ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
Понятие цены товара в рыночной экономике
Цена — это денежное выражение стоимости товара. Согласно теории рынка товар продается по цене, определяемой соотношением спроса и предложения. Цена, обеспечивающая равенство величины предложения и спроса, называется равновесной. Спрос определяется полезностью очередной единицы товара, которую потребитель готов купить, т.е. предельной полезностью товара. Предложение определяется издержками производителя на производство очередной единицы товара, т. е. предельными издержками производителя. Причем эти издержки должны рассматриваться как альтернативные, т.е. включать в себя упущенную выгоду, от которой производитель отказался, использовав имеющиеся у него ресурсы на производство именно этого товара. Таким образом, равновесная цена товара определяется равенством предельной полезности и предельных издержек.
Рыночная цена товара является функцией не только издержек, но и полезности, причем эта цена соответствует определенному количеству товара, проданного на рынке. При уменьшении предложения товара цена на него возрастает, а при увеличении — падает. Главное в том, что издержки производителя — лишь один фактор (хотя и существенный), влияющий на цену. Другой важнейший фактор — полезность товара для потребителя.
Функции цен различаются в зависимости от природы экономической среды, в которой эти цены действуют:
• первичная функция цены — измерительная, т. е. определяющая стоимость товара — количество денег, которые должен покупатель заплатить, а продавец получить за проданный товар. Исходя из цены рабочей силы, труда измеряется заработная плата. Измерительная функция цены позволяет соизмерить и сопоставить ценности различных товаров и услуг (с учетом полезности);
• учетная функция цены является основой учета материально - вещественных единиц и услуг в денежном выражении, что позволяет учитывать затраты на производство товаров и услуг;
• функция анализа и прогнозирования;
• функция регулирования экономических процессов, позволяющая уравновесить спрос и предложение;
• распределительная функция, позволяющая за счет перераспределения спроса на тот или иной товар или услуги влиять на предложение товаров;
• социальная функция, связывающая структуру и объем
потребления благ и услуг, влияющая на уровни прожиточного
минимума и жизни;
• внешнеэкономическая функция, являющаяся инструментом торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;
• стимулирующая функция, поддерживающая заинтересованность производителя в повышении объемов производства товаров и услуг.
В системе ценообразования на продукцию и услуги действуют следующие основные виды цен:
• оптовые цены — используются в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, сбытовых конторах, товарных биржах при реализации продукции крупными партиями;
• розничные цены— используются при продаже товаров в розничной торговой сети, т.е. в условиях их продажи индивидуальным покупателям небольшими партиями. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки (издержки обращения плюс прибыль торговой организации);
• закупочные цены — это цены государственных закупок продукции у предприятий и населения для создания государственных резервов;
• цены на услуги — это тарифы (расценки) на перевозки грузов и транспортно-экспедиционные услуги и т.п. При этом не создается продукт в его материально-вещественной форме. Производство услуги совпадает с началом ее потребления.
Государственная тарифная политика на транспорте
Государственная тарифная политика имеет глубокие исторические корни. Так, еще в 1883 г. министр финансов России С. Ю. Витте сформулировал в статье «О железнодорожном транспорте», опубликованной в газете «Ведомости», основные принципы построения железнодорожных тарифов, которые безусловно актуальный на современном этапе развития рынка транспортных услуг.
1. Железнодорожные тарифы должны регулироваться по закону спроса и предложения с учетом платежеспособности заказчиков.
2. Размер капиталов сооружения железных дорог имеет влияние на размеры провозных плат, следовательно, на тарифы.
3. Чем употребительнее товар, тем железной дороге бывает выгоднее держать на него более низкий тариф.
4. Расстояние перевозки, вес и объем груза влияют на тарифы только по влиянию их на размеры эксплуатации.
5. Провозная цена не должна понижаться ниже расходов эксплуатации.
6. Государственное вмешательство с целью ограничения сферы свободного действия закона «Спроса и предложения» осуществляется для сохранения государственных интересов и защиты слабых.
7. Следует публиковать тарифы до их введения.
8. Тарифы должны основываться и оправдываться статистикой производства, потребления и продвижения грузов.
9. Нужно соблюдать равноправность отправителей перед тарифами.
10. Причитающаяся государству от эксплуатации железных дорог прибыль должна идти на общую поддержку торговли, промышленности, помощи неимущим, а понижение тарифов должно осуществляться на определенные грузы и преимущественно на предметы первой необходимости для массы населения.
11. К международным и внутренним грузам должна применяться одинаковая тарифная система.
12. Частная и казенная эксплуатация должны иметь одинаковые условия.
Анализ зарубежных рынков автотранспортных услуг убедительно доказывает, что в рыночной экономике ценовая политика определяется моделью рынка, отражающей тип рынка (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия) и степень государственного вмешательства в систему рыночного ценообразования. При формирующемся рынке автотранспортных услуг в сфере международных перевозок грузов тарифы в настоящее время не отражают в полной мере соотношения спроса и предложения. Это связано с отсутствием согласованных нормативных документов, регламентирующих отношения грузовладельца и перевозчика, правил применения тарифов, тарифных ставок и норм, что позволяет перевозчикам в ряде случаев взимать с клиента плату за обратный порожний пробег автотранспортного средства и создает условия для формирования нелигитимного поля автотранспортной деятельности, позволяет перевозчикам «пиратствовать» на рынке международных перевозок грузов. Перевозки грузов между Россией и странами ближнего зарубежья осуществляются на основе двухсторонних соглашений, определяющих организацию прямых международных автомобильных сообщений, взаимоотношения по использованию дорожной
сети, разрешительной системе, страхованию, налогам и сборам, пограничному, санитарному и таможенному контролю.
Процесс унификации должен способствовать выравниванию уровней автотранспортных издержек и стать основой формирования согласованной тарифной политики на автомобильном транспорте, которая должна обеспечивать:
• формирование единого экономического пространства;
• равные условия конкуренции автоперевозчиков независимо от форм собственности и принадлежности к тому или иному государству;
• защиту экономических интересов транспортной клиентуры от недобросовестной конкуренции перевозчиков.
Тарифные соглашения не должны носить антирыночный характер, при этом в их задачу входят методологическое и правовое регулирование отношений перевозчиков и клиентуры, регламентация правил перевозок грузов, снятие неоправданных ограничений, установление рекомендательных «вилочных» тарифов, определяющих лишь допустимые нижний и верхний пределы возможного уровня тарифов. Важнейшая задача органов государственного управления на автомобильном транспорте заключается в формировании информационного пространства тарифной политики, т. е. содействие в организации регистрационных служб в регионах, оказывающих информационные услуги заказчикам об условиях и «объявленных тарифах» по перевозке грузов.
Для организации международных перевозок важно правильно оценить всю логистическую цепь перемещения внешнеторговых товаров от грузоотправителя (упаковка, хранение, погрузка, доставка разными видами транспорта) до конечного пункта потребителя или консигнационного терминала с последующим развозом. При таком подходе к формированию оптимального варианта цепи поставок важнейшей составляющей является обоснованный сквозной тариф. Разница в цене груза, поступившего к оптовому покупателю товара, в пункте его реализации и цене груза, предъявленного перевозчику в пункте его производства, является сквозным тарифом, т.е. в сквозной тариф входят все расходы, связанные с перемещением единицы товара (транспортные тарифы, таможенные сборы, тарифы за погрузочно-разгрузочные операции, сборы за хранение, маржа экспедитора и т.д.).
В соответствии со сложившейся мировой практикой процесс выработки реальных сквозных тарифных ставок становится все более индивидуальным. Конечная цена реальной транспортной сделки определяется целым рядом условий, среди которых главными являются, с одной стороны, набор дополнительных услуг и выгод, которые получает грузовладелец, а с другой — его платежеспособность. При этом на одном и том же маршруте необходимость поддержки отечественного экспортера может потребовать снижения сквозной ставки, а возможность максимизации валютной эффективности при расчетах с иностранным грузовладельцем — ее повышения. В этой связи исключительное значение приобретает создание при государственном участии операторов смешанных перевозок, которые могли бы устанавливать в каждом конкретном случае экономически обоснованный сквозной тариф. Для обеспечения конкурентоспособности при формировании тарифной политики в международном сообщении должны применяться следующие принципы:
• дифференциация тарифов по родам грузов с учетом платежеспособного спроса на перевозки;
• дифференциация тарифов в зависимости от дальности и направлений перевозок, в том числе с учетом наличия альтернативных, конкурентных направлений одного из видов транспорта
(автомобильный, водный транспорт, железная дорога).
При организации перевозок грузов двумя и более видами транспорта тарифная политика должна отвечать следующим основным требованиям:
• стабильности уровня тарифных ставок при международных перевозках, выраженных в свободно конвертируемой валюте;
• обеспечению конкурентоспособности перевозимых товаров на рынках сбыта;
• созданию тарифами предпосылок для поддержки российских товаропроизводителей и экономики страны.
Следующий стратегический принцип тарифной политики состоит в паритетности цен и тарифов соответственно у производителей и на всех видах транспорта, участвующих в смешанных и международных перевозках.