Преп. Варсонофий Оптинский




 

 

***

 

Душа человеческая стремится к красоте! Только ищем мы ее не там: бродим в ее поисках от конкурсов красавиц до фотовыставок и вернисажей с работами современных художников. Последние – натуры утонченные – красоты жаждут особенно.

К несчастью, представления о ней большей частью сводятся к изображению обнаженных тел. Страсти автора, выплеснувшись на холст, ничего, кроме похотливых желаний, у зрителя не вызывают.

А ведь еще, кажется, совсем недавно мы ориентировались на другое! Иную духовность несло творчество русских художников. Александр Николаевич Бенуа говорил, что русское искусство – это понимание русской душой тайны мироздания и красоты Божьего творения. А Виктор Михайлович Васнецов признавался: “ Мое искусство есть свеча, зажженная пред Ликом Божиим”.

Истинные мастера стремились к постижению гармонии

и красоты. Не потому ли хочется долго стоять у “Троицы” Андрея Рублева, у картины Левитана “Над вечным покоем”?

Не потому ли трогают картины Рафаэля, Леонардо да Винчи?

Понаблюдайте за собой. Вы не замечали, что после посещения выставки какого-нибудь художника-авангардиста у вас появляется ощущение усталости, разбитости, дискомфорта?

Современные ученые обнаружили удивительную вещь: оказывается, художественная картина – не просто полотно с краской, а сложнейший энергетический объект, который взаимодействует с нашей энергетикой. Так вот, замечено, что именно авангардная живопись и скульптура “забирают” энергию у человека, деформируя его полевые структуры и это взаимодействие негативно сказывается на нашем состоянии психики, поведении.

Совершенно обратное воздействие оказывают иконы. Ведь писались они раньше очень духовными людьми. Долгим постом, молитвами, отречениями от земных привязанностей они готовили себя к творчеству. И только в состоянии особого духовного озарения писались иконы. Красками, разбавленными святой водой.

И что интересно: чем древнее икона, тем активнее ее полевая структура, тем более гармонизирует она дух, здоровье человека, даже пространство вокруг себя. Такие иконы, неся истинную Красоту, не только приобщают человека к Божественному, но и лечат, защищают его.

 

Не плоть, а дух растлился в наши дни

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

 

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры – но о ней не просит…

 

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

“Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!.. ”

 

Федор Иванович Тютчев, 1851 г.

 

 

***

 

Философ Иван Ильин, автор книги “Путь к очевидности”, писал: “ Человечество попыталось за последние два века создать культуру без веры, без сердца, без созерцания и без совести: и ныне культура являет свое бессилие и переживает свое крушение”.

Было время, когда интеллигенция вовсю увлекалась Босхом и Пикассо, Кандинским и Филоновым, презирая, можно сказать, Васнецова, Шишкина, Репина… Хотелось чего-нибудь эдакого, чего-то, что С.Н. Булгаков еще в начале века окрестил “трупом красоты”.

Очень образно выразился на эту тему один известный искусствовед: в черный квадрат Малевича провалилось все наше искусство.

Да, духовная леность усыпила наши души, парализовала сознание.

Подиумы, шоу с демонстрациями телесных форм, современное искусство несут ложные понятия о красоте е ведут ни к чему иному, как к деградаци.

Если так дальше пойдет, то скоро и клонирование человека мы примем на “ура!” Представляете? Сексуальные женщины, подогнанные под общепризнанный стандарт 90-60-90, красавцы-мужчины, играющие мускулами… Кому нужны ум, интеллект, образованность, душа, наконец?

А ведь все оживляет именно душа…

 

 

И. Ильин. “Некрасивая женщина”

 

… Что может быть отвратительнее, чем уродливая, злая, глупая душа, заключенная в прекрасном теле?..

Совсем не нужно быть красивой для того, чтобы заслужить любовь и иметь право наслаждаться счастьем. Да, мужчины легко влюбляюся в красивых женщин. Однако влюбленность еще далеко не любовь и не счастье; она – скорее опьянение и судорога, часто болезнь, порой катастрофа. И счастье дает лишь тогда, когда с самого начала несет в себе священное зернышко духовной любви и тем самым обладает способностью углубиться и созреть до любви.

Что есть красота, где начинается она? Я смею утверждать, что каждая женщина может быть красивою и может стать красивою. Это предрассудок, что красота всегда предстает раскрытой, положительной и совершенной. Напротив, – она приходит и исчезает, созревает и искажается; и самая раскрасавица мгновениями бывает уродливой. Предрассудок также и то, что определение красоты можно свести к правильности черт, форм и красок: напротив, все оживляет именно душа; все решает именно живое выражение; именно внутренняя красота делает внешнюю гармоничность истинной красотой! И эта внутренняя красота имеет тайную власть, которая превращает неправильные черты в пленительные, да, пленительно красивые, изменяет и освещает их.

Каждый человек получает свое лицо и свое тело не как нечто окончательное, раз и навсегда завершенное, а скорее как исходную точку, предварительно данный материал, пластическая обработка и формирование которого предоставляется, доверяется, поручается его душе. Он должен жить в своем теле и творить его; а то, что он переживает в душе, непосредственно и неизбежно запечатлевается в его теле и в чертах его лица.

Внутреннее уродство искажает самое красивое лицо; внутрення красота освещает и облагораживает самые неудачные черты так, что они становятся незаметными. Внутренняя гармония, доброта, богатство, сила характера, любящее сердце и веселый нрав – если все это лучится из очей, одушевляет лицо, управляет движениями, кто видит тогда математически неправильные черты, несовершенные краски, недостаток внешней красоты? Тогда дух властвует над телом; тогда прекрасная душа говорит из внешне некрасивого тела – и тело выражает это – делая его, некрасивое, красивым.

Каждая некрасивая женщина может и должна стать красивою!

Но – изнутри, только изнутри, не путем этих поверхностных внешних “поправок”, которыми так безнадежно стараются наверстать упущенное внутри… и именно так, что все упущенное и все “поправленное” без труда читается на лице.

Каждая женщина может и должна стать красивой При этом она должна уйти в себя, в. глубину, где она слышит пение ангелов. Она должна вслушаться в это пение, забыться в нем, очиститься в нем и жить в нем. Тогда это пение зазвучит из ее души, и она сама будет цвести и светить другим людям…

вопросы к ученикам:

1)задумывались ли вы о красоте? Какая она?

2) cуществует ли у вас эталон красоты?

3) красота и безнравственность – совместимы ли они?

 

***

 

Н. Рубцов. “Ну, погоди…”

 

Ну, погоди, остановись, родная,

Гляди, платок из сумочки упал!

Все говорят в восторге: “Ах, какая!”

И смотрят вслед…

А я на все начхал!

Начхал в прямом и переносном смысле.

И знаю я: ты с виду хороша,

Но губы у тебя давно прокисли,

Да и сама не стоишь ни гроша.

Конечно, кроме платья и нательных

Рубашек там и прочей ерунды,

Конечно, кроме туфелек модельных,

Которые от грязи и воды

Ты бережешь…

А знаешь ли, что раньше

Я так дружил с надеждою одной,

Что преданной и ласковой, без фальши,

Ты будешь мне

Когда-нибудь женой…

Прошла твоя пора любви и мая,

Хотя желаний не иссяк запал…

…Ну. погоди, остановись, родная,

Гляди, платок из сумочки упал!

 

***

Любовью ль сердце разгорится, --

О, не гаси ее огня!

Не им ли жизнь твоя живится,

Как светом солнца яркость дня?

Люби безмерно, безответно,

Всей полнотой душевных сил,

Хотя б любовию ответной

Тебе никто не отплатил.

Пусть говорят: как все в творенье,

С тобой умрет твоя любовь, --

Не верь во лживое ученье:

Истлеет плоть, остынет кровь,

Угаснут в срок определенный

Наш мир, а с ним и тьмы миров,

Но пламень тот, Творцом возженный,

Пребудет в вечности веков.

 

Константин Романов

 

***

А. Пушкин. Красавица перед зеркалом.

 

Взгляни на милую, когда свое чело

Она пред зеркалом цветами окружает,

Играет локоном, и верное стекло

Улыбку, хитрый взор и гордость отражает.

*

А. Пушкин. Красавица

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей.

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В ее сеянье исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце не питал

Ты сокровенное мечтанье, --

Но, встретясь с ней, смущенный, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

 

*



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: