В данном разделе рассматривается последовательность выполнения технологических операций и заполнения форм аналитических отчетов в соответствии с OLAP-технологией.
Технология составления пользователем аналитических отчетов в режиме реального времени, содержащих данные за различные временные периоды, навязывается OLAP-технологией. Назначение аналитических отчетов – анализ финансовой деятельности предприятия (организации).
Применение OLAP-технологии требует предварительной настройки измерений и аналитических отчетов в аналитическом модуле системы, а также создания хранилища данных, что было рассмотрено в предыдущих разделах.
Применяя OLAP-технологии, пользователь может самостоятельно определить состав строк и столбцов аналитической таблицы, меняя содержание измерений. Порядок работы одинаков для всех аналитических отчетов и осуществляется в следующей последовательности:
1. Вызов на экран формы аналитического отчета;
2. Выбор нужного отчета из списка и его обновление;
3. Настройка заголовочной части аналитического отчета;
4. Настройка временного периода за который необходимо получить аналитический отчет;
5. Отражение данных в аналитическом отчете;
6. Графическое представление аналитических данных с использованием табличного процессора MS Excel.
В данном разделе студенту сначала предлагается ознакомиться с образцом построения аналитического отчета, а затем выполнить ряд заданий по составлению аналитических отчетов с использованием OLAP-технологии. Все задания по составлению аналитических отчетов основаны на заказах, зарегистрированных в хранилище данных. Это заказы на покупку и продажу товаров проведенные в январе 2011г. (см. раздел В).
Задание 10. Ознакомление с образцом построения аналитического отчета
10.1. Все аналитические отчеты имеют единую методику построения. Для начала работы с аналитическими отчетами необходимо в главном меню выбрать пункты «Финансовый менеджмент»→«Главная книга»→«Анализ и отчетность»→«Анализ по измерениям». Откроется окно «Анализ по измерениям» (рис. 9).
Рис. 9. Анализ по измерениям
10.2. Открывшееся окно разделено на две части: заголовочную и содержательную. Заголовочная часть одинакова для всех аналитических отчетов и содержит три закладки: «Общее», «Фильтры», «Параметры».
На закладке «Общее» находится три параметра:
«Код аналитического отчета» служит для выбора аналитического отчета;
«Показывать в строках» и «Показывать в столбцах» служат для установки необходимых измерений.
Изменение параметров на данной вкладке изменяет параметры на вкладках «Фильтры», «Параметры», поэтому она настраивается первой.
На закладке «Фильтры» находятся параметры:
«Фильтр по дате» служит для установки временного периода анализа, за который составляется аналитический отчет. Может быть задан конкретный день в формате «01.01.11» или интервал вида «01.01.11..31.01.11» (разделитель даты указывать не обязательно, т.е. запись 010111 идентична 01.01.11);
«Фильтр по счету ГК» служит для отражения балансовых счетов, по которым проводится аналитика, и устанавливается автоматически, в зависимости от вида аналитического отчета, установленного на вкладке «Общее» или может быть установлен вручную;
«Фильтр по измерению» служит для анализа данных по конкретному значению измерения.
Значения на закладке «Параметры» устанавливаются системой автоматически, но могут быть изменены в зависимости от целей анализа.
Параметр «Показывать название столбца» отражает коды измерений или их названия, в зависимости от того, установлен «флажок» или нет.
Параметр «Показать с противоположным знаком» меняет знак в поле «Общая сумма». Применяется в зависимости от целей анализа.
Содержательная часть окна содержит аналитическую таблицу, в которой отражены коды и соответствующие названия изменений, а также общая сумма по каждому измерению. Левая часть таблицы соответствует параметру «Показывать в строках», а правая «Показывать в столбцах».
В нижней части окна «Анализ по измерениям» расположены кнопки с цифрами: «1», «7», «31», «3», «12» и служат для определения интервала построения отчета. Каждая цифра соответствует дню, неделе, месяцу, кварталу и году.
10.3. Попробуйте изменить настройки и проанализируйте результат.