ЕКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6




1.Нетрадиционные методы закаливания.
К нетрадиционным видам закаливания можно отнести, например, полоскание горла и рта, а также промывание слизистой носа. Кстати, данные процедуры сегодня часто используются для борьбы с простудными заболеваниями. Например, носоглотка – это место, которое очень подвержено воздействию холода. Но это вовсе не значит, что нужно плотно кутаться в шарф и избегать вдыхания холодного воздуха. Лучше уделить внимание грамотному закаливанию данной области. Можно обтирать шейный участок тела прохладной водой, постепенно понижая градус, выполнять контрастное полоскание – то горячей, то холодной водой попеременно. Также есть целых три способа промывания слизистой носовой полости. Первый – сначала пальцем, намыленным хозяйственным мылом, а затем чистой водой промывать внутренние стенки ноздрей. Второй – зажав одну ноздрю, другой втягивать воду из ладони и задержав ее на пару секунд, выливать в таз. И третий – выливать втянутую воду через гортань. Можно начинать с первого самого простого способа, а затем переходить к последующим более сложным.
Еще одним нетрадиционным способом закаливания является хождение босиком. Оно полезно для каждого человека, а особенно для представительниц прекрасного пола. Сначала можно ходить босиком по полу в помещении, а затем постепенно переходить на улицу в теплое время года. Начиная с нескольких минут можно бродить по песку, траве и камням, постепенно увеличивая время таких прогулок. Если организм человека уже достаточно закален, то можно прогуливаться босиком даже в осенний период. Особенно полезна ходьба без обуви по утренней и вечерней росе. Также большинство нетрадиционных способов закаливания основываются на воздействии на организм экстремальных температур. Это, например, обтирание снегом, купание в зимний период в открытом водоеме, зимние воздушные ванны, хождение босиком по снегу и много другое. Очень важно помнить, что такие способы подходят только для тех людей, кто уже успел подготовить свой организм и в течение достаточно длительного срока практикует закаливание традиционными методами.
2. Обмен воды и минеральных солей. Вода у взрослого человека составляет 60% от массы тела, а у новорожденного — 75%. Она является средой, в которой осуществляются процессы обмена веществ в клетках, органах и тканях. Непрерывное поступление воды в организм является одним из основных условий поддержания его жизнедеятельности. Основная масса (около 71 %) всей воды в организме входит в состав протоплазмы клеток, составляя так называемую внутриклеточную воду. Внеклеточная вода входит в состав тканевой, или интерстициалъной, жидкости (около 21%) и воды плазмы крови (около 8%). Баланс воды складывается из ее потребления и выделения. С пищей человек получает в сутки около 750 мл воды, в виде напитков и чистой воды — около 630 мл. Около 320 мл воды образуется в процессе метаболизма при окислении белков, углеводов и жиров. При испарении с поверхности кожи и альвеол легких в сутки выделяется около 800 мл воды. Столько же необходимо для растворения экскретируемых почкой осмотически активных веществ при максимальной осмолярности мочи. 100 мл воды выводится с фекалиями. Следовательно, минимальная суточная потребность составляет около 1700 мл воды.

Поступление воды регулируется ее потребностью, проявляющейся чувством жажды. Это чувство возникает при возбуждении питьевого центра гипоталамуса.

Организм нуждается в постоянном поступлении не только воды, но и минеральных солей. Наиболее важное значение имеют натрий, калий, кальций.

Натрий (Na+) является основным катионом внеклеточных жидкостей. Его содержание во внеклеточной среде в 6—12 раз превышает содержание в клетках. Натрий в количестве 3—6 г в сутки поступает в организм в виде NaCl и всасывается преимущественно в тонком отделе кишечника. Роль натрия в организме многообразна. Он участвует в поддержании равновесия кислотно-основного состояния, осмотического давления внеклеточных и внутриклеточных жидкостей, принимает участие в формировании потенциала действия, оказывает влияние на деятельность практически всех систем организма. Ему придается большое значение в развитии ряда заболеваний. В частности, считают, что натрий опосредует развитие артериальной гипертензии за счет как увеличения объема внеклеточной жидкости, так и повышения сопротивления микрососудов. Баланс натрия в организме в основном поддерживается деятельностью почек.

Калий (К+) является основным катионом внутриклеточной жидкости. В клетках содержится 98% калия. Суточная потребность человека в калии составляет 2—3 г. Основным источником калия в пище являются продукты растительного происхождения. Всасывается калий в кишечнике. Особое значение калий имеет благодаря своей потенциалобразующей роли как на уровне поддержания мембранного потенциала, так и в генерации потенциала действия (см. главу 2). Калий принимает также активное участие в регуляции равновесия кислотно-основного состояния. Он является фактором поддержания осмотического давления в клетках. Регуляция его выведения осуществляется преимущественно почками.

Кальций (Са2+) обладает высокой биологической активностью. Он является основным структурным компонентом костей скелета и зубов, где содержится около 99% всего Са2+. В сутки взрослый человек должен получать с пищей 800—1000 мг кальция. В большем количестве кальция нуждаются дети ввиду интенсивного роста костей. Всасывается кальций преимущественно в двенадцатиперстной кишке в виде одноосновных солей фосфорной кислоты. Примерно 3/4 кальция выводится пищеварительным трактом, куда эндогенный кальций поступает с секретами пищеварительных желез, и 1/4 — почками. Велика роль кальция в осуществлении жизнедеятельности организма. Кальций принимает участие в генерации потенциала действия, играет определенную роль в инициации мышечного сокращения, является необходимым компонентом свертывающей системы крови, повышает рефлекторную возбудимость спинного мозга и обладает симпатикотропным действием.

Кислород, углерод, водород, азот, кальций и фосфор составляют основную массу живого вещества.

В организме значительную роль в осуществлении жизнедеятельности играют и элементы, находящиеся в небольшом количестве. Их называют микроэлементами. К микроэлементам, имеющим высокую биологическую активность, относят железо, медь, цинк, кобальт, молибден, селен, хром, никель, олово, кремний, фтор, ванадий. Кроме того, в организме обнаруживается в незначительном количестве много других элементов, биологическая роль которых не установлена. Всего в организме животных и человека найдено около 70 элементов.

Большинство биологически значимых микроэлементов входит в состав ферментов, витаминов, гормонов, дыхательных пигментов.

3.Последствия недоедания и переедания.
Недоеданием можно назвать дефицит потребляемых калорий. Это может быть вызвано недостаточным или неадекватным питанием, то есть неполным или частичным голоданием.

Чаще всего недоедание происходит по причине нехватки в рационе продуктов питания, гораздо реже — из-за нарушений в пищеварении и всасывания питательных веществ в желудочно-кишечном тракте.
Недоедание может возникнуть, когда человек получает неправильное количество калорий и питательных веществ, слишком много или слишком мало. Кроме того, недостаток минералов и витаминов, как правило, может появиться из-за различных расстройств питания. Отсутствие калорийного питания часто сопровождается недостатком витаминов и минералов.

Когда недостаток питания достигает тяжелого уровня, могут развиваться опасные для жизни последствия. Может развиться квашиоркор — это вид тяжёлой дистрофии на фоне недостатка белков в рационе, при которой происходит потеря мышечной массы. Также последствиями недоедания могут стать маразм (общее истощение), отек и анорексия, которые включают в себя обширные повреждения тканей и мышечной массы, нарушения работы сердца, сбои в гормональном фоне, истончение и повышенная ломкость костей.
Недостаток калорий также ослабляет иммунную систему, что приводит к еще большему осложнению от инфекционных заболеваний. В случаях длительного дефицита калорий, страдают жизненно важные органы, такие как печень, сердце и легкие. Дети в возрасте до 5 лет являются особенно уязвимыми к воздействию голода, потому что они требуют пропорционально больше потребление калорий, чем взрослые.

Последствия переедания настолько опасны, что врачи настаивают: лучше встать из-за стола голодным, чем сытым. Но даже несмотря на их совет, большинство людей обычно заканчивают трапезу словами «Как же я наелся» или «Зачем я столько съел?» Увы, но наш организм никогда не скажет «спасибо» за такую сытую жизнь. При переедании нарушается жировой и углеводный обмен в вашем организме, на все органы возлагается огромная нагрузка. Последствия переедания первыми бьют по сердцу. Органы при переедании увеличиваются и сердце вынуждено обогащать кровью большее пространство. Увеличивается количество работы — увеличиваются мышечные стенки сердца, усиливаются сокращения. Как результат, проблемы с давлением и гипертония. А чтобы излечиться, всего лишь надо похудеть.

Второй орган, страдающий при переедании, — это печень. При превышении количества необходимых жиров в печени, она превращается в их непосредственный источник. Эта функция клеток организма становится основной при переедании, и вскоре практически все клетки оказываются заполненными жиром. Это бьет не только по сердцу и печени, но и по кишечнику. При переедании страдает весь кишечный тракт. Часто встречаются такие заболевания как гастрит с пониженной кислотностью, холецистит, хронический панкреатит, колит.

У людей с ожирением чаще всего встречается нарушение гормонального цикла, так как в организме не хватает гормона щитовидной железы — тироксина. Из-за его недостатка нарушается обмен веществ. У женщин может нарушиться менструальный цикл,а это грозит бесплодием. У мужчин наблюдаются проблемы с эрекцией. Лечением этих проблем является в первую очередь снижение веса.

Помните, что лишний вес тяжело переносится суставами и позвоночником в частности. Представьте, как им тяжело! Чем раньше вы справитесь с привычкой переедать, тем быстрее вы избавите свои суставы от преждевременного изнашивания.

Стоит также отметить, что все болезни люди с ожирением переносят тяжелее. Они долго лечатся и часто страдают от осложнений.

 

 

Билет №7
1. Строение слуховой сенсорной системы. Возрастные особенности строения органа слуха ребенка и изменения с возрастом слуховой чувствительности.
Строение органа слуха
Составляющими нашего органа слуха является наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо образовано ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Ушная раковина устроена так, чтобы уловить и направлять в звуковой проход колебания воздуха, в частности те, что соответствуют диапазону частот речи человека (1000-3000 Гц). Слуховой проход покрыт тонкими волосками, в его коже содержатся железы, вырабатывающие ушную серу. Волоски и сера — защитники органа слуха, они задерживают пыль и микроорганизмы. Слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой — тонкой упругой мембраной, основу которой составляет соединительная ткань, богатая коллагеновые волокна. Звуковые волны, направленные ушной раковиной, преодолевают слуховой проход и действуют на эту мембрану: как следствие — она ​​начинает колебаться.
Рецепторы Уха
На барабанной перепонке размещается воздушная полость — среднее ухо. Оно соединено с помощью эвстахиевой трубы с глоткой, а через нее — с полостью рта. Эти каналы соединяют внешнюю среду со средним ухом и является предохранителем, защищающим его от травм. Обычно вход в евстахиевой трубы закрыт, он открывается только при глотании. Если среднее ухо испытывает чрезмерного давления вследствие действий звуковых волн, достаточно открыть рот и сделать глоток: давление в среднем ухе сравнится с атмосферным.
Среднее ухо — это усилитель, который может изменять амплитуду звуковых волн, которые передаются с барабанной перепонки к внутреннему уху. Как это происходит? От барабанной перепонки тянется цепочка маленьких косточек, подвижно соединенных между собой: молоточек, наковальня и стремя. Рукоятка молоточка прикреплена к барабанной перепонке, а стремя упирается в другую мембрану. Это перепонка отверстия, которое называют овальным окном, — она ​​границей между средним и внутренним ухом.
СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ СЛУХА У ДЕТЕЙ
Строение и функции органов слуха у детей. У детей внутрен­нее ухо почти не растет, и его величина с возрастом мало изме­няется. Ребенок воспринимает звуки еще на 32-й неделе утробной жизни. В последние месяцы утробной жизни он реагирует на силь­ные звуки движениями. Новорожденные при сильных звуках рефлекторно вздрагивают, у них сокращаются мимические мышцы. На 2—3 месяце они поворачивают голову и глаза в сторону звука и различают увеличение его силы и продолжительности.
При рождении ребенок плохо слышит вследствие особенностей строения уха, сближения стенок наружных слуховых ходов, запол­нения среднего уха слизистой жидкостью или зародышевой соеди­нительной тканью, а также низкой слуховой чувствительности, которая к 7—8 дням жизни увеличивается настолько, что обра­зуются условные рефлексы на звуковые раздражители. К концу 2-го и началу 3-го месяцев слух становится отчетливым. В первые 3 месяца дети реагируют миганием на громкий звук, старше 3 ме­сяцев— миганием на речь. С 6 месяцев дети прислушиваются к звукам. Однако при рождении органы слуха еще не полностью сформированы. Стенки слухового канала окостеневают к 10 годам, а развитие органов слуха в целом заканчивается полностью только к 12 годам.
Слух нарушается при резких колебаниях температуры окру­жающей среды, при чрезмерно сильных звуках. У некоторых детей бывает врожденная тугоухость. Повреждение барабанной пере­понки, поражение среднего уха у детей после некоторых болезней (корь, скарлатина, грипп и др.) резко снижают слух, приводят к тугоухости, так как выключают его усиление в среднем ухе. Тяжелые нарушения слуха у детей раннего возраста вызывают антибиотики (стрептомицин и др.)* Упражняют слух музыка, некоторые трудовые процессы и спортивные игры, производимые в определенном ритме, прислушивание к звукам в природе, на­пример, к пению птиц.
2. Пищеварение в полости рта, желудка, тонкого и толстого кишечника.
ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ
Ротовая полость — входные ворота желудочно-кишечного тракта. В слизистой оболочке щек, губ, языка располагаются многочисленные чувствительные нервные окончания, представленные тактильными, температурными, болевыми, вкусовыми и осморецепторами.
Пищеварение в полости рта слагается из сосания (у ребенка раннего возраста), жевания, слюноотделения и глотания. Оно начинается с приема пищи, который является пусковым механизмом для функционирования желудочно-кишечного тракта.
Жевание—рефлекторный акт. В результате его пища измельчается. В процессе жевания происходит смешивание измельченной пищи со слюной и формирование пищевого комка. У взрослого человека пищевой комок образуется, в среднем, в течение 30 с.
Рефлекторный центр акта жевания локализуется в продолговатом мозге (входит в состав комплексного пищевого центра). Жевание является мощным фактором, стимулирующим секрецию слюны и отделение других пищеварительных соков.
Слюнные железы.
Слюнные железы делятся на малые и большие. Многочисленные малые слюнные железы имеются в слизистой оболочке губ, щек, твердого и мягкого неба, языка и глотки. Большие слюнные железы находятся вне ротовой полости и связаны с ней выводными протоками. Самой крупной из слюнных желез является околоушная, которая у человека расположена спереди и несколько ниже ушной раковины. Вторыми по величине слюнными железами являются подчелюстные и затем подъязычные.
ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ
Желудок является резервуаром для пищи. Его вместимость у взрослого человека около 3 л.
Эфферентная иннервация желудка осуществляется вегетативной нервной системой. Симпатическая иннервация обеспечивается волокнами чревных, парасимпатическая — волокнами блуждающих нервов. Кроме того, в эфферентной иннервации желудка принимают участие волокна диафрагмального нерва. Афферентные импульсы от рецепторов желудка поступают в центральную нервную систему по волокнам блуждающего нерва.
Функции желудка.
Секреторная функция желудка обеспечивается железами, находящимися в его слизистой оболочке.
Моторная функция осуществляется за счет сокращения мускулатуры стенки желудка, благодаря чему происходит перемешивание пищи в желудке и продвижение ее в двенадцатиперстную кишку.
Всасывательная функция способствует поступлению в организм из желудка воды, минеральных солей, спирта, лекарственных веществ, продуктов расщепления белка.
Экскреторная функция желудка заключается в выделении с желудочным соком продуктов обмена белка (мочевина), углеводов (молочная кислота), различных лекарственных веществ (йод, хинин, морфий, мышьяк, салицилат натрия).
Инкреторная функция связана с тем, что в желудке образуется ряд гормонов, которые оказывают специфическое действие на процесс пищеварения. Кроме того, в желудке образуется антианемический гормон.
Желудок регулирует температуру принятой пищи, участвует в регуляции реакции внутренней среды организма.
Бактерицидная функция осуществляется за счет соляной кислоты желудочного сока, которая стерилизует содержимое желудка.
Пищеварение в тонком кишечнике
В тонком кишечнике под действием ферментов кишечного сока в процессе пристеночного пищеварения, который здесь доминирует, происходит конечное расщепление питательных веществ на простые компоненты.
Выделение кишечного сока стимулируют:
соляная кислота, не нейтрализовавшаяся после выхода из желудка и достигшая тонкого кишечника;
поджелудочный сок, попадающий из двенадцатиперстной кишки;
продукты расщепления белков, жиров и углеводов;
механическое раздражение пищевой кашицей рецепторов в стенке кишечника;
условные рефлексы, вызываемые видом пищи.
Железы тонкой кишки секретируют дополнительные пищеварительные ферменты, способные расщеплять лишь короткие цепочки сахаров и пептидов, получившиеся в результате предшествующих этапов пищеварения. Происходит окончательное расщепление питательных веществ на составные элементы. В результате действия кишечных ферментов образуются простые сахара (глюкоза, фруктоза и галактоза) и аминокислоты.
По окончании процесса ферментативного пищеварения питательные вещества в виде аминокислот, жирных кислот и глюкозы, витаминов, минеральных веществ всасываются в кровь и поступают в клетки для дальнейшего их использования. Основное всасывание продуктов переваривания пищи происходит в тонком кишечнике. Благодаря ворсинкам тонкий кишечник имеет огромную всасывающую поверхность, достигающую почти 500 м2. Клетки кишечного эпителия образуют полупроницаемую мембрану, которая пропускает одни вещества, например аминокислоты и глюкозу, и препятствует прохождению других, например неизмененных молекул белка и крахмала.
Процесс всасывания может осуществляться пассивно – за счет осмоса и диффузии, и активно – за счет специальной насосной функции ворсинчатого аппарата. Уже примерно через 7 часов после начала процесса пищеварения продукты гидролиза питательных веществ почти полностью исчезают из полости тонкого кишечника.
Пищеварение в толстом кишечнике
Остатки непереваренной пищи поступают в толстый кишечник, который называется так в связи с диаметром, достигающим в некоторых местах 7 см. Роль толстого кишечника как пищеварительного органа невелика. Процессы гидролиза и всасывания в основном закончились в тонком кишечнике. Дальнейшее расщепление попавших сюда молекул, в том числе клетчатки и пектина, происходит под влиянием ферментов кишечного сока, попавших сюда с остатками химуса, или под влиянием бактериальной флоры толстого кишечника. Поступивший в толстую кишку химус уже лишен в результате всасывания большей части питательных веществ, но все еще имеет жидкую консистенцию. Поэтому основная функция толстой кишки, помимо проведения остатков в прямую кишку для удаления их из тела, состоит во всасывании воды и в переводе содержимого в полутвердое состояние.
Под действием волнообразных перистальтических сокращений гладкой мускулатуры кишечника пищевые остатки передвигаются вдоль толстого кишечника. При этом происходит интенсивное обратное всасывания воды, что приводит к уплотнению содержимого кишечника и формированию каловых масс. Достигнув прямой кишки, кишечное содержимое растягивает ее стенку и раздражает находящиеся в ней нервные окончания. Возникает позыв к акту дефекации. Для прохождения остатков пищи через толстую и прямую кишку требуется от 12 до 24 часов. Конечный продукт содержит непереваренные пищевые остатки, некоторые вещества, выделяемые организмом (желчные пигменты, тяжелые металлы и др.), и большое количество бактерий.
3. Гигиенические принципы планирования и благоустройства детских учреждений.
Гигиенические требования к зданию детского дошкольного учреждения
Здание дошкольного учреждения - блочной (или павильонной) планировки, не более 2-х этажей. Принцип групповой изоляции в здании - каждая группа должна быть обеспечена полным набором помещений (групповая ячейка), для организации воспитательного процесса и удовлетворения всех бытовых потребностей воспитанников. Допускается использование одного входа для 2 — 3 групп.
Современные проекты предусматривают расширенный набор помещений общего пользования: помещение для музыкальные занятий, бассейн, зимний сад. Пищеблок обязательно располагается на 1 этаже и имеет отдельный вход. Медицинский пункт располагается на 1 этаже здания и состоит из медицинского кабинета и комнаты заболевшего ребенка.
Кроме принципа групповой изоляции в детских дошкольных учреждениях соблюдается принцип индивидуальной изоляции: каждый ребенок должен иметь свой шкафчик для верхней н сменной одежды, кровать с постельными принадлежностями, горшок в туалетной комнате, полотенце, зубную щетку, расческу в соответствующей ячейке шкафчика.

 

ЕКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8
1. Строение зрительной сенсорной системы. Возрастные особенности развития зрительной сенсорной системы у детей.
Зрительная сенсорная система состоит из глаза

, который обеспечивает непосредственно восприятие светового раздражителя и его преобразование в нервный импульс; зрительного нерва, обеспечивающего проведение импульса от зрительных рецепторов глаза, и соответствующего участка центральной нервной системы, которая обрабатывает информацию, поступающую по зрительному нерву. Глазное яблоко расположено в углублении черепа и покрыто тремя оболочками.

Внешняя — белковая, впереди переходит в прозрачную роговицу. Глубже расположена сосудистая оболочка, пронизанная густой сеткой кровеносных сосудов, впереди она переходит в радужку, в центре которой есть отверстие — зрачок. За зрачком расположен хрусталик — прозрачная двояковыпуклая линза, которая обеспечивает фокусирование изображения на сетчатке.

Внутренняя оболочка — сетчатка — выстилает дно глазного яблока. Сетчатка содержит фоторецепторные клетки, которые воспринимают свет, и нейроны, которые превращают световой сигнал в электрические импульсы и формируют зрительный нерв. Первичная обработка зрительных сигналов происходит в среднем и промежуточном мозге. Затылочная часть коры больших полушарий — корковый центр зрительного анализатора. Здесь осуществляется самая полная и окончательная обработка зрительной информации, сравнение ее с информацией от других органов чувств.

К моменту рождения зрительная сенсорная система морфологически подготовлена к деятельности, но окончательное ее морфофункциональное созревание происходит к 11 — 12 годам.

У новорожденных глазное яблоко более шаровидное, его длина короче, чем у взрослых (у взрослых — 23 мм, новорожденных — 16 мм), поэтому лучи от дальних предметов сходятся за сетчаткой, т.е. глаз новорожденных естественно дальнозоркий. Глазное яблоко у ребенка расположено в глазнице более поверхностно по сравнению со взрослыми, поэтому глаза кажутся большими.

С возрастом увеличивается длина глазного яблока и постепенно уменьшается степень дальнозоркости, в три года количество дальнозорких детей составляет 82%, в 5 — 7 лет — 69%, 8 — 10 лет — 59,5%, в 15 лет — около 40%. Эта естественная дальнозоркость не мешает четкому видению близких предметов, так как хрусталик у детей обладает большей эластичностью, чем у взрослых,и может принимать почтишарообразную форму. Поэтому ближайшая точка ясного видения у детей до 10 лет находится на расстоянии 6 — 7 см от глаза.У пожилых людей вследствие уменьшения эластичности хрусталика и ослабления натяжения волокон цинновых связок кривизна хрусталика увеличивается незначительно, либо не изменяется и развивается возрастная дальнозоркость (пресбиопия), поэтому ближайшая точка ясного видения отодвигается от глаза: в 45 лет она составляет в среднем 33 см, в 70 лет — 100 — 120 см.

Острота зрения у детей в первые недели и даже месяцы низкая, постепенно она увеличивается и достигает максимума к 5 годам.

Наиболее созревшими к моменту рождения являются защитные мигательный и зрачковый рефлексы на яркий свет. Слезный рефлекс проявляется в конце 2-го месяца, до этого времени грудные дети плачут без слез или с малым их количеством, так как не полностью созрели слезные железы и центры слезоотделения.

Радужная оболочка у большинства детей содержит мало пигмента и имеет голубовато-сероватый оттенок. Окончательная окраска радужки формируется только к 10 — 12 годам.

В процессе развития существенно меняются цветоощущения ребенка. У новорожденных в сетчатке функционируют только палочки, лишь у 30% детей первые признаки цветоощущения появляются в конце первой недели. Устойчивое дифференцирование основных цветов (красного, синего, зеленого, желтого) отмечается в 3 — 4 месяца. К этому времени для развития цветового зрения нужно развешивать над кроваткой на расстоянии 50 см (и более) цветные гирлянды (они должны иметь в центре красные, желтые, оранжевые, зеленые шары, а синие или с примесью синего по краям гирлянды), периодически менять цвета, давать в руки ребенку яркие цветные игрушки. К девяти месяцам ребенок различает все основные цвета, но полноценное цветовое зрение формируется только к концу третьего года жизни. Форму предметов дети распознают раньше, чем узнают цвет. При знакомстве с предметом у дошкольников первую реакцию вызывает его форма, затем размеры и в последнюю очередь цвет.

Процесс развития и совершенствования зрительной сенсорной системы в целом, как и других сенсорных систем, идет от периферии к центру. Развитие моторных и сенсорных функций зрения, происходит, как правило, синхронно.

Механизмы координации и способность синхронно фиксировать предмет взглядом интенсивно формируются в возрасте от пяти дней до трех — пяти месяцев. Движения глаз в первые дни после рождения могут быть независимы друг от друга (один глаз смотрит прямо, другой — в сторону, при засыпании один глаз может быть уже закрыт, другой — полуоткрыт). Это связано с неполной миелинизацией нервных волокон глазодвигательных нервов и зрительных проводящих путей. Миелинизация их заканчивается у большинства детей к трем — четырем месяцам жизни.

В первый месяц жизни в связи с недоразвитием коры головного мозга зрение обеспечивается подкорковыми отделами (ядрами верхних бугров четверохолмия среднего мозга). Зрительное восприятиеу новорожденных проявляется в виде слежения, продолжающегося в течение нескольких секунд (это врожденная реакция). Со второй недели жизни проявляется более длительная фиксация взора (задержка взора на предмете). Созревание зрительных сенсорных зон коры головного мозгапроисходит к семи — девяти годам .

Поле зрения у детей меньше, чем у взрослых, лишь к семи годам достигает 80% от размеров поля зрения взрослого человека. Это является одной из причин частых дорожно-транспортных происшествий с детьми дошкольного возраста. К 12 — 14 годам границы полей зрения приближается к уровню взрослого человека.

Склера у детей значительно тоньше, чем у взрослых, обладаетповышенной растяжимостью. Напряженная зрительная работа на близком расстоянии, особенно с мелким шрифтом и в условиях дефицита света, может вызвать у детей развитие близорукости.
2. Нейрогуморальная и саморегуляция деятельности сердца.
Нервная регуляция кровообращения. К сердцу от головного мозга идет блуждающий нерв, а от спинного—симпатические. Блуждающий нерв тормозит' деятельность сердца, замедляет и ослабляет, его сокращения. Симпатические нервы, наоборот, уча­щают и усиливают сокращения сердца. Таким образом, симпати­ческие и блуждающий нервы оказывают на сердце противополож­ное действие.

Ко всем кровеносным сосудам подходят ветви симпатических нервов. Импульсы, проходящие по этим нервам, вызывают суже­ние сосудов, а следовательно, уменьшение кровотока. При чрез­мерно сильном раздражении симпатического нерва наступает его торможение, и сосуды не суживаются, а иногда наблюдается даже их расширение.

В естественных условиях регуляция кровообращения всегда носит рефлекторный характер и проявляется в одновременном из­менении деятельности сердца и сосудов. Иными словами, под вли­янием раздражения рефлекторно происходит ускорение или за­медление общего кровотока, т. е. изменение минутного объема крови, а также увеличение или уменьшение кровенаполнения от­дельных органов или систем органов. Важнейший источник реф­лекторного воздействия на сердце и сосуды — изменение мышеч­ной активности, особенно переход от состояния покоя к работе.

Большое значение имеют импульсы, идущие от коры больших полушарий. Так, перед началом спортивных состязаний наблюдает­ся условнорефлекторное учащение сердечных сокращений, расши­рение кровеносных сосудов преимущественно тех мышц, которые должны принять участие в предстоящей работе. Влиянием коры больших полушарий объясняется учащенное сердцебиение или, на­оборот, «замирание» сердца, а также покраснение или побледне-ние лица при волнении или'испуге. В зависимости от того, нахо­дится ли человек в бодром или угнетенном состоянии, выполняет ли он работу охотно или без желания, кора больших полушарий будет различно воздействовать на работу сердечно-сосудистой сис­темы.

Для обеспечения надлежащего содержания в крови кислорода особое значение имеют импульсы, которые идут от самой сердечно­сосудистой системы. Так, в месте разветвления общей сонной ар­терии на наружную и внутреннюю и в стенке аорты имеются ре­цепторы, чувствительные к содержанию в крови кислорода: при его избытке наступает рефлекторное замедление сердечных сокра­щений, а при пониженном его содержании — их учащение.
Гуморальная регуляция. Работа сердца и распределение крови между отдельными органами находится под влиянием не только нервной системы, но и ряда веществ, находящихся в крови. Осо­бое значение имеют адреналин и ацетилхолин, которые постоянно в том или ином количестве образуются под контролем нервной системы в организме. Адреналин оказывает на сердце и сосуды такое же действие, как раздражение симпатических нервов: введе­ние его в кровь суживает сосуды, учащает и усиливает сокраще­ния сердца. Ацетилхолин оказывает противоположное действие:

он замедляет и ослабляет сердечные сокращения, расширяет кро­веносные сосуды.

Такая регуляция, осуществляемая через кровь, т. е. гумораль­ным путем, способствует созданию более или менее длительных сдвигов в работе кровеносной системы, на фоне которых могут происходить быстрые рефлекторные реакции.

Саморегуляция сердечно-сосудистой системы. При любых ре­акциях на раздражение все участки сердечно-сосудистой системы должны работать согласованно. Такая согласованность обеспечи­вается собственными рефлексами кровеносной системы. В стенках сердца, а также артерий и вен находятся рецепторы, чувствитель­ные не к содержанию кислорода, а к изменениям кровяного давле­ния. При его повышении артерии растягиваются сильнее обычного. Это вызывает раздражение соответствующих рецепторов, особен­но в аорте и в области разветвления общей сонной артерии. От рецепторов по нервам импульсы поступают в сердечно-сосудистый центр продолговатого мозга, который посылает ответные импуль­сы, приводящие к урежению пульса и расширению кровеносных сосудов.

При резком усилении притока крови к сердцу растягиваются стенки предсердий и впадающих в них крупных вен, что влечет за собой раздражение соответствующих рецепторов. В ответ наступает рефлекторное учащение сердечных сокращений, и в ре­зультате увеличивается отток крови из предсердий в желудочки сердца.

Собственные рефлексы сердечно-сосудистой системы, возни­кающие при раздражении рецепторов других ее участков, проявля­ются главным образом в местном сужении или расширении сосудов.

Таким образом кровеносная система сама себя регулирует, поддерживая нормальное кровяное давление и устраняя препят­ствия, возникающие по пути тока крови.
3. Гигиеническое воспитание детей по уходу за кожей.

Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Поддержание чистоты кожи и волос, гигиена полости рта в дальнейшем превращаются у детей в устойчивую привычку мыть руки и ноги и чистить зубы и т. д. Создание такой «гигиенической детерминанты» в сознании ребенка, глубоко укоренившейся в психике и воспринимаемой как насущная необходимость, является лучшей защитой его от многих заболеваний.
В практической работе по привитию гигиенических навыков необходимо учитывать, что гигиеническая процедура — это целая серия взаимосвязанных действий, каждое из которых требует обучения.
Задачу по сохранению и укреплению здоровья детей нельзя решить, не привлекая усилия семьи, которая играет решающую роль в формировании личности ребенка. В вопросах санитарного просвещения и гигиенического воспитания большую роль играют средства массовой пропаганды: радио, телевидение, статьи в газетах и журналах, научно-популярные издания, санитарно-просветительные брошюры и памятки.

 

 

ЕКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
1. Строение и функции головного мозга.
Головной мозг - высший отдел нервной системы человека. Он находится в черепной коробке и через большое затылочное отверстие соединен со спинным мозгом.
В головном мозге, как и в спинном, есть белое и серое вещество. Белое вещество (отростки нейронов) образует проводящие пути, которые связывают отделы головного мозга между собой и со спинным мозгом. Серое вещество (тела нейронов) образует кору большого мозга и мозжечка и в виде отдельных скоплений нейронов, так называемых ядер, содержится внутри белого вещества.
В головном мозге различают такие отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний, промежуточный и конечный, который еще называют большим. Уч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: