Исследовательские проекты




Проект «Моя семья»

Проект «Моя семья» относится к разделу «Человек и общество» курса «Окружающий мир». В зависимости от учебной программы он может проводиться в разное время. В частности, для первого класса могут быть выбраны содержательные линии, связанные с изменением социальной позиции ребенка (дошкольник становится школьником), принятием им новых ролей в школьной жизни, например «Я и школа». В этом случае тема семьи является темой начала обучения, раскрывающей мир ребенка, его семейные отношения и ценности, которые он в момент прихода в школу пробует перенести в классный коллектив.

Цель проекта: создание мультимедийного продукта, посвященного семье ребенка, осознание им принадлежности к своей семье, ценности семьи в жизни человека, воспитание гордости за свою семью.

Продолжительность: 5 ч.

Предметные области: окружающий мир, филология, искусство, технология.

Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:

· уточнить значение слова «семья», какие близкие люди являются членами семьи;

· правильно называть членов своей семьи и близких родственников;

· составлять сообщение о своей семье»;

· записывать аудиосообщение о своей семье;

· набирать на компьютере и красиво оформлять сообщение о своей семье;

· рисовать портреты членов своей семьи и сканировать семейные фотографии;

· составлять компьютерный альбом о своей семье.

Что узнает учитель при проведении этого проекта:

· с какими членами семьи происходит основное общение ребенка;

· что ценит ребенок в своих близких.

ИКТ-компетентность:

- овладение начальными формами работы с информацией;

- понятие о способах передачи информации с помощью различного вида сообщений – рисунка, аудиозаписи, текста;

- фиксация информации о себе и своей семье цифровыми средствами.

К теме семьи ребенок будет обращаться в течение всего обучения в начальной школе. Принадлежность к семье обеспечивает ребенку чувство безопасности и эмоциональный комфорт. С другой стороны, в семейных отношениях кроются многие проблемы, мешающие ребенку быть успешным в школе. Разговор с ребенком о семье очень важен для учителя. Он дает информацию о том, кто из членов семьи наиболее авторитетен для ребенка. К мнению этого человека можно обращаться в случае затруднительных воспитательных ситуаций. Какой бы трудной ни была у ребенка семья, в проектной работе следует выстраивать позитивный образ, который поможет ребенку чувствовать себя комфортнее.

Работа над проектом невозможна без привлечения к участию в ней родителей учащихся и других членов семьи. Рекомендуется проводить этот проект в 1-м или 2-м классе. У первоклассников он будет более информативен для учителя и понятен для учащих. У второклассников будет больше технологических средств и навыков для его реализации, поэтому может получиться красивый результат.

Подготовка материалов для размещения в проекте. Работа над проектом начинается с естественного обсуждения вопроса о том, какими средствами ребенок может рассказать о своей семье. Практически все дети любят рисовать, поэтому с готовностью создадут на уроке изобразительного искусства, например, портреты родителей или тематические рисунки «Мы вместе играем» или «Моя мама любит…». По предварительной договоренности с родителями учащихся можно попросить детей принести из дома фотографии. Тогда, например, рисунок «Моя мама любит …» будет соседствовать с фотографией мамы за любимым занятием. Оценив возможности детей в рисовании, сочинении тексов, возможности принести фотографии, можно приступить к уточнению плана работы над проектом, выбрав какое представление информации оптимально именно для ваших учеников. Мы же рассмотрим подробнее один из вариантов работы.

Планирование работы. Работа над проектом может проходить на разных предметных уроках.

Урок 1. Окружающий мир. Обсуждение понятия «семья», обсуждение высказываний детей о семье, обращение (при необходимости) к словарям и другим информационным источникам. Обсуждение материалов, которые можно использовать в проекте.

Урок 2. Изобразительное искусство. Подготовка рисунков. Учитель может предложить разные темы, связанные с семьей, и разные техники выполнения рисунков. Использовать инструменты компьютерной графики пока не целесообразно. Дети еще не владеют ею на таком хорошем уровне, чтобы рисовать любые сюжеты, а некрасивая работа про дорогих людей может принести только разочарование.

Урок 3. Технология. Сканирование фотографий и рисунков. Поскольку сканер в кабинете обычно бывает один, эта работа всегда выполняется поочередно. В это время другие учащиеся могут быть заняты оформлением титула проекта на компьютерах.

Урок 4. Русский язык/Литературное чтение. Составление сообщения о своей семье. Сначала вместе с детьми составляется план, по которому они будут составлять свой рассказ. Затем выполняется аудиозапись сообщения или набор текста (в зависимости от того, чем дети в настоящее время владеют). «Сочинение» может происходить на уроке литературного чтение, а «создание текста» на уроке русского языка.

Урок 5. Технология. Разработка композиции проекта и его выполнение. На этом уроке материалы, приготовленные на предыдущих уроках, должны занять свои места на страницах компьютерного альбома. В таком альбоме, как правило, бывает несколько страниц. Например, можно посвятить маме и папе отдельные странички, а можно на одной странице представить всех членов семьи, а на нескольких других рассказать о семейных традициях, праздниках, увлечениях. Чем старше дети, тем богаче и разнообразнее этот проект будет по содержанию.

Средства реализации проекта. Для реализации проекта рекомендуется использовать ПервоЛого. Эта программа предоставляет очень простую и удобную возможность составления компьютерного альбома, что актуально для выполнения проекта при проведении его во втором, третьем и четвертом классах. Первоклассники же могут ограничиться работой, состоящей из одной страницы, на которой они разместят фотографии и рисунки, запишут звуковое сообщение о своей семье. Если заранее положить в поле форм буквы, учащиеся смогут создать подписи к фотографиям и рисункам. Дети, которые знают буквы и умеют читать, с удовольствием будут сажать на лист проекта новых черепашек и превращать их в буквы, а буквы соединять в слова и т.д.

Выполнение работы с более старшими детьми ставит учителя в позицию консультанта и координатора. Учащиеся работают самостоятельно, постепенно наполняя листы проекта различными информационными объектами, – рисуют, сканируют, набирают тексты, записывают звук и т.д. Задача учителя – проконтролировать, чтобы каждый участник проекта качественно выполнил все виды работ, чтобы дети не мешали друг другу, занимаясь, например, одновременно звукозаписью.

Презентация готовых работ. Рассказать всем о своей семье, скорее всего, захочет каждый ребенок, а дать такую возможность всем учащимся в классе довольно трудно. Возможны два варианта: либо организовать презентацию мультимедийных сочинений, на которой каждый ребенок выступит с кратким сообщением, либо использовать интернет-форум. Первая форма подходит для первоклассников. Тема семьи близка им и актуальна для развития речи учащихся. Впрочем, их короткое выступление также может быть зафиксировано и размещено в Интернете. Вторая форма хороша тем, что дает возможность задать учащемуся неограниченное количество вопросов по проекту. Информационно-образовательное пространство школы должно включать учебные форумы. В этом случае учащиеся готовят текстовое сообщение о своей семье, отражая в нем содержание проекта, и отправляют сообщение в открытый для этого форум. К сообщению форума прикрепляется компьютерный альбом. В этом случае все подписчики смогут прочитать сообщение, посмотреть альбом и задать вопрос автору.


Исследовательские проекты

Предъявляя общие требования к предметным результатам начального образования, образовательный Стандарт говорит о том, что при изучении учебных предметов учащиеся должны приобрести опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания. Говоря о современной методике изучения окружающего мира, нельзя игнорировать естественнонаучные и технические интересы учащихся, которые могут положить начало их научно-исследовательской деятельности и стать основой будущих профессиональных интересов. Методика научного исследования, предполагающая выдвижение гипотезы, ее экспериментальную проверку, осознание и формулирование вывода, вполне соответствует естественной потребности младшего школьника в познании мира. Дети постоянно задаются вопросами и строят предположения и никогда не останавливаются в своих попытках докопаться до истины. Они либо добиваются ответа от взрослого, либо пробуют проверить свои предположения на практике. Второе многим нравится больше. Ранний позитивный опыт самостоятельного учения оказывает развивающее действие на мотивацию и интерес, на способности к научному мышлению. Далее предлагается описание серии проектов, при выполнении которых ребенок не только получит фактические знания по тематике курса «Окружающий мир», но и реализует свою познавательную активность посредством проведения наблюдений и опытов. В ходе выполнения этих проектов достигаются заявленные стандартом метапредметные, и предметные результаты. В первом случае это использование средств ИКТ для фиксации результатов исследований, подготовки отчета в форме мультимедийного выступления по результатам работы. Во втором – использование средств ИКТ как средство проведения самого исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: