Владимир Красное Солнышко




Задание 25

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

 

В сочинении необходимо:

указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

  Критерии оценивания Баллы
  К1 Указание событий (явлений, процессов)  
Правильно указаны два события (явления, процесса)  
Правильно указано одно событие (явление, процесс)  
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно  
  К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории  
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса))  
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса))  
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы  
  К3 Причинно - следственные связи По данному критерию не засчитываются причинно- следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2  
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период  
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период  
Причинно-следственные связи указаны неверно/не указаны  
    К4 Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России  
Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков  
Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана  
  К5 Использование исторической терминологии  
При изложении корректно использована историческая терминология  
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы  
К6 Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов  
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки  
Допущена одна фактическая ошибка  
Допущены две или более фактические ошибки  
К7 Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов  
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)  
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений  
  Максимальный балл  

 

1. 862-882

Люди: Рюрик (основатель династии Рюриковичей на Руси);

Аскольд (благодаря захвату власти в Киеве, Аскольд установил контроль над частью пути “ из варяг в греки”;

Поход на Византию усилил власть Аскольда)

События: Основание Новгорода, призвание варяг, поход Аскольда на Царьград

Причинно-следственные связи: Следствием призвание варяг на княжение стало образование новой правящей династии Рюриковичей

После призвания варяг на Руси образовались государственные центры

Термины: Варяги, вече, язычество, вервь, дань, “путь из варяг в греки”, бортничество

Роль периода: Начало зарождения единого государства

Гг.

Временной промежуток с 945 по 972 г. относится к истории Древнерусского государства. 945 г- это последний год правления князя Игоря, сына Рюрика. В этот год Игорь вместе со своей дружиной отправился собирать полюдье-это сбор дани с подвластных племён. Во время того, как они собирали дань с Древлян, дружинники чинили насилие и были жестоки. По возвращению домой, Игорь решил вернуться с частью дружины за тем, чтобы собрать больше богатства. Древлянам это очень не понравилось, они собрали совет и решили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Так и сделали, вышли они из города Искоростень и убили Игоря с дружиной его.

После смерти князя Игоря осталась его жена Ольга и сын Святослав. Поскольку Святослав был тогда ещё мальчиком, на княжеский престол села вдова Игоря — Ольга. Её изображают красивой, смелой, хитрой и, прежде всего, мудрой правительницей. Жестоко княгиня отомстила Древлянам за смерть мужа. Около года стояла с дружиной под стенами Искоростеня, после она предложила жителям города откупиться от нее тем, чтобы прислать ей от каждого дома по три воробья и голубя. Жители, не ожидавшие подвоха, тотчас выполнили ее указания. Как только птицы попали в руки дружинников Ольги, к лапкам каждой был привязан зажженный кусочек серы. Все птицы полетели обратно в свои гнезда, таким образом весь город охватило пламя. Но несмотря на свой гнев и месть Ольга понимала, что необходимо провести реформу налогообложения, чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем, она ввела уроки- это точный размер дани и погосты- место сбора дани. Важно заметить, что Ольга была первой, кто принял христианство на Руси. В 957г. она приняла крещение в Константинополе. Ее лично крестил император Константин VII. После крещения ей было наречено имя Елена.

К этому времени взрослеет сын Ольги и Игоря- Святослав. Он правил с 962 по 972 г. Взяв бразды правления в свои руки, князь почти всё время проводил в походах. Он делил со своими дружинниками все тяготы военной жизни: ел с ними из одного котла, спал на голой земле. Языческим покровителем воинов считался бог грозы Перун, ему и молился Святослав. Святослав не любил хитрости и не нападал нежданно, а предупреждал врага, давая ему возможность подготовиться к боевой встрече. В 964 году он отвоевал у хазар территории племени вятичей и подчинил их Киеву. После этого, в 965 Святослав напал и на саму Хазарию, захватил крепость Саркел, столицу Итиль. Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появилось славянское поселение Белая Вежа.

В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт и византийский император Никифор Фока предложил Святославу напасть на Болгарию. Так Святослав разбил Волжскую Булгарию и подчинил столицу Великий Преслав. Такие серьезные успехи русских не входили в планы византийцев. Они пытались подкупить Святослава, чтобы тот покинул Болгарию, но он отказался, началась русско-византийская война, длившаяся с 970 по 971 г., в 971 году была оборона Доростола, в результате сражения Святослав был вынужден заключить мирный договор и оставить Болгарию.

В 972 году после похода, по пути домой, на Днепровских порогах он наткнулся на засаду, устроенную печенегами. В ожесточенной битве погибла почти вся дружина и сам Святослав. Печенежский вождь Куря приказал сделать чашу из черепа Святослава и пил из нее вино на пирах. Тогда считалось честью пить их черепа храброго и достойного воина.

Таким образом, в период правления княгини Ольги и ее сына Святослава была создана единая налоговая система, совершенствовались органы управления, что значительно облегчило управление страной. Киевская Русь расширяла территории, укрепляла города, торговала, занималась сельским хозяйством, а также развивались многие ремёсла.

 

Сятослав I (около 942—972), великий князь киевский (с 945 г.) из рода Рюриковичей.

Сын князя Игоря и княгини Ольги. Из-за ранней смерти отца Русским государством управляла мать малолетнего Святослава.

Основные направления деятельности..

1. Возмужав и взяв бразды правления в свои руки, князь почти всё время проводил в походах. Ему приписываются многие черты, характерные для европейского рыцарского кодекса чести, в числе которых летопись упоминает открытый вызов своим врагам: «Иду на вы!».

2. В 964 г. Святослав совершил свой первый поход — против славянского племени вятичей, плативших в то время дань хазарам. После их покорения князь, выйдя по Оке к Волге, двинулся в земли Хазарского каганата. Он огнём и мечом прокладывал себе путь по государству волжско-камских булгар, собирая богатую добычу. В 965 г. около столицы хазар — города Итиль, расположенного на обоих берегах реки Итиль (Волги), произошла битва с главными силами каганата, в которой русское войско одержало победу.

3. В 967—972 гг. Святослав сосредоточил своё внимание на южном направлении. Воспользовавшись предложением Византии, он вторгся в Дунайскую Болгарию вместе со своими союзниками — венграми и печенегами. Захватив множество болгарских городов, князь решил остаться в более благодатных землях и основал здесь новую столицу своего государства — город Переяславец (ныне Переяславец-Дунайский). Осознав опасность соседства с воинственным русичем, византийцы подкупили печенегов и склонили их напасть на Киев, Святослав был вынужден вернуться, чтобы защитить родной город.

4. Отбросив кочевников, он вновь пришёл на Дунай. Заключив союз с болгарами и венграми в 971 г., князь объявил войну Константинополю. Новый византийский император Иоанн Цимисхий во главе многочисленного войска выступил против Святослава. После битвы с превосходящей по численности византийской армией князь укрылся в крепости Доростол (современный город Силистра в Болгарии) с оставшимися воинами.

5.В ходе трёхмесячной осады он предпринял несколько попыток вырваться из окружения. Неудачи вынудили Святослава заключить в 971 г. мир с императором. Однако обратный путь оказался для князя роковым. У Днепровских порогов предупреждённые вероломными византийцами печенеги напали на измождённое русское войско.

Несмотря на ожесточённое сопротивление, весь отряд Святослава во главе с князем был уничтожен.

Итоги и результаты: Большинство завоеваний князя было утеряно. Не смог закрепиться на Дунае, куда хотел перенести свою столицу.

 

3. 980-1015 гг. Эти годы совпадают с временем правления Владимира Красное Солнышко и являются периодом расширения и укрепления Древнерусского государства и государственности. В целях необходимости укрепления великокняжеской власти Владимир рассадил сыновей в города-центры, уполномочив их представлять местную власть от имени князя киевского: сбор податей, формирование ополчения и др. функции. С той же целью в 980 году провел языческую религиозную реформу, которая не дала желаемых результатов: каждое племя подчинялось родовым богам и не захотели признавать верховенство Перуна. Тогда Владимир решил ввести единобожие по византийскому образцу и в 988 году крестил Русь. Это событие имело огромное историческое значение для Руси: кроме укрепления власти Великого князя, это была консолидация русского общества, приобщение к европейской культуре, развитие образования, улучшение нравов, вхождение Руси в европейскую сферу торговли, культурного взаимодействия, международных отношений.

Владимир первый из князей, уделявший огромное внимание укреплению обороноспособности Руси. Кроме строительства крепостей (Переяславль, Белгород), он построил оборонительную линию на южных рубежах- засеки, чтоб защитить страну от разорительных набегов печенегов. Расширил границы государства, покорив радимичей, успешно воевал против поляков.

Другой крупной личностью для этого времени был дядя Владимира, воевода Добрыня. Воспитатель, наставник, друг и помощник во всех делах. Он был наместником в Новгороде и помогал в проведении языческой и христианской реформы, в походах в Волжскую Булгарию. Стал прототипом русского былинного героя.

980—1015 гг. Дан­ный пе­ри­од сов­па­да­ет с прав­ле­ни­ем Вла­ди­ми­ра Крас­ное Сол­ныш­ко или Свя­то­го. Стал ки­ев­ским кня­зем после по­бе­ды в меж­до­усо­би­це. 981 г. Вла­ди­мир со­вер­шил поход про­тив Поль­ши и сумел вер­нуть Руси за­хва­чен­ные поль­ским кня­зем го­ро­да Чер­вень (близ ны­неш­не­го Хелма) и Пе­ре­мышль. Во­лынь оста­лась за Русью. В 982 г. дру­жи­ны Вла­ди­ми­ра дви­ну­лись на се­ве­ро-запад рус­ских зе­мель, где ки­ев­ско­му князю уда­лось раз­гро­мить и под­чи­нить себе ят­вя­гов, а также при­ну­дить к дани иные пле­ме­на Вое точ­ной Бал­тии. Став кня­зем в Киеве, Вла­ди­мир по­ве­лел со­ору­дить новый ис­ту­кан бога Пе­ру­на, ко­то­рый во­дру­зи­ли близ кня­же­ско­го те­ре­ма на «свя­щен­ном» холме по­сре­ди про­чих язы­че­ских идо­лов. По его мысли, эти язы­че­ские бо­же­ства долж­ны были стать об­щи­ми для всех племён, вхо­див­ших в об­шир­ное го­су­дар­ство. Од­на­ко пер­вая ре­ли­ги­оз­ная ре­фор­ма Вла­ди­ми­ра не имела успе­ха, каж­дое племя про­дол­жа­ло по­чи­тать своих богов.

Тогда князь за­ду­мал­ся о при­ня­тии новой веры. В 988 г. вой­ско Вла­ди­ми­ра при­бы­ло на ла­дьях в Крым и оса­ди­ло глав­ный ви­зан­тий­ский город Хер­сон (Кор­сунь). После не­про­дол­жи­тель­ной осады город пал, и Вла­ди­мир лишил Ви­зан­тий­скую им­пе­рию её крым­ских вла­де­ний. В на­чи­нав­ших­ся рус­ско-ви­зан­тий­ских пе­ре­го­во­рах вы­яс­ни­лось, что рус­ский князь на Хер­сонес не пре­тен­ду­ет и готов воз­вра­тить его ви­зан­тий­цам при усло­вии со­гла­сия со­пра­ви­те­лей им­пе­рии — Ва­си­лия и Кон­стан­ти­на на его брак с их сест­рой Анной. Но этот союз мог со­сто­ять­ся толь­ко с хри­сти­а­ни­ном и пра­ви­те­лем хри­сти­ан­ской стра­ны. Та­ко­ва ис­то­ри­че­ская ос­но­ва кре­ще­ния Руси в 988 г.

Позже было со­став­ле­но пре­да­ние о «вы­бо­ре веры» Вла­ди­ми­ра: он будто бы ко­ле­бал­ся между иуда­из­мом, ис­ла­мом, за­пад­ным («рим­ским») хри­сти­ан­ством и во­сточ­ным («ви­зан­тий­ским»), пред­по­чтя в итоге по­след­нее.

Со вре­ме­ни кре­ще­ния Русь стала пол­но­прав­ной участ­ни­цей ис­то­ри­че­ских и куль­тур­ных про­цес­сов в мире хри­сти­ан­ской ци­ви­ли­за­ции. Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич, впо­след­ствии ка­но­ни­зи­ро­ван­ный и став­ший Вла­ди­ми­ром Свя­тым, — один из про­то­ти­пов бы­лин­но­го князя Вла­ди­ми­ра Крас­ное Сол­ныш­ко.

Не­ма­ло вни­ма­ния Вла­ди­мир уде­лял за­щи­те южных ру­бе­жей Руси от на­бе­гов ко­чев­ни­ков. Во время его прав­ле­ния были со­ору­же­ны за­щит­ные валы на степ­ной гра­ни­це Руси, кре­по­сти, где несли по­гра­нич­ную служ­бу дру­жин­ные от­ря­ды. Дру­гой яркой лич­но­стью этого пе­ри­о­да яв­ля­ет­ся Доб­ры­ня. Доб­ры­ня — дядя и во­е­во­да князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­го яв­ля­ет­ся ис­то­ри­че­ским про­то­ти­пом бо­га­ты­ря Доб­ры­ни Ни­ки­ти­ча

Доб­ры­ня был бра­том ма­те­ри князя Вла­ди­ми­ра — Ма­лу­ши.

Доб­ры­ня был ру­ко­во­ди­те­лем мо­ло­до­го Вла­ди­ми­ра в его кня­же­нии в Нов­го­ро­де и затем войне с бра­том Яро­пол­ком; после же ги­бе­ли Яро­пол­ка и во­кня­же­ния пле­мян­ни­ка в Киеве, он сам стал пра­ви­те­лем Нов­го­ро­да. Участ­во­вал в по­хо­де на волж­ских бол­гар в 985 году и с боем кре­стил Нов­го­род в 989 году, причём сбро­сил в Вол­хов ста­тую Пе­ру­на, им же не­за­дол­го перед тем и по­став­лен­ную.

Судя по сю­же­там, из­ло­жен­ным в ле­то­пи­си, Доб­ры­ня играл боль­шую роль в ска­за­ни­ях, свя­зан­ных с Вла­ди­ми­ром, вы­сту­пая в роли муд­ро­го со­вет­ни­ка и глав­но­го по­мощ­ни­ка князя.

Владимир Красное Солнышко

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти:

1. Язы­че­ская ре­фор­ма Вла­ди­ми­ра с целью ду­хов­но­го спло­че­ния сла­вян­ских племён. Со­зда­ние кня­зем в сто­ли­це пан­тео­на язы­че­ских бо­жеств во главе с Пе­ру­ном

2. Борь­ба Вла­ди­ми­ра на за­пад­ных ру­бе­жах Руси. Успеш­ная война князя с по­ля­ка­ми за Чер­вен­скую Русь

3. Поход про­тив ли­тов­ских племён с целью уста­нов­ле­ния кон­тро­ля над реч­ны­ми пу­тя­ми в Бал­тий­ское море

4. Поход Вла­ди­ми­ра на волж­ских бул­гар

5. Свер­же­ния язы­че­ских идо­лов и утвер­жде­ния хри­сти­ан­ства на Руси как го­су­дар­ствен­ной ре­ли­гии (988)

6. Обо­ро­ни­тель­но-на­сту­па­тель­ные бои рус­ских дру­жин с пе­че­не­га­ми

7. Стро­и­тель­ство по­гра­нич­ных го­ро­дов-кре­по­стей от на­па­де­ний ко­чев­ни­ков

8. Ак­тив­ное по­ли­ти­че­ское и куль­тур­ное со­труд­ни­че­ство Вла­ди­ми­ра с Ви­зан­ти­ей

Итоги:

1. Даль­ней­шее укреп­ле­ние ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти на Руси

2. Рас­ши­ре­ние гра­ниц Ки­ев­ской Руси

3. Под­пи­са­ние с пра­ви­те­ля­ми Волж­ской Бул­га­рии до­го­во­ра о мире и тор­гов­ле в ин­те­ре­сах Руси.

4. Хри­сти­а­ни­за­ция Руси (Огром­ное по­зи­тив­ное внут­ри­по­ли­ти­че­ское, внеш­не­по­ли­ти­че­ское и куль­тур­ное зна­че­ние при­об­ще­ния Руси к хри­сти­ан­ской тра­ди­ции)

5. Укреп­ле­ние по­гра­нич­ных ру­бе­жей го­су­дар­ства

6. Ослаб­ле­ние на­бе­гов ко­чев­ни­ков- пе­че­не­гов

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ

(после крещения - Василий, ум. 1015) - кн. киевский, по данным "Повести временных лет", примерно с 980, сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши. Отправляясь в 969 в поход против дунайских болгар, Святослав оставил В. С. князем в Новгороде. В 977 между сыновьями Святослава началась усобица; В. С. бежал в Скандинавию. Вернувшись оттуда с дружиной варягов, изгнал из Новгорода посадников старшего брата Ярополка и двинулся на юг. Захватив по дороге Полоцк, ок. 980 занял Киев и убил Ярополка. В. С. значительно расширил и укрепил владения Киевской Руси. В 981 занял Червенские города (Перемышль и др.), оказавшиеся под властью Польши. С 992 состоял с Польшей в мире, и король Болеслав Храбрый выдал свою дочь за Святополка - сына В. С. Святополк, по данным хроники Титмара Мерзебургского, вошел в тайный сговор с Болеславом и с его помощью готовил восстание против отца, но В. С. раскрыл заговор. В 981 и 982 В. С. совершил успешные походы на вятичей, в 983 - на ятвягов и продвинулся к Балтийскому м., в 984 - на радимичей. В. С. укрепил связи между отд. частями др.-рус. гос-ва, поставив в занятых землях вместо местных князей своих ставленников. В. С. упорно боролся с печенегами, укрепил юж. и юго-зап. границу, построив в 988 по pp. Десне, Осетру, Трубежу, Суде и Стугне цепь городов.

Стремясь усилить свою власть и объединить гос-во, В. С. попытался собрать в Киеве изображения всех языческих богов и сделать обязат. поклонение им. Но эта попытка не имела успеха. Киевское гос-во нуждалось в религии, освящавшей новые феод. порядки. Такой религией было христианство. Крещение В. С. произошло, видимо, в конце 987 или нач. 988. Принятие христианства Русью было связано с вмешательством В. С. в дела Византии. В ответ на ее просьбу помочь подавить восстание в М. Азии В. С. потребовал заключения союза с Русью, скрепив его браком с Анной, сестрой имп. Василия II Болгаробойцы. Византия была вынуждена согласиться, но когда рус. войско помогло подавить восстание, Василий II отказался от этих условий. Рус. войска заняли г. Херсонес в Крыму (989) и заставили Византию выполнить свои обещания. Ок. 988-89 В. С. ввел христианство в качестве гос. религии (см. Крещение Руси).

В. С. выдал клиру Десятинной церкви т. н. "подтвердительную грамоту", определившую доходы и суд. права церкви, к-рая позже легла в основу устава кн. Владимира. При В. С. в Киевской Руси происходил экономич., политич. и культурный подъем. Развивались феодальные отношения. При В. С. укрепилась власть Киева над обширной территорией, Киев украсился зданиями Десятинной церкви и др. сооружений. Однако к концу правления В. С. наметились признаки феод. раздробленности. Княжение В. С. оставило глубокий след в нар. памяти, как время могущества единой Киевской Руси, сумевшей дать мощный отпор печенегам. В былинах, прославляющих и сильно идеализирующих деятельность В. С., он выступает как "Владимир Красное Солнышко", создатель "Застав богатырских", окруженный богатырями, обороняющими

 

Гг.

Ярослав Мудрый. Один из сыновей Владимира, он как и отец вначале сидел (правил) в Новгороде и отличался государственной мудростью, которую воплотил уже после смерти Владимира в русскую бытность. Это и широкий расцвет книгопереписи, развитие начальных школ, строительство церквей и Собора святой Софии в Киеве, становление системы писаного права – сборник законов «Русская Правда». Сборник способствовал установлению законности и порядка, путем установления системы штрафов за преступления. Кроме того «Р. Правда» зафиксировала деление русского общества на сословия и обозначила все категории привилегированного, свободного и зависимого населения. Я. окончательно разгромил печенегов, строил города на границах для укрепления обороноспособности, закрепил широкие дипломатические связи Руси династическими браками. Всей госуд. деятельностью способствовал расцвету Руси. Как и Владимир рассадил сыновей в города-центры, установил порядок наследования по принципу старшинства. Укрепив авторитет Руси, добился утверждения русского митрополита – Иллариона. Это способствовало возрастанию роли церкви и усилению культурного влияния. Илларион, автор многих произведений, в том числе написал «Слово о законе и благодати», духовное наставление русскому обществу, пешком ходил в Иерусалим поклониться гробу Господню и помолиться за всю землю русскую, чем совершил пример духовного служения Родине.

В целом политика Ярослава Мудрого способствовала расцвету Киевской Руси, но установленный им порядок престолонаследия не остановил процессы феодального распада, а напротив ускорил их.

Ярослав Мудрый (1019-1054)

Основные направления деятельности:

1. Борьба Ярослава Владимировича за власть с претендентами на великокняжеский пре-стол в Киеве

1. Борьба великого киевского князя за установление своей власти на всей территории Руси

2. Строительство городов и крепостей с целью укрепления обороноспособности русских земель

3. Окончательный разгром Ярославом под Киевом печенегов (1036)

4. Создание Киевской митрополии и утверждении митрополитом первого из русских Илариона

5. Создание первого источника письменного права на Руси - «Правды Ярослава»

6. Строительство церквей и монастырей

7. Активная внешнеполитическая деятельность Ярослава

Итоги:

1. Установление единоличной власти на всей территории Руси

2. Усиление обороноспособности государства

3. Ликвидация печенежской угрозы

4. Распространение христианской культуры на Руси

5. Укрепление политических и культурных связей Руси с соседними государствами по-средством династических браков своих дочерей и сыновей

6. Дальнейшее развитие сотрудничества Руси с Византией

7. Развитие религиозной и светской культуры

8. Появление писаного права на Руси

9. Развитие церковного зодчества

Владимир Мо­но­мах (1078-1125)

Основные на­прав­ле­ния деятельности:

1. С 1078 г. князь Черниговский

2. С 1094 г. князь Переяславский

3. С 1113 г. Ве­ли­кий князь Киевский

4. Организация съез­да «на устро­е­ние мира» кня­зей в Лю­бе­че (попытка пре­одо­леть княжеские усо­би­цы и ре­шить вопрос о пре­сто­ло­на­сле­дии в Киеве и от­дель­ных княжествах)

5. Военные по­хо­ды против степняков-половцев

6. Составления «Устава Вла­ди­ми­ра Всеволодовича», за­вер­ша­ю­ще­го законодательного акта «Русской Правды»

7. Составление кня­зем «Поучения»

8. Дальнейшая ре­дак­ция при ве­ли­ком князе «Повести вре­мен­ных лет»

Итоги:

1. Уза­ко­ни­ва­ние передачи пре­сто­ла в мест­ных княжествах по от­чин­но­му принципу (от отца к сыну), а в Киеве по ле­ствич­но­му принципу (по стар­шин­ству в роде)

2. Ослаб­ле­ние набегов степ­ня­ков на рус­ские земли

3. Даль­ней­шее развития пись­мен­но­го права

4. Рас­ши­ре­ние границ Ки­ев­ской Руси

5. По­пыт­ка выработки духовно-религиозных основ «кодекса» чести пра­во­слав­но­го правителя

5. Раз­ви­тие церковного зодчества

6. Раз­ви­тие религиозной и свет­ской культуры

 

Андрей Боголюбский (не ранее 1100 — 1174 гг.), великий князь владимирский (с 1157. г.).

 

Основные направления деятельности: 1. Был сыном Юрия Долгорукого.

2. Перенос столицы из Суздаля во Владимир:В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, ростовчане и суздальцы единодушно провозгласили Андрея князем. Но столицей княжества он избрал не Суздаль, а Владимир, где с размахом развернул каменное строительство.

3. При Андрее были сооружены Золотые врата, церковь Покрова на Нерли, Успенский собор — знаменитые на весь мир шедевры древнерусского зодчества, — множество монастырей, храмов, укреплений.

4. Боголюбский лишил владений и изгнал четырёх своих братьев, двух племянников, недовольных его самовластием бояр. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов.

5. Разрушение Киева: В 1169 г. объединённая рать 11 князей, снаряжённая Боголюбским, двинулась на Киев.

Разорённый и разграбленный город навсегда утратил своё былое значение центра Руси, а главенство в русских землях окончательно перешло к Владимиру.

Итоги и результаты: При нем выросло значение Владимиро-Суздальской земли. Пришел в упадок Киев. Владимир становится номинально главным городом Руси. Укрепил княжескую власть. Уделял внимание каменному строительству. Деспотичный характер Боголюбского, его жёсткое, а подчас и жестокое обращение с приближёнными, ссоры с церковными иерархами привели к тому, что против него составился заговор, в котором участвовали его наиболее близкие бояре и слуги. Был убит в результате боярского заговора.

 

Александр Невский (1220-1263)

Основные направления деятельности:

1. 1228-1229 гг. князь Новгородский

2. 1249 — 1263 гг. Великий князь Киевский

3. 1242 г. – князь Псковский

4. 1249 — 1263 гг. Великий князь Владимирский

5. Противостояние шведско-немецкой экспансии (Невская битва-1240 г., Возвращение Пскова -1240, Ледовое побоище -1242 г.,)

6. Курс на сотрудничество с Ордой в условиях постоянной угрозы вторжения монго-лов и эфемерности поддержки Руси христианским Западом после разгрома русских земель в результате нашествия монголо-татарских войск под предводительством хана Батыя.

7. Участие в организации переписи населения для упорядочения сбора дани для Орды

8. Активное сотрудничество князя с Православной Церковью

Итоги:

1. Превращение ордынцев в своих политических союзников в борьбе с экспансией Запада

2. Сохранение политических и духовных основ русской жизни в Северо-Восточных и Северо-Западных землях Руси в условиях политической зависимости русских зе-мель от Орды

3. Превращение Северо-Восточных земель в потенциальный центр возрождения рус-ской государственности

4. Урегулирование отношений между мятежными русскими князьями и Ордой

1. 1237-1243

Люди: Александр Невский (защита православной веры, спасение русских земель от уничтожения);

хан Батый (установление ига, завоевание многих русских земель);

Даниил Галицкий;

Юрий Всеволодович; хан Берке

События: Невская битва, Ледовое побоище, нашествие Батыя на Русь, образование Золотой Орды, взятие Киева монголо-татарами, подавление новгородского восстания

Причинно-следственные связи: Нашествие Батыя на Русь привело к культурному и экономическому отставанию Руси от других стран, а также потеря независимости

Русский земель

Следствием внешней политики Александра Невского является подавление агрессии крестоносцев

Термины: Ордынский выход, баскак, ярлык, клин, крестоносцы, монголо-татарское иго Нашествие Батыя привело к началу ордынского ига, многие города были разрушены и разграблены

Роль периода: Нашествие крестоносцев и победы над ними не позволили им установить господство в Новгородских и Псковских землях, что дало возможность сохранить православную веру

Гг

1223-1243 годы – период нашествия монголо-татарского ига на русские земли. Именно это время является одним из самых сложных времен в истории России. Назову наиболее важные события данного периода.

Битва, ставшая началом завоевания монголов русских земель, показавшая, к чему приводит раздробленность и отсутствие единого руководства в стране, является битва на реке Калке, состоявшаяся 31 мая в 1223 году. Войска русских князей действовали разрозненно, из-за чего вскоре были окружены и полностью разбиты. Численное превосходство и несомненные высокие воинские навыки противника являются главными причинами поражения русских войск. Наглядным примером разрозненности во время битвы также служит то, что киевский князь Мстислав Романович, находившийся на укрепленном холме, не принимал непосредственного участия в сражении. Впоследствии, в 1237 году, под руководством хана Батыя, внука Чингисхана, были взяты Рязань, Ростов, Владимир, Чернигов, Киев. Русь попадает в зависимость монголо-татарского ига до 1480 года.

Также, в этот период случилось еще одно не менее значимое событие. Сражение на реке Неве, случившееся в 1240 году, проходило между новгородским и шведским войсками. Александр Ярославич, новгородский князь, узнавший о том, что шведы приплыли к русским берегам и раскинули там свои шатры, незамедлительно прибывает со своей дружиной и разбивает вражеские войска. За победу и личную храбрость Александру Ярославичу присваивается прозвище «Невский». Через два года после битвы на Неве состоялось еще одно сражение, вошедшее в историю под названием «Ледовое побоище». Удивительная храбрость Александра Невского и сопротивление русского народа западным землям навязать свою религию и культуру сыграли свою роль – Ливонский орден был разбит, а захваченные города были возвращены. Благодаря этим двум битвам дальнейшие нашествие западных войск были прекращены.

Данный период, разумеется, не прошел бесследно в развитии страны. Более двухсот лет зависимости русского народа от Золотой Орды имеет большое значение в истории. Мнение историков складывается неоднозначно, однако большинство подчеркивает последствия многочисленных потерь и разрушений, приведших к регрессу в стране. Таким образом, зависимость от монголо-татар послужила причиной отставания России от стран Запада.

Гг.

Люди: Александр Невский (защита православной веры, спасение русских земель от уничтожения);

хан Батый (установление ига, завоевание многих русских земель);

Даниил Галицкий;

Юрий Всеволодович; хан Берке

События: Невская битва, Ледовое побоище, нашествие Батыя на Русь, образование Золотой Орды, взятие Киева монголо-татарами, подавление новгородского восстания

Причинно-следственные связи: Нашествие Батыя на Русь привело к культурному и экономическому отставанию Руси от других стран, а также потеря независимости

Русский земель

Следствием внешней политики Александра Невского является подавление агрессии крестоносцев

Термины: Ордынский выход, баскак, ярлык, клин, крестоносцы, монголо-татарское иго Нашествие Батыя привело к началу ордынского ига, многие города были разрушены и разграблены

Роль периода: Нашествие крестоносцев и победы над ними не позволили им установить господство в Новгородских и Псковских землях, что дало возможность сохранить православную веру

 

Гг.

Личности: Иван Третий (государь Всея Руси, собиратель земли русской)

Хан Ахмат (хан Большой Орды)

Казимир 4 Ягайлович (литовский князь, должен был быть союзником хана Ахмата)

Крымский хан (встал на сторону Руси)

Софья Палеолог (жена Ивана Великого, византийская принцесса)

События-1471 – битва на реке Шелони (предпосылка к присоединению Новгорода)

-1478 – присоединение Новгорода

-1480 – Стояние на реке Угре (свержение ордынского владычества)

-1485 - Присоединение Твери (мирным путем)

-1497 – Судебник Ивана Третьего (введение Юрьева дня)

Причинно-следственные связи:

-Ивану Третьему нужны были земли, чтобы раздавать их как поместья и набирать армию. Из-за этого в 1478 году был присоединен Новгород.

-После образования сильной армии в 1480 году Иван решил, что Русь готова к тому, чтобы сразиться с монголами. В 1480 году произошло стояние на реке Угре (Иван Третий, Крымский хан – хан Ахмат, Казимир 4 Ягайлович)

-после принятия судебника 1497 был введ юрьев день по кот крестьянам разреш уход только в юрьев день. Термины:

Казачество (до 1917)

Поместье

Местничество

Кормление

Приказы

Уезды

Пожилое

Двухглавый орел

Значение периода:

Правление Ивана Третьего было очень важно для нашего государства. При нем завершилось объединение княжеств вокруг Москвы и образовалось единое государство Россия. Также, русский народ освободился от 240-летнего владычества монголов

 

Гг.

Сын Ивана 3 и Софьи Палеолог – племянницы последнего византийского императора, отец будущего царя Ивана Грозного (г.р. 1530)

Его называют «последним собирателем земли русской», так как в его правление были присоединены последние полусамостоятельные русские княжества.

В договоре 1514г. С императором Священной Римской империи Максимилианом 1-первым был назван царём.

Идея «Москва - третий Рим» – это политическая идеология, которая обозначала всемирное значение Москвы как политическ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: