Тесты для выявления степени сформированности знаний




Оценочные средства

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Вопросы к экзамену (3 семестр)

Вопросы к экзамену

  1. Предмет фонетики. Аспекты изучения звуков речи.
  2. Звуковой строй языка. Классификация гласных звуков, особенности артикуляции.
  3. Классификация согласных звуков, особенности их артикуляции.
  4. Фонетические закономерности в области гласных и согласных.
  5. Чередования звуков: живые и исторические.
  6. Основы фонологии, понятие фонемы.
  7. Интонация, её функции. Компоненты интонации.
  8. Типы ИК в русском языке.
  9. Понятие ударения, особенности и типы ударения в РЯ.
  10. Понятие орфоэпии. Общие и частные орфоэпические нормы.
  11. История письма, типы письма. Основной принцип русской графики.
  12. Понятие орфографии. Разделы орфографии. Принципы русской орфографии.
  13. Предмет лексикологии. Основные признаки слова.
  14. Понятие лексического значения слова, отличие лексического значения от грамматического значения. Структура ЛЗ слова.
  15. ЛЗ слова, его типы.
  16. Понятие полисемии в противоположность моносемии. Семантическая структура многозначного слова.
  17. Понятие прямого и переносного значения слова. Виды переноса наименования.
  18. Тематические и лексико-семантические группы, лексико-семантические поля. Родо-видовые отношения в лексике.
  19. Парадигматические отношения в лексике. Синонимия.

20. Парадигматические отношения в лексике. Антонимия.

21.Омонимы, их типы и функционирование в речи.

22. Паронимы, их типы и функционирование в речи.

23. Лексика по происхождению

24. Лексика по сфере употребления

25. Лексика с учетом степени употребительности.

26. Стилистическое расслоение лексики

27. Фразеология. Типы фразеологизмов

28. Лексикография. Типы словарей.

29. Морфема, типы и функции морфем

30. Морфемная структура слова, морфемный анализ

31. Способы словообразования в русском языке

32. Словообразовательная структура слова, словообразовательный анализ.

Вопросы к зачету (5 семестр)

1. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Принципы их выделения.

2. Имя существительное как часть речи. Его значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Лексико-грамматические разряды существительных.

3. Категория рода имён существительных. Её характер и способы выражения. Род аббревиатур и несклоняемых существительных.

4. Категория числа имён существительных. Её характер и способы выражения. Употребление форм одного числа в значении другого.

5. Категория падежа имён существительных. Её характер и способы выражения падежных значений. Система падежей и их основные значения (на примере одного падежа). Распределение существительных по типам склонения. Варианты падежных окончаний.

6. Имя прилагательное как часть речи. Его значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Лексико-грамматические разряды прилагательных.

7. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Их образование и грамматические особенности. Смысловые и стилистические различия между краткими и полными формами.

8. Степени сравнения качественных прилагательных. Их значение, образование и грамматические особенности. Стилистические различия между синтетическими и аналитическими формами степеней сравнения.

9. Имя числительное как часть речи. Его значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных по значению, составу и образованию. Особенности склонения количественных числительных. Синтаксические виды связи числительных с существительными. Сочетаемость собирательных числительных с существительными.

10. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению и соотношению с другими частями речи. Особенности склонения местоимений разных разрядов.

11. Глагол как часть речи. Его значение, морфологические признаки, синтаксическая функ­ция. Основы глагола. Их роль в образовании глагольных форм. Продуктивные классы глагола.

12. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Инфинитив. Его структура, значение, синтаксическая функция.

13. Классификационные категории глагола: вид, возвратность, переходность, залог. Их значение, способы выражения, краткая характеристика.

14. Словоизменительные категории глагола: наклонение, время, лицо, число, род. Их значение, образование, краткая характеристика.

15. Спряжение глагола. Типы спряжения. Способы определения спряжения. Разноспрягаемые глаголы.

16. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Их значение, образование, употребление.

17. Наречие как часть речи. Его значение, морфологические и синтаксические свойства. Разряды наречий по значению. Словообразование наречий (синхронный и диахронный подходы).

18. Вопрос о словах категории состояния в русском языке. Их значение, морфологические и синтаксические признаки. Формирование. Отличие от морфологических омонимов.

19. Служебные части речи. Их отличие от знаменательных. Классификация по функции, типу выражаемых синтасических отношений, по структуре, образованию и употреблению.

20. Модальные слова как лексико-грамматический класс слов. Их отличие от знаменательных и служебных частей речи. Разряды по значению. Формирование.


ЗАЧЕТНЫЕ ТЕСТЫ

Тесты для выявления степени сформированности знаний

Задание 1. 1. Укажите лексико-грамматические признаки качественных прилагательных. Приведите примеры.

1. Обозначают признак как прямое, непосредственное наименование предмета.

2. Обозначают признак не прямо, а опосредованно, через отношение к другому предмету.

3. Обозначают признак как принадлежность предмета лицу или животному.

4. Имеют, как правило, полную и краткую форму.

5. Не имеют краткой формы.

6. Изменяются по степеням сравнения (в своей большей части).

7. Не изменяются по степеням сравнения.

8. Служат базой для образования соотносительных наречий с суффиксами -о, -е, -и.

9. Способны сочетаться с наречиями меры и степени.

10. Способны образовывать формы субъективной оценки и неполноты качества.

11. Способны образовывать сложные прилагательные путём повтора основы.

12. Служат базой для образования абстрактных существительных с помощью продуктивных суф­фиксов -ость (-есть), -от, -ин, -изн, -ств или безаффиксным способом.

13. Имеют как производную, так и непроизводную основу.

14. Имеют только производную основу.

15. Могут иметь специфические суффиксы -чив, -лив, -ив, -аст, -ист.

16. Могут иметь специфические суффиксы -ий (-j), -ин, -ов (-ев).

17. Способны к образованию антонимических пар.

18. Не образуют антонимических пар.

19. Способны управлять зависимым словом.

20. Согласуются с определяемым словом.

Ответ: 1 (весёлый, прочный, красный), 4 (весел, весела, веселы), 6 (прочнее, более прочный, проч­нейший, самый прочный), 8 (горяч о, певуч е, критическ и), 9 (очень умный, совсем старый), 10 (си­н е­ват ый, син еньк ий, больш ущ ий, высоч енн ый), 11 (синий - синий, кислый - пре кислый), 12 (верн ость, све­ж есть, чист от а, глуб ин а, крут изн а, богат ств о, удаль, синь), 13 (беззаботный, добрый), 15 (за­бот­ лив ый, плакс ив ый, сговор чив ый, лоб аст ый, пород ист ый), 17 (щедрыйскупой), 19 (добрый к кому? выше кого? чего?).

Задание 1. 2. Разграничьте признаки относительных и притяжательных прилагательных. Приведите необходимые примеры.

1. Обозначают признак не прямо, а опосредованно, через отношение к другому предмету.

2. Обозначают признак как принадлежность предмета лицу или животному.

3. Не имеют кратких форм.

4. Имеют в своей парадигме краткие и полные формы.

5. Не образуют степеней сравнения и форм субъективной оценки.

6. Не сочетаются с наречиями меры и степени.

7. Не образуют соотносительных наречий на , .

8. Не имеют языковых антонимов.

9. Могут иметь контекстуальные антонимы.

10. Имеют только производную основу.

11. Имеют специфические суффиксы -ск, -ов-, (-ев-), -ан, (-ян), -онн, (-енн).

12. Имеют специфические суффиксы -ин, (-нин), -ов, (-ев), -ий (-j).

13. Способны заменяться синонимическими конструкциями с предложно-падежной формой.

14. Способны заменяться словосочетанием с родительным принадлежности.

Ответ: Относительные прилагательные: 1 (мор ск ой порт, запас н ой выход), 3, 5, 6, 7, 8, 9 (лет­ н ийзим н ий), 10, 11 (клен ов ый, плюш ев ый, кож ан ый, глин ян ый, солом енн ый), 13 (безро­гий ба­ран — баран без рогов, мясной суп — суп с мясом, стиральная машина — машина для стир­­ки).

Притяжательные прилагательные: 2 (мам ин шарф, отц ов дом, лис ий хвост), 4 (мамин а — в мамин ой комнате, лисий -? — лис’ -[ j - э ] го), 5, 6, 7, 8, 9 (кошкинмышкин), 10 (примеры выше), 12 (муж нин дом, тест ев бизнес), 14 (дом мужа, кабинет отца).

Задание 1. 3. Кто из лингвистов впервые выделил имя прилагательное из класса имён в самостоятельную часть речи? Подчеркните.

1. В.В. Виноградов. 2. Л.В. Щерба. 3. Г.П. Павский. 4. М.В. Ломоносов.

Задание 1. 4. Кто из лингвистов расширяет объём понятия ”Имя прилагательное” за счёт включения в состав данной части речи порядковых числительных (“счётные прилагательные”) и местоименных прилагательных (мой, твой, иной, другой, такой и под.)? Подчеркните.

1. В.В. Виноградов. 2. Л.В. Щерба. 3. И.А. Бодуэн де Куртенэ. 4. М.В. Ломоносов.

Задание 1. 5. Дополните пропущенные части суждений.

Имя прилагательное — это 1) _________________________, которая обозначает 2) ________________. Отвечает на вопросы 3) ___________________. Имена прилагательные изменяются по 4) ______________________, могут быть 5) _______________________________________. В предложении чаще всего бывают 6) ________________________.

Ответ: Имя прилагательное — это 1) знаменательная часть речи, которая обозначает 2) признак предмета. Отвечает на вопросы 3) какой? чей? который? Имена прилагательные изменяются по 4) родам, числам и падежам, могут быть 5) качественными, относительными и притяжательными. В предложении обычно бывают 6) морфологизованным определением или основной частью составного именного сказуемого.

Задание 2. 1. Подчеркните морфологическую категорию, обязательную для количественных числительных.

Категория рода, числа, падежа.

Задание23. 2. Сколько падежных форм включает парадигма числительных 40, 90, 100 (руб­лей); полтора (ведра). Подчеркните цифру правильного ответа.

Ответ: 12, 6, 2.

Задание 2. 3. Дополните пропущенные части суждений.

Имя числительное — это 1) ________________________________, которая обозначает 2) ______________________________________________. Отвечает на вопросы 3) _________________? Имена числительные изменяются по 4) _______, по значению могут быть 5) _______________, ______________, и ___________. В предложении бывают (как правило, в сочетании с существительным) 6) ______________________________________________________________.

Ответ: Имя числительное — это 1) знаменательная часть речи, которая обозначает 2) отвлечённое число, количество или порядок предметов при счёте. Отвечает на вопросы 3) сколько? который? Имена числительные изменяются по 4) падежам; по значению могут быть 5) количественными, с обирательными и порядковыми. В предложении бывают (как правило, в сочетании с су­ществительным) 6) подлежащим, дополнением, определением, основной частью составного имен­­­ного сказуемого, обстоятельством.

Задание 3. 1. Выберите правильное продолжение суждения. Подчеркните правильные ответы. Местоимение выполняет следующие функции:

1. Номинативную.

2. Указательную.

3. Заместительную.

4. Эмотивную.

5. Экспрессивную.

6. Волюнтативную.

Задание 3. 2. Подчеркните правильное продолжение суждения. Возвратное местоимениеуказывает:

1. — на лицо, к которому обращена речь;

2. — на лицо, не участвующее в речи (т. е. лицо, о котором идёт речь);

3. — на принадлежность одному из трёх лиц;

4. — на неизвестных, неопределённых лиц;

5. — на отсутствие лица;

6. — на отношение всех трёх лиц к самому себе.

Задание 3. 3. Дополните пропущенные части суждений.

Местоимение — это 1) _________________________, которая в отличие о других имён 2) не обозначает ____, _______, _______ ______________, а ____________________________. Местоимения отвечают на вопросы 3) ___? ___? _____? ___? _______? _______? и др. Их грамматические свойства 4) ___________. Но в то же время они имеют с именами 5) _________________________ и __________________________________.

Ответ: Местоимение — это 1) знаменательная часть речи, которая в отличие от других имён 2) не обозначает лицо, предмет, признак или количество, а только указывает на них. Местоимения отвечают на вопросы 3) кто? что? какой? чей? который? сколько? и др. Их грамматические свойства 4) неоднородны. Но в то же время они имеют с именами 5) ряд общих морфологических и синтаксических особенностей.

Задание 4. 1. Укажите лексико-грамматические признаки существительных нарицательных и собственных. Приведите по одному примеру.

1. Обозначают обобщённые наименования однородных предметов.

2. — названия единичных (отдельных) предметов, выделенных из ряда однородных.

3. — названия отдельных лиц.

4. — названия отдельных событий.

5. — названия отдельных явлений бытия.

6. — изменяются по числам.

7. — употребляются в форме только одного числа.

8. — могут быть однословными.

9. — могут быть словосочетаниями.

Ответ: Признаки нарицательных существительных: 1 (дорога), 6 (дороги), 7 (щи, молоко), 8 (приведённые примеры).

Признаки собственных существительных: 2 (Псков), 3 (Михаил Юрьевич Лермонтов), 4 (Вел­ик­ая Отечественная война), 5 (Млечный Путь), 7 (примеры выше), 8 и 9 (примеры выше).

Задание 4. 2. Укажите признаки одушевлённых и неодушевлённых существительных. Приведите по одному примеру.

1. Обозначают живых существ.

2. Обозначают неживые предметы, явления.

3. Отвечают на вопрос кто?

4. Отвечают на вопрос что?

5. Форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного.

6. Форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного.

Ответ: Одушевлённые: 1 (котёнок), 3, 6 (Вин. п. вижу котят = Род. п. нет котят).

Неодушевлённые: 2 (стол), 4, 5 (Вин. п. вижу столы = Им. п. столы).

Задание 4. 3. Разграничьте признаки конкретных и отвлечённых (абстрактных) существительных. Приведите необходимые примеры.

1. Обозначают конкретный предмет, лицо, явление.

2. Обозначают отвлечённое понятие (опредмеченное действие или опредмеченный признак).

3. Могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

4. Могут быть только неодушевлёнными.

5. Изменяются по числам.

6. Имеют форму только единственного числа.

7. Могут иметь форму только множественного числа.

8. Сочетаются с количественными (собирательными) числительными, т. е. подвергаются счёту.

9. Не сочетаются с количественными числительными, т. е. не подвергаются счёту.

10. Очень широко представлены формы субъективной оценки.

Ответ: Конкретные: 1 (молоток, дедушка, снегопад), 3, 5, 7 (ножницы), 8 (два молотка, двое ножниц, волчат), 10 (молоточ ек, дед ул я, дед ок, ножнич к и, волч ищ е).

Отвлечённые: 2 (смех, верность, плавление), 4, 6, 9.

Задание 4. 4. По аналогии (см. зад. 1. 3.) составьте тест на разграничение лексико-грамма­ти­ческих признаков вещественных и собирательных существительных. Приведите примеры.

Ответ:

1. Обозначают вещество, однородную по своему составу массу.

2. Обозначают совокупность одинаковых предметов, лиц или живых существ как одно неделимое целое.

3. Могут быть только неодушевлёнными.

4. Имеют форму только единственного числа.

5. Имеют форму только единственного или только множественного числа.

6. Не сочетаются с колич. числительными, не подвергаются счёту, но подвергаются измерению.

7. Сочетаются с неопределённо-количественными словами.

8. Способны выделять сингулятивы (конкретные существительные с единичным значением).

9. Могут иметь специфические суффиксы: -ств-, -няк, -ник, -j- и нек. др.

Вещественные: 1 (сливки, медь, пшеница), 3, 5, 6 (200 граммов сливок, литр молока, тонна меди), 7 (не­мно­го пшеницы, много меди), 8 (песч инк а, виноград ин а).

Собирательные: 2 (молодёжь, листва, зверьё), 3, 4, 7 (много молодёжи, немного листвы), 8 (крестьянин, лист, зверь), 9 (крестьян ств о, берез няк, осин ник, офице [ р’- j - о ].

Задание 4. 5. Дополните пропущенные части суждений.

Имя существительное — это 1) _________________________, которая имеет значение 2) _______________. Отвечает на вопросы 3) _________. Имена существительные изменяются по 4) ________, относятся к 5) ____________________, могут быть 6) ______________________________, 7) _____________________________, 8) _____________________________________________________. В предложении могут быть 9) ____________, но чаще бывают 10) _________________________.

Ответ: Имя существительное — это 1) знаменательная часть речи, которая имеет значение 2) предметности. Отвечает на вопросы 3) кто? или что? Имена существительные изменяются по 4) числам и падежам, относятся к 5) одному из трёх родов: женскому, мужскому или среднему, могут быть 6) собственными и нарицательными, 7) одушевлённыим и неодушевлёнными, 8) конкретными, отвлечёнными, вещественными и собирательными. В предложении могут быть 9) любым членом, но чаще всего бывают 10) морфологизованным подлежащим или дополнением.

 

Вопросы к экзамену (7 семестр)

1. Предмет синтаксиса. Разделы синтаксиса, их единицы и их взаимосвязь

2. Словосочетание как единица синтаксиса, его отличие от слова и предложения, основные признаки. Понятие «сочетание слов» и «словосочетание», их отличие и основания.

3. Классификация словосочетаний по разным основаниям.

4. Предложение как единица синтаксиса Его основные признаки. Отличие от слова и словосочетания.

5. Типы предложений по цели высказывания. Их основные признаки.

6. Типы предложений по эмоциональной окраске. Их основные признаки.

7. Типы предложений по характеру отношения к действительности и по членимости. Их признаки.

8. Типы предложений по полноте выражения главных и второстепенных членов. Предложения полные и неполные. Типы неполных предложений.

9. Подлежащее как главный член двусоставного предложения. Способ выражения подлежащего. Связь сказуемого с подлежащим.

10. Сказуемое. Типы сказуемого по структуре и морфологическому выражению. Типы связок в составном сказуемом.

11. Односоставные предложения как особый тип простого предложения. Их типы и принципы классификации. Способы выражения главного члена предложения.

12. Безличные предложения. Их характеристика, способы выражения грамматического ядра. Вопрос об инфинитивном типе односоставных предложений.

13. Типы предложений по степени распространенности. Вопрос о частях речи и членах предложения, их соотношении. Второстепенные члены предложения, принципы их классификации.

14. Трудные случаи разграничения второстепенных членов предложения.

15. Определение. Виды определений. Способы их выражения. Приложение как особый вид определения.

16. Дополнение. Его виды. Способы выражения.

17. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражения.

18. Вопросы осложнения простого предложения. Однородные члены предложения. Их виды, способы выражения однородности. Союзы при однородных членах.

19. Обособление как вид осложнения простого предложения. Общие условия обособления. Уточнение. Пояснение. Присоединение.

20. Обособленные определения. Способы их морфологического выражения. Условия обособления. Пунктуация.

21. Обособление приложений. Условия обособления. Пунктуация при обособленном приложении.

22. Понятие об обособленном дополнении. Способы морфологического выражения. Условия обособления.

23. Обособленные обстоятельства. Их виды и способы морфологического выражения. Общие и частные условия обособления.

24. Обращение. Интонация обращения. Функции обращения. Способы их выражения. Пунктуация при обращении.

25. Предложения, осложненные вводными словами и вводными предложениями. Их функции. Пунктуация при вводных словах и предложениях.

26. Вставные конструкции. Их функция, значение и структура. Отличие от вводного компонента. Пунктуация при вставных конструкциях.

27. Сложное предложение как единица синтаксиса. Грамматическая природа СП. СП и СС. СП и простое предложение.

28. Проблема сочинения и подчинения в СП. Соотношение сочинения, подчинения и бессоюзия.

29. Структура СП: союзы, союзные слова, указательные, опорные (контактные) слова, видовременные формы, позиция придаточных частей, интонация. Вопрос о структурной схеме СП.

30. Структурно-семантические и синтаксические особенности ССП. Типология ССП.

31. Современная классификация СПП. Сопоставительное описание основных типов СПП.

32. Классы СПП: присубстантивно-атрибутивные и изъяснительно-объектные.

33. Классы СПП: местоименно-соотносительные, местоименно-союзные соотносительные.Их сопоставительный анализ.

34. Общая характеристика СПП расчлененной структуры. Специфика семантических союзов.

35. СПП с отношениями обусловленности. Сопоставительный анализ.СПП с отношениями сравнительными, сопоставительными, пространственными(места), временными.

36. СПП с присоединительными и пояснительно- присоединительными отношениями.

37. Многочленные предложения. Последовательное подчинение. Соподчинение однородное, неоднородное; одночленное, разночленное. Комбинированное подчинение. Пунктуация в многочленных конструкциях.

38. Бессоюзные СП, их классификация.

39. Способы передачи чужой речи. Виды чужой речи. Пунктуация в чужой речи.

40. Сложные формы организации монологической и диалогической речи. Общая характеристика.

41. Текст как объект лингвистического исследования (становление лингвистики текста). Объект и предмет лингвистики текста. Связь лингвистики текста с другими науками.

42. Понятие «текст». Синтаксис текста. Вопрос о единицах синтаксиса текста. Организация текста в конструктивном аспекте. Организация текста в коммуникативном аспекте.

43. Виды информации в тексте. Общая характеристика.

44. Текст как объект лингвистического анализа. Признаки текста.

45. Понятие ССЦ, его структура и границы.

46. Основные функциональные типы ССЦ (описание, повествование, рассуждение), их признаки и структура.

47. Композиционное членение текста. Границы ССЦ. ССЦ и абзац. Смысловая целостность текста. Понятие «тема», «идея», тема-рематические отношения в тексте.

48. Диалогическое единство как единица диалогической речи. Общая характеристика, признаки, типы диалогических единств.

49. Основные категории художественного текста.

50. Основы русской пунктуации. Пунктуация и синтаксическая система русского языка. Пунктуация и интонация. Типы знаков препинания.

 

 

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

  1. Формирование кейсов по разделам «Фонетика.Фонология»; «Орфоэпия», «Графика.Орфография»

См.Современный русский язык: фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Обучающие кейсы. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов (Профили: Начальное образование, Дошкольное образование, Начальное языковое образование)/Сост. Т.Г. Никитина. – Псков: АНО «ЛОГОС», 2009. – 126 с.

  1. Заполнение маршрутных листов; выполнение практических заданий по разделам «Лексикология», «Морфемика. Словообразование»; «Морфология», «Синтаксис».
  2. Практикум по орфографии и пунктуации

Проверочные диктанты (№38-54), словарные диктанты (№31-37): см. Сборник диктантов по русскому языку: Учебно-методическое пособие по культуре речи. – Псков: ПГПУ им. С.М.Кирова, 2010. – 111 с.

Контрольные диктанты (№55-74): см. Сборник диктантов по русскому языку: Учебно-методическое пособие по культуре речи. – Псков: ПГПУ им. С.М.Кирова, 2010. – 111 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: