Вопросы для обсуждения:
- Философия Нового времени. Общая характеристика;
- Естественнонаучная мысль Нового времени:
ü Ф.Бэкон родоначальник Нового времени;
ü Проблема метода в философии эмпирики и рационалисты;
ü Проблема познания в Немецкой классической философии;
- Социально-политическая мысль XVII-XVIII вв. (Т.Гоббс, Д.Локк,
французские просветители, И.Кант);
- Направления и проблематика философской мысли конца XIX-XX веков.
Контрольные вопросы:
- Назовите центральную проблему Нового времени;
- Перечислите характерные черты Нового времени;
- Сколько идолов выделял Ф.Бэкон?
- Что понимал под идолом Ф.Бэкон?
- Раскройте содержание понятия эмпиризм;
- Перечислите философов эмпириков;
- Раскройте содержание понятия рационализм;
- Перечислите представителей Рационализма Нового времени;
- Что означает понятие агностицизм?
- Что означают понятия монизм, дуализм, плюрализм?
- Назовите автора концепции монадологии;
- Кому принадлежит фраза «Знание – сила»?
- Кто автор афоризма «Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах…»?
- Какой эмпирик утверждал, что в опыте мы познаем лишь единичное – «чтобы быть, нужно быть воспринимаемым»?
- Кого можно отнести к представителям агностицизма в лагере эмпириков Нового времени?
- Какие методы правильными считал в познании Ф.Бэкон?
- На какие виды делил знание Ф. Бэкон?
- Раскройте содержание учения о методе Р. Декарта;
- Какой представитель рационализма учил о дуалистичной структуре мира?
- Какими атрибутами по Р.Декарту обладает материальная субстанция?
- Назовите представителя Нового времени изложившего этику при помощи теорем, аксиом и доказательств;
- Кто положил начало изучения не души, а сознания в Новое время?
- Назовите основные работы И.Канта;
- На какие периоды делится творчество И.Канта?
- Какие два вида знания выделял И. Кант?
- Раскройте содержание понятия «вещь в себе»;
- Какому философу принадлежит девиз «Воздвигни свое «Я»»?
- Назовите философа сформулировавшего диалектический метод, как основу саморазвития духа;
- Раскройте содержание понятия «общественный договор»;
- Что означает понятие «Левиафан», кто автор этой работы?
- Кому принадлежит учение о «географической детерминизме»?
- Назовите философов Нового времени сформулировавших учение о разделении властей;
- Назовите философа, считающегося родоначальником либерализма;
- Какие ступени неравенства выделял Ж.Ж. Руссо?
- Кому принадлежит фраза «Раздавите гадину» и что под ней понималось?
- Назовите создателя Великой французской энциклопедии;
- Перечислите основные философские направления XIX-XX вв;
- Что означает понятие феноменология?
- Назовите родоначальника позитивизма;
- Перечислите представителей психоаналитического направления;
- Назовите крупных представителей экзистенциализма;
- Раскройте содержание понятия герменевтика;
- Что означает понятие аналитическая философия, назовите представителей данного направления?
Тема 6. Онтология. Движение пространство и время.
Вопросы для обсуждения:
- Проблема бытия в философии;
- Сущность и структура бытия. Материя, ее формы и виды.
- Проблема движения в философии, основные формы движения;
- Пространство и время как фундаментальные свойства бытия, проблема их соотношения.
Контрольные вопросы:
- Чем объясняется интерес философов к проблеме бытия на проятжении многих веков?
- Что означает понятие онтология?
- Раскройте содержание понятия субстанция;
- Чем субстанция отлична от акциденции?
- Каковы причины повышенного внимания к вопросам онтологии в западной философской мысли второй половины XX века?
- Раскройте содержание понятия отчужденность;
- Назовите основные виды субстанций;
- Раскройте содержание понятия материя;
- Выделите основные этапы в развитии представлений о материи;
- Выделите виды и формы материи;
- Что означает понятие синергетика?
- Дайте определения следующим понятиям: нелинейность, бифуркация, флуктуация; диссипативность, аттрактор;
- Выделите структурные уровни организации материи;
- Какие два виды реальности существуют?
- Охарактеризуйте понятие «симулякр»;
- Что означает понятие время?
- Дайте определение понятию пространство;
- Выделите основные свойства пространства и времени;
- Раскройте содержание субстанциональной и реляционной концепций соотношения пространства и времени;
- Дайте определение понятию движения и выделите его уровни;
- Охарактеризуйте особенности динамического и популяционного видов движения.
- Раскройте содержание специальной и общей теории относительности.