Приложение 3
Словарь терминов (глоссарий)
по предметному содержанию дисциплины
«Мировая художественная культура»
Абак – верхняя плита капители дорического ордера, имеющая прямоугольную форму.
Абрис – контурный рисунок, создающий общий вид, силуэт, план, очертания какой-либо формы.
Абстрактивизм, абстрактное искусство – общее название ряда течений в изобразительном искусстве XX в., отказавшихся от понимания искусства как подражания природе, воспроизведения форм действительности; беспредметное искусство.
Абстрактный экспрессионизм, нью-йоркская школа – течение в абстрактной живописи, особенностью которого является предельная спонтанность, импровизационность творческого акта; нередко использование приема дриппинга.
Авангардизм, авангардное искусство – общее название ряда течений в изобразительном искусстве XX в., демонстративно порывающих с установившимися художественными традициями.
Аванзал – «передний зал», большая приемная комната для гостей, аудиенций.
Адорант – изображение человеческой фигуры с простертыми к небу руками.
Акант – род растений, произрастающих в районе Средиземноморья.
Акведук – античный водопровод.
Аккумуляция – разновидность ассамблажа, при котором композиции, исполненные из бытовых вещей (часто бывших в употреблении), или их деталей, выставляются в стеклянной коробке либо укрепленными на вертикальном щите.
Акрополь – возвышенная, укрепленная часть античного города.
Акционизм – искусство, заключающееся в действиях самого художника.
Антаблемент – завершающая (верхняя) часть ордера; горизонтальное перекрытие, лежащее на колоннах. Состоит из трех частей: архитрав, фриз, карниз (снизу вверх).
Анфилада – ряд сообщающихся помещений, дверные проемы которых находятся на одной оси.
Апсида – полукруглая или многоугольная выступающая часть здания, имеющая собственное перекрытие.
Арка – криволинейное перекрытие проемов в стене (окон, дверей) или пролетов между двумя опорами.
Аркада – протяженный ряд одинаковых арок, опирающихся на столбы или колонны.
Аркатурный пояс – ряд декоративных глухих арок на фасаде здания или на стенах внутри.
Аркбутан – наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа внешним опорным столбам – контрфорсам. Аркбутаны возникли в готической архитектуре.
Архитрав – горизонтальная балка, лежащая непосредственно на колоннах, нижняя часть антаблемента.
Ассамблаж – представляет собой различные типы комбинаций предметов (как живописных, так и ready made – готовых форм) на плоскости или в пространстве, род коллажа. Сюда же относятся т.н. падающие картины, когда предметы монтируются на вертикальной плоскости
Атлант – вертикальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающая перекрытие, балкон и т.п.
Аттик – стенка над карнизом, венчающим сооружение, обычно украшенная рельефом или надписями.
База – основание колонны, пилястры.
Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное столбами или колоннами на продольные залы – нефы.
Балюстрада – ограждение лестниц, террас, балконов, состоящее из ряда невысоких фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.
Барабан – венчающая часть здания, имеющая цилиндрическую или многогранную форму, несущая на себе купол. Если есть окна, называется световым.
Бельведер – возвышающаяся над кровлей часть здания в виде беседки или павильона; беседка или павильон, расположенные на возвышенности в парке.
Видео-арт – различные опыты с видеотехникой, компьютерным и телевизионным изображением, доказывающие условность и иллюзорность технического кода в передаче реальности.
Витраж – изображение или орнамент из цветного стекла или другого материала, который пропускает свет (в окнах, дверях).
Ведута – городской пейзаж.
Волюта – архитектурная деталь в виде спиралевидного завитка с «глазком» в центре.
Галерея – в архитектуре длинное крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами; длинный балкон.
Гипостильный зал – большоймногоколонный зал в архитектуре Древнего Египта и Древнего Ирана.
Глазурь – стекловидное покрытие поверхности керамического изделия, закрепленное обжигом.
Диптер – тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и окруженного снаружи двумя рядами колонн.
Диптих – створчатый алтарь из двух частей (створок0.
Дриппинг – прием, применяемый в абстрактной живописи: разбрызгивание или выдавливание красок прямо на холст.
Дольмен – разновидность мегалитического сооружения; состоит из врытых в землю крупных, грубо отесанных камней накрытых каменной плитой.
Донатор (даритель) – заказчик произведения живописи или скульптуры, которое жертвовалось затем храму.
Закомара – в средневековой русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение верхней части церковной стены; обычно повторяет очертания расположенного за ней свода.
Зиккурат – в архитектуре древней Месопотамии сооружение в виде ступенчатой пирамиды, с храмом или жертвенником на верхней площадке.
Изразец – плитка из обожженной глины, часто покрытая росписью или глазурью.
Инкрустация – изображение, орнамент из различных материалов (дерево, металл, мрамор и др.), которые врезаны в поверхность изделия и отличаются от нее цветом или фактурой.
Инсталляция – пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации). Вступая в неординарные комбинации, вещь освобождается от своей утилитарной функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создает смысловые трансформации, игру значений.
Каннелюры – вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.
Капелла – часовня; небольшая семейная церковь.
Капитель – верхняя часть колонны, столба или пилястры.
Кариатида – вертикальная опора в виде женской фигуры, поддерживающая перекрытие.
Карниз – верхняя выступающая часть антаблемента, предохраняющая стены здания от стекающей с крыши воды.
Коллаж – прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеиваются материалы, отличающиеся от нее по цвету и фактуре; произведение, выполненное с помощью этого приема.
Колонна – вертикальная, круглая в сечении опора, состоящая из ствола, капители и базы.