•двигательная речевая зона (Broca, 1861)
•первичная двигательная кора (Fritsch, Hitzig,
1870)
•сенсорный речевой центра (Wernicke, 1874)
Современное представление о
Локализации
А.Р. Лурия: «психические функции
Представляют собой сложные
функциональные системы, которые не
могут быть локализованы в узких зонах
мозговой коры или в изолированных клеточных
группах. Они охватывают системы совместно
работающих зон, каждая из которых вносит
свой вклад в осуществление сложных
психических процессов, и которые могут
располагаться в различных, иногда далеко
отстоящих друг от друга участках мозга».
Виды памяти по характеры преобладающей дейтельности
память
двигательная
эмоциональная
Словестно-логическая
образная
слуховая
осязательная
вкусовая
обонятельная
зрительная
память |
декларативная |
процедурная |
эпизодическая |
соматическая |
Моторные навыки |
Перцептуальные стратегии |
Условный и инструментальный рефлекс |
Привыкание, сенситизация |
Временная организация памяти
n Ф. Гальтон - мысли, содержащиеся в
сознании и мыслями, которые могут
оказаться в сознании только в результате
поиска в памяти.
n Г. Эббингауз – мгновенная и естественная
память
n У. Джемс – первичная и вторичная память
Модель Аткинсона иШиффрина, 1968
Модель Г.А. Вартаняна иМ.И. Лохова, 1986
Долговременная память и
Экспрессия генов
1. При обучении увеличивается синтез РНК в
нервной системе;
2. Блокада синтеза РНК нарушает консолидацию
памяти;
3. При обучении увеличивается синтез белков в
нервной системе;
4. Блокада синтеза белков нарушает консолидацию
памяти.
Вторая сигнальная система. Структура речевой деятельности. Промежуточная
Сигнальная система (по Л. Орбели).
Поведение животных и человека настолько сильно отличается, что у
человека должнысуществовать
Дополнительные нейрофизиологические
механизмы, которые и определяют
особенности его поведения. Для
различения высшей нервной деятельности
животных и человека И.П. Павлов ввел
понятия первой и второй сигнальных
систем, выражающих различные способы
психического отражения
действительности.
Единственная сигнальная система у
животных и первая у человека
обеспечивают отражение
Действительности в виде
Непосредственных чувственных
образов. Это «то, что мы имеем в себе
как впечатление, ощущение и
представление от окружающей внешней
среды, как общеприродной, так и нашей
социальной, исключая слово, слышимое
и видимое» (Павлов).
Специфические особенности высшей нервной
деятельности человека представлены второй
сигнальной системой, которая возникла в
результате развития речи как средства
общения между людьми в процессе труда.
«Слово сделало нас людьми» (И.П. Павлов).
Развитие речи привело к появлению языка как
новой системы отображения мира. Вторая
сигнальная система представляет новый
принцип сигнализации. Она сделала
возможным отвлечение и обобщение
Огромного количества сигналов первой
Сигнальной системы.
Вторая сигнальная система
оперирует знаковыми
образованиями («сигналами
сигналов») и отражает
действительность в обобщенном
И символьном виде.
Центральное место во второй
сигнальной системе занимает
Речевая деятельность.
Слово, обозначающее предмет, не является
результатом простой ассоциации по типу
«слово – предмет». Связи слова с предметом
качественно отличаются от первосигнальных
связей. Слово, хотя и является реальным
физическим раздражителем (слуховым,
зрительным, тактильным), принципиально
отличается от них тем, что в нем отражаются
не конкретные, а наиболее существенные
свойства предметов и явлений. Поэтому оно и
обеспечивает возможность обобщенного и
отвлеченного отражения действительности.
Вторая сигнальная система охватывает все
видысимволизации. Она использует не
только речевые знаки, но и самые
различные средства, включая музыкальные
звуки, рисунки, математические символы,
художественные образы, а также
производные от речи и тесно с ней
связанные реакции человека, например
мимико-жестикуляционные и
эмоциональные голосовые реакции,
обобщенные образы, возникающие на
основе абстрактных понятий, и т.п.
Объекты изучения |
человек |
Высшие приматы, обладающие развитой вокализацией и начатками символической функции |
С речевыми нарушениями |
Без речевых нарушений |