История борьбы за социальную справедливость в России до РСДРП.




Общественные условия в России в 19-м веке.

Декабристы (кратко).

Чернышевский, Герцен, Белинский, Добролюбов.

Народники.

Плеханов – первый российский марксист.

Начало революционной деятельности Ленина. Его борьба Ленина против народничества и «легального марксизма» (всё связать с объективными конкретно-историческими общественно-экономическими условиями того времени).

++++++++++++++++++++++++++

Тема называется «История борьбы за социальную справедливость в России до РСДРП.

Надо понимать, что на протяжении всей истории человечеств, по крайней мере, с тех пор, как образовалось классовое общество и государство, как механизм поддержания этого классового общества в стабильном состоянии, состоянии, обеспечивающем привилегиро-ванное положение одного класса, существовали угнетённые классы, а вместе с тем, и борьба за социальную справедливость. Не была исключением в этом отношении и Россия. Всем известны крестьянские выступления Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачёва. Основной характеристикой таких выступлений было отсутствие понимания причин угнетённости народа, более того непонимание различия классовых интересов, а значит и необходимости каких-либо изменений в общественном устройстве. Более того, они просто не мыслили какое-либо общественное устройство, кроме существующего. Поэтому и пытались представить себя в виде представителей власти. Например, Болотников – якобы воевода царя Дмитрия (Лжедмитрия 1), а Пугачёв – якобы император Пётр 3. Конечно, в условиях того уровня развития экономики и общества иного и быть не могло.

Россия в конце XVIII – начале XIX представляла собой аграрную страну. Но и здесь началось зарождение и развитие капиталистических производственных отношений. Это было обусловлено, в первую очередь, имущественным расслоением крестьянства и проникновением товарного производства в сельское хозяйство.

Так, если в 1765 в Европейской России насчитывалось 262 фабрики-мануфактуры с числом работающих 37862, то в 1801 – уже 2423 с числом работающих 95000, а в 1825 году 5261 с числом работающих 202000. Но пролетариата практически не было. На фабриках работали приписные крестьяне (государственные и дворцовые крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним).

В конце XVIII века население России составляло примерно 30 миллионов человек. Самой многочисленной категорией сельского населения были помещичьи крестьяне- 53% крестьян. Наименьшее количество крепостных крестьян было на Севере и в Сибири.

Примерно 40% крепостных были оброчные крестьяне – платили оброк, остальные отрабатывали барщину. Помещик сам назначал барщину. Наиболее распространённой была трёхдневная барщина – 3 дня в неделю. Но иногда дело доходило до 6 дней в неделю. Появилась также категория «месячинных» крестьян, которые не имели своих наделов, получали месячное содержание продуктами и работали всё время на поле помещиков. Оброк тоже имел постоянную тенденцию к увеличению. В конце XVIII века за 40 лет оброк вырос в 4 -5 раз.

Другую категорию крестьян составляли государственные крестьяне. Несмотря на повышенную подушную подать, которую им приходилось платить, положение их было всё же лучше, чем помещичьих крестьян.

Правовое положение крестьян можно было охарактеризовать, как бесправное. Особенно тяжёлое положение было у помещичьих крестьян. Например, согласно указа 1768 года, любая жалоба крестьянина на помещика квалифицировалась как ложный донос и каралась пожизненной ссылкой. За первые пять лет применения этого указа помещики сослали только в Тобольск и Енисейскую провинцию свыше 20 тысяч своих крепостных.

Война 1812 года нанесла дополнительный удар по экономике и по положению народа в целом. Так население России в 1813-1817 годах снизилось с 45 миллионов человек до 41 миллиона. Разорились сотни тысяч крестьянских хозяйств. Произошло обесценение кредитного рубля – в результате выпуска в 1812-1814 годах почти четверти миллиарда рублей бумажных денег, его стоимость опустилась до 20 копеек серебром. Существенно усилилась эксплуатация крестьян – за счёт повышения оброка, барщинных запашек. Крестьянские восстания жёстко подавлялись правительством.

В этих условиях народилось новое явление – молодые представители правящего класса, видя жестокое угнетение народа, пришли к выводу о необходимости изменений в общественном устройстве России. Ими двигало не только желание облегчить положение народа, но и поднять эффективность производства. Дополнительный толчок в этом направлении дала война 1812-1814года. Молодые офицеры наблюдали жизнь в Европе и видели разницу в бесправном положении русского крестьянства и средним уровнем жизни в Европе. Они познакомились с разнообразной политической литературой. В 1816 году было создано первое революционное общество- «Союз спасения».

Все участники этого общества единодушно признали, что основной задачей «Союза спасения» является ликвидация крепостного права и самодержавия. Но ответа, как это осуществить у них не было. Они не видели движущей силы революции. Они пытались сделать что-то для народа, но без народа. Они много спорили. Предлагали различные пути:

-и постепенное движение с привлечением на свою сторону наиболее влиятельных лиц в государственном устройстве,
-и цареубийство.

«Союз спасения» преобразовался в более широкий «Союз благоденствия», а затем в 1821 был распущен и возродился в новом обществе, состоящим из двух обществ – Северного и Южного. На 26 декабря (14 декабря по старому стилю) была назначена «переприсяга» нового императора Николая 1 (переприсяга, потому что ранее присяга была уже принесена другому брату скончавшегося Александра 1 – Константину, но который отказался от престола). Северное общество решило воспользоваться благоприятной обстановкой и поднять войска для государственного переворота. В случае победы революционеры собирались провозгласить через сенат демократические свободы, отменить крепостное право и объявить о созыве Учредительного собрания. Восставшие хотели захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. Т.е. восставшие ставили перед собой задачи буржуазной революции. Но первое открытое восстание против царизма было подавлено. Пятеро руководителей- П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховский были повешены. 120 человек были сосланы на каторгу, либо на поселение в Сибирь. Лишь после смерти Николая 1 оставшиеся в живых декабристы были амнистированы и смогли вернуться домой. К тому времени это были уже больные пожилые люди.

Может показаться, что это выступление не оказало никакого воздействия на общественное развитие России, но это не так. Оно оставило глубокий след в умах, как представителей народа, так и правящего класса. Хотя народ и не понимал целей и задач революционеров, но воспринял идеи служения народу и чтил память людей, поднявшихся за их освобождение. Я до сих пор помню тарелочку, висящую на стене у моей бабушки, где были изображены профили пяти казнённых декабристов.

Идеи декабристов дали толчок развитию в России в 40—70 годах революционно-демократической идеологии, которая была связана с именамиВ. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. И. Добролюбова, Д. И. Писарева, а также с именами М. В. Буташевича-Петрашевского и М. А. Спешнева. Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны. Однако, недостаточный уровень развития производительных сил, слабое развитие капиталистических производственных отношений не позволил им найти единственную дорогу, могущую привести к социализму. Их социализм называли утопическим, так как они считали, что Россия идёт своим, отличным от западного путём и переход к социализму они видели через преобразование крестьянской общины, минуя капитализм, мирным путем. Они создали философское и социологическое учение, которое по теоретическому богатству, по широте и глубине постановки и решения проблем превосходит многое из того, что было сделано в философии другими представителями этого направления. Революционеры-демократы освоили немецкую классическую философию и восприняли ее диалектику и материализм Фейербаха, познакомились с идеями социалистов утопистов и французских материалистов, а также с экономическими теориями А. Смита и Д. Рикардо. А. И. Герцен был знаком со взглядами К. Маркса и Ф. Энгельса. Революционные демократы были едины в понимании путей преобразования России. Этот путь связывался с построением социализма в России на основе общинного, коллективного владения средствами производства. При этом построение социализма В. Г. Белинским мыслилось как путь революционных преобразований и экспроприации помещичьих земель и владений, Герцен был сторонником спокойных революционных преобразований без насилия и гражданской войны.

Революционеры-демократы преувеличивали специфику России, полагая, что она не пойдет по капиталистическому пути развития.

Крестьянская реформа 60-х гг. XIX в. покончила с своеобразием российской деревни, и она стала развиваться по пути налаживания в ней буржуазных отношений.

Самым крупным мыслителем, представляющим демократию в России, был Александр Иванович Герцен (1812-1870), оставивший неизгладимый след в русской философии.

Считается, что "характерной чертой идейного развития Герцена 1833 — 1839 гг. было стремление вслед за некоторыми сен-симонистами, но под определяющим влиянием условий русской жизни, рассматривать социализм как новую религию человечества". Однако, "на рубеже 30-40-х гг. религиозные взгляды А. И. Герцена меняются". В 1842 г. он пришел к материализму. В 1844 — 1845 гг. он создает свой основной философский труд "Письма об изучении природы" Начиная с 50-х годов все свои надежды на счастливое будущее человечества Герцен связывал с Россией. В целом ряде работ — "С того берега", "Старый мир и Россия", "Русский народ и социализм" и во многих других — он развивает свою теорию "русского социализма", строившегося на убеждении, что феодально-крепостническая Россия придет к социализму, минуя капитализм. В основе этого убеждения лежали представления о том, что сохраняющаяся в России сельская община содержит в себе зародыши будущего социалистического общества в виде права каждого на землю, общинного землепользования, артельного труда и мирского управления". Герцену казалось, что таким путем Россия избежит капитализма и порождаемых им коллизий. Путь России к социализму представляется ему как путь отмены крепостного права и развитие общественных начал в хозяйственной жизни в сочетании с установлением республики. Предсказывая торжество социализма в будущем мыслитель писал: "Социализм разовьется во всех фазах своих до крайних последствий, до нелепостей. Тогда снова вырвется из титанической груды революционного меньшинства крик отрицания, и снова начнется смертная борьба, в которой социализм займет место нынешнего консерватизма и будет побежден грядущей, неизвестной нам революцией". По поводу этого пророчества Герцена Плеханов заметил, во-первых, что герценовская аргументация дедуктивна и потому неубедительна; во-вторых, что если в будущем и возникнет "отрицание социализма", то это не будет означать возврата к досоциалистическим формам жизни, а будет продолжением и развитием достижений социализма.

Другим представителем революционной демократии в России был Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848), вошедший в историю общественно-политической "философской мысли нашей страны как выдающийся литературный критик, борец с крепостничеством, приверженец социализма. В отличие от Герцена Белинский считал капитализм закономерной стадией общественного развития. Он соединял социализм с классовой борьбой".

В философии Белинский стоял на позициях материализма. Он признавал первичность материального по отношению к духовному, считал объективно существующими материю, пространство и время, признавал бесконечность мира в пространстве и во времени. Общественное развитие, согласно Белинскому, как и все в мире, идет по спирали. В мире господствует не слепой случай, а необходимость. Необходимость прокладывает себе путь через цепь отрицаний.

Он рассматривает человека как продукт общества. Белинский, как и Герцен, стремился, освоив диалектику Гегеля, применить ее к объяснению мира. Однако Герцен в социологии как в теории познания сумел это сделать более успешно, чем Белинский. Однако надо признать, что морализирующая критика Белинским, через критику литературных произведений, российской действительности сделала очень много для пробуждения в разночинной молодежи осознания необходимости изменения тогда существующих порядков.

В 60-е гг. XIX в. главой революционно-демократического лагеря был Николай Гаврилович Чернышевский (1828 — 1889).В своих произведениях он разрабатывал вопросы политической экономии, философии, этики и эстетики.

Чернышевский родился в семье саратовского священника. Учился в духовной семинарии, но не закончил ее. Поступил в Петербургский университет. После его окончания в 1851 г. Чернышевский преподавал 2 года в Саратовской гимназии, а затем перешел преподавать в Петербургский кадетский корпус.

Чернышевский осознавал, что в России нарастает глубокий экономический и политический кризис, который должен завершиться революционной ломкой существующего режима. Еще в 1852 г. он заявлял, что "неудовольствие народа против правительства, налогов, чиновников, помещиков все растет. Нужно только одну искру, чтобы поджечь все это. Вместе с этим растет и число людей из образованного кружка, враждебных против настоящего порядка вещей". Чернышевский верил в близость русской революции и намеревался принять в ней участие. "Меня не устраивают, — говорил он, — ни грязь, ни пьяные мужики с дубьем, ни резня".

Вся последующая деятельность Чернышевского была посвящена идейной и практической подготовке крестьянской революции. Сравнивая Чернышевского с Герценом, В. И. Ленин писал: "Чернышевский был гораздо более последовательным и боевым демократом. От его сочинений веет духом классовой борьбы".





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!