатор депо Божко. Многие получили ранения, в том числе и А. В. Пекелис.

Прошло несколько минут с момента объявления тревоги, а в депо уже появилась санитарная дружина, находившаяся на казарменном положении. И вовремя! Тихо простонал молодой рабочий Сергей Петренко и упал на руки товарищей. Из левого плеча хлынула кровь. Осколок бомбы перебил плечевую кость и застрял в ней. Дружинники кинулись к раненому, начали останавливать кровь. Быстро положили на носилки, и вскоре машина с пострадавшим умчалась к госпиталю.

Бомбежка кончилась. И снова закипела работа.

Через полтора часа бронепоезд — отремонтированный, почищенный, нагруженный углем и полным комплектом боезапаса — вышел со станции. Курс — на передовую.

Боевая активность крепости на колесах, несмотря на усилившуюся охоту фашистских самолетов, росла [107] с каждым днем. Правда, прибавилось работы железнодорожному взводу: после каждой бомбежки приходилось восстанавливать разрушенное полотно. Но железнодорожники с помощью личного состава бронепоезда отлично справлялись с делом.

Часто нас выручали и севастопольские связисты. Ведь связь для бронепоезда — одно из решающих условий боеспособности. Но из-за непрерывного обстрела и бомбежек она то и дело выходила из строя, и требовалось в самые короткие сроки восстанавливать ее.

В небольшом одноэтажном домике по Сапунской улице расположилась железнодорожная телефонная станция. Там же разместилась и аварийно-восстановительная бригада связистов, возглавляемая Александром Федоровичем Никишиным. В мирное время ей редко приходилось действовать, но в первые же дни севастопольской обороны связисты-ремонтники показали себя храбрыми и мужественными тружениками, настоящими бойцами. Когда в начале ноября фашистские войска, заняв Бахчисарай, подходили к станции Бельбек, Никишин получил задание немедленно выехать туда, снять и вывезти все средства связи. Не теряя ни минуты, Александр Федорович со своей бригадой отправился к месту, назначения. К этому времени гитлеровцы подошли к станции почти вплотную. Под огнем врага связисты сняли, погрузили и вывезли телефонные аппараты и другое оборудование, а что невозможно было снять — уничтожили.

Штурмуя подступы к Севастополю, противник повредил в районе Камышловского моста почти все провода. [108]

Восстановительная бригада немедленно выехала к месту повреждения. Не успели связисты приступить к работе, как появившийся внезапно вражеский самолет начал поливать их пулеметным огнем. Но бесстрашные ремонтники — Афанасий Моделиков, Андрей Литвинов, Виктор Щербаков — оставались на столбах. При каждом развороте самолета они перебирались на противоположную сторону столба, укрываясь от пуль. Фашистский пират улетел обратно, а отважные связисты, ликвидировав разрушения, благополучно возвратились в Севастополь.

Тяжелыми для связистов были дни после октябрьских праздников: 10 и 12 ноября вражеские самолеты беспрерывно бомбили город.

В районе Троицкого тоннеля они почти полностью уничтожили телеграфно-телефонную связь. На ликвидацию разрушений выехали Никишин, Моделиков, Лупарев, Литвинов. В течение двух с половиной суток работали они и полностью восстановили линию.

13 ноября фашисты сбросили много бомб на железнодорожный узел. В это время на коммутаторе дежурила телефонистка Серафима Гончар. Одна бомба разорвалась рядом с телефонной станцией, другая — у дома, где жила телефонистка. В окнах станции не осталось ни одного стекла, взрывной волной вырвало дверь. Но Серафима Гончар не бросила своего поста. Лишь через некоторое время, когда подошли другие работники, она попросила разрешения отлучиться на несколько минут домой — узнать, жива ли дочь.

Огромную помощь железняковцам оказывали жены железнодорожников. Они стирали белье, приносили журналы, газеты.

Трудно, очень трудно пришлось бы нам без самоотверженной помощи железнодорожников, всех севастопольцев. В те дни каждый житель города был воином, каждый работал на оборону.

Глава XIII.

Балаклавская ветка

Весь ноябрь бронепоезд «Железняков» действовал в основном в районе Дуванкоя. Здесь фашисты предпринимали все новые попытки прорваться на Северную [109] сторону, чтобы рассечь наши войска на две части. Когда эти попытки оказались безуспешными, гитлеровцы перенесли направление главного удара на юг, стали наступать со стороны Ялтинского шоссе. На это направление они бросили много танков, бронемашин, артиллерию. Завязались кровопролитные бои. Враг яростно лез, не считаясь с потерями. Защитники Севастополя стояли насмерть. Неприступным рубежом был каждый окоп, пока в нем оставался хоть один живой боец.

Моряки бронепоезда самоотверженно помогали пехотинцам. Днем мы уже не могли выходить из тоннеля — не давала вражеская авиация. Перешли к ночным налетам. Обстреливали высоты по данным, полученным разведкой. За ночь делали по три-четыре рейса. Не успели фашисты запеленговать бронепоезд в одном месте, как он появляется в другом, нанося короткие, но мощные и ошеломляющие своей внезапностью удары.

К беде нашей, балаклавская ветка на многих участках была разрушена. К позициям приходилось прорываться кружным путем, долгим и опасным. Моряки решили восстановить ветку своими силами.

Возглавили эту нелегкую работу помощник командира бронепоезда по железнодорожной части лейтенант Головенко и командир железнодорожного взвода младший лейтенант Андреев.

С наступлением темноты полуторка Пети Гончарова и наша видавшая виды мотодрезина, нагруженные всем необходимым, под сильным обстрелом помчались к месту работ. Там их ждали бригады, руководимые опытными железнодорожниками — Поповым, Галаниным, Поляковым, Матюшем. Все свободные от дежурства моряки вышли на линию. У нас оказалось много добровольных помощников. Почти все железнодорожники севастопольского депо объявили себя мобилизованными на восстановительные работы. На участок прибыли и руководители военно-эксплуатационного отдела И. Д. Киселев и А. Е. Немков, начальник дистанции пути М. Н. Вельский. За каждой бригадой был закреплен определенный участок пути. Вскоре пришли и бойцы железнодорожного батальона. Энергичные, трудолюбивые ребята. [110] Восстановительные работы развернулись на всей ветке одновременно. Трудились в полной темноте, чтобы не обнаружил враг.

А утром в воздухе появились вражеские самолеты. Все ушли в заранее приготовленные укрытия. Пока где-то невдалеке идет бомбежка, мы перекуриваем, отдыхаем, знакомимся с бойцами железнодорожного батальона.

Я познакомился с бойцом, который воевал под Одессой. Тех, кто побывал там в августовские и сентябрьские дни, связывают узы гораздо более крепкие, чем обычное землячество. И хотя с Алексеем Филипповым мы воевали в разных частях, все равно встреча эта была радостной.

Алексей начал войну на реке Прут. Потом оборонял Одессу. На крейсере «Красный Кавказ» в последние дни обороны эвакуировался в Севастополь. Воевал на Перекопе, был свидетелем гибели бронепоезда «Орджоникидзевец».

Когда бомбежка кончилась, мы вышли из укрытий, и снова закипела работа.

А тем временем лейтенант Зорин отправился к пехотинцам на разведку. Узнав, что «Железняков» готовится прийти им на помощь прямым путем, армейцы помогли Зорину тщательно изучить позиции врага. На карте нашего разведчика отмечались скопления войск, батареи, пулеметные точки, доты и дзоты противника.

Настал час, и бригады доложили: работы на всем пути закончены.

Вернулся лейтенант Зорин с точно нанесенными на карту целями. Вернулся он не один: вместе с ним пришли две миловидные девушки — Оля Доронькина и Зора. Сразу же явились к командиру и заявили, что не уйдут с бронепоезда, будут вместе с бойцами ходить в боевые рейсы.

До войны девчата учились в фармацевтической школе, но не закончили ее. Когда враг ворвался в Крым, они пошли в военкомат и потребовали отправки на фронт. По молодости им отказали. Но девушки не хотели мириться с этим. Они своими глазами видели бомбежки, руины красавицы Ялты, трупы детей, женщин.

2 ноября вместе с отступающими воинскими частями [111] они ушли в Севастополь. Шли по ночам, лесными тропами: фашисты бомбили все дороги.

В Севастополе Оля и Зора некоторое время работали в штольнях, помогали оборудовать подземный госпиталь. Там они и встретились с лейтенантом Зориным, который нередко заходил туда к раненому Косте Мегере. Девушки уже слышали о боевых делах «Железнякова», и они сразу же начали уговаривать лейтенанта взять их на бронепоезд. Тот отшучивался, но девчата были настойчивы.

Капитан Саакян вначале и слушать не хотел о том, чтобы зачислить их в экипаж, но под конец сдался.

Так семья железняковцев пополнилась еще двумя бойцами.

Бронепоезд стоял под парами в Троицком тоннеле. Когда стемнело, прозвучала команда, и поезд двинулся по новой ветке. На всем ее протяжении были выставлены дозоры. Путевые обходчики — пожилые севастопольские железнодорожники — встречали нас светлячками фонарей: путь свободен!

Вот и исходные позиции. Поезд сбавляет скорость. Теперь он движется медленно, бесшумно. Кругом стоит тишина, лишь слышится посвист ветра да постукивают колеса. Бойцы застыли на своих постах. Слева от нас, кажется, совсем недалеко, потрескивают выстрелы, короткими очередями постукивают пулеметы. Передовая не спит.

Низко нависло темное ночное небо. На земле светится рано выпавший снег, ставший уже серым от копоти. В пулеметные амбразуры со свистом врывается холодный ветер. Стволы орудий, минометов и пулеметов наведены в сторону врага. Приглушенно звучат команды.

У пулеметов — в полной готовности вся команда. Рядом со мной — Шапошников. У него строгое и решительное лицо. Ни тени растерянности или страха.

Наклоняюсь к нему:

— Ну, как, не страшно?

— Нет, товарищ старшина, не страшно. Скорее бы бить врага.

И сразу же после его слов громко прозвучала команда:

— Левый борт, огонь! [112]

Грохот орудий разнесся над степью. Бронепоезд обрушил на врага сокрушающий удар.

Прямо впереди вспыхнул фашистский прожектор. Приказываю Шапошникову погасить. Несколько очередей, и прожектор слепнет.

Залпы следуют один за другим. Подали свой могучий голос артиллерия и минометы первого сектора обороны. Вражеский передний край весь в огне.

Придя в себя, немцы открывают беспорядочную стрельбу, выдавая свои огневые точки. Нам того и надо. Сразу же по вспышкам бьют наши пушки и пулеметы.

В стане врага пожары. Их зарево осветило местность, помогая нам вести бой. Но и противнику нас видно. Его снаряды падают все ближе и ближе. Ярким светом освещают местность вражеские ракеты. Над нашими головами проносятся цветные пунктиры трассирующих пуль. От взрывов снарядов звенит в ушах.

Увлеченные боем, железняковцы не сразу заметили, как вспыхнула бочка с горючим на балластной площадке. Горящая жидкость разлилась по всей платформе, и та заполыхала факелом, демаскируя бронепоезд.

Немцы открыли ураганный огонь. Нужно как можно скорее уходить с опасного места.

— Полный назад! — приказывает командир машинистам.

Мчимся на всех парах. А платформа горит. Никто не догадался отцепить ее вовремя, а сейчас, на полном ходу, это уже невозможно.

А взрывы грохочут справа и слева.

— В укрытия! — приказывает командир.

Все попрятались в казематы. Но нет, не все. Никто не видел, как младший лейтенант Андреев прыгнул на горящую площадку. Сбросить бочку он уже не мог, да и не было смысла. Свесившись с платформы, сделал попытку разомкнуть сцепляющее устройство. Ценой нечеловеческих усилий он добился этого. Но дорога вела под уклон, и отцепленная платформа продолжала катиться за бронепоездом.

Снаряды падали все кучнее. Один из них попал в угол башни первой бронеплощадки. Нас так тряхнуло, что все подумали: летим под откос. Нервы у всех были [113] напряжены до предела. Но катастрофы не произошло.

Еще несколько километров, и поезд выйдет в безопасное место. А сейчас останавливаться нельзя. В стереотрубу за действиями Андреева внимательно следит командир. Да и так хорошо видно, как он мечется по платформе, отбиваясь от огня. Одежда на нем дымится. Вот он что-то поднимает и сразу же бросает на платформу: раскаленный металл обжигает руки. Снова поднимает. Мы догадываемся: это тормозной башмак.

Младший лейтенант перевешивается с платформы. Не достать! Тогда он откладывает башмак и хватает все, что попадается под руку: ломы, кирки, лопаты. Бросает их под колеса. Платформу, конечно, так не остановить, но ход ее замедляется.

Схватив тормозной башмак, Андреев спрыгивает на насыпь и сует его под колесо. Платформа с грохотом налетает на препятствие, встает дыбом и валится набок. С нее скатываются запасные рельсы и шпалы — и все это, раскаленное, дымящееся, рушится на младшего лейтенанта.

Мы стоим потрясенные: погиб наш отважный друг...

Но он не погиб. Падая, Андреев попал в канаву. Она и спасла его. Наши разведчики, оказавшиеся поблизости, вытащили Андреева из-под груды рельсов и шпал, сорвали с него тлеющую одежду. Младший лейтенант был без сознания, весь в ожогах.

Примерно через километр бронепоезд остановился. К месту падения платформы побежали Головенко, фельдшер Нечаев и еще несколько бойцов. Они-то и [114] встретили разведчиков, которые бережно несли Андреева.

Всех нас до глубины души взволновал поступок комсомольца Павла Андреева. Человек о жизни своей не думал, спасая бронепоезд, своих товарищей. Придя в себя, он первым делом спросил, как мы вышли из-под обстрела. Моряки горячо благодарили его за самоотверженный поступок, а он даже не захотел слушать слова благодарности:

— Да бросьте вы! Каждый из вас поступил бы так же, будь на моем месте.

Ехать в госпиталь Андреев наотрез отказался, остался на бронепоезде. И такая отчаянная жизненная сила оказалась в этом человеке, что он уже через неделю стал подниматься на ноги. Врач, который регулярно навещал его, не переставал удивляться:

— Вот она, молодость...

Спустя десять дней коммунисты бронепоезда единогласно приняли Павла Андреева в партию. Его представили к правительственной награде.

Глава XIV.

Письма из тыла

Враг бросал на Севастополь все новые и новые силы, стремясь во что бы то ни стало захватить его, выполнить приказ гитлеровской ставки. Но все их попытки разбивались о мужество защитников города.

Гитлеровский план захвата Севастополя рухнул. Фашистское наступление было сорвано.

21 ноября гитлеровцы прекратили штурм Севастополя, начали подтягивать резервы, чтобы хоть как-то пополнить свои потрепанные части. Черноморская крепость выстояла. Десятки тысяч вражеских солдат и офицеров нашли могилу у ее стен.

Мы использовали передышку, чтобы отремонтировать паровозы и бронеплощадки, пополнить боезапас. На бронеплощадки поставили часть нового вооружения. Одно из старых орудий заменили двумя новыми автоматическими пушками. На второй бронеплощддке вместо четырех 82-миллиметровых минометов поставили [115] три полковых. Прибавилось и пулеметов: теперь их у нас восемнадцать.

На восьми километрах главного пути произвели восстановительные работы. Все это личный состав делал своими силами под руководством Головенко и Андреева.

Работали самоотверженно. Наравне со всеми трудились и девушки. Если кто-нибудь пытался переложить их труд на себя, они обижались: «Не хотим быть иждивенками». А ведь они добровольно взяли на себя и другие, дополнительные обязанности: чинили краснофлотцам обмундирование, стирали белье, занимались уборкой.

Особенно старательной, трудолюбивой была Нина Остроухова. Она работала кочегаром на паровозе. Для девушки это нелегкий труд, но Нина еще помогала готовить пищу, разносила ее, мыла посуду.

Как-то мы уже заканчивали обедать, когда налетела вражеская авиация. Бронепоезд был надежно укрыт в тоннеле, а мы, чтобы не задохнуться от дыма в подземелье, вышли на свежий воздух. Как только самолеты пошли в пике, все спрятались в укрытии. Вдруг кто-то забеспокоился:

— А где Нина Остроухова?

Мы бросились к выходу. Каждого охватила тревога за девушку: что с ней, жива ли?

Каково же было наше удивление, когда мы увидели ее с грудой посуды в руках. Кругом свистят осколки, а она собирает оставленные нами миски и котелки. Чуть ли не силой втащили ее в тоннель.

Работы по ремонту пути продолжались. Железнодорожники соорудили новую водоразборную колонку. Запасли впрок топлива. Для погрузки угля построили примитивные подъемники.

В те дни мы занимались не только хозяйственными делами. Моряки упорно учились, оттачивая мастерство стрельбы из орудий, минометов, пулеметов. Учились стрелять и девушки. Лучше всех овладела пулеметом Оля Доронькина.

В то же время по инициативе комсомольского бюро бойцы изучали железнодорожное дело, чтобы в любой момент заменить ремонтников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: