Школа самоопределения с демократическим укладом жизни




(Александр Наумович Тубельский, НПО «Школа самоопределения»,

г. Москва)

 

Средняя школа № 734 Москвы, директором которой является А.Н.Тубельский, входит в научно-педагогическое объединение (НПО) «Школа самоопределения». Сегодня школа Тубельского известна как школа самоопределения с демократическим укладом жизни.

Цель школы – формирование свободной и толерантной личности, способной к самоопределению в жизненном пространстве и к самореализации в обществе посредством сформированных универсальных умений и компетенций. Основная идея педагогической философии школы самоопределения: ребенок уже несет в себе высокое предназначение, и следует помочь ему это предназначение осознать, а потом не мешать ему в этом смысле реализовываться.

В основе организации образовательного процесса лежат идеи: свободного выбора, формирования способности личности к самоопределению и самореализации, формирования универсальных умений, необходимых в современной жизни, погружения в предмет и погружения в эпоху, сотворчества ученика и учителя, движения к собственной цели и ответственности за свои действия, возможности ученического законотворчества, необходимости соблюдения школьных законов всеми участниками образовательного процесса и др.

В начальной 4-летней школе освоение общекультурных навыков: чтения, письма, счета, ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе. В процессе обучения создаются условия: для самовыражения ребенком своих чувств, опыта, интересов; для развития процессов понимания и умения выстраивать собственную деятельность; для побуждения ребенка к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы; для осмысления индивидуальных способов работы как универсальных, которые можно использовать в других видах деятельности.

Бальной системы оценивания результатов учащихся не существует, а в конце учебного года организуется выставка личных достижений ребенка и составляется его качественно-содержательная характеристика (по типу «портфолио», которое используется в некоторых западных школах).

В основной школе (с 5-го класса по 9-ый класс) учащимся предоставляются возможности «пробы сил» в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-оздоровительной деятельности. Кроме обязательных учебных предметов выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий в лабораториях школы или в окружающей среде над самостоятельно выбранными темами и проектами.

Один день в неделю посвящен социальной практике (работа в трудовых мастерских, в библиотеке, создание микро-фирм, стажировка на предприятиях, больницах, в организациях сервиса и торговли, забота о пенсионерах и людях с ограниченными возможностями, благоустройство города и др.). Учебный год завершается творческими экзаменами (в присутствии школьной и родительской общественности), на которых проводится защита самостоятельной работы или проекта (они готовятся в течение всего учебного года).

В старшей школе (10 и 11 классы) за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса – мастерская, которой руководит учитель или приглашенный специалист (мастерские: «Шедевры мировой литературы», «Человек и история» и др.). В них осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и др. деятельности от мастера к ученику. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана вводятся так называемые «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.

В обучении используются методы и методики обучения: погружение в предмет и погружение в эпоху, проекты, обучение в малых группах на интерактивной основе.

Вторая половина последнего года обучения направлена на систематизацию знаний для подготовки в ВУЗ или для желающих – на получение начальной профессиональной подготовки.

Общее развитие каждого ученика осуществляется в системе пространств, которые организуются в школе для свободного занятия в них каждого ученика по интересам (к примеру, информационное пространство, игровое пространство, проектное пространство, пространство театрализованной деятельности, бизнес – пространство и др.). Осуществляется право свободного выбора обществен­ных дел.

В школе А.Н.Тубельского демократическая организация учебного процесса органично связана с демократическим укладом всей школьной жизни. Учителя, ученики и родители сообща разрабатывают и принимают, изменяют нормы и правила школьной жизни: Конституцию школы и разнообразные законы. В школе демократическим путем избираются органы самоуправления. А в целом демократический толерантный уклад школы позволяет школьнику обретать важный социальный опыт: выбора; создания правовых норм; управления школой; разрешения конфликтов и защиты прав человека; совместного проектирования школы как действующей модели гражданского общества; соуправления; детско-взрослой экспертизы демократических процессов.

Из традиций школы – погружение в эпоху. Так каждую осень проводится лицейская неделя. Школьные стены превращаются в виды Царского Села. Мальчишки надевают лицейские мундиры, девчонки – белые воздушные платья. Школа превращается в маленький островок другой эпохи, других отношений, проживание которых позволит ученикам по-другому изучать Пушкина, декабристов, жизнь людей той эпохи.

 

2.4. «Ноосферная» школа ( А.Буровский, Боровская школа-лицей

Калужской обл.).

В основу модели школы положена концепция русских философов и ученых XX в.: Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского,

В. И. Вернадского, Н. А. Умова, А. К. Минеева и близких к ним по взглядам П. А. Флоренского, С.Н.Булгакова, Н. А. Бер­дяева.

Ноосфера (от греч. noos — разум и сфера) — новое эволюцион­ное состояние биосферы, при котором разумная деятельность че­ловека становится решающим фактором ее развития и выжива­ния самого человека. В. И. Вернадский рассматривал ноосферу как качественно но­вую форму организованности, возникшую при взаимодействии природы и общества. Поскольку человек — существо еще «несо­вершенное», «кризисное», «проблемное», то и «продукт» его — ноосфера — дисгармоничная реальность, находящаяся в стадии становления.

В основе концепции «ноосферной» школы (автор идеи — А. Буровский, Боровская школа-лицей Калужской области) — идея гармонического развития растущего человека средствами систем­ного освоениямира природы и мира культуры; организация диалога мира природы и мира культуры; подбора учебного материа­ла, отражающего глобальные и региональные социальные и эко­логические проблемы; понимание детьми окружающего мира и себя в нем как целостной системы.

В лицее введены учебные курсы: «Игровая экология», «Занимательная астрономия», «Природа и культура», «Естествознание», «Естественная история», содержание которых позволяет воспитывать экологическую культуру учащегося, мотивацию к гармоничной жизни с природой, с людьми, с самим собой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: