Социальная работа с неблагополучной семьей




Семья - это малая социальная группа, состоящая из мужчины и женщины, которые находятся в браке, детей (собственных и приемных) и других лиц, объединенных родственными связями с супругами, кровных родственников и осуществляет свою жизнедеятельность на основе общего экономического, бытового, морально-психологического уклада, взаимной ответственности, воспитание детей.

Современная семья сохранила и выполняет следующие функции: репродуктивную, воспитательную, экономическую, рекреативную, хозяйственно-бытовую, коммуникативную, регулятивную [142, с. 187].

Семейное благополучие определяется высоким уровнем внутрисемейной нравственности, духовности, удовлетворенности эмоционально психологических потребностей всех ее членов. Оно зависит не столько от материально-экономической обеспеченности семьи, ее доходов, сколько от гуманизма взаимоотношений, умение любить и уважать друг друга.

Признаками благополучной семьи являются:

- Координация действий в решении всех вопросов внутрисемейного жизни;

- Взаимопонимание и взаимоуважение;

- Общность интересов во многих сферах духовной жизни;

- Согласование выполнения обязанностей по стремлениями и интересами членов семьи;

- Рациональное определение способов решения всех семейных проблем;

- Понимание задач семейного воспитания.

В нормальной семейной атмосфере ребенок растет доброжелательной, гуманной, устойчивой и оптимистичной. В нее формируются такие ценные социальные качества, как доброта, взаимопомощь, чувство уверенности, счастья.

Неблагополучные семьи - это семьи, которые в силу тех или иных обстоятельств полностью или частично потеряли свои воспитательные возможности, качественные отношения вследствие чего складываются неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

К неблагополучных семей относятся:

- Семьи, где родители злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, вступают в конфликт с морально-правовыми требованиями общества;

- Семьи с низким морально-культурным уровнем родителей;

- Семьи с устойчивыми конфликтами в отношениях между родителями, родителями и детьми;

- Неполные семьи;

- Семьи, внешне благополучные, которые допускают серьезные ошибки, просчеты в системе семейного воспитания вследствие неумения строить отношения между членами семьи, низкой педагогической культуры и необразованности.

Проблемы в воспитании детей создаются вследствие допущения ошибок в системе воспитания. Ошибки имеют устойчивый характер и заключаются:

- В отсутствии требований к ребенку;

- Бесконтрольности со стороны родителей за поведением и успеваемостью ребенка;

- Чрезмерной родительской любви (запещени дети);

- Чрезмерной строгости воспитания;

- Отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- Потребительское отношение к жизни, негативное отношение к труду;

- Неответственность нравственно-эстетических принципов семьи общепринятым общественным нормам;

- Неумение рационально решать семейный конфликт;

- Отсутствие жизненных позиций.

Социальный педагог должен сосредотачиваться на работе с такими категориями детей:

- Дети, из семьи, которая состоит из разных поколений;

- Один ребенок в семье;

- Ребенок с молодой семьи, семьи студентов;

- Ребенок из неполной семьи;

- Внебрачный ребенок;

- Ребенок из семьи в повторном браке;

- Ребенок из семьи "маленькой мамы";

- Ребенок из семьи беженцев, военных, эмигрантов, верующих;

- Ребенок-сирота, ребенок-инвалид;

- Ребенок из семьи наркоманов, алкоголиков, матери-проститутки;

- Ребенок из многодетной семьи;

- Усыновленный ребенок;

- Больной ребенок.

Каждая неблагополучная семья имеет свою специфику, свой характер семейного неблагополучия, а затем социально-педагогическая работа с семьей носит индивидуальный характер.

Социальная работа с семьей направляется на реализацию семейной политики государства, разработку механизмов обеспечения жизнедеятельности и защиты семьи.

В методике социальной работы будем понимать систему взаимосвязанных действия социальных органов государства, общества и семьи, направленных на улучшение материально-бытовых условий жизнедеятельности семьи, расширение ее возможностей в осуществлении прав, свобод, определенных международными и государственными документами, обеспечение полноценного физического, нравственного и духовного развития всех ее членов, привлечения к трудовой, общественно-творческого прогресса [149].

Целью социальной работы является стабилизации семьи, снижение уровня разводов, повышение престижа семьи, повышение воспитательного потенциала семьи.

Содержание и формы социальной работы с семьей обусловлены видом семьи, проблемами, которые существуют в семье, тип общения в семье. Указанные факторы требуют подбора соответствующих методов, приемов и форм социально-педагогического вмешательства.

Социальный работник, осуществляющий социальную работу с проблемной семьей, выступает в трех основных ролях: советника, консультанта, защитника.

Советник - информирует семью о значимости нормальных отношений в семье, рассказывает о развитии детей, дает педагогические советы по обучению и воспитанию детей.

Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства, информирует о существующих методах воспитания, ориентирует на конкретную семью, объясняет родителям способы создания нормального микроклимата.

Защитник - защищает права ребенка в случае полной деградации родителей, семейной, социальной депривации.

Разработка социально-педагогической деятельности определяется типом семьи и ее проблемами.

В практике социальной деятельности определены различные модели помощи семье.

1. Диагностическая модель, целью которой является выявление нарушений и отклонений в жизнедеятельности семьи, установления причин и выставления на основе полученной информации, диагноза. Диагноз служит основой для принятия соответствующей модели помощи семье.

2. Педагогическая модель, суть которой заключается в предоставлении возможности родителям овладеть педагогическими знаниями воспитания и обучения детей.

3. Психологическая модель используется для устранения проблем в общении между членами семьи.

4. Социальная модель используется в случае возникновения проблем, связанных с торгово-экономическими проблемами.

5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей может лежат болезнь.

Направления социально-педагогической деятельности с семьей является социальная помощь, профилактика и реабилитация. В работе с неблагополучными семьями доминируют социальное сопровождение отдельных категорий семей, защиту и социальное инспектирование.

Социальная работа начинается с диагностики семь 'и, под которой понимают выявление конкретной информации о семье. В деятельности социального работника распространена практика паспортизации семьи, позволяет систематизировать информацию в единый стандарт - паспорт семьи.

Созданию паспорта семьи предшествует мониторинг - это периодическое получение, обобщение, анализ и накопление информации о процессах, которые проходят в семье и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

При оценке изменений в семье социальный работник должен руководствоваться принципами мониторинга:

- Достоверности, полноты и системности информации;

- Оперативности получения данных;

- Дифференцирование оценок и выводов.

Источником информации выступают: члены семьи; непосредственное и опосредованное наблюдение; СМИ; продукты деятельности семьи; информация, которую получили в ходе специальной диагностики (опрос, анкетирование, экспертных оценок и т.д.).

Социальный работник должен изучать отношения внутри семьи, отношение друг к другу членов семьи: муж - жена; мать отец; братья-сестры; родители-дети.

Для получения более детальной выводы социальный работник может создать "карту семьи", в которой указать следующие пункты:

- Список членов семьи, с указанием даты рождения (смерти)

- Краткая характеристика членов семьи;

- Наиболее важные для каждого члена события;

- Внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат;

- Анализ жилищных условий, соседей, экономической, коммуникативной ситуации;

- Данные о социальном статусе, национальность, религиозную принадлежность, образование;

- Анализ проблем и потребностей;

- Оценку и заключение помощи.

Основное назначение мониторинга и диагностики заключается в установлении заключения о состоянии конкретной неблагополучной семьи. На основе полученной информации социальный работник разрабатывает стратегию и тактику интервенции.

Социальная помощь включает три направления: образовательный, психологический, посреднический.

Образовательная социальная помощь.

1. Помощь в обучении направлена на предупреждение возникновения семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Обучение осуществляется в овладении родителями теоретических знаний и формирование у них умений, которые помогут упорядочить быт семьи и ее социальный статус.

Теоретические знания родители могут получать на лекториях, основными задачами которых являются:

- Педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

- Обучение родителей формировать у детей адекватное поведение в отношениях со сверстниками;

- Выработка родительского авторитета в воспитании детей;

- Формирование положительных отношений между родителями и детьми разных поколений;

- Обучение воспитанию детей с учетом пола и возраста;

- Поощрение и наказание в семье;

- Особенности воспитания детей с физическими и психическими отклонениями;

- Обучение родителей подготовки детей к школе и др.

В процессе практических занятий формируются социальные умения: умение вести домашний бюджет, навыки домохозяйства, санитарии и гигиены, культуры взаимоотношений между членами семьи и т.д.

2. Помощь в воспитании проводится через консультирование, создание специальных воспитательных ситуаций. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, является формирование родительского долга (семейная деонтология), семейного интереса, внутрисемейной любви. Поэтому важным моментом социальной деятельности является адекватной отбор методов семейного воспитания.

Методы семейного воспитания разделяются на две группы:

1) методы ежедневного общения: метод уважения личности ребенка и метод убеждения и уговоры. Данный метод реализуется через методические приемы: обсуждение различных ситуаций и проблем жизни в разговоре, понимание, сочувствие, побуждения, предостережения, критика;

2) методы педагогического и психологического воздействия на личность с целью коррекции сознания, поведения и деятельности: методы формирования сознания (убеждение, внушение, пример) методы организации деятельности (упражнения, тренировки, доверенность); метод стимулирования деятельности (поощрение, одобрение, соревнования) методы самовоспитания (самоанализ, самоконтроль, самоприказ, самовнушение). Методическими приемами данной группы метода являются: объяснение, создание ситуации удовольствие, актуализации цели, убеждения, поощрения, внушения и т.д.

Социально-психологическая помощь.

1. Поддержка, направляется на создание благоприятного микроклимата в семье в период временной кризиса. Психологическая поддержка семьи предоставляется социальным работником в случае, когда у него есть психологическое образование, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, социальный работник выступает посредником между клиентом и психологом. При этом, социальный работник определяет проблему, анализирует межличностные отношения в семье, статус ребенка в семье, отношения семьи с обществом, а психолог путем тестирования и других методик выявляет психические изменения каждого члена семьи, а психиатр или психотерапевт - оказывает терапевтическую помощь.

2. Коррекция межличностных отношений проходит в случае психологического насилия в неблагополучий семьи, приводят к сдвигам нервно-психического и физического состояния. Целью социально-психологической коррекции является выявление межличностных конфликтов в семье и семьи с обществом, помощь распознать их отношения между членам семьи и помочь смоделировать новый тип отношений.

Посредническая помощь.

1. Организация семейного досуга: создание клубов по интересам, организация семейных праздников, конкурсов, летнего отдыха и тому подобное; благотворительных аукционов, выставок-продаж поношенных вещей.

2. Координация сотрудничества с различными социальными институтами, которые помогут справиться с проблемой конкретной семьи. К примеру,

- Передача ребенка в приемную семью;

- Усыновление ребенка;

- Помещение ребенка в интернат, приют, детский дом;

- Направление на лечение от алкоголизма и тому подобное.

3. Информирование членов семьи по вопросам социальной защиты, которое осуществляется через социальное консультирование по жилищным, семейно брачных, трудовых, пенсионных вопросов; по проблемам нарушения прав детей, женщин, инвалидов.

Особое место в работе социального работника занимает профилактическая работа с семьями.

Профилактическая работа с семьей заключается в реализации системы социально-психологических, медико-социальных и правовых мер, направленных на устранение условий и причин возникновения проблем, а также системы мер по профилактике семейного неблагополучия. На данном уровне социальный работник организует свою работу на основе достоверной информации.

Самым распространенным методом является разработка социально-педагогических программ (проектов) просветительской работы, работы с родителями (семинари- практикумы, лекции, беседы, выступления на родительских собраниях), создание групп поддержки и организация взаимопомощи.

Задачей просветительской программы являются:

- Усвоение родителями педагогических знаний, способствующих повышению эффективности воспитания детей;

- Формирование умения осмысливать семейные ситуации, использовать эффективные методы решения проблем на основе педагогических закономерностей, принципов воспитания;

- Расширение опыта семейного воспитания.

Социальный работник должен пропагандировать ненасильственное воспитание, знакомить родителей с методами, которые развивают у детей послушание, ответственность, не используя при этом "карательной педагогики", подбирать речевые выражения, которые будут способствовать преодолению недоразумения в семье и школе.

Эффективность профилактической деятельности социального работника зависит от правильно выбранного способа общения с семьей, создание дружеской атмосферы при общении. Этому способствуют тематические вечера, вечера отдыха, празднования знаменательных событий, юбилеев и т.д. [121].

Другими направлениями являются реабилитация, семейное консультирование, социальное сопровождение.

Реабилитация - это система мероприятий, направленных на полноценное восстановление функционирования утраченных семейных функций. Реабилитационную работу с семьей можно разделить на три уровня: индивидуальный, групповой и с обществом.

На индивидуальном уровне реабилитационная работа предусматривает: консультирование как попытка одного человека улучшить ситуацию другой с помощью методических приемов консультирования: беседы, наблюдения, убеждения, упражнений, компромисса, активного слушания, перефразирование, конфронтации, примеру.

Методы групповой реабилитации: собрания, лекции, беседы, диспуты, дискуссии и др. Основным методом выступает тренинг.

Социальная работа в общине. Цель проведения - восстановление жизненного пространства семьи. Методы работы: лекции, беседы, организации массовых акций, благотворительных мероприятий, митингов.

Основными формами реабилитационной работы является: центры реабилитации, центры психолого-педагогической помощи, центры досуга, семейные клубы, медико-социальные центры, приюты, курсы, учебно-консультационные пункты, клубы, лектории, кабинеты доверия, службы знакомств, шоу-программы, театры миниатюр, экспериментальные площадки, школы родителей, школы матери, кабинеты экстренной психологической помощи, психоэмоциональные тренинги и тому подобное.

Семейное консультирование - оказание социальной помощи при решении социальных проблем, конфликтов между взрослыми и детьми. Предметом консультирования является:

- Сфера жизнеобеспечения (трудоустройство, оформление льгот, субсидий, материальной помощи и т.д.);

- Организация быта (ремонт квартиры, дезинфекция, организация досуга и угла ребенка и др.);

- Семейное здоровье (организация медицинской диагностики, лечения хронических заболеваний, наркологической помощи, формирование здорового образа жизни и др.);

- Воспитание детей (решение проблем дезадаптации, коррекция отклонений и др.);

- Духовное и нравственное здоровье (развитие ценностей, ценностных ориентаций, избавления от алкогольной зависимости и др.);

- Внутренние и внешние коммуникации (восстановление утраченных связей, расширение контактов, гармонизация отношений).

Социальное сопровождение - это вид социальной деятельности направлен на осуществление опеки, помощи и патронажа неблагополучной семьи. Он направлен на постоянное ведение семьи, нуждающейся в систематической поддержки условий, достаточных для обеспечения жизнедеятельности. В практике социальной работы, кроме неблагополучных семей, сопровождение осуществляется в приемной семье, семьи, в которой воспитываются дети с ограниченными функциональными возможностями.

Продолжительность социально-педагогического сопровождения отдельной семьи определяется остротой проблемы, которая существует в семье, уровнем развития самостоятельного преодоления трудностей.

Патронаж - форма государственной защиты прав семьи, личности на дому. Он предусматривает проведение в домашних условиях профилактических, оздоровительных, просветительских мероприятий, оказание социально-педагогических услуг. Срок патронажа ограничен - 4-9 месяцев. Одновременно социальный работник может работать с двумя семьями. Члены семьи должны иметь связь с ним в течение 24 часов. Он должен быть в курсе всех событий, которые происходят в семье. В ходе патронажа реализуются различные виды помощи - материальная, психологическая, образовательная.

Социальное инспектирование - это составляющая социального сопровождения, целью которой является надзор и контроль социального работника за реализацией в семье прав ее членов, выявление случаев их нарушений и условий, этому способствуют [123].

Социальное инспектирование неблагополучных семей может осуществляться совместно с участковым инспектором милиции, представителями попечительского совета.

Функции социального инспектирования:

- Диагностическая - выявление нарушений прав человека, девиантного поведения детей, злоупотребление наркотических субкультур членами семьи, побеги из дома, непосещение школы и др.;

- Профилактическая - предотвращение рецидивов названных проблем;

- Информационная - информирование представителей власти о наличии нарушений в семье;

- Надзорно-контрольная - учет и проверка жилищно-бытовых условий в семье, проверка выполнения рекомендаций;

- Охранно-защитная - ходатайство о лишении родительских прав, изъятие ребенка из семьи, направление жертв семейного насилия в кризисные центры, приюты для женщин и несовершеннолетних;

- Коммуникативная - установление взаимодействия социального педагога с членами семьи с целью побуждения их к преодолению причин неблагополучия в семье;

- Координационный - привлечение медиков, психологов, юристов и других специалистов к решению проблем в семье.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: