Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь:
Речевая деятельность:
Аудирование:
- Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста воспринимаемого на слух;
- Выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- Составлять план текста, полный сжатый пересказ (устный и письменный);
- Обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
Чтение:
- Дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
- Находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- Проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.)
- Составлять тезисный план исходного текста;
- Владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
- С помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
Говорение
- Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
- Создавать собственные высказывания, соответствующие требования точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
- Формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.;
- Размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и инонациональные);
- Уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;
Письмо:
· Сохранять при письменном изложении типологическому структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
· Создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
· Писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
· Соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского языка литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
· Уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражение, фразеологизмы в связанном тексте;
· Использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
· Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
· Рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связанного текста;
· Устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
· Определять стиль речи, прямой и обратной порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
Фонетика орфоэпия
- Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- Правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- Анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов частей речи;
- определять способы образования слов разных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
Лексика и фразеология:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы именных, глагольных словосочетаний и конструировать словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- Использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
- Соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
- Самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
Для учителя
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку 7 класс / под редакцией С.Н. Пименовой – М.: Дрофа,2005
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. – М.: Дрофа,2004
- Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика» 5-9 классы. – М.: Дрофа,2005
Для учащихся
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006
- Русский язык. Практика. 7 класс/ под ред. Пименовой С.Н. – М.: Дрофа,2006
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. – М.: Дрофа,2006