Для отличника и аспиранта




Раскинулись рельсы далеко, Прощай же, родной городишко,

По ним эшелоны гремят, И ты, дорогая семья,

Они с Украины вывозят И ты, чернобровый мальчишка,

В Германию наших девчат. И первая встреча моя.

По вашему мнению, эта песня относится к…

1.… аутентичному фольклору. 4. …фольксинесу.

2… фольклоризмусу. 5. … литературной поэзии.

3… фейклору.

 

 

1.6. Мировой фольклор и "адрес" в нем русского

 

В современном мире, преодолевая все барьеры между людьми – расовые, социальные, религиозные, имущественные, политические – постепенно формируется общечеловеческая культура; мировой фольклор может рассматриваться как составная её часть. В отличие от понятия "мировая литература", это понятие, "мировой фольклор", чаще находим в рубриках каталогов научных библиотек, чем в текстах исследований. Дело в том, что первое понятие еще во времена И. В. Гете, который ввел его в научный оборот, скрывало за собой полнокровную духовную реалию совместного развития человечества, а "мировой фольклор" был и остается научной абстракцией. Если в системе общечеловеческой литературы важнейшую объединяющую роль играет критика, ставшая, по удачному выражению М. Верли, "чем-то вроде совести мировой литературы", то исследователь мирового фольклора имеет дело с "несознательным характером коллективных явлений" (К. Леви-Строс), несовместимым с подобной функцией. Напомним также об обусловленной исторически и географически этнической замкнутости национальных традиционных фольклоров.

Неравномерность прогресса цивилизации на Земле делает из мирового фольклора начала XXI в. картину достаточно пеструю: если в странах Западной Европы наблюдаются только бледные остатки былого устного творчества, то у некоторых народов и племен Африки, Южной Америки, у аборигенов Австралии оно в фазе расцвета. Это теперь. В исторической же перспективе, во-первых, выясняется значительное сходство в структуре фольклора у всех народов мира, а во-вторых, проясняются некоторые причины упомянутой пестроты.

Как это выяснили исследования историков культуры, всем фольклорам мира присуща определенная совокупность жанров. В фольклористике жанр – это тип словесной (часто также музыкальной) формы, традиционной в народном быте и связанной с повторением определенных элементов содержания. Итак, выяснилось, что такими наиболее распространенными в мире и в тоже время общими жанрами являются миф, обрядовая песня, сказка, пословица.

В наиболее обобщенном значении миф – это фантастический рассказ о сотворении мира и людей, о богах и "культурных героях" (таких, как Прометей у древних греков); сказанное в нем считается правдой. Русские не сберегли мифов в чистом виде, лишь их следы – в обрядовом фольклоре, главным образом. Сказка рассказывает о приключениях людей и животных, которые, как правило, считаются выдумкой, у большинства народов она имеет функцию развлекательную (следовательно, эстетическую) и отличается четко структурированной формой. Обрядовая песня, сопровождающая ритуалы, и пословица, в форме отдельных, обособленных предложений конденсирующая коллективный опыт и передающая его от поколения к поколению, также относятся к первичным или, в иной перспективе, базовым жанрам мирового фольклора. Их произведения звучат или звучали всюду, где человек проявляет себя в устной традиции – от патагонцев Огненной Земли на юге и до эскимосов Канады на севере.

Эти же жанры оказываются также основоположными для устной культуры человечества: они, точнее, их аналоги в технизированной массовой культуре не исчезают и у наиболее цивилизованных современных народов. Действительно, мифы воспроизводятся в литературной и кинематографической фантастике типов "мистери" и "фентези", их функции перенимают сакральные тексты современных религий; сказкам отвечает массовая беллетристика различных жанров – от детективов до "романов для служанок", где бедная девушка, немного победствовав и напугавшись, повторяет судьбу Золушки. Жизнь фольклорной обрядовой песни и ритуалов, которые она сопровождает, словно продолжают гимны и ритуалы современных церквей, с одной стороны, а с другой – организаций светских, а именно: государств, армий, школ, университетов, компаний, скаутов, пионеров и т. п. Наконец, пословицы продолжают жить и в своей устной форме, и в виде литературных афоризмов, политических лозунгов, реклам.

В то же время в мировом фольклоре имеем дело и с группой жанров, существующих не у всех народов земного шара. Этих жанров нет, например, в весьма архаических фольклорах индейцев Америки. Причину этого явления открыл американский этнолог Ф. Боас, доказавший, что предки коренных народов Америки переправились через Берингов пролив (или прошли перешейком, тогда существовавшим) еще перед тем, как обитатели Старого Света изобрели эпос, сказки о животных с моралью и поговорки. Следовательно, указанные жанры призваны были удовлетворять духовные запросы уже более развитого общества.

Хотя герои эпоса некоторыми своими сверхчеловеческими качествами еще близки к персонажам мифа, они действуют уже в эпоху образования первичных этнических государств и войн между ними, эпический герой – защитник своего народа и его земли. Появление финальной морали в сказках о животных вовлекло этот жанр в сферу дидактики, тем самым раскрывалась его аллегорическая сущность, а персонажи его уже не могли приравниваться к животным – персонажам мифа. Наконец, поговорка – в отличие от пословицы – представляет собой незамкнутую синтаксическую конструкцию, свободно вплетаемую в ткань живой разговорной речи, а её появление есть определенный шаг на пути десакрализации племенной мудрости: она переносит в народную будничную речь, вульгаризирует метафоричность существовавшего некогда эзотерического сакрального языка жрецов.

Среди фольклоров Европы, Азии и Африки, в которых присутствуют все перечисленные жанры, выделяется обширная группа, отличающаяся фактической идентичностью сказочных сюжетов и сюжетных конструкций эпоса. Подавляющее большинство народов – носителей этой группы фольклоров, относят к индоевропейскому языковому единству, однако границы фольклорного сродства не вполне совпадают с языковыми. Те же сказочные сюжеты, что бытуют у народов языковых групп индийской (или индоарийской), иранской, тохарской, греческой, кельтской, германской, балтийской и славянской, бытуют и у грузин, язык которых лингвисты относят к неиндоевропейской картвельской группе. Возможно, в будущем выявится еще один, более широкий круг родственных по определенным фольклорным явлениям народов, на сей раз соотнесенный с ностратической макрородиной языков – языки афразийские, индоевропейские, картвельские, уральские и алтайские.

Русский фольклор находит свое место среди устных традиций, принадлежащих восточнославянским народам (русские, украинцы, белорусы), в свою очередь, относящимся к славянской языковой группе. Хотя целый ряд националистически настроенных белорусских и украинских ученых считают восточнославянскую общность не научной, а политической конструкцией, в реальности её существования сомневаться трудно. Иное дело, что реальные отношения между славянскими фольклорами остаются неизученными, а скажем, вопрос о том, какой из них обнаруживают наибольшую близость к русскому фольклору, остается дискуссионным. Во-первых, потому, что черты сходства между славянскими фольклорами различны по происхождению: близость фольклоров белорусского и польского, например, не в последнюю очередь определяется результатами взаимовлияний в XIV–XIX вв., параллели же украинского фольклора с южнославянскими, иногда поразительные, отражают древнейшее генетическое единство. Во-вторых, следует иметь в виду, что реально все славянские фольклоры, действительно, очень близки, однако специалисты, как правило, принимают во внимание не объективное состояние вещей, а отличия в понятийных сетках (в частности, терминологической), накладываемых на отечественную устную традицию фольклористами каждой из стран. Так, например, русские фольклористы называют "быличкой" тот жанр устной прозы, который их украинские коллеги определяют как "мифологическую легенду".

 

Вопросы Посмотрим, как ты понял...

Фольклор | сказка миф?.

Массовая культура | детектив фантастика мультфильмы о Томе и ………………………………………………………… Джерри



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: