Мозговых механизмов памяти




•двигательная речевая зона (Broca, 1861)

•первичная двигательная кора (Fritsch, Hitzig,

1870)

•сенсорный речевой центра (Wernicke, 1874)

Современное представление о

Локализации

А.Р. Лурия: «психические функции

Представляют собой сложные

функциональные системы, которые не

могут быть локализованы в узких зонах

мозговой коры или в изолированных клеточных

группах. Они охватывают системы совместно

работающих зон, каждая из которых вносит

свой вклад в осуществление сложных

психических процессов, и которые могут

располагаться в различных, иногда далеко

отстоящих друг от друга участках мозга».

Виды памяти по характеры преобладающей дейтельности

память
двигательная
эмоциональная
Словестно-логическая
образная
слуховая
осязательная
вкусовая
обонятельная
зрительная

 

память
декларативная
процедурная
эпизодическая
соматическая
Моторные навыки
Перцептуальные стратегии
Условный и инструментальный рефлекс
Привыкание, сенситизация

 

Временная организация памяти

n Ф. Гальтон - мысли, содержащиеся в

сознании и мыслями, которые могут

оказаться в сознании только в результате

поиска в памяти.

n Г. Эббингауз – мгновенная и естественная

память

n У. Джемс – первичная и вторичная память

Модель Аткинсона иШиффрина, 1968

 

Модель Г.А. Вартаняна иМ.И. Лохова, 1986

 

Долговременная память и

Экспрессия генов

1. При обучении увеличивается синтез РНК в

нервной системе;

2. Блокада синтеза РНК нарушает консолидацию

памяти;

3. При обучении увеличивается синтез белков в

нервной системе;

4. Блокада синтеза белков нарушает консолидацию

памяти.

 

 

Вторая сигнальная система. Структура речевой деятельности. Промежуточная

Сигнальная система (по Л. Орбели).

Поведение животных и человека настолько сильно отличается, что у

человека должнысуществовать

Дополнительные нейрофизиологические

механизмы, которые и определяют

особенности его поведения. Для

различения высшей нервной деятельности

животных и человека И.П. Павлов ввел

понятия первой и второй сигнальных

систем, выражающих различные способы

психического отражения

действительности.

Единственная сигнальная система у

животных и первая у человека

обеспечивают отражение

Действительности в виде

Непосредственных чувственных

образов. Это «то, что мы имеем в себе

как впечатление, ощущение и

представление от окружающей внешней

среды, как общеприродной, так и нашей

социальной, исключая слово, слышимое

и видимое» (Павлов).

Специфические особенности высшей нервной

деятельности человека представлены второй

сигнальной системой, которая возникла в

результате развития речи как средства

общения между людьми в процессе труда.

«Слово сделало нас людьми» (И.П. Павлов).

Развитие речи привело к появлению языка как

новой системы отображения мира. Вторая

сигнальная система представляет новый

принцип сигнализации. Она сделала

возможным отвлечение и обобщение

Огромного количества сигналов первой

Сигнальной системы.

Вторая сигнальная система

оперирует знаковыми

образованиями («сигналами

сигналов») и отражает

действительность в обобщенном

И символьном виде.

Центральное место во второй

сигнальной системе занимает

Речевая деятельность.

Слово, обозначающее предмет, не является

результатом простой ассоциации по типу

«слово – предмет». Связи слова с предметом

качественно отличаются от первосигнальных

связей. Слово, хотя и является реальным

физическим раздражителем (слуховым,

зрительным, тактильным), принципиально

отличается от них тем, что в нем отражаются

не конкретные, а наиболее существенные

свойства предметов и явлений. Поэтому оно и

обеспечивает возможность обобщенного и

отвлеченного отражения действительности.

Вторая сигнальная система охватывает все

видысимволизации. Она использует не

только речевые знаки, но и самые

различные средства, включая музыкальные

звуки, рисунки, математические символы,

художественные образы, а также

производные от речи и тесно с ней

связанные реакции человека, например

мимико-жестикуляционные и

эмоциональные голосовые реакции,

обобщенные образы, возникающие на

основе абстрактных понятий, и т.п.

Объекты изучения
человек
Высшие приматы, обладающие развитой вокализацией и начатками символической функции
С речевыми нарушениями
Без речевых нарушений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: