Тема 1. Эволюция моделей Космоса




СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ в г. Петрозаводске

 

В.В. Луканин

 

 

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

 

Планы семинарских занятий

 

 

Петрозаводск ‑ 2003

 

 

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры гуманитарных дисциплин 30 января 2003 года и на заседании Научно-методического совета Карельского филиала Северо-Западной академии государственной службы «__27__» февраля 2003 года.

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

 

ЛУКАНИН В. В., доктор биологических наук,

профессор кафедры гуманитарных дисциплин

 

 

Луканин Владимир Васильевич. Концепции современного естествознания. Планы семинарских занятий (для студентов «ГиМУ», «ФиК» и «Юриспруденция»). Карельский филиал Северо-Западной акакдемии государственной службы в г. Петрозаводске, 2003, 8 с.

 

 

Компьютерная верстка текста Луканина В.В.

 

© Луканин В.В., 2003
Пояснительная записка

 

 

Планы семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» предназначены для студентов гуманитарных специальностей Карельского филиала Северо-Западной академии государственной службы. Изучение данной дисциплины занимает важное место в формировании у студентов правильных представлений в области современного естествознания, отражающего основные достижения в изучении явлений природы вследствие исторического развития физики, химии и биологии.

Особенностью данного курса является то, что в отличие от других авторов, которые главное внимание обращают на физическую картину мира, на изложение современных физических теорий, в предлагаемом студентам академии курсе физической стороне отведено меньшее место, основное внимание уделено биологической картине мира, выяснению закономерностей отношения человека и природной биосферы.

Студентам на семинарских занятиях необходимо дать не просто совокупность достижений в представленных здесь отдельных областях естественнонаучных знаний, а показать дисциплину — «Концепции современного естествознания» как целостную науку о природе, представляющую собой единую систему знаний.

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление об основных достижениях естествознания, истории его развития и вкладе отдельных наук (геологии, астрономии, географии, химии, физики и биологии) в познание окружающего мира, особенностях развития цивилизации на современном этапе.

Изучение естествознания позволит будущим специалистам гуманитарных направлений расширить свой кругозор в области знаний о микромире, космосе и осознать как велика роль Человека на современном пути его развития в сохранении природы Земли.

 

Д.б.н., профессор В.В. Луканин

 

 

Рекомендуемые учебные пособия и основные монографии

 

Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. Человек – экономика – биота – среда. – М., 2001.

Найдыш В. М. Концепция современного естествознания. – М.: Гардарики, 1999. – 476 с.

Рузавин Г. Н. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ, 1997.

Потеев М. И. Концепция современного естествознания. – СПб.: Питер, 1999.

Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. – М.: Молодая гвардия, 1990.

Россия в окружающем мире: 2001. Аналитический ежегодник // Ред. Данилов-Данильян В. И., Степанова С. А. – М., 2001. ‑ 332 с.

 

 

Тема 1. Эволюция моделей Космоса

 

 

1. Модели Вселенной до Аристотеля. Первая универсальная физико-космологическая картина мира Аристотеля.

2. Взгляды Коперника на Вселенную. Свидетельства Галилея в пользу гелиоцентризма.

3. Современные представления об образовании и строении Солнечной системы. Место Солнечной системы в Галактике.

 

При изучении этой темы студенты должны познакомиться с историей развития естествознания со времени создания первой геоцентрической естественнонаучной картины мира в древнегреческой культуре (идеи Аристотеля, Гиппарха, Птоломея) через период революционных идей гелиоцентризма Н. Коперника, Г. Галилея и открытие закона всемирного тяготения И. Ньютоном к идеям четырехмерности пространства в специальной теории относительности А. Эйнштейна.

 

Основные понятия и термины:

Вселенная, натурфилософия, геоцентризм, гелиоцентризм, механистическая картина мира, Закон Всемирного тяготения, теория Большого взрыва, эволюция вещества, Метагалактика, Галактика, дискретность и континуальность микромира.

 

Литература:

 

Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. – Новосибирск: Наука, 1988.

Еремеева А. И., Цицин Ф. А. История астрономии: основные этапы развития астрономической картины мира. – М.: Просвещение, 1989.

Филиппов Е. М. Вселенная, Земля, Жизнь. – Киев: «Наукова думка», 1983, 240 с.

Найдыш В. М. Концепция современного естествознания ‑ М.: «Гардарики»,1999, 476 с.

Куликова В. В., Куликов В. С. Галактический календарь истории Земли. – Петрозаводск, 2000. 20 с.

 

Тема 2. Развитие планеты Земля и жизни на нашей планете

 

 

1. История развития Земли. Основные концепции о формировании современного облика планеты (Теории Ранкорна и Вегенера).

2. Этапы развития жизни на Земле. Характеристика основных этапов развития жизни на Земле. Антропогенез.

 

В этом разделе студенты должны узнать о строении Земли, о ее истории и о развитии жизни на планете, о возникновении человека и развитии человечества. Все это можно сделать, познакомив студентов с достижениями геологии, геоэкологии и палеонтологии.

 

Основные понятия и термины:

Планета Земля, мантия, Пангея, Гондвана, Лавразия, первичная атмосфера, жизнь, археозой, протерозой, фанерозой, антропогенез, четвертичный период, антропогенез.

 

Литература:

 

Михайлова И. А., Бондаренко О. Б., Обручева О. П. Общая палеонтология. – М.: МГУ, 1989. 384 с.

Кэррол Р. Палеонтология и эволюция позвоночных. – М.: «Мир», 1992. Т. 1–3.

Белозерский Г. Н., Вуглинский В. С., Лавров С. Б., Ласточкин А. Н., Морачевский В. Г., Петров К. М., Селиверстов Ю. П., Сергеев Ю. Н., Смирнов Л. Е., Фукс В. Р. Основы геоэкологии. ‑ СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994. 352 с.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. ‑ М.: Наука, 1987. ‑ 240 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: