Типичные нарушения требований законодательства Российской Федерации, содержащиеся в уставах некоммерческих организаций




Обзор типичных нарушений законодательства Российской федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации в Главное управление Минюста России по Свердловской области

 

По результатам рассмотрения документов, предоставляемых для государственной регистрации в Главное управление Минюста России по Свердловской области установлено, что типичными нарушениями законодательства Российской Федерации, допускаемыми некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации, явились:

- нарушения порядка оформления документов, представляемых при государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе нарушения порядка заполнения, оформления, предоставления форм заявлений и принятых решений;

- нарушения требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к содержанию уставов некоммерческих организаций;

- нарушения порядка уплаты государственной пошлины.

Типичные нарушения, допускаемые при оформлении решения (протокола) некоммерческих организаций

 

Согласно п. 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455, для государственной регистрации юридического лица, представляется соответствующее решение, которое представляется в форме решения или протокола (выписки из протокола).

Согласно п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в протоколе должны быть указаны дата, время, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Однако в большинстве случаев представляемых протоколов отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, дате, либо времени поведения заседания.

Также в протоколах встречаются нарушения п. 2 ст. 181.2 ГК РФ в части отсутствия самостоятельных решений по каждому из вопросов повестки дня.

В нарушение пункта 43 Административного регламента в протоколах заседаний высшего, иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, содержащих решения о внесении изменений в учредительные документы и (или) об изменении иных сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, отсутствуют:

- сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных на заседание делегатов (в случае проведения заседания в форме съезда (конференции), указываются только сведения о фактически присутствующих делегатах;

- сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организацией на дату проведения заседания (указываются только сведения о количестве фактически присутствующих), в случае проведения заседания в форме общего собрания.

В соответствии с п. 3 ст. 50.1 ГК РФ в решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

Однако в ряде случаев представляемых протоколов отсутствуют сведения об избрании (назначении) органов, предусмотренных уставом.

Типичные нарушения требований законодательства Российской Федерации, содержащиеся в уставах некоммерческих организаций

В соответствии с п. 4 ст. 52 ГК РФ в уставе некоммерческой организации должны содержаться предмет и цели деятельности. В ряде случаев уставы некоммерческих организаций содержат сведения о целях, задачах деятельности, но не содержат сведений о предмете. Под предметом деятельности понимается совокупность видов деятельности, направленных на достижение целей.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливается учредительными документами некоммерческой организации.

Большинство уставов некоммерческих организаций имеют ошибки в структуре органов управления некоммерческой организации. Структура органов управления зависит от ее организационно-правовой формы.

Так согласно статье 123.19 ГК РФ высший орган фонда обязательно должен являться коллегиальным, высший орган избирает исполнительный орган фонда и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда.

Особенностью управления образовательной организацией (статья 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») является необходимость формирования двух коллегиальных органов управления (педагогический совет, общее собрание (конференция) работников (в профессиональной образовательной организации - общее собрание (конференция) работников и обучающихся).

В ряде уставов, предоставленных для государственной регистрации, отсутствуют срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений, или он не соответствует п. 4 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях». в некоторых уставах также отсутствует порядок формирования отдельных органов управления. Во многих уставах некоммерческих организаций не разграничена компетенция органов управления (отдельные полномочия дублируются) либо компетенция органов управления отсутствует вообще.

Порядок принятия высшим органом управления решений четко определен пунктом 4 статьи 29 Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов присутствующих. Компетенция и порядок принятия решений иными органами управления некоммерческой организации устанавливаются организацией самостоятельно путем отражения соответствующих положений в уставе.

Исключительная компетенция высшего органа управления определена статьей 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 65.3 ГК РФ (для корпоративных некоммерческих организаций), другими статьями ГК РФ с учетом организационно-правовой формы.

Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации вопросы исключительной компетенции высшего органа управления содержатся не в полном объеме или передаются иным органам управления.

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации учреждений

 

В соответствии с п. 2 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Однако в ряде случаев для государственной регистрации поступают документы учреждений уставы, которых предусматривают соучредительство нескольких лиц.

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации автономных некоммерческих организаций

 

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Однако в ряде случаев в уставах, представляемых автономными некоммерческими организациями для регистрации, порядок осуществления надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации не предусмоотрен.

 

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации образовательных некоммерческих организаций

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устав образовательной организации должен содержать:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Однако в ряде случаев уставы образовательных некоммерческих организаций не содержат сведения о видах реализуемых образовательных программ и их направленности.

 

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации фондов, в том числе благотворительных

В нарушение п. 3 ст. 123.17 ГК РФ некоторые уставы фондов, представляемые для государственной регистрации, предусматривают возможность реорганизации фонда.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами не допускается. При этом в уставах ряда благотворительных фондов к исключительной компетенции высшего органа управления отнесено принятие решений об участии в деятельности хозяйственных обществ.

В соответствии с пп. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» к компетенции высшего органа управления отнесено утверждение благотворительных программ.

Однако в ряде уставов благотворительных фондов, представленных для регистрации утверждение благотворительных программ не отнесено к компетенции высшего органа управления.

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации общественных организаций

 

Статьями 65.3 и 123.7 ГК РФ определена исключительная компетенция высшего органа управления общественной организации.

Однако в ряде случаев в уставах общественных организаций решение такого вопроса как принятие решений о размере и порядке уплаты ее членами членских и иных имущественных взносов общественных организаций, предусмотренного ст. 123.7 ГК РФ, уставами общественных организаций к исключительной компетенции высшего органа не отнесено.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать структуру общественного объединения.

Однако в ряде случаев уставами общественных организации структура не предусмотрена.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав общественной организации должен предусматривать руководящие и контрольно-ревизионный органы общественной организации.

Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрен постоянно действующий руководящий орган общественной организации - выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию.

Однако в ряде уставов общественных организаций постоянно действующий руководящий орган не предусмотрен.

В соответствии ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав общественной организации должен предусматривать права и обязанности членов организации.

Права и обязанности членов общественной организации установлены ст. 123.6, ст. 65.2 ГК РФ. Однако в ряде уставов общественных организаций права и обязанности членов общественных организаций не соответствуют ст. 123.6, ст. 65.2 ГК РФ.

Типичным нарушением порядка уплаты государственной пошлины является указание некоммерческой организацией КБК, не соответствующего организационно-правовой форме организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: