ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ




СВЕТЛАКОВА М.В.

 

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

(ПРАКТИКУМ)

СТУДЕНТА________________________________________________

_______________________ГРУППЫ_____________________КУРСА

______________________________________________ФАКУЛЬТЕТА

Екатеринбург 2016

УДК

ББК

А

Светлакова М.В. Спортивная медицина: практикум. Уральский Государственный университет физической культуры и спорта. Екатеринбург, 2016 – 12с.

В практикуме излагаются методы исследования, применяемые в спортивной медицине. Практикум рассчитан для студентов очной формы обучения институтов физической культуры, изучающих курс «Спортивная медицина». А также студентов заочной формы обучения, выполняющих контрольные, курсовые и дипломные работы по этой дисциплине с использованием данных методов исследования.

 

© Светлакова М.В. канд. биол. наук, доцент, 2010

© Уральский Государственный университет физической культуры и спорта, 2009

 

Спортивная медицина – отрасль медицины, которая изучает динамику состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей человека в связи с занятиями физической культурой и спортом, а также нарушения в деятельности организма при нерациональной организации двигательной активности. Кроме того, она разрабатывает специфические методы оценки функционального состояния организма, средства оптимизации процессов постнагрузочного восстановления, повышения спортивной работоспособности и т.п.

При изучении курса спортивной медицины студенты на практических занятиях должны уметь:

Ø освоить методику сбора анамнеза;

Ø проводить антропометрические и физиометрические измерения;

Ø определять ЧСС на сонной, лучевой артериях;

Ø измерять артериальное давление по методу Короткова;

Ø выполнять доступные функциональные пробы, используемые для оценки общей физической работоспособности, энергетических потенций и текущего функционального состояния организма у спортсменов;

Ø анализировать результаты различных методов обследования, применяемых в системе этапного, текущего и срочного врачебно-педагогического контроля.

 

В курс практических занятий включены только основные методы исследования, причем особое внимание обращено на те из них, которые преподаватель и тренер могут использовать в своей практической работе.

Ценность того или иного метода исследования отнюдь не определяется его сложностью. Вовремя, умело и разумно используемые простые методы и полученные при этом данные позволяют составить достаточно четкое и ясное представление о состоянии функции того или иного органа или системы органов.

Изучив основные методы исследования отдельных систем и органов, легко использовать их в комплексном всестороннем изучении функционального состояния организма спортсмена. Комплексное исследование, однако, не должно быть стандартным. В зависимости от задачи, которая решается в каждом конкретном случае, в него включаются различные задания, наиболее информативные для решения конкретной задачи.

Практические задания по спортивной медицине подкрепляются и расширяются теоретическим лекционным курсом. Студент должен знать основные методы исследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом, используемыми в спортивной медицине, овладеть теми из них, которые он может применять сам, а также научиться правильно оценивать полученные при этом данные для того, чтобы использовать их в дальнейшем в своей преподавательской и тренерской работе.

Практикум для студентов заочной формы обучения состоит из четырех тем, каждая из которых представляет собой самостоятельную работу. Число заданий по каждой теме может быть различным. Студент должен самостоятельно провести исследования и привести готовую выполненную работу на сессию, сдав ее преподавателю перед экзаменом по спортивной медицине.

Практикум составлен преподавателем кафедры естественно научных дисциплин: кандидатом биологических наук, доцентом М.С. Светлаковой.

 

Тема 1.

АНАМНЕЗ

Анамнез, или опрос, - один из важнейших методов медицинского исследования. Всякое медицинское исследование здорового или больного человека, исследование любой системы организма начинается с анамнеза. Анамнез, собранный по определенному плану, позволяет хорошо познакомиться со спортсменом, сделать предварительное заключение о состоянии его здоровья, функциональном состоянии организма и наметить план дальнейшего исследования, что очень важно не только для врача, но и для преподавателя, тренера.

Знание методики сбора анамнеза и умение использовать полученные при этом данные, необходимы каждому тренеру и преподавателю физического воспитания для спортивной ориентации, планирования учебно-тренировочного процесса, выбора и применения различных восстановительных средств и др.

Задача занятия. Освоить методику сбора анамнеза и опросить спортсмена из группы. На основании анализа полученных данных сделать соответствующие выводы и дать необходимые рекомендации.

Анамнез в спортивной медицине разделяется на следующие части

1. Общие или паспортные данные:

Ø Фамилия, имя и отчество;

Ø Возраст;

Ø Образование и профессия;

Ø Семейное положение.

Прежде чем перейти к анамнезу жизни, необходимо выяснить два вопроса:

1) Самочувствие.

Определить как хорошее, удовлетворительное или плохое. Не нужно путать самочувствие с настроением, определяющим психическое состояние человека.

2) Жалобы. Необходимо выяснить и перечислить жалобы, записать, когда они появились, обращался ли ранее к врачу, лечился или нет.

2. Анамнез жизни:

Ø Перенесенные заболевания (установить часто болел человек или нет);

Ø Спортивные травмы (кратко указать локализацию спортивных травм, лечение, последствия после травмы);

Ø Наследственность (выяснить заболевания, которые передаются по наследству);

Ø Условия жизни в прошлом (период детства и юношества);

Ø Условия жизни в настоящее время (Материально-бытовые, гигиенические условия жизни);

Ø Вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков).

3. Спортивный анамнез:

Ø Занятия физической культурой в школе (основная, подготовительная, специальная группы;

Ø С какого возраста начал систематически заниматься спортом и какими видами;

Ø Какими видами спорта занимается в настоящее время (основной подчеркнуть);

Ø Спортивная квалификация (какой разряд, в каком году и по каким видам спорта);

Ø Динамика роста спортивных достижение (указать изменение спортивных разрядов и рост спортивных достижений по годам);

Ø Характер тренировок в настоящее время (количество тренировок в день, неделю, объем и их интенсивность, количество дней отдыха, применяемые восстановительные средства);

Ø Оценка тренировки спортсменом;

Ø Характеристика режима дней тренировки и отдыха;

Ø Занятие утренней гимнастикой, закаливание.

4. Заключение:

В заключении необходимо обобщить наиболее существенные данные из анамнеза жизни и спортивного анамнеза. Заключение должно быть написано так, чтобы при чтении его можно было ясно представить, обследованного спортсмена, где он работает или учится, условия жизни, здоровье, часто ли болеет, есть ли вредные привычки, как тренируется, быстро ли прогрессирует и т.д. Важнейшая часть заключения – рекомендации по режиму, питанию, тренировке, закаливающим процедурам и т.п., в зависимости от тех сведений, которые были получены при проведении анамнеза. Заключение записывается с позиции преподавателя-тренера, а не врача.

Отметка о ведении протокола занятия № 1 _______________

Подпись преподавателя _____________

 

Тема 2.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Задачи:

1. Знать показатели физического развития и их возрастно-половые изменения.

2. Освоить методы изучения показателей физического развития и выделить основные факторы, оказывающие на них влияние.

3. Определить уровень физического развития и на основании полученных данных построить программу коррекции.

Работа №1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: