Антропный принцип в науке. Его богословское значение.




Антропный принцип участия предполагает, что наша вселенная создана людьми как наблюдателями и не существует независимо от них. Однако в действ-ти в рамках стандартной квантовой механики наблюдатель не придает “реальность” наблюдаемому объекту, а лишь выбирает тот аспект реальности, который он хочет наблюдать. И, более того, вследствие необратимости времени, влияние чел-ой деятельности на события, происшедшие до появления человека, есть не что иное как абсурд. Поэтому соврем. наука не дает никаких доводов в пользу веры в сотворение вселенной чел-ом.Антропный принцип в своей сильной форме заявляет, что Вселенная была устроена сначала и развивалась так, что в ней с неизбежностью должен возникнуть чел-к. Замысел о появл. чел-ка присутствовал во Всел. как главная цель в самом её начале, а космология похожа на генетику, когда в гене уже сформирована программа развития будущ. чел-ка. Гармоничность и закономерность вселенной свидетельствуют о целесообразности и разумности силы его создавшей, следовательно, мир устроен Разумом. Причем Разум этот помимо того, что Он несравнимо более “разумен”, чем человеч. существа, даже учитывая их потенциальные способности, должен быть Личностью, так как только Личность может создать что-то с подобной степенью точности. Также известна одна из черт Его Личности - это Его забота о живых существах, в особенности о человеческой расе, подтверждение чего мы находим в огромном количестве ресурсов, предусмотренных для поддержания жизни. Таково мнение не только теологов-богословов, но и многих ученых, занимавшихся изучением этой проблемы. Для христиан антропный принцип служит свидетельством особого положения человека в мироздании, проявлением любви Творца к людям. Наблюдая все новые проявления антропного принципа, мы убеждаемся, что человек - это особая часть Божьего творения, и все элементы мироздания созданы Творцом для обеспечения полной духовной и физической жизни человека.

41.Проблема «свободы воли». Богословский смысл и политическое измерение. СВ ясно говорит о том, что свободу человек обретает во Христе. Несвободен человек под действием греха. Для первых Христиан теоретического вопроса о свободе не стояло. Современная проблематика свободы возникла в ходе полемики Августина и Пелагия. Пелагий считал чел-ка способным к свободному бытию, Августин говорит о порабощении человека греху, при котором свобода – это исключительно действие божьей благодати.В восточной церкви соотношение свободы и благодати выразилось в понятии синергии. Идея о синергии развивается в контексте учения об обожении, о причастности нетварному свету, которое актуализировал свт. Грегорий Палама. Речь идет о том, что человеческая воля, будучи греховной – несвободна. Аскеза предполагает укрощение воли, ее подчинение заповедям. Укрощение воли само по себе есть действие воли, оно подобно смерти ветхого человека – греха. Но когда осуществляется ради Христа, то ведет к спасению. В XXв. Вопрос о свободе замещается вопросом, о правах на реализацию свободы. Изначально концепция прав человека возникает как способ сохранить дост-во чел-ка, удовлетворить его фундаментальные дух. вопросы в условиях появл. тоталитарных режимов, массового уничтожения людей и прочих глобальных гуманитарных катастроф. Проводником для реализации прав является демократический способ правления. Демократия – это способ управления государством, при котором большинство имеет возможность осуществить свою свободу. Т.е. демократия – это механизм, который запускается либеральным взглядом на жизнь общества. Конец XX века приводит к ситуации так называемых нелиберальных демократий. Механизм демократической регулировки жизни общества работает, но его цель (осуществление свободы) забыта. Отсюда появляются режимы, которые можно описать как демократические, но в которых отсутствует свобода. Более того, термином нелиберальная демократия модно описать и нынешние демократические режимы. Будучи рождены в христианском контексте понимания свободы, они утеряли контекст, в котором человек осознается как онтологическая единица, а не элемент социалной системы. Современное отстаивание прав сексуальных меньшинств, прав на эвтаназию, аборты и прочее ярков свидетельствует о том, что понятие права далеко отстоит от понимания свободы как полноты человеческого бытия в боге, синергии.

 

42.Богословское понимание человека и современные проблемы биоэтики: сексуальные меньшинства, эвтаназия, суррогатное материнство. Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики — вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой пастырской озабоченности.«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека.«Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость»Предсмертные физические страдания не всегда эффективно устраняются применением обезболивающих средств. Зная это, Церковь в таких случаях обращает к Богу молитву: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси» (Требник. Молитва о долгостраждущем). Один Господь является Владыкой жизни и смерти (1 Цар. 2. 6). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12. 10). Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией «не убивай» (Исх. 20. 13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение. Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. «Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств.Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: