Средства художественной выразительности




Изобразительно-выразительные средства языка

(лексические, фонетические, синтаксические, тропы)

Виды и роль

Изобразительно-выразительных средства языка

Фонетические средства – звучание слова и его части: аллитерация, ассонация.

Лексические средства - лексическое значение, происхождение и употребление слова: антонимы, синонимы, омонимы, паронимы, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, заимствованные слова, фразеологизмы, книжная лексика, просторечия, неологизмы, окказионализмы, варваризмы, экспрессивно-эмоциональная лексика (разговорная, эмоционально-оценочная, с суффиксами эмоциональной оценки) и др.

Синтаксические средства - построение словосочетания, фразы, предложения, текста: анафора, эпифора, повтор, вопросно-ответная форма, градация, инверсия, однородные члены, парцелляция и др.

Тропы - это обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении: сравнения, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, перифраз, ирония, парадокс, гипербола, литота, эпитет и др.

 

Изобразительно-выразительные средства языка играют важнейшую роль в речи: делают её образной, яркой, меткой, индивидуальной. Они широко, но ограниченно и по-разному используются во всех стилях речи.

Особенно широко и полно употребляются в художественном стиле, создавая неповторимый индивидуальный стиль писателя.

Средства художественной выразительности

Языковое средство Определение Примеры
1.Фонетические средства
1. Аллитерация Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении или прозе, придающее особую звуковую выразительность. Грохочет эхо по горам, Как гром, гремящий по громам. (Г. Державин) Швед, русский, колет, рубит, режет, Бой барабанный, крики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон. (А.Пушкин)
2. Ассонация Повторение одинаковых гласных в стихотворении или прозе, придающее особую звуковую выразительность, напевность, лиризм. Стрелу взложу на тетиву тугую, Послушный лук согнув дугу, Пущуна славу удалую, На горе внешнему врагу. (А.Пушкин)
2. Лексические средства
3. Антонимы Слова, которые противоположны по смыслу Они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А.Пушкин)
4. Контекстные (или контекс- туальные) антонимы Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются анонимами только в исходном тексте.   Комплекс неполноценности способен загубитьчеловеческую душу. А может возвыситьдо небес. Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогретьвесь земной шар. А можно расколотьего на тысячу частей. (С.Довлатов)
5. Синонимы Слова, близкие по значению. Сначала намело совсем мало - по земле стелилась позёмка, но потом снег валил и валил, перешёл в метель, а потом и вовьюгу.   Буран, метель, вьюга - ветер со снегом разной силы
6. Контекстные (или контекс- туальные) синонимы   Слова, которые являются синонимами только в исходном (данном) тексте. Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (Д.Гранин) То было видение… Предо мною появились два ангела…два гения. Я говорю: ангелы… гении- потому что у обоих не было никакой одежды и за плечами у каждого взымались сильные длинные крылья. (И.Тургенев)
7. Антитеза (противо- поставление) Резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста Всю мировую литературу я разделяю на два типа – литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудержныйДостоевского – и мощный замедленный ритмТолстого. Как динамичнаЦветаева и как статична Ахматова! (Ф. Искандер)
8. Омонимы Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Ключ- замочный и скрипичный ключ. Подошла, спросила такса: «За проезд какая такса?»
9. Паронимы Близкие по звучанию, но имеющие разные значения слова. Каждый день для него был праздничным, и он вел праздныйобраз жизни.
10. Диалектизмы Слово или сочетание слов, бытующие в определенной местности и употребляемые в речи жителями этой местности. Порато баско - «очень красиво» Мы сажали капусту и бураки. (свёклу) Глядя на небо, он сказал: «Замолаживает, поторопиться надо». (надвигаются тучи)
11. Жаргонизмы Слова и выражения за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону - разновидности речи, употребляющейся людьми, объединенными общностью интересов, привычек, занятий. 1. Голова у тебя пустая - тыква. 2. Сегодня по русише пару схватил. (по русскому языку двойку - школьный жаргон) 3. У меня за зимнюю сессию два хвоста(две задолженности – студенческий жаргон) 4.Тачку лови, а то на тусу не успеваем (машина, вечеринка – блатной жаргон)
12. Профессиона- лизмы Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. На корабле самым любимым местом был кубрик. (каюта для общего отдыха - моряки)
13. Термины Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники. Фонетика – раздел языкознания изучающий звуки и буквы языка, их соотношение.
14. Заимствованные слова (иноязычные) Слова, пришедшие из других языков, при употреблении которых нужно знать значение Сегодня в приоритетездоровье образование молодого поколения. (на первом месте)
15. Фразеологизмы Устойчивые, неделимые сочетания слов, постоянные по значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Кривить душой - лицемерить. Жить душа в душу – мирно Как кошка с собакой – в состоянии драки Как Бог на душу положит – как–нибудь Работать спустя рукава - плохо
16. Книжная лексика Слова, характерные для письменной речи, имеющие особенную стилистическую окраску. Для совершения подвига необходим мощный стимул. Пушкин умер и шагнул вбессмертие. Картофель широко экспортируютмногие страны.
17. Просторечная лексика   Разговорные слова, отличающиеся грубоватостью.   Поздравляю тебя, Шарик, ты балбес! Ведешь себя как дурак.
18. Неологизмы Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий. Имиджмейкер – создатель имиджа. Инаугурация -введение президента в должность.
19. Окказионализ- мы Индивидуально - авторские неологизмы. (новые слова, полученные случайно, попутно). Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялисьза счет прав других. (А. Солженицын) Сливеютгубы с холода… Змею стометроворостую… (В. Маяковский) Крылышкуя золотописьмом тончайших жил… (В.Хлебников)
20. Архаизмы Слова, вышедшие из активного употребления, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. Архаизмы обязательно имеют современные синонимы. Ибо - потому Ежели– если Перст – палец Ланиты – щёки Десница – правая рука Чело – лоб Зело – очень Красная(девица) – красивая Паче - больше Лепота - красота Тло – дно Кут – темный уголок
21. Варваризмы Слова другого языка, которые только начали проникать в язык, но процесс заимствования ещё не завершён. «Бай-бай», друзья мои. (в значении «пока» - английский) Андеграунд– подполье (анг.) Аватар – олицетворение, воплощение, образ (анг.) Аутсайдер – изгой (анг.)
22. Экспрессивно-эмоциональная лексика. Выражает эмоции, чувства, даёт оценку: 1. Разговорная- слова, имеющие сниженную стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. 2. Эмоционально-оценочная -имеющая как позитивный, так и негативный оттенок. 3. Слова с суффиксами эмоциональной оценки. 1. Грязнуля, крикун, безобразник...   2. Прелестиый, очаровательный, изумительный, удивительный; ужасный, отталкивающий, отвратителъный, кошмарный, омерзительный...   3. Зайчонок, зайчик, зайчишко... А у волчища зубища!!! Дом, домишко, домина, домик... Сын, сынок, сыночек, сынуля, сынулечка...
23. Лексический повтор   Повторение в тексте одного и того же слова. - Эти люди– ваши родственники? - Да, - сказал он. - Все эти люди – родственники? - Безусловно, - сказал он. - Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох? (С. Довлатов)
3. Синтаксические средства
24. Анафора (единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложения Руки отпускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки отпускаютсяот постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Руки отпускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки». Вот от чего опускаются руки! (Р.Рождественский)
25. Эпифора (единое окончание) Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение образа, понятия и т.д. Как французы повлияли на Пушкина - мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского – мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу – мы знаем.
26. Вопросно- ответная форма изложения Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними. Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма - дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех.
27. Градация Синтаксическая конструкция, в которой однородные выразительные средства расположены в порядке усиления или ослабления признака. Вед и правда: что толку смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости, если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадкосмеяться над человеком. (Л.Пантелеев)
28. Композицион- ный стык   Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годынаш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому что только после нее возможна простая человеческая жизнь. Жизнь, ради которой погибли миллионы.
29. Однородные члены предложения Синтаксическое средство выразительности, позволяющее а) подчеркнуть различные качества чего-либо; б) увидеть динамику действия; в) в деталях увидеть, услышать, понять что – либо. Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху, плывет то рокот, то гром, то нежный голосвлюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звукиклавесина, то говор перекатного ручья …. Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, прочными и светлыми, усталыми и восторженными - всякими.Если суждено нам умереть, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. (В. Астафьев)
30. Инверсия Обратный порядок слов в предложении. (Прямой порядок: подлежащ., сказуемое; согл-ное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после; дополнение - после управляющего слова; обстоятельства образа действия –перед глаголом. Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (М.Неверов) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя (Н.Гладков) Не верю яв добрые помыслы нынешних новых русских. (Д. Гранин)
31. Риторический вопрос   Выражение утверждения в вопросительной форме. Вопрос, который не требует ответа. Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях. (В.П.Астафьев)
32. Риторическое восклицание Выражение утверждения в восклицательной форме. Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В.Сухомлинский)
33. Риторическое обращение Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится. Милые мои!Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (В.Войнович) И вы, душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? (П.Вощин)
34. Синтаксический параллелизм Одинаковое (параллельное) построение нескольких рядом расположенных предложений абзацев. Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач) Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) За окошком погасили огоньки, А в камине догорели угольки. (А.Иванов)
35. Парцелляция Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Его звали Моцарт. (С.Довлатов)
4. Тропы
36. Метафора (в том числе развернутая метафора) Перенесение на предмет или явление какого – либо признака другого явления или предмета. Развернутая метафора – это метафора последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом Добрых людей на свете было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, опрокинулся и затонул. Она очищается, душа – то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра. (Н. Гоголь)
37. Метонимия   Перенос значения (переименование) на основе смежности (соединения) явлений. Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом. (В.М. Шукшин) Траурный Моцартзазвучал под сводами собора. (В.П. Астафьев) Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н.В.Гоголь)
38. Синекдоха (с греческого подразумеваемое) - сложный троп, вид метонимии, перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношениямежду ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. Пуще всего береги копейку. (Н.В.Гоголь) Мы все глядим в Наполеоны. (А.С.Пушкин)   И было слышно до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов)
39. Оксюморон Соединение в образе или явлении несовместимых понятий (антонимов). Сладостные мученияиспытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно - радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. (Н. Кривцов)
40. Олицетворение (персонификация)   Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь, все дальше…..Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору. (В.Солоухин) День сегодня хмурится – Дождь идёт на улице.
41. Овеществление Присвоение предметам живой природы свойств неживых существ. Горе было настолько сильным, что перенести его было просто невозможно - она окаменела…
42. Сравнение, сравнительный оборот, развернутое сравнение Сопоставление понятий, предметов, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Может быть передано: 1) с помощью сравнительных союзов как, точно, будто, что, словно, как будто и т.п. 2) С помощью слов похожий на, похож на, подобен, схож с, напоминает, 3) Родит. падежом существительного. 4) Творит. падежом существительного. 5) Сравнительным оборотом. 6) Отрицанием (противопоставле-нием одного предмета или явления другому). 7) Придаточным сравнительным. 1. Ночь, словно сумрачная оратория старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов… 2. И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта. 3. Лак на скрипке был цвета крови. 4. Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была настолько бешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному… 5. Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и, как тонкая ледяная струйка воды,заливало спокойный огонь творчества. 6. Не скрипка – душамузыканта звучала в этой тоскующей мелодии. 7. Рядом с ним, быть может, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких миннезингеров (автор примеров - Н.Гумилев)
43. Перифраз   Описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова. Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом называлось все, что хотите. Уголь и нефть - «черное золото». Хлопок - «белое золото». Газ - «голубое золото». (В.Войнович)
44. Гипербола Художественное преувеличение.   Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба 20 века. Имя это болезни – ксенофобия. (И.Руденко).
45. Гротеск Художественное преувеличение до невероятного, фантастического. Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В.Солоухин)
46. Литота Художественное преуменьшение. Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных. (В.П.Астафьев) Мальчик с пальчик Лошадь величиной с кошку Жизнь человека — один миг
47. Ирония   Вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огромный выборцветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато-серый, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передального чугуна, кокосовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И.Ильф, Е.Перов)
48. Парадокс Изречение, на первый взгляд, противоречит здравому смыслу; но таит в себе глубокое значение, чем банальное высказывание. Парадокс придает речи блеск, поможет разрушить догму, высмеять устаревшее; он должен быть четок, краток, афористичен, логически завершен. Лучшее правительство то, которое меньше всего правит.   Парадокс Гегеля: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории».   Что было раньше — курица или яйцо? С одной стороны, для появления курицы необходимо яйцо, с другой — для появления яйца нужна курица.
49. Эпитет Художественное определение, т. е. красочное, образное, которое подчеркивает в определенном слове какое-нибудь его отличительное свойство. Есть только моя присмерительная, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга…. Пусть рухнут своды собора, и вместо палача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный ревубийцы. (В.П.Астафьев)
50. Сарказм     Едкая ирония. И каждый раз, откровенно халтуря на работе («сойдет..!», что-то слепляя на авось («перемелется..!»), что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя («да ладно, обойдется..!»), закрывая глаза на собственную небрежность («плевать..!») мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы! (Р.Рождественский)
51. Аллегория -иносказание на переносном значении На аллегории строятся басня и притча. Художественное представление идей или понятий посредством конкретного художественного образа или диалога. Основной способ изображения - обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах. Старинные аллегории: весы — правосудие, крест — вера, якорь — надежда, сердце — любовь.   Правосудие — Фемида (женщина с весами и мечом, глаза завязаны).   Прекрасен царскосельский сад, Где ЛЬВА (Швецию) сразив, почил ОРЕЛ России мощной На лоне мира и отрад. (А.С. Пушкин) Лиса - хитрость, Ворона - бездумный человек (басня И.А.Крылова «Ворона и лисица»)
         


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: