Определение понятия школьная дезадаптация




Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский ин-новационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

 

Кафедра педагогической

психологии и педагогики

 

 

Дезадаптация ребенка к обучению в школе

Курсовая работа

Специальность «Дошкольное образование»

 

 

Выполнила: студентка гр. К971

очного отделения

Кудинова Лилия Андреевна

Научный руководитель:

Нургатина Алсу Рамилевна

 

Казань 2019

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

Глава 1. Определение понятия школьная дезадаптация......................................5

1.1. Формы дезадаптации......................................................................................8

1.2. Признаки, характеризующие дезадаптацию детей и подростков…………..............................................................................................11

Глава 2. Причины школьной дезадаптации учащихся.......................................13

Список литературы……………………………………………………………....19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире и обществе становится распространенным феномен школьной дезадаптации. Некоторые психологи причисляют школьную дезадаптацию к одной из форм дивиантного поведения. Школьная дезадаптация проявляется в том, что учащиеся не могут приспособиться к сложным условиям обучения в школе, они по многим причинам не могут приспособиться к учебному процессу, при этом наблюдается снижение успеваемости, прогулы, отказ от обучения. У детей отмечаются такие проявления как негативное отношение к окружающим, трудности общения со сверстниками или взрослыми, частые конфликты, школьная непосещаемость, страхи, повышенная возбудимость. А у родителей - повышенная напряженность по этому поводу, тревожность, эмоциональный дискомфорт, осознание семейного неблагополучия, неправильное взаимодействие с ребенком.

Проблема школьной дезадаптации в настоящее время решается педагогами, психологами, дефектологами, социологами, психиатрами и психотерапевтами. От школьной дезадаптации страдают не только педагоги, психологи, работающие в школе, но главным образом дети и их родители.

Школьная дезадаптация влияет на личность ребенка с данными проявлениями. Дети, подверженные этим проявлениям могут иметь психические нарушения, но не реже можно встретить детей с нормальным интеллектом.

Существенным моментом школьной дезадаптации является, то что дети имеют трудности в общении с окружающими: с родителями, учителями и сверстниками.

Психологи выделяют следующие предпосылки школьной дезадаптации:

- низкий социальный статус ребенка;

- проблемы взаимоотношений в семье;

- низкая готовность прийти на помощь другу;

- плохие отношения со сверстниками;

- низкие познавательные способности;

- неадекватная самооценка.

Цель реферата: определение понятия школьная дезадаптация, определение основных форм и признаков, причины школьной дезадаптации, профилактика и коррекция школьной дезадаптации учащихся с легкими патологиями ЦНС, определение методик изучения школьной дезадаптации.

 

Определение понятия школьная дезадаптация

С момента как только ученик пошел в школу в первый класс, жизнь ребенка кардинально меняется, ему приходится адаптироваться к новым социально значимым условиям школьной жизни и школьного распорядка. Для многих детей в их жизни наступает стрессовая полоса обучения в школе. Особенно трудно бывает адаптироваться школьникам, не имеющим подготовки первичным знаниям в области чтения и письма, детям не посещающим старшие группы дошкольного образовательного учреждения.

Школа предъявляет новый, более сложный круг требований к психической деятельности детей: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.

Школьное обучение требует от детей умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным способностям и возможностям.

У детей, которых возникают трудности в обучении, выявленные школьным психологом и учителем начальных классов в первые месяцы обучения, есть больший риск возникновения школьной дезадаптации. Эти дети входят в «группу риска», которые могут быть подвержены данному процессу.

Существует несколько сторон, рассматривающих и оценивающих явление школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в

продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.

Школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая проблема (Вроно М. В., 1984; Ковалев В. В., 1984).

Школьная дезадаптация - это многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям (Северный А. А., 1995). Эта позиция является выражением социально-дезадаптивного подхода, потому что ведущие причины видятся, с одной стороны, в особенностях ребенка (его невозможности в силу личностных причин реализовать свои способности и потребности), а с другой стороны, в особенностях микросоциального окружения и неадекватных условий школьного обучения. В отличии от медико-биологической концепции школьной дезадаптации, дезадаптивная концепция выгодно отличается тем, что преимущественное внимание в анализе уделяет социальному и личностному аспектам отклонений в обучении. Она рассматривает трудности школьного обучения как нарушения адекватного взаимодействия школы с любым ребенком, а не только "носителем" патологических признаков. В этой новой ситуации несоответствие ребенка условиям микросоциальной среды, требованиям учителя и школы перестало быть указанием на его дефективность.

Школьная дезадаптация - это не столько проблема типизации патологических, негативных социальных или педагогических факторов, сколько проблема человеческих отношений в особой социальной (школьной) сфере, проблема личностно значимого конфликта, формирующегося в лоне русле отношений и путей его вероятного разрешения.

В формировании и развития школьной дезадаптации огромную роль играют внутренние психологические факторы, нарушение работы ЦНС, соматические расстройства, генетические факторы, медицинские, течение беременности и родов матери, родовые травмы головного мозга, и внешние факторы, такие как социальная и бытовая среда, неблагополучная обстановка в семье, которые могут негативно отразиться на школьной жизни обучающегося.

Изначальную причину дезадаптации необходимо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. Это необходимо делать не только когда ребенок приходит в школу, но и в дошкольном возрасте.

Очень сложно разделить генетические и социальные факторы риска, но изначально в основе возникновения дезадаптации в любых ее проявлениях лежит биологическая предопределенность, которая проявляется в особенностях онтогенетического развития ребенка. Но это практически не учитывается ни в программах дошкольного образования, ни в программах школьного обучения.

Поэтому медики, физиологи и валеологи открыто заявляют о том, что здоровье детей ухудшается именно во время учебного процесса (есть данные о том, что здоровье ребенка за время учебы ухудшается чуть ли не в 1,5-2 раза по сравнению с моментом поступления в школу).

Формы дезадаптации.

Е.В. Новикова предлагает следующую классификацию форм (причин) школьной дезадаптации, характерной для младшего школьного возраста.

1. Дезадаптация вследствие недостаточного овладения необходимыми компонентами предметной стороны учебной деятельности. Причины этого могут заключаться в недостаточном интеллектуальном и психомоторном развитии ребёнка, в невнимании со стороны родителей или учителя к тому, как ребёнок овладевает учёбой, в отсутствии необходимой помощи. Эта форма школьной дезадаптации переживается младшеклассниками остро лишь тогда, когда взрослые подчёркивают «бестолковость», «неумелость» детей.

2. Дезадаптация вследствие недостаточной произвольности поведения. Низкий уровень самоуправления затрудняет овладение как предметной, так и социальной сторонами учебной деятельности. На уроках такие дети ведут себя несдержанно, не соблюдают правила поведения. Эта форма дезадаптации чаще всего является следствием неправильного воспитания в семье: или полного отсутствия внешних форм контроля и ограничений, которые подлежат интериоризации (стили воспитания «гиперопека», «кумир семьи»), или вынесения средств контроля вовне («доминирующая гиперпротекция»).

3. Дезадаптация как следствие невозможности приспособиться к темпу школьной жизни. Этот тип нарушения чаще встречается у соматически ослабленных детей, у детей со слабым и инертным типами нервной системы, нарушениями органов чувств. Сама дезадаптация возникает в том случае, если родители или учителя игнорируют индивидуальные особенности таких детей, не выдерживающих высоких нагрузок.

4. Дезадаптация как результат дезинтеграции норм семейной общности и школьного окружения. Этот вариант дезадаптации возникает у детей, не имеющих опыта идентификации с членами своей семьи. В этом случае они не могут образовать настоящие глубокие связи с членами новых общностей. Во

имя сохранения неизменного Я они с трудом вступают в контакты, не доверяют учителю. В других случаях результатом невозможности разрешить противоречия между семейным и школьным мы является панический страх расставания с родителями, желание избежать школы, нетерпеливое ожидание конца занятий (т.е. то, что обычно называют школьным неврозом). Такие исследователи как В.Е. Каган, Ю.А. Александровский, Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский, И.А. Невский рассматривают школьную дезадаптацию как следствие дидактогении и дидаскогении. При дидактогении психотравмирующим фактором является сам процесс обучения. Дидактогении, т.е. психогенные расстройства, вызываются неправильным поведением педагога.

Н. В. Вострокнутов выделил 3 основных структурных компонента школьной дезадаптации:

1) когнитивный - неуспех в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, хроническая неуспеваемость, недостаточность и обрывочность общеобразовательных сведений;

2) эмоционально-личностный - постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, и перспективам, связанным с учебой;

3) поведенческий - систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде.

Особое место среди факторов дезадаптации выделяют возрастные особенности подростков. По этому вопросу опубликовано множество работ. Некоторые авторы выделяют следующие возрастные границы подросткового возраста от 10-11 до 14-16 лет. В связи с этим целесообразно выделять младших и старших подростков, каждый из них характеризуется специфическими чертами поведения и отношения к учебной деятельности, взаимоотношений с окружающими. У младших и старших школьников отличаются жизненные

ориентиры, и как следствие факторы дезадаптации. Одной из общих черт подросткового возраста является попытка самоутверждения и непризнание авторитетов и как следствие нигилизм и негативизм по отношению к родителям и педагогам. Представители западной психологии делают вывод о неизбежности подростковой дезадаптации, объясняя ее необходимостью разрешения внутренних противоречий. В советской и российской педагогике считают, что подростковая дезадаптация не является неизбежной, ее проявления и факторы можно нейтрализовать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: