Рекомендации для наблюдений и занятий с детьми 5-6 лет




Сентябрь

Постарайтесь использовать прогулки на свежем воздухе для общения с ребёнком и развивающих занятий. Учите наблюдениям за изменениями в природе. Обратите внимание ребёнка на то, что с наступлением осени стало прохладнее, солнце уже не так ярко, исчезли бабочки и другие насекомые, начался отлёт птиц в тёплые края, на многих деревьях и кустарниках пожелтели или покраснели листья, отцвели цветы, засыхает трава, часто дует холодный ветер, идут моросящие дожди.

В парке или сквере найдите и рассмотрите ель, берёзу, липу, клён, дуб, рябину.

Обратите внимание ребёнка на характерные особенности коры, листьев, плодов семян этих деревьев. Предложите собрать из опавших листьев осенний букет. Дома поставьте букет в вазу. Пусть ребёнок попробует обвести и раскрасить отдельные листочки, а потом вместе с ним нарисуйте натюрморт с букетом из листьев.

Октябрь

Погода становится все хуже. Стало холодно, ветрено. Небо все чаще затягивают облака, сеет мелкий дождь. Но вы ежедневно гуляете с ребёнком во дворе, в сквере или парке. И не случайно медики говорят, что не бывает плохой погоды, бывает неправильная одежда. В такую погоду выручат непромокаемый комбинезон или куртка с капюшоном и резиновые сапожки с теплым меховым вкладышем. Вы оделись по погоде и теперь можете провести с ребёнком на воздухе положенные два часа. За эти два часа так много можно успеть!

Посчитаёте разноцветные листья в лужах, на дорожке. Потренируйте ребёнка в количественном и порядковом счёте. (один лист, два листа, три листа, четыре листа, пять листьев. Первый лист, второй лист, третий лист, четвёртый лист, пятый лист.)

Предложите ребёнку вспомнить названия деревьев и сначала перечислить короткие названия (дуб, клён, вяз, ель), а потом длинные (берёза, осина, рябина).

Наберите семена репейника и объясните ребёнку, что зимой вы насыплете их в кормушку для птиц.

Острыми палочками порисуйте на песке, попишите буквы и цифры, поиграйте в игру «Дорисуй картинку».

Если есть возможность, понаблюдайте с ребёнком за стаями улетающих на юг птиц. Расскажите, какие птицы улетают в тёплые края (ласточки, стрижи, соловьи, скворцы, грачи, гуси, утки, лебеди), а какие остаются зимовать (воробьи, голуби, вороны, сороки, галки). Знает ли ваш ребёнок, что улетающих птиц называют перелётными, а остающихся – зимующими?

 

Ноябрь

Стоит поздняя осень. Самая грустная пора. Но вы продолжаете свои ежедневные прогулки с ребёнком на свежем воздухе и наблюдения за погодой и природой.

Обратите его внимание на серое небо, низкие и тяжёлые облака, голые и прозрачные парки и скверы. Они стали тихими и пустыми. Последние птицы забились под крыши.

Не слышно ни весёлых трелей, ни звонкого чирикания. Только в редкие погожие дни можно увидеть на рябинах стаи готовящихся к отлёту и лакомящихся ягодами дроздов. Так же тихо и в лесах. Уже впали в спячку ежи, готовится залечь в берлогу медведь.

Рекомендации для наблюдений и занятий с детьми 6-7 лет


Сентябрь

Во время прогулок в парке или сквере продолжайте вместе с ребёнком наблюдать за изменениями в природе. Обратите его внимание на то, что стало меньше цветов, сохнет трава, начали изменять окраску листья деревьев, исчезают насекомые, собираются в стаи и готовятся к отлёту птицы. Поговорите о том, что с наступлением осени становится прохладнее, все чаще идут холодные дожди, дует сильный ветер.

Проверьте, знает ли ваш ребёнок названия и очередность осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Познакомьте будущего первоклассника с поговорками об осени и с народными приметами:

- В сентябре лето кончается, осень начинается.

- От осени к лету поворота нету.

- Гром в сентябре предвещает теплую осень.

- В лесу много рябины – осень будет дождливая, если мало – сухая.

Расскажите ребёнку, что осенью в лесу поспевает последняя ягода – клюква.

Выясните, знает ли ребёнок:

- какие изменения происходят осенью в жизни диких животных (линька, подготовка к долгой зимовке);

- кто из них готовится к спячке (медведь, ёж);

- кто готовит на зиму запасы съестного (белка, бурундук).

 

Октябрь

Обратите внимание ребёнка на то, что начались первые заморозки. Идя в детский сад ранним утром, рассмотрите иней, покрывающий траву. Пусть ребёнок потрогает его. Объясните, что иней нестоек, он растает, как только появится солнце, и вместо инея на траве заблестят капельки росы.

Привлеките внимание ребёнка к осеннему карнавалу листьев. Расскажите, что начало октября называют золотой осенью. Спросите у ребёнка, как он думает, почему. (Листья на деревьях стали золотыми, алыми, багряными. Леса и парки кажутся золотыми.)

Рассмотрите вместе листья и плоды разных растений: каштана, дуба, рябины, клёна, ясеня, шиповника, калины. Побеседуйте о том, какие они разные. Соберите и для поделок и подкормки птиц зимой.

В дождливый день побеседуйте с ребёнком об осенних дождях. Расскажите, что осенью дождь не похож на летний. Он холодный, моросящий, может сыпать маленькими капельками и день, и два, и неделю подряд.

Обратите внимание ребёнка и на то, что исчезло большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, другие забрались под кору или зарылись в землю и уснули.

Выясните, понимает ли ребёнок, почему осенью начинается массовый отлёт птиц. (стало холодно, исчезли насекомые, которыми питались птицы.) Понаблюдайте за стаями, которые летят над вашим населённым пунктом. Расскажите, что в октябре из наших краёв улетают скворцы, утки, гуси, журавли.

Если есть такая возможность, понаблюдайте за белками в осеннем парке. Белки заняты сейчас не только заготовками еды на зиму, но и утеплением жилья. Можно увидеть белочку, которая тащит в своё дупло увядшую траву или мох.

 

Ноябрь

Обратите внимание ребёнка на то, что в ноябре заметно сократилась продолжительность светового дня, ночи стали длиннее, а дни короче; всё реже светит солнце, небо плотно закрыто низкими тучами, и иногда нудный осенний дождь сменяется мокрым снегом; в ясные дни по утрам лужи покрываются льдом; засохла трава, отцвели последние цветы; окончательно исчезли насекомые, улетели перелётные птицы. Всё это – приметы поздней осени.

Расскажите сыну или дочери о том, что звери в лесах уже поменяли редкий летний мех на зимний – густой и тёплый. В пушистую ярко-рыжую шубку нарядилась лисица. Перелиняла и белка, её зимний мех серого цвета. Белый зимний наряд уже надел заяц-беляк. В сугробах, которые скоро появятся в лесу, его ни за что не увидишь. Медведь выбрал себе место для берлоги, нагрёб туда мху, опавшей листвы, мелких веточек ели. Когда пойдёт первый снег, медведь будет уже в своём зимнем доме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: