Тема: Структура деятельности. Умения и навыки.




 

Задание: Внимательно изучить материал. В записях по первому вопросу темы отразить схему структуры деятельности, по второй части темы ответить полным ответом на вопросы: 1) Что такое умения? 2) На основе чего формируются умения? 3) Что такое навык?

4) Какие бывают навыки? 5) Что такое перенос навыка и интерференция?

Любой вид деятельности связан с движениями. Это и мускульно-мышечные движения руки при письме, а также при выполнении любой трудовой операции, и движения речевого аппарата при произнесении слов.

Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития - зародыше­вой.

Различают движения непроизвольные и произвольные, врожденные и приобретенные. Непроизвольные движе­ния - моргание, сосание, крик - врожденные. Большин­ство движений являются приобретенными, они приоб­ретаются человеком в жизненном опыте.

Действия - более сложная часть деятельности.

Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Действия всегда социальны. Любые действия че­ловека состоят из движений и выполняются, как правило, сознательно, осознанно. Например, учение как деятельность состоит из многих действий: слушания преподавателя, мыс­ленного поиска ответа на поставленный вопрос, решения задачи, конспектирования, записывания лекции, выпол­нения упражнений, устного ответа по подготовленному материалу и т.д. Таким образом, в учении широко пред­ставлены не только предметные действия, но и сложные интеллектуальные: восприятие, запоминание, мышление, речь. Выделяют действия предметные (едим ложкой, пи­шем ручкой или карандашом, гвоздь забиваем молотком), умственные, волевые; действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).

Отдельные движения и даже действия еще не составля­ют целостной деятельности.

Деятельность - это совокупность действий, объединен­ных единой целью. Сущность деятельности как раз и со­стоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается. На­пример, студент читает книгу. Если книга представляет для него личный интерес, мы можем говорить, что в данном случае его деятельность - чтение. Если студент читает кни­гу, потому что это необходимо для сдачи экзамена, то деятельностью его является не чтение, а подготовка к эк­замену, а чтение в этом случае - действие, которое вклю­чено в деятельность.

Следует отметить, что цели бывают близкие и дальние. Для становления личности большое значение имеют даль­ние цели, которые дают определенное направление дея­тельности, показывают перспективу ее развития.

Но какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, ее осуществление и успешность находятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем.

Знания о той области действительности, в которой она осуществляется или будет осуществляться, необходимы че­ловеку. Но знания не существуют ради знания. Они тес­нейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирова­ния умения важно понимать, что требуется, и знать спо­соб действия.

В одних случаях умения могут предшествовать форми­рованию навыков, в других - являются результатом даль­нейшего развития деятельности. Например, нередко уче­ник, имеющий навык чтения, не умеет еще выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретенного навыка чтения. Причем умение может появиться и без большого числа повторений. Уме­ния основаны на знаниях и навыках.

Умение - это успешный способ выполнения деятельно­сти в новых условиях, сознательное применение имею­щихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.

Умение образуется только в деятельности. Для того что­бы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тре­нироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.

Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Навыки необ­ходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать луч­ших результатов с минимальными затратами энергии.

Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился пи­сать, старательно выводил каждый элемент буквы.

Навык - это способ выполнения действий. Автоматизи­рованный характер навыков означает, что не все внимание человека принимает участие в выполнении деятель­ности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный спе­циалист лучше работает и меньше устает, чем начинаю­щий работник.

К. Чуковский вспоминал о И.Е. Репине: «И тут меня в сотый раз поразила одна особенность его мастерства: он смешивал краски, даже не глядя на них. Он знал свою палитру наизусть и действовал кистями вслепую, не видя красок и не думая о них, как мы не думаем о буквах, когда пишем. Создавать портрет для него означало: при­стально вглядываться в сидящего перед ним человека, интенсивно ощущать его духовную сущность, - и было похоже, что руки художника, независимо от его созна­ния, сами делают все, что надо»[1].

Навык - это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной.

Навыки не только облегчают труд, но и открывают воз­можности для творческой работы. Например, ученик пи­шет сочинение, - он думает о содержании, а не следит за техникой написания каждого слова.

Выделяют следующие виды навыков: ходьба, бег, спортивные навыки, письмо и пр.; мыслительные (интел­лектуальные) - чтение, вычисление, доказательство тео­рем, чтение чертежей, заучивание и пр.; сенсорные, свя­занные с восприятием (различения оттенков цветов, слу­ховые различения и пр.); навыки поведения.

Навыки образуются посредством упражнений, обуче­ния, причем в процессе упражнений, обучения они не просто закрепляются, но и совершенствуются. В выработке навыка существенную роль играют индивидуальные раз­личия - у одних навыки формируются значительно ско­рее, чем у других. Поэтому не существует единой универ­сальной кривой обучения.

Следует учитывать, особенно при работе с детьми, что процесс формирования навыков происходит неравномер­но. Утомление, ослабление внимания, временное падение интереса к деятельности, желание или нежелание учиться могут стать причиной задержки развития навыка. Но за периодом спада может последовать новый подъем, кото­рый во многом зависит от внимания и поведения взрос­лых по отношению к детям.

­ Навыки в процессе выполнения деятельности взаимо­действуют между собой. Иногда уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых или снижают их эффек­тивность. Отрицательное влияние старого навыка на образование нового называется интерференцией. Например, навык беглого чтения мешает прове­рять свои ошибки ученику или чужие - учителю.

Очень важное свойство навыков перенос - положительное влияние одного навыка на другой. Например, учитель решает с учениками задачу, а затем говорит: «Эту задачу решите сами». Чем сознательнее будет вырабатываться навык, тем легче он будет обобщаться и переноситься.

От навыков следует отличать привычки. Привычки тоже являются автоматическими действиями. Но если навык - это умение, возможность произвести то или иное дей­ствие без особого контроля сознания, то привычка - это потребность произвести соответствующее действие. На­вык позволяет успешно выполнять какую-либо деятель­ность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а не­возможность делать то, к чему мы привыкли, сопровож­дается неприятными чувствами. Привычки так же много­образны, как и навыки: профессиональные привычки, моральные, гигиенические, эстетические, учебные, куль­турного поведения и другие привычки бывают как полез­ные, так и вредные.



 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: