И.П.Павлов (советский период)





Путь, пройденный советской наукой в период ее становления, ее пробле­мы и успехи отразились в судьбе И.П.Павлова — одного из величайших уче­ных мира и крупнейшего физиолога XX столетия.

Иван Петрович Павлов (1849— 1936 гг., см. с. 376) — в то время единствен­ный в стране лауреат Нобелевской премии и почетный член 87 иностранных и отечественных академий, университетов и научных обществ — восторженно приветствовал Февраль 1917 г., но Октябрь 1917 г. он не принял, так как был «глубоко убежден, что проделываемый над Россиею социальный и политичес­кий опыт обречен на непременную неудачу»2.

Первая мировая война и особенно гражданская война в России значитель­но осложнили работу И. П. Павлова. Деньги, полученные им в качестве Нобе­левской премии, пропали, так как банк был экспроприирован3. Эксперимен­тальных животных было нечем кормить. Сотрудники голодали.

12 июня 1920 г. И.П.Павлов обратился в Совет народных комиссаров с прошением «о приискании мне места вне родины, на котором я мог бы доста­точно пропитываться с моей женой и без помехи продолжать мою научную работу, которую смею считать очень важною и на которую мой мозг еще впол­не способен...»4. И.П.Павлов считал, что дело его, «как научное — именно

1 Подробнее см.: 1) Венгрова И. В., Шилинис Ю.А. Социальная гигиена в СССР (очерк исто­
рии) / Под. ред. Б.Д.Петрова. — М.: Медицина, 1976; 2) Министры здравоохранения: Очерки
истории здравоохранения России в XX веке / Под ред. О.П.Щепина. — М.: НИИ им. Н.А.Се­
машко РАМН, 1999. - С. 334-349.

2 Григорьян Н.А. Иван Петрович Павлов. 1849—1936. Ученый. Гражданин. Гуманист. — М.: На­
ука, 1999. - С. 143.

3 Ноздрачев А. Д., Марьянович А. Т., Поляков Е.Л. и др. Нобелевские премии по физиологии или
медицине за 100 лет. — 2-е изд. — СПб.: Гуманистика, 2003. — С. 48.

4 Есаков В. ...И академик Павлов остался в России // Наука и жизнь. — 1989. — № 9. — С. 78.


общечеловеческое, интернациональное, а не специально русское», и мечтал довести его до логического завершения.

25 июня 1920 г. В.И.Ленин направил председателю Петроградского испол­кома Г. Е. Зиновьеву известное письмо, в котором говорилось:

«Знаменитый физиолог Павлов просится за границу ввиду его тяжелого в матери­альном отношении положения. Отпускать за границу Павлова вряд ли рационально...

Между тем ученый этот представляет собою такую большую культурную ценность, что невозможно допустить насильственного удержания его в России при условии мате­риальной необеспеченности.

Ввиду этого желательно было бы, в виде исключения, предоставить ему сверхнор­мальный паек и вообще озаботиться о более или менее комфортабельной для него обстановке не в пример прочим.

Я слышал, что в петроградских домах отдыха жизнь для проживающих там налаже­на очень благоприятно. Нечто подобное можно было бы сделать и для профессора Пав­лова на его квартире»1.

В начале октября 1920 г. Герберт Уэллс, встречавшийся с И.П.Павловым в Петрограде, писал: «Павлов все еще продолжает свои замечательные исследо­вания — в старом пальто, в кабинете, заваленном картофелем и морковью, которые он выращивает в свободное время»2. В те дни зарубежная пресса уже обсуждала прошение Павлова, однако в беседе с Г.Уэллсом речи о нем не было.

Информация о том, что И.П.Павлов хотел бы продолжить свои исследова­ния за границей, достигла Каролинского Медико-хирургического института, который присуждал Нобелевские премии по физиологии или медицине. 9 но­ября 1920 г. Шведский Красный Крест, направляя в Петроград вагон медика­ментов, включил в сопроводительное письмо на имя В.И.Ленина просьбу разрешить И. П. Павлову «выехать в Швецию, где ему была бы предоставлена возможность в благоприятной и спокойной обстановке проводить свои вели­кие исследования»3. В письме подчеркивалось, что «эта идея возникла в науч­ных кругах Института, присуждающего Нобелевские премии, и была подхва­чена Шведским Красным Крестом; профессору Павлову ничего о ней неизве­стно»4.

Спустя три месяца, 2 февраля 1921 г. В.И.Ленин подписал ответ на письмо Центрального комитета Правления Шведского Красного Креста:

«Гуманная помощь в форме присылки различных медикаментов, предложенная шведским Красным Крестом больным Петроградской коммуны, была принята Прави­тельством Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с ис­кренней благодарностью. Однако, к своему сожалению, Российское Советское прави­тельство вынуждено отклонить просьбу Центрального комитета Шведского Красного Креста относительно переезда профессора Павлова для научной работы в Швецию, так как в настоящее время Советская Республика вступила в период интенсивного хозяйственного строительства, что требует напряжения всех духовных и творческих сил страны и делает необходимым эффективное содействие и сотрудничество таких

1 Ленин В. И. ПСС. - Т. 51. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1970. - С. 222.

2 Уэллс Г. Россия во мгле. — М.: Госполитиздат., 1959. — С. 28.

3 Григорьян Н.А. Иван Петрович Павлов. 1849— 1936. Ученый. Гражданин. Гуманист. — М.: На­
ука, 1999. - С. 144.

4 Есаков В. ...И академик Павлов остался в России // Наука и жизнь. — 1989. — № 9. — С. 79 — 80.

 

 

выдающихся ученых, как профессор Павлов... Теперь, когда военные нападения всех врагов России отбиты и взаимные связи со странами Западной Европы вновь посте­пенно, но неуклонно устанавливаются, существует надежда, что для развития и при­менения русской науки будут созданы необходимые условия»'.

24 января 1921 г. было принято постановление Совета Народных Комисса­ров «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И. П. Павлова и его сотрудников». Вот его текст:

«Принимая во внимание совершенно исключительные научные заслуги академика И.П.Павлова, имеющие огромное значение для трудящихся всего мира, Совет На­родных Комиссаров постановил:

1. Образовать на основании представления Петросовета специальную Комиссию с
широкими полномочиями в следующем составе: тов. М.Горького, заведывающего Выс­
шими учебными заведениями Петрограда тов. Кристи и члена Коллегии Отдела Управ­
ления Петросовета тов. Каплуна, которой поручить в кратчайший срок создать наибо­
лее благоприятные условия для обеспечения научной работы академика Павлова и его
сотрудников;

2. Поручить Государственному издательству в лучшей типографии Республики отпе­
чатать роскошным изданием заготовленный академиком Павловым научный труд, сво­
дящий результаты его научных работ за последние 20 лет, причем оставить за академи­
ком И.П.Павловым право собственности на это сочинение, как в России, так и за
границей;

3. Поручить Комиссии по Рабочему снабжению предоставить академику Павлову и
его жене специальный паек, равный по калорийности двум академическим пайкам;

4. Поручить Петросовету обеспечить профессора Павлова и его жену пожизненным
пользованием занимаемой ими квартирой и обставить ее и лабораторию академика
Павлова максимальными удобствами.

Председатель Совета Народных Комиссаров Вл.Ульянов (Ленин)»2.

И. П. Павлов с радостью принимал помощь для физиологического отдела, которым он заведовал в Институте экспериментальной медицины (ИЭМ), но от усиленного продовольственного пайка наотрез отказывался, считая непри­емлемым для себя «быть в привилегированном положении, сравнительно с близкими товарищами». (Хорошо известно, что в трудное для страны время наиболее ценные для эксперимента собаки подкармливались за счет академи­ческого пайка Павлова и сотрудников его лаборатории.)

В 1923 г. вышел в свет «Двадцатилетний опыт объективного изучения выс­шей нервной деятельности (поведения) животных», объединивший доклады, статьи, лекции и речи И. П. Павлова за 20 лет (1903 —1923). В 1927 г. были опуб­ликованы его знаменитые «Лекции о работе больших полушарий головного мозга». Эти классические работы стали итогом многолетней работы крупнейше­го физиолога мира, создавшего учение о высшей нервной деятельности.

В декабре 1925 г. физиологическая лаборатория ИЭМ АН СССР, которой заведовал И.П.Павлов, был преобразована в Институт физиологии АН СССР (ныне — Физиологический институт имени И.П.Павлова РАН). Для научных экспериментов были сооружены три звуконепроницаемые камеры. В 1930-е гг. работы Павлова щедро финансировались. Тем не менее для улучшения поло­жения сотрудников существовал персональный премиальный Фонд Павлова.

1 Ленин В.И. ПСС. Т. 52. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1970. - С. 302-303.

2 Ленин В. И. ПСС. Т. 42. - С. 262 - 263.


В трудные годы ИЭМ «зарабатывал» деньги, поставляя пищеварительные соки для научных, учебных и медицинских целей.

По инициативе И. П. Павлова в 1923 г. была создана Биологическая станция в Колтушах, в 12 км от Петрограда. Первоначально она была задумана как питомник для содержания и разведения животных за городом. В 1933 г. было завершено строительство первого каменного лабораторного здания станции. Со временем она выросла в крупную научную лабораторию по изучению фи­зиологии и патологии высшей нервной деятельности (ВИД), а в 1939 г. — в Институт эволюционной физиологии и патологии ВИД. Колтуши приобрели мировую известность как «столица условных рефлексов» — научный центр ге­нетики, физиологии и патологии ВИД.

Работы Павлова впервые показали, что условные рефлексы вырабатывают­ся в коре больших полушарий головного мозга. Это сделало возможным экспери­ментальное изучение деятельности коры больших полушарий в норме и пато­логии. Результатом этих исследований явилось создание учения о высшей не­рвной {психической) деятельности — одного из величайших достижений есте­ствознания XX столетия.

Учение Павлова о ВИД позволило объяснить сущность четырех темпера­ментов, которые до него трактовались с позиций гуморального учения древ­них греков. Базируясь на соотношении процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, Павлов дал экспериментально обоснованную классификацию темпераментов: сангвиник — тип сильный, уравновешенный, подвижный; флегматик — тип сильный, уравновешенный, малоподвижный; холерик — тип сильный, неуравновешенный; меланхолик — тип слабый. В то же время Павлов высоко ценил эмпирический гений древних: «в вопросе о тем­пераментах общечеловеческий эмпиризм, во главе с гениальным наблюдате­лем человеческих существ — Гиппократом... ближе всего подошел к истине... Греческий гений в лице (индивидуальном или сборном) Гиппократа уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные чер­ты»1.

И. П. Павлов причислял себя ко второму поколению российских физиоло­гов. Основоположником отечественной физиологии он считал И. М. Сеченова, которому «поистине могло бы приличествовать название отца русской физио­логии. До него профессор физиологии был только учитель... Иван Михаилович Сеченов сделался прежде всего самым крупным деятелем науки, положив на­чало одному из важнейших отделов нервной системы — учению о явлениях задерживания» (т.е. сеченовского торможения — прим. Т.С.)2.

«...Я рад, — писал И.П.Павлов в 1934 г. — что вместе с Иваном Михайло­вичем и полком моих дорогих сотрудников мы приобрели для могучей власти физиологического исследования вместо половинчатого весь нераздельно жи­вотный организм. И это — целиком наша русская неоспоримая заслуга в миро­вой науке, в общей человеческой мысли»3.

В августе 1935 г. в нашей стране состоялся XV Международный физиологи­ческий конгресс, президентом которого был И.П.Павлов (рис. 243). Прибыв-

1 Павлов И.П. Поли. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - С. 85 и 280.

2 Неопубликованные и малоизвестные материалы И.П.Павлова. — Л.: Наука 1975. — С. 11.

3 Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. 1. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - С. 13.

33 Соро


 
 

шие на него крупнейшие физиологи из США, Канады, Англии и других евро­пейских стран, признали И.П.Павло­ва «первым физиологом мира» (лат. facile princeps physiologorum mundi).

Рис. 243. Иван Петрович Павлов — Президент XV Международного физиологического конгресса. Москва, 1935 г.

Открывая этот первый в нашей стра­не Международный конгресс физио­логов, И. П. Павлов сказал: «Наше пра­вительство дает сейчас чрезвычайно большие средства для научной работы и привлекает массу молодежи к науке, и на эту молодежь зрелище мировой научной работы в лицах должно иметь огромное возбуждающее влияние. ...Мы, столь разные, однако, сейчас объеди­нены и возбуждены горячим интере­сом к нашей общей жизненной задаче. Мы все — добрые товарищи, даже во многих случаях связанные между собой явными дружескими чувствами. Мы работаем, очевидно, на рациональное окончательное объединение человече­ства...»1.

В 1935 г. И.П.Павлов написал «Письмо к молодежи», которое стало его завещанием грядущим поколениям молодых людей, посвятивших себя науке.

ПИСЬМО К МОЛОДЕЖИ

Что бы я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке?

Прежде всего — последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, по­следовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.

Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не бери­тесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недо­статки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, — он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взле­теть. Без них ваши «теории» — пустые потуги.

Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

Второе — это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда.

1 Павлов И.П. Поли. собр. соч. Т. 1. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — С. 17. 514


Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру объективности.

В том коллективе, которым мне приходится руководить, все делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возмож­ностей. У нас зачастую и не разберешь — что «мое», а что «твое», но от этого наше общее дело только выигрывает.

Третье — это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях.

Наша родина открывает большие просторы перед учеными, и нужно отдать долж­ное — науку щедро вводят в жизнь в нашей стране. До последней степени щедро.

Что же говорить о положении молодого ученого у нас? Здесь, ведь, ясно и так. Ему многое дается, но с него много спросится. И для молодежи, как и для нас, вопрос чести — оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша родина.

И.П.Павлов1

И.П.Павлов принадлежал к тем великим умам, которые смело окружали себя молодыми талантливыми людьми и считали долгом своей жизни вырастить плеяду молодых ученых — продолжателей своего дела.

В результате И.П.Павлов создал одну из величайших в мире научных физио­логических школ. Его учениками были Л.А.Орбели (1882 — 1958 гг.), А.Ф.Са­мойлов (1867—1930 гг.), П.К.Анохин (1898—1974 гг.), Э. А. Асратян, Б.П.Баб­кин (1877 — 1950 гг.). Его научные «внуки» и «правнуки» работают сегодня в ведущих научных центрах России.





Читайте также:
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.024 с.