Вопросы:
1. Охарактеризуйте формы и приоритеты государственного вмешательства.
2. Разъясните принципы экономической эффективности и справедливости оценки государственного вмешательства.
3. Что такое «провалы политики» и чем они могут быть вызваны?
4. Перечислите этапы анализа «затраты – выгоды».
5. Зачем применяется дисконтирование?
6. Методы экономической оценки изменений окружающей среды.
7. Неэкономические методы оценки качества окружающей среды.
Тесты
1. Общественное благо (ОБ) — это:
а) индивидуально потребляемое благо;
б) классический товар;
в) относительно неисчерпаемое (неистощимое) благо;
г) частная собственность;
д) блага, бесплатно предоставляемые государством.
2. Естественные ресурсы совместного потребления (ЕРСП):
а) неистощимы;
б) только объект общественной или коллективной собственности;
в) по мере усиления ограниченности способны принимать товарную форму;
г) верны б) и в).
д) верны а) и в).
3. Провалы рынка не связаны с:
а) нарушением условий совершенной конкуренции;
б) внешними эффектами;
в) неопределенностью имущественных отношений;
г) совершенной конкуренцией («невидимой рукой»);
д) действиями государства.
4. Неоклассическая теория в отличие от экономики благосостояния больше внимания уделяет:
а) частному товару;
б) общественному (национальному) богатству;
в) клубным товарам;
г) ресурсам совместного потребления;
д) природным ресурсам.
5. Характерной чертой общественных благ является:
а) свойство высокой конкурентности (соперничества) в потреблении;
б) свойство трудного исключения в случае, когда благо уже потребляется каким-то субъектом;
в) свойство легкого исключения в случае, когда благо уже потребляется каким-то субъектом;
г) отсутствия конкурентности (соперничества) в потреблении;
д) верны а) и б).
6. Благо, обладающее свойствами свободного доступа и низким уровнем соперничества в потреблении, называют:
а) частным товаром;
б) ресурсом совместного потребления;
в) общественным благом;
г) клубным товаром;
д) частным благом.
7. Какие причины являются условием превращения ресурса свободного доступа в частный товар:
а) неограниченность ресурсов;
б) относительная исчерпаемость ресурсов;
в) возобновимость ресурсов;
г) ограниченность ресурсов;
д) не хватка (бедность) ресурсов.
8. Клубным (облагаемым пошлиной) благом являются:
а) охранные территории местного значения;
6) земельные ресурсы;
в) лесные угодья;
г) ресурсы биоразнообразия;
д) оборона государства.
9. Какие экологические блага и природные ресурсы не относятся к общественным благам:
а) рыбные ресурсы открытого моря;
б) озоновый экран;
в) экологическая безопасность;
г) атмосферный воздух;
д) полезные ископаемые.
10. В каком из перечисленных случаев возможно достижение договоренности без вмешательства государства:
а) обсуждение проблем борьбы с разрушением озонового слоя;
б) химкомбинат, расположенный рядом с Ясной Поляной, оказывает разрушающее воздействие на поместье;
в) обмеление озера вследствие перехвата вод питающих его рек;
г) при строительстве гаража на вашем участке необходимо спилить дерево, растущее на границе и распространяющее корневую систему на вашу территорию;
д) увеличение загрязнения рек Волги и Оки.
11. В каком из перечисленных случаев возможна договоренность только при вмешательстве государства:
а) когда участников сделки 2—3 субъекта;
б) при производстве частного товара;
в) при наличии экстерналий;
г) при отдыхе на берегу озера;
д) верны а) и в).
12. Теорема Коуза предполагает:
а) отсутствие транзакционных издержек;
б) отсутствие или недостаточность информации;
в) нерациональное поведение всех заинтересованных лиц;
г) нарушение всех видов соглашений;
д) наличие естественных монополий.
13. Провалы рынка не связаны с:
а) совершенной конкуренцией;
б) наличием положительных экстерналий;
в) «загрязнением» экологической информации;
г) правовыми неопределенностями;
д) вмешательством государства.
14. «Безбилетный пассажир» — это:
а) человек, имеющий льготы на проезд на автобусе;
б) вор, укравший частный товар;
в) фирма, которая загрязняет окружающую среду;
г) лицо, которое платит за возможность потребления блага меньше в сравнении с действительной пользой для себя;
д) человек, не имеющий средств к существованию.
15. Условием превращения общественного блага в частный товар является:
а) установление платы за пользование блага;
б) установление очереди среди потребителей;
в) устранение условий свободного доступа к благу и установление платы за его использование;
г) усиление конкуренции (соперничества) в потреблении;
д) уменьшение производства общественных благ.
16. Кто несет потери от положительного внешнего эффекта:
а) третьи лица;
б) производитель;
в) покупатель;
г) население;
д) никто.
17. Кто страдает от производства отрицательного внешнего эффекта:
а) покупатели продукции, при производстве которой загрязняется окружающая среда;
б) третьи лица;
в) экспортеры;
г) импортеры;
д) общество.
18. Коллективно потребляемые ресурсы открытого типа:
а) не могут быть присвоены частными собственниками;
б) вовлекаются без проблем в процесс купли-продажи;
в) инвестиции направляются в основном на ресурсосбережение;
г) инвестиции направляются в основном на ресурсопотребление без учета экологических последствий;
д) верны а) и г);
е) верны а), б) и г).
19. Элементами рынка экологических услуг являются:
а) экологический аудит;
б) экологическая сертификация продукции;
в) рынок экотехники;
г) рынок экологической информации;
д) экологическое страхование;
е) верны а), б) и д);
ж) верны а), б), г) и д);
з) верны а), б), г).
20. Специфичность рынка в экологической сфере связана с тем, что:
а) мероприятия по охране окружающей среды всегда дают материализованный продукт;
б) объекты собственности на ресурсы природы являются специфичными;
в) средства, вложенные в природоохранную сферу, чаще всего выпадают из индивидуального кругооборота капитала фирмы;
г) эффект (услуги) природооохранной деятельности получают третьи лица;
д) верны а), б) и г);
е) верны б), в) и г);
ж) верны б) и в).
21. Символом экологической чистоты продукта (товара) в США является:
а) оборотная зеленая стрелка;
б) три голубя;
в) голубой ангел;
г) гриф «Экологически чистый продукт»;
д) крест на фоне земного шара.
22. Источниками провалов рынка являются:
а) «экологическая близорукость»;
б) отсутствие цен на экологические блага;
в) внедрение экологически безопасных технологий;
г) производство экологически чистой продукции;
д) отсутствие экологического менеджмента;
е) внешние эффекты и общественные блага;
ж) верны а), в), г) и е);
з) верны а), б) и е).
23. Отрицательные внешние эффекты возникают, если:
а) ресурсы ограничены;
б) действие одного агента является причиной потери выгод другими;
в) наносится экономический ущерб загрязнением окружающей среды и потери не компенсирует его производитель;
г) искажается общественная стоимость блага;
д) верны все ответы;
е) верны а), б) и г);
ж) верны б) и в).
24. Интернализация внешних эффектов — это:
а) осуществление принципа «платит жертва»;
б) превращение внешних эффектов во внутренние издержки (выгоды) их производителей;
в) производство фирмами товара, производство которого загрязняет окружающую среду;
г) нанесение экономического ущерба третьим лицам (населению);
д) введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал.