II I. ВИДЕНИЕ ЧАСОВ МИРА




 

59 "ВЕЛИКОЕ ВИДЕНИЕ":

 

307 Вертикальный и горизонтальный круги, имеющие общий центр. Это часы мира. Их, держит черная птица.

 

Вертикальный круг - это синий диск с белой каймой, разделенный на 4х8=32 части. По диску вращается стрелка.

 

Горизонтальный круг состоит из четырех цветов. На нем стоят четыре маленьких человечка с маятниками и окаймляют кольцо, некогда бывшее темным, а сейчас золотое (прежде несомое детьми).

 

"Часы" имеют три ритма пульсации:

 

1. Маленький пульс: стрелка на синем вертикальном диске продвинулась на 1/32. один полный оборот стрелки. За это время горизонтальный круг продвинулся на 1/32. 32 средних пульса равны одному обращению золотого кольца.

 

2. Средний пульс:

 

3. Большой пульс:

 

308 Это замечательное видение произвело глубокое и длительное впечатление на сновидящего, впечатление "самой возвышенной гармонии", как он сам его понял. Часы мира вполне могут быть "строгим образом", идентичным кабирам, т.е. четырем детям или четырем маленьким человечкам с маятниками. Это трехмерная мандала - мандала в физической форме, означающая самореализацию. (К сожалению, медицинская этика не позволяют мне предоставить биографические детали. Достаточно сказать, что эта самореализация действительно произошла.) В действительности человек делает только то, на что он способен.

 

309 Именно то, что видение этой необычной фигуры произвело впечатление "самой возвышенной гармонии", является (в некотором смысле) самым трудным для понимания, но это становится достаточно очевидным, как только мы рассмотрим сравнительный исторический материал. Трудно почувствовать суть нашего метода, поскольку значение образа в высшей степени неясно. Если значение непостижимо и форма или цвет не имеют отношения к эстетическим требованиям, то не удовлетворены ни наше понимание, ни чувство прекрасного, и мы не в состоянии увидеть, почему должно создаться впечатление "самой возвышенной гармонии". Мы можем лишь рискнуть сделать предположение, что существенно различные, несообразные элементы скомбинированы здесь наиболее удачно в образ, который в высшей степени реализует "намерения" бессознательного. Следовательно, мы должны сделать вывод, что этот образ - единственно удачное выражение для неизвестного иным образом психического события, которое до сих пор проявлялось лишь в виде явно разобщенных аспектов самого себя.

 

310 Впечатление, действительно, чрезвычайно абстрактное. Одна из основополагающих идей, по-видимому, должна заключаться в пересечении двух гетерогенных систем в одном общем Центре. Так, если мы начнем, как прежде, с утверждения, что

 

центр и периферия представляют единство психе и, следовательно, Самость, тогда фигура говорит нам, что две гетерогенные системы пересекаются в Самости, находясь в функциональном взаимодействии между собой, которое управляется законом и регулируется "тремя ритмами". Самость, по определению -центр и периферия сознания и бессознательного. Но управление их функциями посредством трех ритмов есть нечто такое, что я не могу обосновать. Я не знаю, на что намекают три ритма. Но я уверен в том, что этот намек вполне обоснован. Единственная аналогия, которую я мог бы предложить - это три reglmina, упомянутые во введении (пар.31), которыми четыре элемента превращаются друг в друга или синтезируются в квинтэссенцию:

 

1-й regimen: земля в воду.

 

2-й -"-: вода в воздух.

 

3-й -"-: воздух, в огонь.

 

311 Вряд ли мы ошибемся, если будем считать, что мандала стремится к наиболее полному единству противоположностей, включая союз мужской тройственности и женской кватерности по аналогии с алхимическим гермафродитом.

 

312 Так как фигура имеет космический аспект - всемирные часы -мы должны считать их маломасштабной моделью, возможно, даже источником пространства-времени, или, по крайней мере, воплощением их и, следовательно, математически говоря, четырехмерными по природе, хотя лишь видимыми в трехмерной проекции. Не хочу пускать в ход этот аргумент потому, что такая интерпретация лежит за пределами возможности это доказать.

 

313 Тридцать два удара могут происходить от умножения 4х8, как мы знаем по опыту, что кватерность, обнаруженная вблизи центра мандалы, часто становится 8,16,32 или более, при распространении к периферии. Число 32 играет важную роль в Каббале. Так мы читаем в Книге творения Сефер Иецира* (1:1) Тридцатью двумя путями - чудными, мудрыми, начертал (или сотворил) ИА, ИЕВЕ, Саваоф, Бог Израиля, Бог живой и Царь вечный, Эль Шаддай... - и создал мир Свой тремя сефарим (счислениями): сефер [книга], сефор [счисление] и сипур [повествование чисел). Они состоят из (1;2): "Десяти чисел (сефиротов) невещественных (абстрактных). Двадцать две буквы - основания: три материи, семь двойных и двенадцать простых". Значение десяти чисел следующее: "1: дух Бога Живого; 2: дух из духа; 3: вода из духа; 4: огонь из воды; 5-10: высота, глубина, Восток, Запад, Юг, Север".138 Корнелий Агриппа упоминает, что "ученые Иудеи относили число 32 к Мудрости, ибо столько было путей Мудрости, описанных Авраамом".139 Франк установил связь между 32 и каббалистической троицей, Кетер, Бина и Хокма: "Эти три персоны содержат и объединяют в себе все, что существует, и они, в свою очередь, объединяются в Белой Главе, Ветхой Днями, ибо он есть все и все есть он. Иногда он представлен тремя головами, составляющими одну голову, но иногда он уподобляется мозгу, который, не нарушая целостности, разделяется на три части и простирается через все тело тридцатью двумя парами нервов, точно так же как Бог распространяется во вселенной тридцатью двумя сверхъестественными путями."140 Эти тридцать два "оккультных канала" также упоминаются Кнорром фон Розен-ротом,141 который называет Хокма "главнейшей дорогой всего, охватывающей все", ссылаясь на Иова: "Стези туда не знает хищная птица, и не видел ее глаз коршуна" (Книга Иова 28:7). Алленди, придавая большое значение символике, пишет: "32... -это дифференциация, которая появляется в органическом мире: не созидательная генерация, а скорее план и устройство различных форм созданных вещей, которые создатель смоделировал как результат умножения 8х4..."142 Возможно кабалистическое число 32 соответствует тридцати двум знакам удачи (mahavyanjana) Будды-ребенка.

 

* См. Книга творения Сефер Иецира. пер. Н.А.Пфеферовича. - В кн. Пашос "Каббала", С-Пет., "Андреев и сыновья", 1992. с. 198, Прим. ред.-A.M.

 

314 Относительно интерпретации, основанной на сравнительном историческом материале, мы находимся в более благоприятном положении, по крайней мере в отношении общих аспектов фигуры. Во-первых, в нашем распоряжении целостный символизм мандалы трех континентов, и во-вторых, специфический временной символизм мандалы, который развился под влиянием астрологии, в частности, на Западе. Гороскоп (рис.100) представляет собой мандалу (часы) с темным центром и левосторонним circumambulatio, с. "домами" и планетарными фазами. Мандалы церковного искусства (на полу перед высоким алтарем или под трансептом) часто используют зодиакальных животных или времена года.

Рис. 100 Гороскоп, на котором изображены дома, зодиак и планеты.  Гравюра на дереве Эрхарда Шоена для рождественского календаря Леопарда Рейманна (1515)

 

Рис. 101. Христос в мандале, окруженный символами четырех евангелистов. - Фреска, церковь Сен-Жак-де-Герет, Франция

 

Родственной является идея идентификации Христа с Церковным календарем, на котором он установил полюс и жизнь. Сын Человеческий - предчувствие идеи Самости (рис.99)-такова гностическая подмена Христа другими синонимами самости среди Наассенов, записанная Ипполитом. Существует также связь с символикой Гора: с одной стороны, Христос, окруженный четырьмя эмблемами евангелистов, - трое животных и ангел (рис.101); с другой - Отец Гор со своими четырьмя сыновьями или Осирис с четырьмя сыновьями Гора'' 143 (рис.102). Гор также hlioz anatolhz (восходящее солнце), 144 и Христос был еще почитаем таковым ранними христианами.

 

Рис. 102. Осирис с четырьмя сыновьями Гора на лотосе.  Budge, The Book of the Dead (1899)

 

315 Мы находим примечательные параллели в писаниях Гийома де Дигюйвиля, настоятеля цистерцианского монастыря в Шале, нормандского поэта, который независимо от Данте создал три pelerinages между 1330 и 1355 годами: Les Pelerinages de la vie humane, de I'ame и de Jesus Christ.* Последняя песнь Pelerinage de I'ame включает видение Рая, состоящего из семи больших сфер, каждая из которых содержит семь меньших сфер.146 Все сферы вращаются, и это движение называется siecle (saeculum). Небесные siecles являются прототипами земных веков. Ангел-проводник поэта объясняет: "Когда святая Церковь заканчивает свои молитвы словами in saecula saeculorum (вовеки веков), она имеет ввиду не земное время, но вечность". В то же время siecles - сферические пространства, в которых обитает святость. Siecles и deux - идентичны. В высочайших небесах совершенного золота Король сидит на круглом троне, который сияет ярче солнца. Корона из драгоценных камней венчает его. Возле него, на круглом троне из коричневого кристалла, сидит Королева, ходатайствующая за грешников (рис.103).

 

* Паломничество к жизни человеческой, к душе и к Иисусу Христу (фр) Прим. пер

 

316 "Поднимая свои глаза к золотым небесам пилигрим познает чудесный круг, трех футов в поперечнике. Он выходит из золотых небес в одной точке и возвращается к ней с другой стороны, проделывая целый круг по золотым небесам". Этот круг имеет цвет сапфира. Это маленький круг (диаметром три фута) и, очевидно, он движется по большому горизонтальному кругу как катящийся диск. Этот большой круг пересекает золотой круг небес.

 

317 Пока Гийом и далее поглощен этим зрелищем, внезапно появляются одетые в пурпурное три духа, с золотыми коронами и поясами, и входят в золотые небеса. Этот момент, как говорят ему ангелы, есть ипе fete, как церковный праздник на земле:

 

Се cercle que tu vois est Ie calendrier Qui en faisant son tour entier, Montre des Saints les journees, Quand elles doivent etre fetees. Chacum en fait Ie cercre un tour, Chacune etoile у est pour jou r. Chacum Soleil pour 1'espace De jours trente on zodiaque.

 

(Сей календарный круг за годом год

Свершает неизменный оборот,

Указывая имена святых

И дни, когда нам чтить пристало их.

Они спешат по кругу чередой,

И каждый день - под собственной звездой.

А тридцать дней на каждый звездный знак

Все вместе нам составят Зодиак.*)

 

Пер. с фр. Ю.Стефанова. -Из книги К. Г. Юнг. Архетип и символ, стр. 177. Прим. ред.

 

Рис. 103. Sponsus et sponsa. Stefano da Sant'Agnese (15 век)

Деталь из Polittico con lIncoronazione, Stephano da SaintAgnese

 

Рис. 104. Бог как Отец-Логос, создающий зодиак.  Peter Lomba rd, De sacramentis (манускрипт, 14 век)

318 Три фигуры - святые, чьи праздничные дни отмечаются даже сейчас. Малый круг, который входит в золотые небеса имеет три фута ширины, а также существуют три фигуры, неожиданно появляющиеся. Они означают момент времени в вечности, как это делает круг календаря (рис.104). Но почему он должен быть точно в три фута диаметром, почему существует три фигуры, остается загадкой. Мы, естественно, думаем о трех ритмах в нашем видении, которые начинаются с движения стрелки по синему диску, и точно так же необъяснимо входят в систему, как и круг-календарь входит в золотые небеса.

 

319 Ангел-проводник продолжает знакомить Гийома со значением знаков зодиака, с отдельными ссылками на тайную историю, и заканчивает замечанием, что праздник двенадцати рыбаков будет отмечаться под знаком Рыбы, когда двенадцать появляются перед Троицей. Потом вдруг выясняется, что Гийом никогда реально не понимал природу Троицы, и он обращается к ангелу за объяснением. Ангел отвечает: "Сейчас есть три основных цвета, а именно зеленый, красный и золотой. Эти три цвета кажутся объединенными в разных работах по мокрому шелку и в перьях многих птиц как, например, у павлина. Всемогущий Царь, соединяющий три цвета в один, разве не может сделать одну сущность тремя?" Золото, королевский цвет, относится к Богу-Отцу, красный к Богу-Сыну, так как он пролил свою кровь, и Духу Святому - зеленый, "la couleur qui verdoye et qui reconforte."* После этого ангел предупреждает

 

Рис. 105. Богородица, олицетворяющая звездное небо.  Speculum humanae saluacionis, (манускрипт, Ватикан, 15 век)

 

Гийома о том, чтобы он не задавал больше вопросов и исчезает. Поэт просыпается, обнаруживает себя в постели невредимым, и так заканчивается Pelerinage de I'ame.

 

320 Однако, осталось спросить об одном: "Три есть три - но где же четвертый?" Почему пропущен синий? Этот цвет был также пропущен в "искаженной" мандале сновидца (см. пар.287). Довольно странно, что календарь, который пересекается золотым кругом, синий, и такой же цвет имеет вертикальный диск в трехмерной мандале. Мы можем сделать вывод, что синий, расположенный вертикально, означает высоту и глубину, (синее небо вверху и синее море внизу), и что любое сокращение вертикали превращает квадрат в прямоугольник, производя тем самым нечто вроде инфляции сознания.''17 Следовательно, вертикаль будет соответствовать бессознательному. Но бессознательное в мужчине имеет женские характеристики, а синий -традиционный цвет небесного плаща Девы (рис.105). Гийом был настолько поглощен Троицей и тройственным аспектом короля, что совершенно забыл о королеве. Фауст обращается к ней со словами; "Верховная Царица мира! Позволь мне рассмотреть твои секреты в распахнутой лазури полога небес".

 

** Цвет, который озеленяет и утешает (фр.) Прим. пер.

 

321 Синий неизбежно должен был оказаться пропущенным Гийомом в тетраде цветов радуги из-за его женской природы. Но, как и сама женщина, анима означает вершину и глубину мужчины. Без синего вертикального круга золотая мандала остается бестелесной и двумерной, некоей абстракцией. Именно только вмешательство времени и пространства здесь и сейчас создает реальность. Целостность осуществляется лишь на мгновение - мгновение, которое Фауст искал всю свою жизнь.

 

322 Поэт в Гийоме должен был иметь склонность к еретической правде, когда он придал Королю Королеву, сидящую на троне, сделанном из землисто-коричневого кристалла. К чему небеса без Матери Земли? И как человек может достичь полноты, если Королева не заступится за его черную душу? Она понимает тьму, потому что она приняла трон - саму землю - с ее небесами, если только руководствоваться тончайшими предположениями. Она добавляет недостающий синий к золотому, красному и зеленому и, таким образом, полностью гармонизирует целое.

 

Рис. 106. "Эликсир луны "  Codex Reginensis Lalinus 1458 (17 век)

 

Рис. 107. Богородица, несущая Спасителя. - Speculum humanae saluacio nis, (манускрипт, Ватикан, 15 век).

 

IV. СИМВОЛЫСАМОСТИ

 

323 Видение "часов мира" не является ни последней, ни высшей точкой развития символов объективной психе. Но они подводят к концу первую треть материала, состоящего в целом примерно из четырехсот снов и видений. Эта серия примечательна тем, что дает необычайно полное описание психического факта, который я наблюдал намного раньше во множестве индивидуальных случаев.14 8 Мы должны быть благодарны не только полноте объективного материала, но и заботе и проницательности сновидца, его терпимости к нашему участию в наблюдении за синтетической работой бессознательного. Тернистый путь этого синтеза, несомненно, должен быть представлен даже с большей полнотой, возьми я в расчет 340 снов, а не только 59 здесь изученных. К сожалению, это невозможно, так как сны распространяются на интимные подробности личной жизни и, следовательно, должны оставаться неопубликованными. Из-за этого я вынужден ограничиться обезличенными материалами.

 

324 Я надеюсь, что мне в какой-то мере удалось объяснить развитие символов самости и преодоление, иногда лишь частичное, значительных трудностей, свойственных всем материалам, извлеченным из действительного опыта. В то же время я совершенно убежден в том, что сравнительный материал, столь необходимый для полного освещения, мог бы быть значительно расширен. Но чтобы не обременять повествование я выработал величайшую сдержанность. Соответственно, многое здесь лишь намечено, что, впрочем, не должно создавать впечатление поверхностности. Я верю, что такая позиция в состоянии предложить множество доказательств моих взглядов, но мне не хотелось бы создать впечатление человека, воображающего, что он дал окончательные выводы касательно этого очень сложного предмета. Правда, я не впервые имел дело с серией спонтанных проявлений бессознательного. Однажды я уже делал это в моей книге "Психология бессознательного",1'19 но там было больше проблем неврозов в процессе возмужания, тогда как здесь стоит более широкая проблема индивидуации. Более того, при обсуждении существует определенная разница

 

Рис. 108. Майя, вечная и неизменная ткачиха иллюзорного мира чувств, окруженная Уроборосом. Поврежденная виньетка из коллекции текстов-комментариев брахманов между разными людьми. У предыдущего пациента, которого я не наблюдал лично, дело кончилось психической катастрофой -психозом; а этот показывает нормальное развитие, какое часто наблюдается у высокообразованных людей.

 

325 Что особенно примечательно, это обстоятельное развитие центрального символа. Вряд ли мы можем избежать ощущения, что бессознательный процесс движется по спирали, вокруг центра, постепенно приближаясь к нему, при этом характеристики центра становятся все более и более отчетливыми. Или, возможно, мы могли применить для бессознательного процесса другой путь, круговой, и считать, что центр - сам по себе виртуально неведомый - действует как магнит на отличные в корне материалы и процессы бессознательного и постепенно захватывает их как кристаллическая решетка. По этой причине центр (для второго случая) часто изображается как паук на своей паутине (рис.108), особенно если сознательная установка находится под страхом бессознательных процессов. Но если процессу предоставить возможность взять свой курс, как это было в нашем случае, то центральный символ, постоянно обновляясь, будет упрямо и настойчиво пробивать себе дорогу сквозь кажущиеся хаос личной психе и ее драматические преграды, точно как эпитафия150 великому Бернулли, которая говорит о спирали: "Eadem mutata resurgo"*. Соответственно, мы часто находим спиральное представление центра, например, в виде змеи, обвившейся вокруг созидательной точки, яйца.

 

* Изменяясь, воскресаю (лат.) Прим.. пер.

 

326 Действительно, создается впечатление, что все личные препятствия и драматические перемены в судьбе, которые создают напряжение жизни, были только нерешительными, робкими уклонениями, чем-то вроде незначительных осложнений и мелочных оправданий для этого невидимого, странного и таинственного процесса кристаллизации. Часто создается впечатление, что личная психе движется вокруг центральной точки как пугливый зверь, зачарованный и напуганный одновременно, постоянно убегающий, но упорно продвигающийся ближе.

 

327 Я не хочу вводить в заблуждения, будто бы мне все известно о природе "центра" - потому что она просто непознаваема и может быть выражена лишь символически через свою собственную феноменологию, как частность, случайно, с каждым объектом восприятия. Среди различных характеристик одна поразила меня с самого начала - явление кватерности (рис.109). То, что это не просто вопрос, скажем, "четырех" направлений компаса или чего-то в этом роде, можно доказать тем, что часто существует соревнование между тремя и четырьмя. 101 Бывает также, но гораздо реже, соревнование между четырьмя и пятью, хотя пятилучевые мандалы должны характеризоваться как аномальные из-за их асимметричности. 152 Следовательно, нормальным будет ясное требование четырех (или их высокая статистическая вероятность). Теперь о (я не могу воздержаться от замечания) любопытной "шутке природы": основной химический элемент физического организма -углерод - характеризуется четырьмя валентностями; также хорошо известно, что алмаз - кристаллический углерод. Углерод черен - уголь, графит, но алмаз - "чистейшей воды". Чтобы провести такую аналогию, необходим достойный сожаления вид интеллектуальных изысков, когда явление четырех объявляется просто поэтической фантазией сознательного мышления, а не спонтанным продуктом объективной психе. Даже если мы предположим, что на сны можно повлиять в сколько-нибудь ощутимой степени путем самовнушения - в таком случае это, естественно, в большой мере касалось бы их значения, а не формы - все равно необходимо будет доказать, что сознательное мышление сновидящего приложило значительные усилия для выражения идеи кватерности в бессознательном. Но в этом случае, как и во многих других, которые я наблюдал, такая возможность абсолютно исключена, она полностью несовместима с многочисленными историческими и этнологическими параллелями. 153 (рис. 110; см. также рис.50. 61-66, 82,109). Воспринимая эти факты в целом, мы приходим, на мой взгляд, к неизбежному выводу, что здесь присутствует некий психический элемент, который самовыражается через кватерность. Для этого не требуется смелого размышления или экстравагантной фантазии. Если я назвал центр "самостью", я сделал это после трезвого осмысления и тщательного взвешивания эмпирических и исторических данных. Материалистическая интерпретация может легко утверждать, что "центр" есть не что иное, как место, в котором психе перестает быть познаваемой, потому что здесь она соединяется с телом. А спиритуалистическая интерпретация может возразить, что эта "самость" есть не что иное, как "дух", который оживляет душу и тело и вторгается во время и пространство в этой созидательной точке. Я намеренно воздержался от подобных физических и метафизических рассуждений и довольствуюсь установлением эмпирического факта, что бесконечно важнее для развития человеческого знания, чем погоня за модными интеллектуальными изысками или скороспелыми "религиозными" вероучениями.

 

328 Как показывает мой опыт, мы имеем дело с очень важными в объективной психе "процессами, содержащими ядро" -"образами цели", как будто психический процесс, являясь целенаправленным. устанавливается по своему усмотрению, безо всяких внешних стимулов. 154 Безусловно, всегда существует определенное состояние психической потребности, род голода, но она стремится найти привычные и любимые блюда и никогда не представляет себе, что ее цель - некая заморская еда, неведомая сознанию. Цель, которая влечет к себе эту психическую потребность, образ, дарующий исцеление и целостность. являются, на первый взгляд странными сверх всякой меры для сознательного мышления, так что выход оно может найти.лишь с трудом. Конечно, все совершенно иначе для людей, которые живут во времени и окружении, где такие образы цели укоренены в догматах веры. Тогда эти образы ео ipso добираются до сознания, и бессознательное представляется собственным скрытым отражением, в котором оно узнает себя - таким образом, сила сознательного мышления и бессознательного соединяются.

 

329 Что касается вопроса о происхождении мотива мандалы, то сперва кажется, что он постепенно приходит в бытие в течении серии снов. На самом же деле, он лишь появляется все более и более отчетливо, во все более дифференцированной форме; в действительности он присутствовал всегда и даже появился в первом сне - как позже говорят нимфы: "Мы всегда были здесь, только ты не замечал нас". Следовательно, более вероятно, что мы имеем дело с a priori "типом", архетипом, который присущ коллективному бессознательному и поэтому находится вне индивидуального рождения и смерти. Архетип является, так сказать, "вечной" данностью и вопрос состоит лишь в том, воспринимается он сознанием или нет. Я думаю, мы сформулировали наиболее достоверные гипотезы, и предпочтительнее та, которая лучше объясняет наблюдаемые факты (если мы предположим, что повышение ясности и частоты мотива мандалы происходит благодаря более точному ощущению уже существующего "типа"), а не та, при которой мотив сна генерируется в процессе серии снов. 155 Последнее опровергается фактом - например, того что такие фундаментальные идеи как шляпа, которая является квинтэссенцией Персоны, обвивающая змея и perpetuum mobile появляются прямо в начале (первая серия: сон 1, пар.52 и видение 5, пар.62; вторая серия: сон 9, пар.134).

330 Если мотив мандалы - архетип, он обязательно должен быть коллективным явлением, т.е. теоретически он должен проявляться у всех. На практике, однако, его можно встретить в отчетливой форме в сравнительно немногих случаях, хотя это не мешает ему служить скрытым полюсом, вокруг которого вращается решительно все. В соответствии с последним анализом, каждая жизнь - это реализация целого, то есть Самости, исходя из чего эту реализацию можно назвать "индивидуацией". Вся жизнь привязана к индивидуальным носителям, которые осуществляют ее, и она просто немыслима без них. Но каждый носитель наделен индивидуальной судьбой и предназначением, и реализация их самих создает смысл жизни.

Рис. 109. Четыре евангелиста со своими символами и четыре реки рая. В центре колеса Иезекииля с spiritus vitae, который "был в колеса(Иезекииль 1:21). - Миниатюра в Евангелии, Ашаффенбург (13 век)

 

Правда, "смысл" часто может быть также назван "нонсенсом", так как имеется определенная несоизмеримость между тайной существования и человеческим пониманием. "Смысл" и "нонсенс" - это, по меньшей мере, искусственные ярлыки, которые служат для того, чтобы придать нам обоснованно правильный смысл направления.

 

 

Рис. 110. Живопись на песчанике индейцев навахо.  Этнологический рисунок

 

331 Как показывают исторические параллели, символика мандалы - не просто уникальная диковинка, мы можем уверенно утверждать, что это обычное явление. Где это не так, там не было сравнительного материала, и это отличная возможность сравнения продукта мышления всех времен в каждой части земного шара, которая показывает нам огромную важность consensus gentium для процесса объективной психе. Этой причины достаточно, чтобы не освещать их, и мой медицинский опыт лишь подтвердил эту оценку. Конечно, есть люди, которые думают, что ненаучно воспринимать любые вещи всерьез, они не хотят беспокоить свои головы серьезными рассуждениями. Но врач, не способный принять в расчет значение чувств, совершает грубейший промах, и если он пытается исправлять таинственное и в высшей степени непостижимое произведение природы со своим так называемым научным подходом, то, по меньшей мере, подставляет поверхностные рассуждения на место природного целительного процесса. Давайте же воспримем сердцем мудрость старого алхимика: "Наиболее естественная и совершенная работа заключается в создании ей подобной". 156

 

Рис. 111. Cauda pavonis, комбинация всех цветов, символизирующая целостность.  Boschius, Symbolographia (1702)

 

Рис.А, Зеркало искусства и природы. Гравюра отражает алхимическиек поиски Камня в глубине земли и в лаборатории. Два создателя золота представляют свою prima materia (верхний ряд); первичные качества создают камень, называемый Витриол или Азот (средний ряд), второй круг описывает четыре элемента, пролученные при творении вселенной - Michelspacher. S: Cabala, speculum artist et naturale, in alchymia, Ausburg, 1654.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: